?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

(Продолжение. Начало здесь, здесь и здесь)

После окончания университета в 1985 г. я приехал в Беловежскую пущу, проработал там всего 3 месяца и был призван на военную службу продолжительностью 1,5 года. В армию уходил с большим энтузиазмом. Дело в том, что после вуза я был распределен учителем в сельскую школу, где необходимо было отработать 3 года. Туда я не явился, фактически удрал в Пущу. Тогда были лишь две возможности законно избежать принудительного распределения и негативных последствий неявки – уйти в армию или жениться / выйти замуж. Во-вторых, я следовал правилу – неизбежное нужно пройти с минимальными потерями и максимальным позитивным эффектом.

Меня определили в танковые войска. В военкомате никто не смотрел на мою профессию и квалификацию. Спросили рост и сразу же вердикт – танковые (или мазута, как называли нас в самой армии). Первым местом службы стала образцово-показательная учебка "Печи" возле Борисова, в Белоруссии. Она была знаменита на всю страну тем, что международные военные делегации возили для показухи прежде всего туда.

Скажу сразу, что моего задорного энтузиазма хватило ровно на 3 дня службы. :) Я знал, что армия – это своего рода дурдом, но я не подозревал, что такоооооооой дурдом... Это трудно передать словами тем, кто лично не служил тогда и не пережил на собственном опыте. К тому времени великая, но насквозь прогнившая страна СССР приближалась к своему коллапсу, а армия есть зеркало страны. Армейская глупость и деморализация достигли апогея. Лично мне в учебке не довелось красить траву в зеленый цвет. Но мыть дорожные бордюры с мылом, намазывать асфальт черным кремом и подметать его так, чтобы при прикосновении мокрым пальцем не прилипала ни одна песчинка, приходилось :).

Мне определенно повезло: около 30 выпускников вузов, включая меня, собрали в отдельный "элитный" взвод и командиром поставили умного и доброго сержанта - физкультурника, выпускника пединститута. Поэтому в сравнении с другими "молодыми" нам было много поблажек. Тем не менее, уже через месяца два я завел календарик, где отмечал, сколько дней оставалось до дембеля. Юмор заключался в том, что такой календарик заводят "старики" за 100 дней до демобилизации. Это часть их ритуала. А тут "молодой"... Наш сержант иногда во время вечерней проверки для поднятия настроения спрашивал: "Рядовой Козулько, сколько дней до дембеля?" "468!", - бодро отвечал я. После чего общий смех…

Про саму службу в этой теме нет смысла рассказывать. Все как обычно: боевая и политическая подготовка, караулы, стрельбы на полигоне, хозяйственные работы, уборка казармы и территории, иногда культурная программа. И скучание по родным, особенно по своей любимой, которая ждала меня...

В армии я быстро понял, что для меня, по призванию ученого и полюбившего Беловежскую пущу, это будет время бОльших потерь, чем приобретений. Как говорили некоторые мои товарищи, вычеркнутые из жизни 1,5 года. Поэтому вскоре я развернул свой гражданский план и совместил его с военной службой. После университета меня зачислили в аспирантуру (соискателем, что означало самостоятельную учебу) и в армии начал подготовку к кандидатскому экзамену по философии. Всего было около 100 билетов, третьим вопросом которых стояло знание печатных работ Энгельса, Маркса и Ленина. Благо что в каждой роте их труды были обязательным атрибутом так называемой ленинской комнаты. Я завел тетради для конспектирования и по максимуму использовал свободное время для самоподготовки. Такого дива ни офицеры, ни сержанты еще не видели, поэтому под одобрение политрука мне сделали поблажку – трогали в последнюю очередь и позволяли заниматься даже в ущерб службе. А я во время этого не только постигал хитрую науку, но и душой возвращался в привычную для себя студенческую атмосферу, что сильно помогало мне переносить солдатские тяготы.

