?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

(Продолжение. Начало здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь)

Во время работы в Национальном парке "Беловежская пуща" и некоторое время после этого я придерживался интеллектуально-рационально практического подхода к охране и управлению природой, да и решению других общественных проблем, считая его основой устойчивого развития. Это означает, что главной причиной наших бед я считал недостаточность интеллектуального развития человека, отсутствие необходимой грамотности и образованности у людей. Я думал тогда, что еще немножко усилий, еще чуть больше научных открытий, практических разработок, грамотности и образования, и светлое будущее не за горами. О том, как я глубоко ошибался, повествование в этой и следующей частях.

5 мая 2001 г., синхронно с моим днем рождения, в Беловежской пуще произошло исторически знаковое событие, положившее начало новому историческому этапу. Генеральным директором национального парка был назначен Николай Николаевич Бамбиза. К тому времени в нацпарке сотворили авантюру - закупили немецкую бэушную лесопилку за 1 млн. дойчмарок и построили новый крупный лесозавод, для чего набрали кредитов. Срочно нужен был специалист, который организует деревопереработку и выплатит долги. Н.Бамбиза был известен в стране как деревопереработчик, скандально прославившийся на вырубке уникальных пойменных дубрав Припятского национального парка для производства паркета и экспорта древесины. Это было во время его директорствования там. Сказать чисто с человеческих позиций, что это был человек низкой морали и нравственности означает ничего не сказать (замечу, с духовных позиций всё не так однозначно!). Но именно такие руководители нужны были Управлению делами Президента. По многим вопросам экологии и заповедного дела его знания были не просто недостаточны, а примитивны. Компенсировал он это наглостью, хамством в отношении с подчиненными, родственными связями в самых высоких правительственных кругах и умением ублажать нужных людей.

Беловежская пуща – это пуща, что означает лес древний, дремучий, дикий, заповедный. Но у Н.Н. Бамбизы были другие понятия и представления. Для него это был беспорядок. Проехав по Пуще, на следующий день он собрал лесников и заявил, что в бытность его руководства Припятским нацпарком за наличие суховершинных и поваленных деревьев лесник увольнялся в течение суток, и что начинается новый порядок. Лесники запротестовали. Тогда он начал "ломать" их, поодиночке. А через пару недель сама природа преподнесла ему "подарок" – в Пуще началась сильнейшая вспышка массового размножения жука елового короеда-типографа и гибель ельников. Это был конец мая и как раз в Пущу приехал эксперт Совета Европы для проверки выполнения рекомендаций Европейского Диплома с целью его продления. Мне, как заместителю директора по науке, поручили с ним работать. Мы поехали в лес. Вдоль дороги уже лежали срубленные гигантские ели, по официальной версии пораженные жуком-вредителем. Именно в такой высококачественной древесине нуждался новый лесозавод…

Не дожидаясь официальных разрешений, директор самовольно приказал начать сплошные санитарные рубки в охраняемом лесу по типу, как это делали в линейных лесхозах – берут делянку, весь лес вырубают, а затем садят новый. Под топор пошли даже совершенно здоровые деревья.

Такого в послевоенной истории белорусской части Беловежской пущи еще не было. Здесь проводились особые, щадящие рубки и действовало неписанное правило: ни одного срубленного живого дерева, рубить только сухостой в разрешенных зонах. Даже если осталась одна живая ветка, оно должно дожить свой век. Старики в человеческом обществе являются носителями мудрости и хранителями традиций. А старые деревья в лесу являются средой обитания для многих редких и уникальных видов растений и животных, которые в других условиях жить не могут. Такие деревья хранят огромное биологическое разнообразие. К тому же старые деревья обладают уникальным генофондом. Потому и сохранили Беловежскую пущу, что не рубили живых деревьев, а больше сухостой.

Я получил приказ научно обосновать эти антиэкологические и незаконные рубки. Но выполнять приказ не собирался. Более того, вместе с главным лесничим Евгением Анатольевичем Смоктуновичем дали информацию журналистам и независимым природозащитникам. В Беларуси поднялся нешуточный общественный скандал. Для решения этого вопроса была создана государственная комиссия из ведущих ученых и специалистов страны. Я также входил в ее состав. Перед началом работы комиссии всем нам, пущанцам, директор и куратор из Управления делами Президента (УДП) А.М. Максимович приказали: "Никакого балагана, все работники нацпарка голосуют за вырубку". И повезли комиссию по заранее подготовленному образцово-показательному маршруту. Но скрыть преступление не удалось. Евгений и я подсказали, куда нужно ехать, в итоге были раскрыты массовые нарушения правил рубок. На следующий день было голосование. Все проголосовали против, включая Евгения и меня. "За" голосовали лишь куратор из УДП, директор и еще 4 низко моральных или безвольных работника нацпарка.

