?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

(Продолжение. Начало здесь, здесь и здесь)

После окончания университета в 1985 г. я приехал в Беловежскую пущу, проработал там всего 3 месяца и был призван на военную службу продолжительностью 1,5 года. В армию уходил с большим энтузиазмом. Дело в том, что после вуза я был распределен учителем в сельскую школу, где необходимо было отработать 3 года. Туда я не явился, фактически удрал в Пущу. Тогда были лишь две возможности законно избежать принудительного распределения и негативных последствий неявки – уйти в армию или жениться / выйти замуж. Во-вторых, я следовал правилу – неизбежное нужно пройти с минимальными потерями и максимальным позитивным эффектом.

Меня определили в танковые войска. В военкомате никто не смотрел на мою профессию и квалификацию. Спросили рост и сразу же вердикт – танковые (или мазута, как называли нас в самой армии). Первым местом службы стала образцово-показательная учебка "Печи" возле Борисова, в Белоруссии. Она была знаменита на всю страну тем, что международные военные делегации возили для показухи прежде всего туда.

Скажу сразу, что моего задорного энтузиазма хватило ровно на 3 дня службы. :) Я знал, что армия – это своего рода дурдом, но я не подозревал, что такоооооооой дурдом... Это трудно передать словами тем, кто лично не служил тогда и не пережил на собственном опыте. К тому времени великая, но насквозь прогнившая страна СССР приближалась к своему коллапсу, а армия есть зеркало страны. Армейская глупость и деморализация достигли апогея. Лично мне в учебке не довелось красить траву в зеленый цвет. Но мыть дорожные бордюры с мылом, намазывать асфальт черным кремом и подметать его так, чтобы при прикосновении мокрым пальцем не прилипала ни одна песчинка, приходилось :).

Мне определенно повезло: около 30 выпускников вузов, включая меня, собрали в отдельный "элитный" взвод и командиром поставили умного и доброго сержанта - физкультурника, выпускника пединститута. Поэтому в сравнении с другими "молодыми" нам было много поблажек. Тем не менее, уже через месяца два я завел календарик, где отмечал, сколько дней оставалось до дембеля. Юмор заключался в том, что такой календарик заводят "старики" за 100 дней до демобилизации. Это часть их ритуала. А тут "молодой"... Наш сержант иногда во время вечерней проверки для поднятия настроения спрашивал: "Рядовой Козулько, сколько дней до дембеля?" "468!", - бодро отвечал я. После чего общий смех…

Про саму службу в этой теме нет смысла рассказывать. Все как обычно: боевая и политическая подготовка, караулы, стрельбы на полигоне, хозяйственные работы, уборка казармы и территории, иногда культурная программа. И скучание по родным, особенно по своей любимой, которая ждала меня...

В армии я быстро понял, что для меня, по призванию ученого и полюбившего Беловежскую пущу, это будет время бОльших потерь, чем приобретений. Как говорили некоторые мои товарищи, вычеркнутые из жизни 1,5 года. Поэтому вскоре я развернул свой гражданский план и совместил его с военной службой. После университета меня зачислили в аспирантуру (соискателем, что означало самостоятельную учебу) и в армии начал подготовку к кандидатскому экзамену по философии. Всего было около 100 билетов, третьим вопросом которых стояло знание печатных работ Энгельса, Маркса и Ленина. Благо что в каждой роте их труды были обязательным атрибутом так называемой ленинской комнаты. Я завел тетради для конспектирования и по максимуму использовал свободное время для самоподготовки. Такого дива ни офицеры, ни сержанты еще не видели, поэтому под одобрение политрука мне сделали поблажку – трогали в последнюю очередь и позволяли заниматься даже в ущерб службе. А я во время этого не только постигал хитрую науку, но и душой возвращался в привычную для себя студенческую атмосферу, что сильно помогало мне переносить солдатские тяготы.

Через полгода учебка была окончена. Я не захотел там оставаться сержантом, меня сильно угнетали изобилующая глупость и муштра. Выбрал боевые войска, где, как говорили, свободы было много больше. А с ней и бардака...

