bp21_Георгий Козулько (bp21) wrote,
bp21_Георгий Козулько
bp21

Category:

Мой духовный путь. Часть 3. Учеба в университете

(Продолжение. Начало здесь и здесь)

Таким образом, в 10-м классе средней школы я уже четко и ясно знал, что мое будущее – это биологическая наука. Оставалось лишь выбрать ВУЗ для учебы. В 60-км от моего дома, считай рядом, находился Брестский педагогический институт. Но я хотел быть биологом, а не учителем биологии. Поэтому выбрал Гомельский госуниверситет, находившийся в другом конце страны, в 500 км от меня (тогда в Белоруссии было всего 2 университета). Почему не БГУ в Минске? Потому что оценивал свои шансы на поступление как очень низкие. Это было связано прежде всего с мыслью, что в университете учился отличник и гениальный вождь пролетариата В.И. Ленин и куда мне, простому парню из отдаленной небольшой деревни, до его уровня.

Оказалось, я ошибся в отношении своих тогдашних знаний. Конкурс на поступление был 5 человек на 1 место. По результатам вступительных экзаменов я вошел в первую десятку и был зачислен на биологический факультет Гомельского госуниверситета в 1980 г.

Учиться в университете было много труднее, чем в школе. Но выручала всё та же хорошая фотографическая память и натренированная усидчивость. В течение семестров я относился к занятиям недостаточно усердно, уделяя внимание другим делам. Однако во время сессии восполнял пробелы благодаря самодисциплине и строгому графику подготовки к экзаменам, которые сдавал в основном на "отлично".

Учеба в университете мало что изменила в моих духовных взглядах и верованиях как материалиста и атеиста. Разве что позволила понять необычайно сложную картину мироздания. Например, уже на 3-м курсе, после изучения биохимии и понимания невероятной сложности биохимических процессов в живой клетке, я засомневался в том, что всё это работает и регулируется исключительно по законам химии, как нас тому учили. Я предположил, что есть нечто бОльшее, возможно, некое поле, которое работает во взаимодействии с веществом. С первого курса я осознанно двигался в науку, специализированно занимался исследовательской работой по гидробиологии, а также коллекционированием и искусственным разведением бабочек. Однако интересовался широким спектром научных проблем и дисциплин, от корки до корки прочитывал журнал "Наука и жизнь" и другую тематическую литературу, поэтому я хорошо представлял себе, что непознанного должно быть много больше, чем познанного.

Я очень любил научную фантастику и она вносила важный вклад в мои представления и фантазийность относительно мироустройства и будущего. Книг по научной фантастике в деревенской школе почти не было. Лишь в 9-м классе школьный учитель дал мне сначала сборник фантастических рассказов, который я прочел "запоем", а затем роман Ивана Ефремова "Час быка". Мне трудно описать свои ощущения, настолько сильно этот роман потряс мое воображение. После этого в университете на многих лекциях вместо учебы я тихонько читал фантастику…

В университете сбылась еще одна моя школьная мечта - наконец-то я смог заняться единоборствами. Сначала меня записали в университетскую секцию борьбы самбо. Но через полгода тренер выгнал за то, что я не принял участия в городских соревнованиях: получилась накладка, в тот день я сдавал трудный экзамен. Недолго думая, вечером я уже стоял в строю городской секции борьбы дзюдо "Динамо". Где благополучно и с превеликим удовольствием прозанимался почти 5 лет, дошел до ступени кандидата в мастера спорта и получил очень яркие эмоциональные впечатления от занятий, давших мне так много удовольствия и счастья. За что благодарю своего тренера Каляко Николая Леонтьевича!

Во мне с рождения была заложена мощная программа к самосовершенствованию, поэтому я был восприимчив ко всему новому, незнакомому, что помогало ее реализовать. Дзюдо было частью этой программы. Это сейчас много всяких книг и информации обо всем. А тогда, в 70-е и первой половине 80-х годов, не было почти ничего эзотерического и тому подобного в открытой продаже, не было и интернета. Многое было под запретом (например, каратэ), либо не поощрялось и считалось буржуазной пропагандой, имеющей целью сбить с правильного пути советского человека. Лишь изредка кое-что просачивалось в открытую прессу, либо узнавалось у редких знатоков. Помню, на 2-м курсе купил небольшую книгу "Хатха-йога", где описывалось выполнение йогических поз, но предупреждалось, что остальная йога – это ненаучная выдумка под вывеской буржуазной пропаганды. Заниматься йогой не смог, трудно было сочетать ее с 5-дневными (в неделю) 2-х часовыми занятиями спортом.