Наутро я зашел к директору и с порога услышал: "Ну, всё парень, в стране работу не найдешь". "Не найду в стране, найду за границей", - ответил я. "Вот и ищи! Больше я с тобой дел не имею". И действительно, вопрос был решен однозначно и больше меня он не трогал. В тот день я перестал бриться. На вопрос коллег, отвечал, что я как Фидель Кастро, пока моя Родина под оккупацией и в опасности, буду с бородой. Мало ли чего, вдруг придется в партизаны идти… :) Тогда это была шутка. Я думал, что проблема затянется на полгода, максимум год. Как оказалось, понадобилось долгих 10 лет. Да и сейчас еще не конец, а смену местной власти настоящим освобождением назвать пока еще нельзя.

Итак, через 3 месяца после последнего разговора с директором я был уволен с формулировкой "В связи с окончанием трудового контракта". Вопрос о моем переводе на должность научного сотрудника даже не рассматривался, несмотря на наличие у меня ученой степени кандидата наук. Оно и понятно. Зная, с какой мощной мафиозной группировкой пришлось иметь дело, никаких иллюзий относительно своего будущего не было. Поэтому за месяц до увольнения удалось передать через "особые" каналы специальное письмо Президенту. В нем описывалось, какие злодеяния творятся в Беловежской пуще и как тогдашняя Управляющая делами (и будущая уголовница, впоследствии арестованная за хищения в особо крупных размерах) Галина А. Журавкова под видом республиканского семинара отмечала свой день рождения на правительственной резиденции Вискули, что в центре Пущи. Президент получил письмо и поручил разобраться … самой Г.Журавковой. Она разобралась. Письмо было распечатано на моем компьютере и это смогли "вычислить". К тому времени в Пуще уже на полную силу велся кадровый террор против наиболее грамотных и нравственных работников.

Хорошо помню следующий день после своего увольнения. Я проснулся. Внутри было ощущение какого-то недоразумения, чего-то нелогичного, странного и непонятного. Впервые я ощутил впереди пустоту. Потому что меня разлучили с наукой и с Беловежской пущей, в которых был важный смысл моей жизни. В единении оставалась лишь семья. До этого в стратегическом планировании жизни у меня было всё более менее понятно и последовательно: детство, юность, биология, университет, наука, Беловежская пуща, работа и диссертация, разработка перспективной научной концепции, а также карьера как логически ожидаемый шаг, пусть поначалу и не планируемый. А вот увольнения и окончания научных исследований на самом пике, в середине своего жизненного пути в моей стратегии не было. Однако, оно случилось…

Конечно, это очень неприятно, но, тем не менее, падать духом, а тем более впадать в депрессию или в алкоголизм я не собирался. Почти 10 лет я работал в Пуще под психологическим гнетом научного начальника и за это время испытал не одно падение вниз. Все они заканчивались новыми, более высокими подъемами вверх. Просматривалась четкая синусоида движения вперед. Свое увольнение я воспринял таким же образом, как временное недоразумение. Я думал и надеялся, что в конце концов высокое начальство разберется с тем, что творится в Беловежской пуще, и возвратит здравый смысл, а вместе с ним и я вернусь в науку.

Попытки уехать на запад на работу провалились. Сильных связей не было. А те, что были, ответили о невозможности. Во-первых, в Европе начался экономический кризис. Во-вторых, это было вскоре после теракта американских небоскребов 11.09.2001 г. и правительства стали строже следить за нелегальной эмиграцией и трудоустройством иностранцев.