Я был направлен в танковую дивизию под Бобруйском, в Белоруссии. Что-то там было лучше, что-то хуже. Но в целом тот же "дурдом". 70% солдатского состава были выходцы из азиатских стран. Плюс дедовщина (у нас средняя). Мы, несколько сержантов, носили свои вузовские значки-ромбики, выделявшие нас из общей толпы. Это (высшее образование), а также более старший возраст (на 5 лет) сыграли свою роль: "деды" поначалу "прощупали" каждого, проверили на слабость и вшивость, и далее почти не трогали. Остальным "молодым", особенно трусливым, иногда доставалось по полной. Благо, что офицеры не сильно препятствовали такой "воспитательной" работе.

У меня, как имеющего биологическое образование, теоретически была возможность попасть санитаром или даже фельдшером в медчасть. Это я узнал, когда встретил солдата-"медика", демобилизующегося и искавшего себе замену. У него вообще не было никакого спецобразования, так сказать, человек с улицы. Я ожидал целый месяц, но меня не взяли. Чуть позже на полигоне я встретил нового санитара-фельдшера, как оказалось, еще одного "человека с улицы". Лишь в конце службы месяц проработал ассистентом у зубного врача. Зимой, во время учений на полигоне у меня воспалился зуб, опухла щека и его удалили. После чего положили на неделю в госпиталь. Зубной врач, узнав о моих познаниях в анатомии и физиологии человека, договорилась с начальством и оставила меня с якобы осложнением еще на три недели.

Таким образом, мне пришлось делить тяготы и невзгоды вместе со всеми практически на протяжении всей службы. Тем более, что даже в конце службы я не занимался дедовшиной, а если нужно, наравне и вместе с "молодыми" выполнял черновые работы. Чем вызывал недовольство своих товарищей "дедов". Своим неправильным поведением ты разрушаешь сложившиеся традиции, говорили мне они. Но у меня были свои моральные понятия, принципы и правила, включая сострадание к близкому, и нарушать их я не мог, душа не позволяла. Из-за этого некоторые старослужащие меня сторонились и побаивались, да и я не особо стремился в их кампании. В том числе и потому, что хорошими друзьями для меня были всё те же томики Владимира Ленина, которые я брал с собой даже на полигон.

Итак, какое отношение всё сказанное имеет к духовному? Самое прямое. Во-первых, в этих трудных условиях проявлялись и проверялись различные черты характера, в том числе любовь, сострадание, милосердие, самопожертвование, сила духа и пр. Во-вторых, изучение философии – моего тогдашнего "духовного" знания. Помните, прошлый раз я писал, что в конце концов понял, почему во время сдачи экзамена не понял теории научного коммунизма? Так вот, проработав около сотни работ классиков марксизма-ленинизма в оригинале, освоив их поначалу трудный для восприятия и понимания язык, я пришел к заключению, что тогдашний социализм (1970-80-е года) на практике имел мало общего с учением этих классиков, а научный коммунизм в значительной степени был выдумкой. В них было много путаницы и несуразиц, поэтому я, логик, и запутался в этой путанице. Например, у В.Ленина часто проходит мысль "марксизм не догма, а руководство к действию". Это означало, если жизнь меняется, то учение также нужно менять и адаптировать к жизни. А идеологи СССР зачастую поступали наоборот – жизнь подстраивали под устаревшее учение. Именно это впоследствии, считаю, и стало главной причиной развала СССР.

Спустя год после начала изучения, взяв с собой 2,5 толстые тетради законспектированных (мелким почерком и в каждую строчку) работ классиков марксизма-ленинизма, я сдал кандидатский экзамен по философии на "отлично". Тем самым выполнил свое обещание, данное во время проваленного университетского госэкзамена. Хотя, допускаю, что не последнюю роль в столь высокой оценке сыграла моя сержантская форма :) (я был единственный служивый из всех сдававших экзамен). По возвращении в армию из отпуска взялся за подготовку ко второму экзамену – по немецкому языку.

Во время службы в армии начался период перестройки и гласности Михаила Горбачева. В открытый доступ хлынули потоки информации, прежде скрытой от народа. После чего стало окончательно ясно, что с социализмом и научным коммунизмом нас в школах и вузах крепко обманули. Это явилось для меня продолжением серьезного критического переосмысления всего изученного ранее.

Должен сказать, что в армии я реагировал, нередко болезненно, на проявления несправедливости и глупости и в открытую сопротивлялся им. За что страдал и даже наказывался. Но иногда это мое качество использовали. Помню, политрук дал задание подготовить доклад на собрание роты, чтобы в нем была критика в духе перестройки. На радостях я написал почти 10 страниц, где изложил всё наболевшее. Доклад занял 20 минут. Зал внимательно слушал. После завершения солдаты бурно зааплодировали в поддержку. На лицах политрука и комбата читалась некоторая растерянность и опасение. После этого докладов мне больше не поручали...

В конце службы к нам в роту перевели украинца Александра (не помню фамилию), выпускника театрального вуза, актера по профессии. Видя мои чаще всего бесполезные и неудачные потуги в борьбе против несправедливости и глупости, он посоветовал почитать в библиотеке книгу Владимира Леви "Искусство быть другим". Это стало для меня своего рода переворотом в понимании человеческих отношений и началом изучения психологии. Пожалуй, он единственный, кто тогда внес значительный вклад в мое становление как личности. За что ему огромное спасибо.

Перед демобилизацией нас, кто после вузов, направили на 2-месячные офицерские курсы в Брест. То было больше похоже на спецкурорт, чем на армию. После чего присвоили звание младшего лейтенанта и отправили по домам.

И последнее. В конце службы у меня не сложились отношения с командиром роты, ему надоела моя критика и независимое поведение. Он написал в целом негативную служебную характеристику, где были такие слова: "Постоянно работал над повышением своих знаний по гражданской специальности, не уделяя внимания воинской. … Вывод: тов. Козулько по своим морально-деловым качествам не достоин поступления в аспирантуру …" Мой коллега актер Саша, прочитав это, сказал, с такой характеристикой тебя можно зачислять в любую аспирантуру страны даже без экзаменов. :)


(При нажатии фотографии немного увеличиваются)

На танковом полигоне, Бобруйск, 1987 г.  На танковом полигоне, Бобруйск, 1987 г.

1 и 2. На танковом полигоне, Бобруйск, 1987 г.

На танковом полигоне, Бобруйск, 1987 г.  На танковом полигоне, Бобруйск, 1987 г.

3 и 4. На танковом полигоне, Бобруйск, 1987 г.

Загрузка снарядов в танк

5. Загрузка снарядов в танк

Несение караульной службы, Бобруйск, 1987 г.  Несение караульной службы, Бобруйск, 1987 г. 

6 и 7. Несение караульной службы, Бобруйск, 1987 г.

Мой второй танковый экипаж – слева водитель Молдабаев, справа наводчик Соколов, г. Бобруйск  Расчистка снега

8. Мой второй танковый экипаж – слева наводчик орудия Молдабаев, справа водитель танка Соколов, г. Бобруйск;
9. Расчистка снега

Дежурство по роте, г. Бобруйск  Стрельба из автомата 

10. Дежурство по роте, г. Бобруйск;
11. Стрельба из автомата

Расчитска мишеней от снега на полигоне, г. Бобруйст, 1987 г. 

12. Расчитска мишеней от снега на полигоне, г. Бобруйст, 1987 г.

Дембель, г. Брест, 1987 г.  Дембель, г. Брест, 1987 г. 

13. Дембель, г. Брест, 1987 г.;
14. Дембель, г. Брест, 1987 г., в центре сидит Александр (актер)

(Продолжение здесь)

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/93274.html)

Comments

spartak_gomel
19 янв, 2012 18:11 (UTC)
Re: Роль Ленина
//Разумных мыслей было много. Тот же НЭП, и др. ...Другой вопрос, что начатое дело он не смог довести до конца. И в этом, как мне кажется, большое противоречие исторической оценки его личности.//

Угу. угу. Где ж ещё можно набраться разумных мыслей как не у ленина. у гитлера ещё много было. У Пол Пота. да мало ли великих людей. Да и нынешние правители разумны иногда до нельзя: то сгинет кто без следов, а то в тюрьме замордуют кого. А чё? Гении они на то и гении, чтобы на людишек плевать. миллион сюда. миллион туда. Не переведутся чай.

Да-а, других-то людей на свете нет, чтобы у них разумные идеи отметить. Только эти.

