?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

(Продолжение. Начало здесь)

В 7 лет меня привели в первый класс средней общеобразовательной школы. Там учителя мне сказали, что никакого Бога нет, всё это бабушкины сказки, а религия – это опиум для народа. Зато есть Владимир Ильич Ленин, который совершил Великую Октябрьскую социалистическую революцию и который, хотя и умер давно, но живее всех живых. И что мы под его знаменем, лозунгами и учением строим светлое будущее под названием коммунизм. И действительно, в школе икон не было. Зато на самом видном месте висели портреты В.Ленина, К. Маркса и Ф.Энгельса. В другом месте вместо иконостаса виднелась галерея портретов членов ЦК КПСС во главе с Генеральным секретарем Леонидом Брежневым. Так начался мой новый отрезок духовного пути – воинствующий атеизм и научный материализм.

Учеба мне давалась легко, особенно в первую половину школы. Тогда детского садика у нас в деревне не было и по дошкольной программе никого не обучали. Было обычным делом, когда пришедшие в первый класс дети не умели читать и считать. В этом плане у меня была иная ситуация. Потому что у меня были хорошие способности к наукам, желание учиться и мать научила меня читать еще в 5 лет. Когда меня спросили, что умею, я ответил, что всё. Мне дали газету с мелким сложным текстом и в ответ услышали беглое чтение почти без ошибок. Считать я также умел за миллиард и выполнял простую арифметику. Так как в первом классе мне было делать нечего, то отец поставил вопрос о зачислении меня сразу во второй класс. Но это было против правил и мне пришлось начинать учебу с первого класса вместе со всеми.

У меня в школе была очень хорошая память, фотографическая, и желание познавать. Помню случай, когда будучи в классе 4 или 5-м, пришла учитель географии, завела в 10-й класс и начала задавать вопросы на знание географической карты мира – страны, столицы, реки, озера. По-видимому, я называл и показывал всё правильно. Потому что она затем сказала, что это был эксперимент на сравнение знаний 5-тиклассника и 10-тиклассников и упрек им за то, что плохо знали географию…

Забегая вперед скажу, что несмотря на свои природные задатки и способности к учебе, я не закончил среднюю школу с медалью. В аттестате были 4 четверки. Хотя учителя говорили, если бы старался больше, то запросто смог бы. Но я тогда не ощущал в этом необходимости. Потому обычным делом была быстрая подготовка к уроку на перемене. Ведь так много было интересных, деревенских, внешкольных дел и разных увлечений.

Не вдаваясь в подробности, скажу, что в школе давали в целом, как тогда казалось, непротиворечивую научную картину материального мира, которая была мне хорошо понятна. Естественные науки (биология, география и астрономия) стали моими любимыми предметами. Их дополняли химия, физика и математика (последняя в старших классах давалась труднее). Помню, еще в 5-м классе, как только начали изучать ботанику, по собственной инициативе дома пробовал вести научные измерения роста комнатных растений с построением графиков. Очень нравились научно-популярные фильмы про природу, особенно про моря и океаны и их обитателей. Гуманитарные науки я не очень любил и не особо интересовался. Изучал их в рамках минимума образовательной программы и, обладая хорошей памятью, получал в основном оценки "отлично" и "хорошо", на большее не претендуя. И, конечно же, все обучение пропитывалось идеологией непримиримого атеизма, побеждающего социализма и наступлением в недалеком будущем коммунизма во всем мире.

Кстати, в то время против религии велась нешуточная борьба. Кроме агитации, во время религиозных праздников демонстративно устраивались антирелигиозные мероприятия. Помнится, когда был в классе 5-м или 6-м, на праздник Пасхи всем объявили воскресник - явиться с корзинами на переборку картошки в местном колхозе. Большая часть учеников не пришла. В следующий понедельник классный руководитель провела опрос причин неявки. Уважительной считалось лишь наличие справка по болезни. Кто-то говорил честно, кто-то придумывал. Помню, когда очередь дошла до меня, я растерялся и сказал, что не пустили родители, так … сами перебирали картошку. :) Пожалуй, это была самая экстравагантная причина во всей школе. В тот же день завуч школы встретила моего отца и спросила правда ли это. На что он ответил, типа: "Мы что, сдурели? Пасха праздновалась!" Долго еще учителя вспоминали этот случай. :) В общем, на следующий день на всешкольном построении всем пришедшим на воскресник объявили благодарность с занесением в личное дело, а всем не пришедшим и не болевшим выговора.