Через 3 месяца меня пригласили на работу в местную среднюю экологическую школу учителем биологии и экологии, на замену декретного отпуска учительницы. Там я проработал 2 следующих года. Работать было нетрудно, в целом даже интересно, но непривычно. Это не было моим призванием. Тем не менее, я глубоко признателен директору школы Валентине Владимировне Фроловой! Для меня в тот момент трудоустройство в школе был хорошим выходом из трудной ситуации. Это позволяло не только финансово выжить, но давало много свободного времени далее заниматься вопросами Беловежской пущи, уже не в научном, а в природоохранном и экообразовательном направлении. И хотя в школе была детская организация экологической направленности "Экополис", там было больше формализма и не тот уровень, чтобы заниматься настоящей наукой.

Работая в школе, я находился в постоянном ожидании возможных изменений в руководстве национального парка. А еще сильно и глубоко страдал от разделенности с любимым делом (наукой), от невозможности продолжать свои научные исследования и быть в едином ритме с Беловежской пущей. Мои тело и разум находились в школе, а душа обитала в Пуще. Это было состояние душевной разорванности. Я понимал, что смена власти в национальном парке может затянуться на неопределенный срок. Пережить такое и при этом не изменить своему делу возможно лишь при условии огромной надежды на то, что рано или поздно наступят лучшие времена. Причем не просто ждать их, а самому творить необходимые для этого изменения.

(Продолжение здесь)

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/94603.html)

Comments

( 81 комментарий — Оставить комментарий )
(Анонимно)
31 янв, 2012 09:53 (UTC)
- Жизнь! - сказал Остап.-Жертва! Что вы знаете о жизни и о жертвах? Вы думаете, что, если вас выселили из особняка, вы знаете жизнь? И если у вас реквизировали поддельную китайскую вазу, то это жертва? (с) Сами знаете откуда.
Переиначивая: вас уволили с работы и вы знаете, что такое "сильное и глубокое страдание"? Раньше ваши посты были более или менее интересными, потом они стали унылыми. Теперь они просто тоскливые. Разжигание жалости к себе самому, упивание горем, которого нет. Ну и, естественно, поиски чего-то непознанного в чем-то неизведанном. "Тощища" (Надежда Ивановна Лохвицкая, она же Тэффи). Жуткая банальщина. Эталонная.
bp21
31 янв, 2012 10:09 (UTC)
Жалости? Упивание горем? Безусловно, такой ракурс взгляда на описываемые события и мое отношение к ним вполне может быть. Но насколько это соответствует действительности? Думаю, что в этом случае я больше выступаю как "зеркало", в котором у оценивающего "отражается" его же собственные представления и стереотипы, а не то, как оно на самом деле.
(без темы) - (Анонимно) - 31 янв, 2012 10:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dunadana - 10 фев, 2012 16:23 (UTC) - Развернуть
Троллизм - bp21 - 11 фев, 2012 12:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dunadana - 13 фев, 2012 07:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 13 фев, 2012 09:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yunaia_dusha - 31 янв, 2012 10:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 31 янв, 2012 10:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 31 янв, 2012 10:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 31 янв, 2012 10:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 31 янв, 2012 11:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yunaia_dusha - 31 янв, 2012 10:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kv0805 - 31 янв, 2012 10:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 31 янв, 2012 14:36 (UTC) - Развернуть
iren_nb
31 янв, 2012 10:06 (UTC)
Откуда только они берутся, эти воинствующие анонимы (см. комм. выше)? ))
Видимо, воспитывают в нас силу.
bp21
31 янв, 2012 10:10 (UTC)
Да, воспитывают Но не только. Прежде всего они сами на этом учатся.
(без темы) - yunaia_dusha - 31 янв, 2012 10:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iren_nb - 31 янв, 2012 10:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elena_borisova - 31 янв, 2012 10:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 31 янв, 2012 10:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iren_nb - 31 янв, 2012 10:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 31 янв, 2012 12:53 (UTC) - Развернуть
elena_borisova
31 янв, 2012 10:28 (UTC)
Про лес (Пущу) мне очень интересно.
А вот Вас, Юра, посчитали, видимо, доносчиком, у Вас и у руководства были разные представления о правильности происходящего.
И вот здесь возникает тема, поднятая Ромашкой. О руководителях. Которым талантливые не нужны, а нужны те, которые всегда "за".
bp21
31 янв, 2012 10:37 (UTC)
Руководители и таланты
Рад, что про Пущу интересно. Пуща - это грандиозное явление на Земле!

Да, и не только доносчиком. В их глазах я был, наверное, нравственным уродом. Ведь эталоном нравственности, или близко к этому, они считали прежде всего себя. Если бы было иначе, то не поступали бы так, как поступали. Это и есть то, что называют "быть в плену у собственных иллюзий".

Руководители разные бывают. Есть те, кому нужны талантливые. Многое зависит от окружающей среды. Один мой знакомый профессор говорил примерно так - дураков за Западе не меньше, чем у нас. Но там они распределены так, что почти никому не мешают. У нас же их распределили так, что они почти всё парализовали :)
annettika
31 янв, 2012 10:55 (UTC)
ох, Бамбиза-Бамбиза... и ведь не только с Пущей так... во всем...
(Анонимно)
31 янв, 2012 11:01 (UTC)
А согласитесь, удобно когда зло персонифицировано. Сразу становится все понятно, само собой все раскладывается по заранее протертым от пыли полочкам.
(без темы) - annettika - 31 янв, 2012 11:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 31 янв, 2012 11:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - annettika - 31 янв, 2012 11:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 31 янв, 2012 11:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - annettika - 31 янв, 2012 11:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 31 янв, 2012 11:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - annettika - 31 янв, 2012 12:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 31 янв, 2012 12:39 (UTC) - Развернуть
Re: Качественный скачок - (Анонимно) - 31 янв, 2012 11:46 (UTC) - Развернуть
Re: Качественный скачок - (Анонимно) - 31 янв, 2012 12:33 (UTC) - Развернуть
Re: Качественный скачок - (Анонимно) - 31 янв, 2012 11:51 (UTC) - Развернуть
spartak_gomel
31 янв, 2012 12:21 (UTC)
жизнь как есть
Жизнь это дорога (стоящая транпортёрная лента). Дорога , шагая по которой мы просто толкаем Землю за себя и двигаемяс все вместе вперёд. У одного , дорога по равнине: ровно, спокойно и с удовольствием шагает человек. У другого, по пересечённой местности: то бежит довольный , в припрыжку с холма, то поднимается чертыхаясь на очередной холм. У третьего, дорога по горам: то неприступная вершина и надо её обойти, то обрыв, который тоже требует усилий для преодоления. А ещё климатические условия разные. У кого тепло и умеренно сухо, у кого жара и сушь нестерпимая, у кого жара и ливни и т.д. Вариантов масса. Самое важное, что 1) все дойдут:))). 2) хоть торопись, хоть не спеши, хоть ляжь и не двигайся - результат один и тот же, а именно : все вместе мы всё одно неуклонно двигаемся вперёд. Да медленно, да с остановками и даже иногда возвращаясь несколько назад, но в конечном счёте всегда вперед:))))).
Кто важнее в этом движении , вот в чём извечный вопрос пытливого ума? :))). Тот кто спит и не идёт вообще, тот кто пытается всех разогнать-подогнать или тот, кто зовёт в обратный путь:))))? Ответ прост: все важны. В разные периоды нужны и те, и другие, и третьи.
А в целом , система стремится к спокойному поступательному движению.:))) И частные жизни отдельных людей существенной роли не играют, потому, что всегда найдётся ещё один человек( или много) , которые с успехом заменят выбывшего. Или просто обстоятельства изменятся. Счастье есть покой. Мудрость есть покой. Всё остальное - суета, ничего не стоящая. Покой есть смерть и бессмертие , одновременно:)))).

Кстати , случайно никто не знает ответа на вопрос : "Много это сколько?" А то Юра знает, но не говорит. А мне интересно, ужас! :)))

Edited at 2012-01-31 12:28 (UTC)
bp21
31 янв, 2012 12:35 (UTC)
Re: жизнь как есть
Метафорично, но точно, почти точно. Каждый движется в соответствии со своим жизненным контрактом, или заложенной внутри программой. В том числе внося поправки в них уже по хожу движения.
Пару уточнений.

//И частные жизни отдельных людей существенной роли не играют, потому, что всегда найдётся ещё ...//
Слишком категоричное утверждение. Процесс сложнее. Даже с позиций философии. Многое зависит от личности - оказаться в данном месте в данной время. Равнозначная замена далеко не всегда находится. Помнишь философскую категорию "общество-личность"? А также тему "Роль личности в истории"?