Пока духовные люди будут находить у ленина разумные мысли не видать нам духовности как...как... . Сколько трансформаций не проходи.
bp21
19 янв, 2012 19:27 (UTC)
Re: Роль Ленина
Разумных мыслей можно много где набраться, даже на инфосвалке, если уметь правильно отбирать и фильтровать. Можно у добрых гениев, а можно и у злых.

Понимаю твою иронию. Тем не менее факт налицо - критическое изучение трудов В.Ленина внесло существенный вклад в мое личное развитие, в хорошем смысле слова. Отрицать это глупо.
spartak_gomel
20 янв, 2012 08:20 (UTC)
Re: Роль Ленина
Это всё понятно. Но говоря об этом публично, не на специальном обсуждении, ты пропагандируешь косвенно его. Что, на мой взгляд, недопустимо. Ну, это как, ведя разговор , как взрослые гладят по голове детей, вспоминать Гитлера и давать отрывок из фильма , где он это делает. Не дело, для духовных:). Имхо.:)
bp21
20 янв, 2012 08:40 (UTC)
Re: Роль Ленина
У меня стойкое ощущение, что ты однобоко и даже предвзято воспринимаешь это. В итоге, говоря ленинской фразой, "вместе с грязной водой выплескиваешь ребенка". А детей нужно учить, говоря метафорически, как отличать грязную воду от ребенка и как, выливая ее, не выбросить ребенка. Иначе это обман детей (людей), пусть и с благими намерениями. Потому что с подобным дети встречаются по жизни постоянно и

PS. //Не дело, для духовных:).// духовные относятся к этому с позиций души, а не морали. Это в корне отличается от общепринятого в массовом сознании. И я пока об этом молчу, так как вероятность быть не понятым почти 100%...
yunaia_dusha
20 янв, 2012 08:44 (UTC)
Re: Роль Ленина
"говоря ленинской фразой, "вместе с грязной водой выплескиваешь ребенка"."

Это не ленинская фраза. Это давно устоявшееся выражение. Ленин всего лишь цитировал его.
bp21
20 янв, 2012 08:56 (UTC)
Re: Роль Ленина
Ленин часто ее использовал. Спасибо за поправку. Я нигде не встречал ссылок на первоисточник и не знаю, кто первоавтор.
spartak_gomel
20 янв, 2012 17:46 (UTC)
Re: Роль Ленина
//А детей нужно учить, говоря метафорически, как отличать грязную воду от ребенка и как, выливая ее, не выбросить ребенка.// Вот когда НАУЧИМ детей РАЗБИРАТЬСЯ, тогда и можно будет так говорить. А СЕЙЧАС ситуация однозначная: люди не могут разобраться как помидоры выращивать на даче, а не то, что разбираться в тонкостях хорошее-плохое в зависимости от ситуации. Это же ОЧЕВИДНО!
bp21
20 янв, 2012 18:06 (UTC)
Re: Роль Ленина
Интересно, а как ты этому научишь? Теоретически? :) Это всё равно, что учить играть без музыкального инструмента, имитируя движения руками в воздухе. Или как у меня в армии были так называемые выходы на полигон "пеший по танковому". Это когда экипаж пешком идет по танковой дороге и представляет при этом, что он едет на танке. Это называлась учеба водить танк. Мы настолько смеялись над этим, глупее не придумаешь. :)

Если это для тебя не аргумент, тогда ответь, а почему же люди до сих пор не смогли научиться, цитирую тебя, "разбираться в тонкостях хорошее-плохое"? И это за тысячи лет существования цивилизации?
spartak_gomel
20 янв, 2012 19:02 (UTC)
Re: Роль Ленина
1. В Германии не ищут в гитлере хорошее, а мы не можем жить без подобного. Получилось у них? Мы что - не люди?
2. Почему за тысячу лет не научились... . Да потому. что даже наиболее разумные тупят часто и бормочут абы что где попало, а туповатые не разбираются, они подхватывают и думают, что так и надо.
Почему-то надо говорить, что Ленин гений, что Сталин выиграл войну, что Мао ..., что ким... и т.п. Тогда надо говорить как БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ . То есть, что Ленин был далеко не дурак. но человек подлый-низкий- ..., Сталин РУКОВОДИЛ государством, когда народ этого государства выиграл войну и т.д. Неужели трудно понять, что тупым надо ПРАВИЛЬНО подавать информации. Они ж думать-сортировать-анализировать НЕ УМЕЮТ. Как сказали, так они и всосали. "Сталин выиграл войну! "- говорит один специалист( а по сути ИДИОТ), а половина населения так и думать начинает и повторяют как попугаи.
Это же ОЧЕВИДНЫЕ вещи. ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ! Это как оппозиционные политики за два месяца до выборов начинают друг друга грязью поливать ( тот не так поступил, тот не то сделал). "Другого времени у вас нет?" - хочется спросить у них. Да просто они ИДИОТЫ! Образованные, высокодуховные и т.п. ИДИОТЫ. Раз не понимают элементарного.

Это не эмоции, это констатация факта: специалист в одной области очень редко разбирается в остальных областях, а лезет... . Я ещё понимаю, когда он учится-ищет и т.п., но когда он просто самонадеянно утверждает, то кто он ежели не ИДИОТ?
bp21
20 янв, 2012 19:37 (UTC)
Re: Роль Ленина
Во-первых, всё это я написал выше четкой и короткой фразой - людей нужно учить разбираться в этих вопросах. Во-вторых, это всё та же констатация факта, но никак не ответ на поставленный мною вопрос. В таком случае позволь мне ответить.

//Это же ОЧЕВИДНЫЕ вещи. ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ! //
Значит вовсе не очевидные, коль не смог ответить. На самом деле всё просто - такова природа сознания человека, всегда была, есть и будет. Это и есть главная задача человека - учится здесь, на Земле различать и делать добро вместо зла. И коль за тысячи лет большинство так и не научилось этому, значит это время (ты называешь его свое время) никогда не наступит! Потому что это противоречит самой природе Гомо сапиенс и правилам "игры" на Земле. А это значит, что нужно уходить от иллюзий и выстраивать стратегию действий в реальности. А не ждать еще сотни или тысячи лет наступления какого-то "своего" времени...
spartak_gomel
20 янв, 2012 19:59 (UTC)
Re: Роль Ленина
Нежелание принять иную точку зрения означает лишь не желание принять иную точку зрения, а вовсе не неполучение ответа на вопрос.
Просто надо сказать : " Я думаю иначе. Можно в лекции о необходимости любить детей вспоминать , как пример, Ленина и указывать на книжку "Ленин и дети". Также считаю возможным, говоря о способах изжить безработицу приводить в пример гитлеровскую Германию ...года и называть Гитлера гениальным менеджером. И т.д. " .

Это было бы честно:))). А так... ни то, ни сё. если и после этого всё ещё не понятно про что я говорю, тогда , извини, я ошибся в выборе собеседника. Бывает. :)
bp21
20 янв, 2012 20:35 (UTC)
Re: Роль Ленина
Точку зрения (что тупят, бормочут, не разбираются) я увидел и принял. Но это повторение констатации выше указанного факта, а не ответ на вопрос. Ответа - почему не разбираются - так и не последовало. Не считать же ответом на мой вопрос "почему не смогли разобраться?" твой ответ "потому что тупят, бормочут и не разбираются" :))) Когда в школе работал, то у меня двоечники так отвечали :))
Re: Роль Ленина - bp21 - 21 янв, 2012 18:41 (UTC) - Развернуть
Re: Роль Ленина - bp21 - 22 янв, 2012 06:49 (UTC) - Развернуть
Re: Роль Ленина - bp21 - 22 янв, 2012 19:20 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
21 янв, 2012 13:34 (UTC)
Re: Роль Ленина
Очень просто. За время своего существования человечество, как вы пишете, не научилось разбираться в дилемме "плохое-хорошее" потому что сплошь и рядом на этот вопрос ("Что такое хорошо и что такое плохо?") нет ответа. Не всегда можно даже однозначно ответить твердое перед нами вещество или жидкое, а вы хотите определенности в человеческих отношениях! Кстати, чем менее интеллектуален индивид, тем меньше сомнений он испытывает по поводу плохо-хорошо.
bp21
21 янв, 2012 13:53 (UTC)
Re: Роль Ленина
+!
spartak_gomel
21 янв, 2012 18:01 (UTC)
Re: Роль Ленина
//потому что сплошь и рядом на этот вопрос ("Что такое хорошо и что такое плохо?") нет ответа// Безусловно. согласен на 1000 %. это очевидно. я говорил, как здесь принято, метафорически:)).