Через полгода учебка была окончена. Я не захотел там оставаться сержантом, меня сильно угнетали изобилующая глупость и муштра. Выбрал боевые войска, где, как говорили, свободы было много больше. А с ней и бардака...

Я был направлен в танковую дивизию под Бобруйском, в Белоруссии. Что-то там было лучше, что-то хуже. Но в целом тот же "дурдом". 70% солдатского состава были выходцы из азиатских стран. Плюс дедовщина (у нас средняя). Мы, несколько сержантов, носили свои вузовские значки-ромбики, выделявшие нас из общей толпы. Это (высшее образование), а также более старший возраст (на 5 лет) сыграли свою роль: "деды" поначалу "прощупали" каждого, проверили на слабость и вшивость, и далее почти не трогали. Остальным "молодым", особенно трусливым, иногда доставалось по полной. Благо, что офицеры не сильно препятствовали такой "воспитательной" работе.

У меня, как имеющего биологическое образование, теоретически была возможность попасть санитаром или даже фельдшером в медчасть. Это я узнал, когда встретил солдата-"медика", демобилизующегося и искавшего себе замену. У него вообще не было никакого спецобразования, так сказать, человек с улицы. Я ожидал целый месяц, но меня не взяли. Чуть позже на полигоне я встретил нового санитара-фельдшера, как оказалось, еще одного "человека с улицы". Лишь в конце службы месяц проработал ассистентом у зубного врача. Зимой, во время учений на полигоне у меня воспалился зуб, опухла щека и его удалили. После чего положили на неделю в госпиталь. Зубной врач, узнав о моих познаниях в анатомии и физиологии человека, договорилась с начальством и оставила меня с якобы осложнением еще на три недели.

Таким образом, мне пришлось делить тяготы и невзгоды вместе со всеми практически на протяжении всей службы. Тем более, что даже в конце службы я не занимался дедовшиной, а если нужно, наравне и вместе с "молодыми" выполнял черновые работы. Чем вызывал недовольство своих товарищей "дедов". Своим неправильным поведением ты разрушаешь сложившиеся традиции, говорили мне они. Но у меня были свои моральные понятия, принципы и правила, включая сострадание к близкому, и нарушать их я не мог, душа не позволяла. Из-за этого некоторые старослужащие меня сторонились и побаивались, да и я не особо стремился в их кампании. В том числе и потому, что хорошими друзьями для меня были всё те же томики Владимира Ленина, которые я брал с собой даже на полигон.

Итак, какое отношение всё сказанное имеет к духовному? Самое прямое. Во-первых, в этих трудных условиях проявлялись и проверялись различные черты характера, в том числе любовь, сострадание, милосердие, самопожертвование, сила духа и пр. Во-вторых, изучение философии – моего тогдашнего "духовного" знания. Помните, прошлый раз я писал, что в конце концов понял, почему во время сдачи экзамена не понял теории научного коммунизма? Так вот, проработав около сотни работ классиков марксизма-ленинизма в оригинале, освоив их поначалу трудный для восприятия и понимания язык, я пришел к заключению, что тогдашний социализм (1970-80-е года) на практике имел мало общего с учением этих классиков, а научный коммунизм в значительной степени был выдумкой. В них было много путаницы и несуразиц, поэтому я, логик, и запутался в этой путанице. Например, у В.Ленина часто проходит мысль "марксизм не догма, а руководство к действию". Это означало, если жизнь меняется, то учение также нужно менять и адаптировать к жизни. А идеологи СССР зачастую поступали наоборот – жизнь подстраивали под устаревшее учение. Именно это впоследствии, считаю, и стало главной причиной развала СССР.

Спустя год после начала изучения, взяв с собой 2,5 толстые тетради законспектированных (мелким почерком и в каждую строчку) работ классиков марксизма-ленинизма, я сдал кандидатский экзамен по философии на "отлично". Тем самым выполнил свое обещание, данное во время проваленного университетского госэкзамена. Хотя, допускаю, что не последнюю роль в столь высокой оценке сыграла моя сержантская форма :) (я был единственный служивый из всех сдававших экзамен). По возвращении в армию из отпуска взялся за подготовку ко второму экзамену – по немецкому языку.

Во время службы в армии начался период перестройки и гласности Михаила Горбачева. В открытый доступ хлынули потоки информации, прежде скрытой от народа. После чего стало окончательно ясно, что с социализмом и научным коммунизмом нас в школах и вузах крепко обманули. Это явилось для меня продолжением серьезного критического переосмысления всего изученного ранее.

Должен сказать, что в армии я реагировал, нередко болезненно, на проявления несправедливости и глупости и в открытую сопротивлялся им. За что страдал и даже наказывался. Но иногда это мое качество использовали. Помню, политрук дал задание подготовить доклад на собрание роты, чтобы в нем была критика в духе перестройки. На радостях я написал почти 10 страниц, где изложил всё наболевшее. Доклад занял 20 минут. Зал внимательно слушал. После завершения солдаты бурно зааплодировали в поддержку. На лицах политрука и комбата читалась некоторая растерянность и опасение. После этого докладов мне больше не поручали...

В конце службы к нам в роту перевели украинца Александра (не помню фамилию), выпускника театрального вуза, актера по профессии. Видя мои чаще всего бесполезные и неудачные потуги в борьбе против несправедливости и глупости, он посоветовал почитать в библиотеке книгу Владимира Леви "Искусство быть другим". Это стало для меня своего рода переворотом в понимании человеческих отношений и началом изучения психологии. Пожалуй, он единственный, кто тогда внес значительный вклад в мое становление как личности. За что ему огромное спасибо.

Перед демобилизацией нас, кто после вузов, направили на 2-месячные офицерские курсы в Брест. То было больше похоже на спецкурорт, чем на армию. После чего присвоили звание младшего лейтенанта и отправили по домам.

И последнее. В конце службы у меня не сложились отношения с командиром роты, ему надоела моя критика и независимое поведение. Он написал в целом негативную служебную характеристику, где были такие слова: "Постоянно работал над повышением своих знаний по гражданской специальности, не уделяя внимания воинской. … Вывод: тов. Козулько по своим морально-деловым качествам не достоин поступления в аспирантуру …" Мой коллега актер Саша, прочитав это, сказал, с такой характеристикой тебя можно зачислять в любую аспирантуру страны даже без экзаменов. :)


(При нажатии фотографии немного увеличиваются)

На танковом полигоне, Бобруйск, 1987 г.  На танковом полигоне, Бобруйск, 1987 г.

1 и 2. На танковом полигоне, Бобруйск, 1987 г.

На танковом полигоне, Бобруйск, 1987 г.  На танковом полигоне, Бобруйск, 1987 г.

3 и 4. На танковом полигоне, Бобруйск, 1987 г.

Загрузка снарядов в танк

5. Загрузка снарядов в танк

Несение караульной службы, Бобруйск, 1987 г.  Несение караульной службы, Бобруйск, 1987 г. 

6 и 7. Несение караульной службы, Бобруйск, 1987 г.

Мой второй танковый экипаж – слева водитель Молдабаев, справа наводчик Соколов, г. Бобруйск  Расчистка снега

8. Мой второй танковый экипаж – слева наводчик орудия Молдабаев, справа водитель танка Соколов, г. Бобруйск;
9. Расчистка снега

Дежурство по роте, г. Бобруйск  Стрельба из автомата 

10. Дежурство по роте, г. Бобруйск;
11. Стрельба из автомата

Расчитска мишеней от снега на полигоне, г. Бобруйст, 1987 г. 

12. Расчитска мишеней от снега на полигоне, г. Бобруйст, 1987 г.

Дембель, г. Брест, 1987 г.  Дембель, г. Брест, 1987 г. 

13. Дембель, г. Брест, 1987 г.;
14. Дембель, г. Брест, 1987 г., в центре сидит Александр (актер)

(Продолжение здесь)

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/93274.html)

Comments

( 78 комментариев — Оставить комментарий )
yunaia_dusha
19 янв, 2012 08:23 (UTC)
Ближе к телу!
Георгий, Вы меня разочаровали. Я так надеялась, что следующая глава будет посвящена Вашим сексуальным приключениям и их роли в духовном становлении Вашей личности, а тут - армия. В СССР практически все были военнообязанными, кого этим удивишь? Либо служили, либо заканчивали военную кафедру. Я сама - военнообязанная, кафедру военную заканчивала, билет имеется военный. Скука скучная. Дембельский альбом есть почти к каждом доме.

Как говорили в фильме "Семь стариков и одна женщина", - "Женщины уже в волейбол играют, а мы все время на месте топчемся. Это просто оскорбление мужского пола!". Добавлю - и женского тоже. Давайте уже ближе к телу!

bp21
19 янв, 2012 08:51 (UTC)
На самом деле этот текст о другом
В этом плане сексуальным отношениям нужно посвящать последнюю главу. Потому что после них, бывает, появляются дети :) А дети - это уже серьзено. К этому нельзя так легкомысленно относиться, на мой взгляд...

Свой дембельский альбом я не делал, так как уже тогда смотрел на это как на "игрушки". Собственно, и в этом тексте ведь не об этом, не о танках, караулах, не о службе.
Здесь показана часть моего духовного пути, главное выделено красным. А именно, столкнувшись с новой информацией, я не стал ее отбрасывать, не отнесся поверхностно, я погрузился в саму глубь. В конце концов разобрался с ней, понял суть, сделал выводы и провел изменения на практике. Таким образом посутпал и далее. Потому в конечном итоге и прошел через духовную трансформацию.

Описанное в этом тексте в свое время предложил и вам (моим оппонентам) в серии статей "Очевидное-невероятное". Но вы (оппоненты) поступили по-другому, не копнули вглубь, а прошлись поверхностно и отбросили.
Вот на самом деле о чем этот текст...
elena_borisova
19 янв, 2012 09:32 (UTC)
А мне понравился пост. Георгий - очень глубокий человек, дисциплинированный и вдумчивый. Я потом ещё добавлю. А пока у меня только одна поправка - автор книги "Искусство быть другим" - Владимир Леви. С уважением!
bp21
19 янв, 2012 09:45 (UTC)
Благодарю. Дисциплинированный... Весьма спорное утверждение. Всё зависит от правил и системы координат, в которых проявляется эта дисциплинированность. Если она ущербна в моем понимании, тогда я бунтарь и "революционер"...
Исправил, спасибо за поправку, не проверил по давней памяти, еще и автокорректор фамилию на георграфию изменил, а я не заметил :)
(без темы) - elena_borisova - 19 янв, 2012 09:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 19 янв, 2012 09:56 (UTC) - Развернуть
helenrokken
19 янв, 2012 09:44 (UTC)
Замечательно! Спасибо, Юра, что настолько жизненно и закономерно выводишь зерна духовности в их завязи и прорастанию через обычную жизнь. Это ценно.
Очень понравилось штудирование классиков и, конечно, характеристика :)

Вопрос у меня из области своего интереса: изучая Ленина, заметил ли ты в его трудах хоть какие-то проблески разумной мысли по поводу построения новой страны в совершенно уникальных условиях, чем он потом, собственно, и занимался? Как ты вообще расцениваешь роль именно Ленина в революции и в дальнейшей истории (в том числе и, как ни странно, сейчас)?
bp21
19 янв, 2012 09:54 (UTC)
Роль Ленина
Спасибо, Елена!

О, если бы ты мне этот вопрос задала тогда, после экзамена или чуть позже... :) А сейчас я так много забыл, что даже боюсь нечто твечать. Но попробую.
У меня сложилось впечатление о значительной противоречивости самой личности Ленина, а также динамичности. В то время я еще не читал о нем с позиций гуманизма, поэтому оценивал лишь интеллектуально. Для меня он гений, пусть и противоречивый. Тот факт, что оно способен был отказаться от прежних методов и круто повернуть (как например при НЭП), для меня также характеризует многое. Плюс учет тех условий стращного хаоса, в которых была страна. Я думаю, что если бы он прожил много дольше, то Россия пошла бы по другому пути. Так как его последователь Сталин всё повернул по-своему и многое ленинское извратил.

Разумных мыслей было много. Тот же НЭП, и др.
Роль Ленина, безусловно, огромна. Весь мир изменился из-за него. Другой вопрос, что начатое дело он не смог довести до конца. И в этом, как мне кажется, большое противоречие исторической оценки его личности. Хотя, возможно, мне просто хочется наэто надеятся или в это верить...
Re: Роль Ленина - bp21 - 19 янв, 2012 10:31 (UTC) - Развернуть
Re: Роль Ленина - bp21 - 19 янв, 2012 11:12 (UTC) - Развернуть
Re: Роль Ленина - bp21 - 19 янв, 2012 19:27 (UTC) - Развернуть
Re: Роль Ленина - bp21 - 20 янв, 2012 08:40 (UTC) - Развернуть
Re: Роль Ленина - bp21 - 20 янв, 2012 08:56 (UTC) - Развернуть
Re: Роль Ленина - bp21 - 20 янв, 2012 18:06 (UTC) - Развернуть
Re: Роль Ленина - bp21 - 20 янв, 2012 19:37 (UTC) - Развернуть
Re: Роль Ленина - bp21 - 20 янв, 2012 20:35 (UTC) - Развернуть
Re: Роль Ленина - bp21 - 21 янв, 2012 18:41 (UTC) - Развернуть
Re: Роль Ленина - bp21 - 22 янв, 2012 06:49 (UTC) - Развернуть
Re: Роль Ленина - bp21 - 22 янв, 2012 19:20 (UTC) - Развернуть
Re: Роль Ленина - (Анонимно) - 21 янв, 2012 13:34 (UTC) - Развернуть
Re: Роль Ленина - bp21 - 21 янв, 2012 13:53 (UTC) - Развернуть
elena_borisova
19 янв, 2012 11:35 (UTC)
Жанночка, привет!
Юра - цельная натура. Я этим восхищаюсь, потому что и сама грешна частичным отсутствием логики. Ибо сама женщина есмь:) Как говорил наш преподаватель логики: есть математическая логика, просто логика и женская логика - отсутствие всякой логики.:) Эмоциональность преобладает. Не Мария Кюри.
romashkabotani
19 янв, 2012 13:04 (UTC)
Хватит нам и одной Склодовской)))
С логикой у меня все в порядке, у меня все три логики)))), Сначала включается "математическая", дорабатывает "просто логика", а в результате оказывается "женской")))). Мне кажется, что и с самоиронией у меня тоже все в порядке))).
Эмоциональность она разная бывает, твоя эмоциональность легкая, солнечная, а душа открытая, я это очень ценю в человеке)))).
val000
19 янв, 2012 14:18 (UTC)
Как много у нас похожего. Я тоже имел проблемы с начальством в армии.
bp21
19 янв, 2012 15:05 (UTC)
помнится, ты также не учавствовал в дедовщине
(без темы) - val000 - 20 янв, 2012 00:36 (UTC) - Развернуть
deadbychocolate
19 янв, 2012 16:39 (UTC)
вы истинный носитель эталона(эталон-то что внутри вас непреодолимо ведет к свету).более того пока вы живы, даже вы один, Русь(как общность сущностей мыслящих на русском языке) ничего не потеряет и никуда не прогнется. это не комплимент, констатация.
bp21
19 янв, 2012 17:22 (UTC)
У меня не вызывает сомнения то, что мои внутренние врожденные задатки, а также качества, раскрытые и приобретенные через воспитание, обучение и преодоление жизненных трудностей, привели меня к духовной трансформации на определенном этапе моей жизни. А вот то, что я один.... Хорошо, я не буду сходу отрицать это, а спрошу, на каком основании Вы делаете такую констатацию?