//Счастье есть покой. Мудрость есть покой. ... Покой есть смерть и бессмертие , одновременно:)))).//
Это что за ...? (слова точного не могу даже подобрать) :) Сам на ходу выдумал или где-то прочитал?
Re: жизнь как есть - bp21 - 31 янв, 2012 14:24 (UTC) - Развернуть
Re: жизнь как есть - (Анонимно) - 31 янв, 2012 14:59 (UTC) - Развернуть
Re: жизнь как есть - (Анонимно) - 31 янв, 2012 17:16 (UTC) - Развернуть
Re: жизнь как есть - bp21 - 31 янв, 2012 18:49 (UTC) - Развернуть
val000
31 янв, 2012 16:40 (UTC)
"специальное письмо Президенту" - анонимное? Это нехорошо.

Edited at 2012-01-31 16:40 (UTC)
bp21
31 янв, 2012 18:05 (UTC)
Ситуации разные бывают. Не исключалось, что он с ними в связке. Недавно назначенная им Управляющая его делами, на которую до назначения в прессе озвучивался серьезный компромат уголовного характера из ее биографии. Тем не менее, назначил. Плюс скандально известный директор. Тоже назначил. Так оно и оказалось, одна команда была. Как говорил покойный директор С.Балюк "меня за такие дела уже раз 5 посадили бы, а ему хоть бы что". Поэтому писать в открытую, это почти 100% голову на плаху ложить. А так пусть хотя бы знает.
(без темы) - (Анонимно) - 31 янв, 2012 18:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 31 янв, 2012 19:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - val000 - 1 фев, 2012 00:57 (UTC) - Развернуть
письмо - исход - bp21 - 1 фев, 2012 05:35 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
bp21
1 фев, 2012 08:59 (UTC)
ценность древнего леса
Хорошо сказано - вясковые (деревенские). Они у нас повсюду, начиная от самого самого верха. Впрочем, я считаю, что причины глубже, в персональном образовании и воспитании. И в деревни, и в городе всякие есть. Хотя, соглашусь, городские больше ценят лес, так как для них это место наслаждения и отдыха от городской жизни.

Потому у Вас и аватарка с секвойями!
(без темы) - (Анонимно) - 1 фев, 2012 09:54 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
1 фев, 2012 09:51 (UTC)
Ona Neem
Только что посмотрел последнего Давыдова. Продолжение знатной киргизской темы "Зима не будет" ("Всё живое произошло от киргизов"). Поразительное сходство со свистопляской, разворачивающейся на страницах сего журнала. Просто поразительное! Такое же многословие, те же выражения: "Зиманебудет" это код инициации, перехода к квантовому скачку", биороботы, запрограммированные люди. Полный джентльменский набор. И даже должности такие же, все как на подбор академики (ясен пень, народной академии). И самое главное - полнейшая уверенность в своей полнейшей, стопицотпроцентной правоте. И всю эту откровенную бодягу, которую несут народные академики, опровергнуть действительно невозможно, потому что натыкаешься на народноакадемический отпор "Авдруг" и "Никто не доказал, что не...". Сколько околовсяческих академий - столько и академических правд.
bp21
1 фев, 2012 10:49 (UTC)
Re: Ona Neem
??? Уточните, какое отношение написанное имеет к теме текста?
Ona Neem - (Анонимно) - 1 фев, 2012 11:01 (UTC) - Развернуть
pingback_bot
2 фев, 2012 12:00 (UTC)
Оказывается, можно и вот так...
User helenrokken referenced to your post from Оказывается, можно и вот так... saying: [...] льскими рассказами о ситуации в Беловежской пуще в 2001 – 2006 гг. Итак, после увольнения [...]
andrey_orthodox
2 фев, 2012 20:43 (UTC)
Вы много сделали
Вы много сделали для спасения Пущи.
Хотя бы этот сайт. Но не все в Вашей власти
bp21
19 фев, 2012 09:29 (UTC)
Re: Вы много сделали
Благодарю. Конечно, на всё воля Божья, а человек чаще как инструмент в Его руках.
Извините, что отвечаю с таким запозданием, были сбои с информированием через электрон.почту и сообщение не вовремя пришло.
( 81 комментарий — Оставить комментарий )

Profile

bp21, Козулько, Беловежская пуща, бп
bp21
bp21_Георгий Козулько
Беловежская пуща - 21 век

Latest Month

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com