Отдельно скажу о том, что позже (через 25 лет) сыграло важную роль в моей духовной трансформации. На 2-м курсе мой друг Адександр Гуцев (за что ему огромнейшее спасибо!) принес газеты "Комсомольская правда" с описанием полных курсов аутогенной тренировки и скорочтения. За первое я ухватился сразу. Благо, что усилий никаких не нужно было. Приходя после борцовской тренировки уставшим, иногда в изнеможении, я сразу же ложился на кровать и с помощью аутотренинговых приемов быстро научился достигать мысленной концентрации и полного расслабления. Через полчаса подымался полный сил и бодрости. Затем научился вызывать чувство тяжести в мышцах и невесомости тела, приступил к вызыванию тепла на коже и регулирования нервного напряжения, волнения и страха. К сожалению, летом (на учебной полевой практике и в стройотряде) получился перерыв в тренинге, а с третьего курса учебные занятия перевели во вторую смену. Соответственно, мои спортивные тренировки проходили утром, что не давало возможности сочетать их с аутогенным тренингом. Впоследствии я так и не смог полноценно восстановить регулярные занятия и глубже в аутотренинге не продвинулся.

В конце 4-го курса на практике в рыбхозе Тремля в руки попала машинописная перепечатка отрывков книги Поль Брега "Чудо голодания". Она произвела на меня настолько сильное впечатление, что несколько дней не мог есть традиционную пищу, питался лишь растительностью (кстати, в детстве и молодости вегетарианство было моим естественным способом питания, сейчас я также являюсь его сторонником, мясной пищи употребляю сравнительно мало). Несколько раз пробовал голодать сутки на дистиллированной воде. На больше не хватало силы воли, обмен веществ был высоким и чувство голода трудно переносилось. Помню, пару раз уже после полудня достигал особого состояния легкости в теле и просветления сознания, когда краски, звуки и запахи воспринимались необычайно ярко и остро. Но это опять же не стало моей постоянной практикой тогда.

Особые, очень яркие впечатления оставили летние полевые практики – на биостанции в Ченках и в рыбхозе Тремля, где природа была по-особому красива, а разнообразие красок и буйство жизни достигали апогея. Я специализировался по гидробиологии (коловратки, планктон), очень любил свою тему и мечтал по окончании ВУЗа уехать работать на южные моря и океаны. Но жизнь распорядилась по-иному. На 5-м курсе я понял, что я слишком сильно заякорен к своему родному краю и хотел бы остаться здесь. Вскоре научный руководитель моей дипломной работы Рассошко Инна Федоровна сообщила мне, что она выполняет научную тему в Беловежской пуще и договорилась с администрацией о моем трудоустройстве в это Государственное заповедно-охотничье хозяйство. За это, а также за особую заботу, попечительство и научение на протяжении всех пяти лет моей учебы хочу от всего сердца поблагодарить ее! В эти годы она стала для меня почти что как вторая мама.

Опять же, коль речь идет о духовности, должен упомянуть о своей любви. За годы университета их было три. Все сильные и яркие. Первые две не взаимные. А вот третья, на пятом курсе… Ее звали Татьяна Якушевич и училась она на втором курсе. Именно она оказалась той первой и единственной, которая разделила мои нежные и чистые чувства и впоследствии стала мне женой и матерью моих детей!

Годы университета стали для меня самыми яркими, интересными и счастливыми в моей жизни. Одним словом, молодость моя...