В целом, школа сформировала во мне идейно убежденного [на тот момент] атеиста и материалиста.

У меня были неплохие музыкальные способности, а также очень высокий тембр голоса. Поэтому в школьном хоре на показательных конкурсах я был в роли солиста-запевалы. В 8 лет мне купили гармошку и крестный отец Николай научил играть. В 12 лет купили баян. Через 2 года я стал полноправным членом школьного вокально-инструментального ансамбля (ВИА), где играл на синтезаторе, а также вокал. В последний год учебы перешел на электрогитару. Репетиции, репетиции, репетиции… Музыкальное сопровождение танцев на всех школьные вечерах. Иногда гастроли в другие школы на выпускные вечера. В то время школьные ВИА были большой редкостью. Музыка тогда стала частью моей жизни. И кто знает, если бы была музыкальная школа и образование, то вполне возможно, что в своем будущем я стал бы музыкантом. А так не судьба…

Очень любил спорт, регулярно посещал спортивную секцию (футбол, баскетбол, волейбол, неплохо стрелял). И была у меня заветная мечта – очень хотел стать мастером рукопашного боя, чтобы в поединках уметь защищаться и побеждать других. В 9-м классе учитель биологии и музыки Повх Василий Григорьевич дал книгу Анатолия Харлампиева "Борьба самбо" объемом более 300 страниц, которую я от руки переписал и перерисовал (!). Но серьезно заниматься в деревне было не с кем. Зато было другое – мой домашний отец-"тренер", который, как я уже писал вначале чрезмерно употреблял алкоголь и при этом сильно дебоширил. Жизнь из-за этого порой была как настоящий ад. Помню, уже в 10 классе, во время очередного дебоша я почувствовал, что готов дать отпор. Удачно проведенная задняя подножка и залом руки. После этого власть в доме поменялась и мои "тренировки" по усмирению буйного пьяного родителя стали обычным делом...

Важным в деревенской жизни была работа, помощь родителям. Ее было очень много: заготовка сена, выращивание картошки, свеклы и огорода, уход за скотом и птицей, пастбище, столярка и прочее. В моем случае к тому же много приходилось делать вместо пьяного отца. Летом подрабатывал на колхозном зернотоку и сушилке. В старших классах во время летних каникул работал помощником комбайнера, а последний сезон даже самостоятельно трактористом (мальчиков тогда для этого готовили на специальных курсах).

И конечно же, деревенская природа – этот источник красоты, радости и вдохновения. Этим всё и сказано!
Добавлю лишь, что где-то в 8 и 9-м классах (1978-79 гг.) к нам пришла беда – широкомасштабная мелиорация. Осушали и уничтожали всё подряд. Это называлось продовольственной программой. После чего исчезли многие полудикие луга, заросли кустарников, мелкие водоемы, а вместе с ними цветы, бабочки, птицы, зайцы и прочая живность. Уничтожили и мое любимое небольшое низинное торфяное болото, по-видимому, бывшую метеоритную воронку, где прошла значительная часть детства – рыбалка и шалаш. Провели осушительный канал, спустили воду и бросили. Хотя при этом обещали, что (какая глупость!) там будет расти пшеница. Так оно и стоит по сей день, заросшее крапивой и деградировавшее. Показательный пример: недалеко от моего хутора была низина площадью около 2 гектаров, заросшая осокой, кустарником и осиной, где после весны надолго задерживалась вода. Ее также осушили. Для этого прорыли глубокий канал длиной почти 1 км, под который ушло от 5 до 8 гектаров плодородной земли. Плюс не меньшая площадь вокруг канала была сверху покрыта глиной. Вот такая экономика. Сейчас эта местность летом испытывает дефицит влаги и страдает от засух.

И последнее. Коль речь идет о духовности, не могу упомянуть о своей любви. Первая любовь – настоящая, сильная, чистая, детская – пришла ко мне в первом классе. В последующие годы было еще несколько раз. Всегда сильно и ярко. Но ни разу взаимно. Так тоже бывает… Очень тепло вспоминаю годы старших классов: танцы в маленьком сельском доме культуры, общение, вечеринки, посиделки и прогулки под звездным небом и многое, многое другое. Это и есть то, что называют простым человеческим счастьем…

Заканчивая, скажу, что выдающуюся роль в моей дальнейшей судьбе сыграл мой любимый учитель биологии, химии и музыки Повх Василий Григорьевич. Он в школьные годы больше всех повлиял на формирование меня как личности и во многом определил мой жизненный путь. Я пошел по его стопам – биология, единоборства, музыка. За что ему всецело благодарен!
Вторым был мой дед Кравчук Петр Ильич со своим прекрасным [экологическим] хутором, который также многому научил меня и где я с удовольствием помогал ему ухаживать за пчеламии проводить свободное время. На самом же деле, как я сейчас понимаю, моя помощь ему не особо нужна была. Тут больше было другое: таким способом он приучал меня к своему ремеслу. И результат свершился - много позже, когда я продолжил его дело.

В последних 9-м и 10-м классах я выписывал журнал "Наука и жизнь" и прочитывал его от корки до корки. В 10-м классе я уже четко знал, что мое будущее – это биологическая наука. Поэтому вопрос куда идти дальше не стоял – всё было предельно ясно и понятно.


(При нажатии фотографии немного увеличиваются)

Я на хуторе у деда Кравчука Петра  На хуторе у деда Кравчука Петра: слева на право – я, дед Петр, сестра Тамара, бабушка Анна

1. Я на хуторе у деда Кравчука Петра, мне примерно 9 лет;
2. На хуторе у деда Кравчука Петра: слева направо – я, дед Петр, сестра Тамара, бабушка Анна

На хуторе у деда Кравчука Петра, мне примерно 9 лет: слева на право – я, дед Петр, сестра Тамара, бабушка Анна

3. На хуторе у деда Кравчука Петра, мне примерно 9 лет: слева направо – я, дед Петр, сестра Тамара, бабушка Анна

мой 6-й класс

4. Мои одноклассники, 6-й класс. В центре классный руководитель, учительница математики Жигман Галина Николаевна. Я во втором ряду второй справа;

мне 11 лет  мне 12 лет 

5. Мне примерно 12 лет;
6. Мне примерно 13 лет;

мой школьный вокально-инструментальный ансамбль. Мне 15 лет

7. Мой школьный вокально-инструментальный ансамбль. Мне 15 лет

работа трактористом в местном колхозе  работа трактористом в местном колхозе 

8 и 9. Работа трактористом в местном колхозе во время школьных каникул, 16 лет

Мой дед Кравчук Петр за работой в столярной мастерской  Мой дед Кравчук Петр за работой в столярной мастерской 

10 и 11. Мой дед Кравчук Петр за работой в столярной мастерской

Мой дед Кравчук Петр за работой на пчелиной пасеке  Мой дед Кравчук Петр за работой на пчелиной пасеке 

12 и 13. Мой дед Кравчук Петр за работой на пчелиной пасеке

Мой учитель биологии, химии и музыки Повх Василий Григорьевич  Мой учитель биологии, химии и музыки Повх Василий Григорьевич, его жена, учительница иностранных языков Повх Лариса Владимировна и я, 2006 г., на 50-ти летии мой Яковчицкой средней школы 

14. Мой учитель биологии, химии и музыки Повх Василий Григорьевич, 1978 г.
15. Мой учитель биологии, химии и музыки Повх Василий Григорьевич, его жена, учительница иностранных языков Повх Лариса Владимировна и я, 2006 г., на 50-ти летии мой Яковчицкой средней школы

(Продолжение здесь)

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/92682.html)

Comments

bp21
12 янв, 2012 10:59 (UTC)
Re: За что? )))))))))))))
Честно, мне не понятна ваша реакция. Хотя, это Ваша реакция. Как видите, другие реагируют по-другому. Поэтому не нужно бросаться фразами типа "что же Вы так невзлюбили своих читателей". Правильнее сказать "что же Вы так невзлюбили меня" :)

ЖЖ имеет определенный формат и то, что я выкладываю, ему не противоречит. Если кто-то хочет изложить подробности своей жизни, это можно сделать в своем ЖЖ. Так будет правильно.

Я излагаю свое видение, свою концепцию духовного знания. Она - результат моих поисков и моего пути. Поэтому вполне логично, что сначала я изложу из своего пути и опыта то, что считаю важным, что связано и на что так или иначе буду опираться при дальнейшем изложении. Возможно, Вам такой подход просто не привычен. Но это не имеет ничего общего с тем эмоциональным, что Вы написали.
Вас я вовсе не хотел обидеть, поотому и написал, что мне Ваша реакция не понятна