(без темы) - deadbychocolate - 19 янв, 2012 22:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 20 янв, 2012 07:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yunaia_dusha - 20 янв, 2012 07:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 20 янв, 2012 08:03 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - bp21 - 19 янв, 2012 19:31 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - bp21 - 19 янв, 2012 19:47 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - bp21 - 19 янв, 2012 20:46 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
bp21
19 янв, 2012 20:27 (UTC)
Re: <р></р>
ошибочка?
(Удалённый комментарий)
Re: <р></р> - bp21 - 19 янв, 2012 20:56 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
Re: <р></р> - bp21 - 19 янв, 2012 21:04 (UTC) - Развернуть
annettika
19 янв, 2012 20:41 (UTC)
интересный духовный путь, а главное - честно.
bp21
19 янв, 2012 20:50 (UTC)
тут лишь [армейский] кусочек пути. Старался честно, но это также зависит от количества склероза :)
(без темы) - annettika - 19 янв, 2012 20:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 20 янв, 2012 06:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yunaia_dusha - 20 янв, 2012 07:52 (UTC) - Развернуть
ptica_sva
20 янв, 2012 03:13 (UTC)
Мне показалось, что армия это, как хорошее тестовое место на слышание голоса души. Человек оказавшийся в дурдомных условиях, не пошел против этого голоса, не повелся на условия и местные законы, а выстоял и рос..
bp21
20 янв, 2012 06:56 (UTC)
Согласен. Особенность в том, что оттуда не сбежишь и, говоря метафорически, столкнувшись с "уроком", там не скажешь "хватит, я больше не хочу, оставьте меня в покое". Сама ситуация заставляет пройти этот "урок" и найти решение. На гражданке, в отличие, нередко просто "убегают" от свалившихся на голову трудностей.
(Анонимно)
20 янв, 2012 13:30 (UTC)
Giovanni Gioppa
Я тоже служил в СА. В РВСН. 2 года без 2 недель. Ни о какой дедовщине и речи быть не могло. Правда, РВСН - особый случай. На боевое дежурство брали только славян, и не менее, чем с 1 курсом вуза. Моцарта лабали на гитарах... Не жалею, как не жалею ни об одном прожитом дне. И не жалею, что ничего этого вернуть нельзя. Ибо это глупо.
Марксизм, кстати, не устарел. "Капитал" активно изучается в западных экономических институтах. Да только вот СССР к этому отношения не имел. Даже так называемая "пролетарская революция" (особенно в Монголии) - прямое издевательство над марксизмом.
bp21
20 янв, 2012 14:07 (UTC)
Re: Giovanni Gioppa
Да. я слышал о ракетных войсках стратегического назначения. Там дедовщина недопустима. Еще слышал про Афган, там почти не было. Иначе в бою легко было пулю получить от своего за это. У меня была фактически "черная дизвия", так называли войска, где большинство призовников были из Азии, некоторые еле по-русски говорили, были и те, кто с явными сдвигами в голове, втихую травку жевали. В общем, не лучшая компания.

С марксизмом соглашусь.
Giovanni Gioppa - (Анонимно) - 20 янв, 2012 16:56 (UTC) - Развернуть
Re: Giovanni Gioppa - bp21 - 20 янв, 2012 17:11 (UTC) - Развернуть
( 78 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

bp21, Козулько, Беловежская пуща, бп
bp21
bp21_Георгий Козулько
Беловежская пуща - 21 век

Latest Month

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com