И последнее. Я закончил университет с дипломом с отличием. Конечно, для этого пришлось немало потрудиться. Тем не менее, знания я брал больше своими способностями и умением выстраивать цельную логическую систему для последующего заполнения ее информацией, нежели простым механическим заучиванием. Философия, политэкономика и им подобные дисциплины мне не нравились, потому что не всегда казались логичными. В самом конце учебы произошел знаковый случай. Сдавая госэкзамен по научному коммунизму, я начал подготовку к нему за 1,5 месяца. За две недели до экзамена я закончил чтение учебника и понял, что я … не понял. Решил, что это от недостаточного усердия. За оставшиеся две недели еще раз проштудировал учебник и осознал, что я … еще больше запутался. Я не нашел в учении научного коммунизма стройной логической системы, зато увидел недоказанность, путаницу и тому подобное. На экзамене мне попался трудный билет. На его я ответил более менее нормально. Но когда преподаватель начала задавать дополнительные вопросы на "логическое" мышление, тут я и "поплыл". Например, вопрос - какова главная наука на сегодня, в ближайшем и отдаленном будущем? В общем, экзамен на "отлично" я провалил. Но "юмор" заключался в том, что в деканате поторопились, дипломы уже были выписаны, в том числе и красный диплом (с отличием) для меня. Но по правилам, чтобы получить его, госэкзамен нужно сдать на "отлично". В итоге, экзаменационная комиссия попала в трудную ситуацию: диплом аннулировать нельзя, иначе станет очевидным нарушение деканата, а выдавать незаслуженно тоже неправильно. В итоге декан уломал "коммунистку" и мне поставили "отлично". Я, честно, был расстроен, было очень стыдно и я пообещал ей, что поступив в аспирантуру, буду сдатваь кандидатский экзамен по философии и тогда ликвидирую пробелы. Забегая вперед, скажу, что так оно и было, в конце концов я понял, почему тогда я не понял…

Таким образом, я благополучно закончил учебу в университете, а вместе с ней и самый прекрасный отрезок своей жизни, после чего уехал в свое будущее – в Беловежскую пущу. Об этом далее.


(При нажатии фотографии немного увеличиваются)

Наша группа на природе, 1-й курс  На 1-м курсе

1. Наша группа на природе, 1-й курс. Мой ЖЖ-друг spartak_gomel первый справа, я второй слева;
2. На 1-м курсе

На занятиях по политэкономике, рядом Виктор Хоменко  Во время докалада на студенческой научно-практической конференции, 2-й курс

3. На занятиях по политэкономике, 2-й курс, рядом Виктор Хоменко;
4. Во время докалада на студенческой научно-практической конференции, 2-й курс.

Во время полевой практики по ботанице на агробиостанции Ченки  Музыкальный номер во время праздника Нептуна на агробиостанции Ченки, 2-й курс

5. Во время полевой практики по ботанице на агробиостанции Ченки, 2-й курс;
6. Музыкальный номер во время праздника Нептуна на агробиостанции Ченки, 2-й курс. Мой ЖЖ-друг spartak_gomel первый слева, с гитарой, я с баяном.

Полевая практика по гидробиологии в рыбхозе Тремля, 4-й курс  Полевая практика по гидробиологии в рыбхозе Тремля, 4-й курс. Мой научный руководитель Россашко Инна Федоровна стоит в центре, правее девушки в красном 

7. Полевая практика по гидробиологии в рыбхозе Тремля, 4-й курс;
8. Полевая практика по гидробиологии в рыбхозе Тремля, 4-й курс. Мой научный руководитель Россашко Инна Федоровна стоит в центре, правее девушки в красном.

Полевая практика по гидробиологии в рыбхозе Тремля, 4-й курс. На моторной лодке за водными пробами

9. Полевая практика по гидробиологии в рыбхозе Тремля, 4-й курс. На моторной лодке за водными пробами;

Спортивная и боевая подготовка, 4-й курс, во время полевой практики в рыбхозе Тремля (снизу круглый отличник, Ленинский стипендиат Сергей Рыдный)  Спортивная и боевая подготовка, 4-й курс, во время полевой практики в рыбхозе Тремля 

10 и 11. Спортивная и боевая подготовка, 4-й курс, во время полевой практики в рыбхозе Тремля (снизу круглый отличник, Ленинский стипендиат Сергей Рыдный)

Спортивные результаты, 4-й курс  Спортивные результаты, 4-й курс 

12 и 13. Спортивные результаты, 4-й курс

Занятия по энтомологии, 5-й курс  5-й курс 

14. Занятия по энтомологии, 5-й курс. Мой ЖЖ-друг romashkabotani первая слева, стоит;
15. 5-й курс

Татьяна Якушевич, моя нынешняя жена

16. Татьяна Якушевич, моя нынешняя жена

Мой научный руководитель Рассошко Инна Федоровна  Выпускное фото, 5-й курс, 1985 г. 

18. Мой научный руководитель, гидробиолог, к.б.н. Рассошко Инна Федоровна, 2008 г.
19. Выпускное фото, 5-й курс, 1985 г.

(Продолжение здесь)

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/92944.html)

Tags: Духовное знание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments