bp21_Георгий Козулько (bp21) wrote,
bp21_Георгий Козулько
bp21

Category:

Мой духовный путь. Часть 2. Школьные годы

(Продолжение. Начало здесь)

В 7 лет меня привели в первый класс средней общеобразовательной школы. Там учителя мне сказали, что никакого Бога нет, всё это бабушкины сказки, а религия – это опиум для народа. Зато есть Владимир Ильич Ленин, который совершил Великую Октябрьскую социалистическую революцию и который, хотя и умер давно, но живее всех живых. И что мы под его знаменем, лозунгами и учением строим светлое будущее под названием коммунизм. И действительно, в школе икон не было. Зато на самом видном месте висели портреты В.Ленина, К. Маркса и Ф.Энгельса. В другом месте вместо иконостаса виднелась галерея портретов членов ЦК КПСС во главе с Генеральным секретарем Леонидом Брежневым. Так начался мой новый отрезок духовного пути – воинствующий атеизм и научный материализм.

Учеба мне давалась легко, особенно в первую половину школы. Тогда детского садика у нас в деревне не было и по дошкольной программе никого не обучали. Было обычным делом, когда пришедшие в первый класс дети не умели читать и считать. В этом плане у меня была иная ситуация. Потому что у меня были хорошие способности к наукам, желание учиться и мать научила меня читать еще в 5 лет. Когда меня спросили, что умею, я ответил, что всё. Мне дали газету с мелким сложным текстом и в ответ услышали беглое чтение почти без ошибок. Считать я также умел за миллиард и выполнял простую арифметику. Так как в первом классе мне было делать нечего, то отец поставил вопрос о зачислении меня сразу во второй класс. Но это было против правил и мне пришлось начинать учебу с первого класса вместе со всеми.

У меня в школе была очень хорошая память, фотографическая, и желание познавать. Помню случай, когда будучи в классе 4 или 5-м, пришла учитель географии, завела в 10-й класс и начала задавать вопросы на знание географической карты мира – страны, столицы, реки, озера. По-видимому, я называл и показывал всё правильно. Потому что она затем сказала, что это был эксперимент на сравнение знаний 5-тиклассника и 10-тиклассников и упрек им за то, что плохо знали географию…

Забегая вперед скажу, что несмотря на свои природные задатки и способности к учебе, я не закончил среднюю школу с медалью. В аттестате были 4 четверки. Хотя учителя говорили, если бы старался больше, то запросто смог бы. Но я тогда не ощущал в этом необходимости. Потому обычным делом была быстрая подготовка к уроку на перемене. Ведь так много было интересных, деревенских, внешкольных дел и разных увлечений.

Не вдаваясь в подробности, скажу, что в школе давали в целом, как тогда казалось, непротиворечивую научную картину материального мира, которая была мне хорошо понятна. Естественные науки (биология, география и астрономия) стали моими любимыми предметами. Их дополняли химия, физика и математика (последняя в старших классах давалась труднее). Помню, еще в 5-м классе, как только начали изучать ботанику, по собственной инициативе дома пробовал вести научные измерения роста комнатных растений с построением графиков. Очень нравились научно-популярные фильмы про природу, особенно про моря и океаны и их обитателей. Гуманитарные науки я не очень любил и не особо интересовался. Изучал их в рамках минимума образовательной программы и, обладая хорошей памятью, получал в основном оценки "отлично" и "хорошо", на большее не претендуя. И, конечно же, все обучение пропитывалось идеологией непримиримого атеизма, побеждающего социализма и наступлением в недалеком будущем коммунизма во всем мире.

Кстати, в то время против религии велась нешуточная борьба. Кроме агитации, во время религиозных праздников демонстративно устраивались антирелигиозные мероприятия. Помнится, когда был в классе 5-м или 6-м, на праздник Пасхи всем объявили воскресник - явиться с корзинами на переборку картошки в местном колхозе. Большая часть учеников не пришла. В следующий понедельник классный руководитель провела опрос причин неявки. Уважительной считалось лишь наличие справка по болезни. Кто-то говорил честно, кто-то придумывал. Помню, когда очередь дошла до меня, я растерялся и сказал, что не пустили родители, так … сами перебирали картошку. :) Пожалуй, это была самая экстравагантная причина во всей школе. В тот же день завуч школы встретила моего отца и спросила правда ли это. На что он ответил, типа: "Мы что, сдурели? Пасха праздновалась!" Долго еще учителя вспоминали этот случай. :) В общем, на следующий день на всешкольном построении всем пришедшим на воскресник объявили благодарность с занесением в личное дело, а всем не пришедшим и не болевшим выговора.

В целом, школа сформировала во мне идейно убежденного [на тот момент] атеиста и материалиста.

У меня были неплохие музыкальные способности, а также очень высокий тембр голоса. Поэтому в школьном хоре на показательных конкурсах я был в роли солиста-запевалы. В 8 лет мне купили гармошку и крестный отец Николай научил играть. В 12 лет купили баян. Через 2 года я стал полноправным членом школьного вокально-инструментального ансамбля (ВИА), где играл на синтезаторе, а также вокал. В последний год учебы перешел на электрогитару. Репетиции, репетиции, репетиции… Музыкальное сопровождение танцев на всех школьные вечерах. Иногда гастроли в другие школы на выпускные вечера. В то время школьные ВИА были большой редкостью. Музыка тогда стала частью моей жизни. И кто знает, если бы была музыкальная школа и образование, то вполне возможно, что в своем будущем я стал бы музыкантом. А так не судьба…

Очень любил спорт, регулярно посещал спортивную секцию (футбол, баскетбол, волейбол, неплохо стрелял). И была у меня заветная мечта – очень хотел стать мастером рукопашного боя, чтобы в поединках уметь защищаться и побеждать других. В 9-м классе учитель биологии и музыки Повх Василий Григорьевич дал книгу Анатолия Харлампиева "Борьба самбо" объемом более 300 страниц, которую я от руки переписал и перерисовал (!). Но серьезно заниматься в деревне было не с кем. Зато было другое – мой домашний отец-"тренер", который, как я уже писал вначале чрезмерно употреблял алкоголь и при этом сильно дебоширил. Жизнь из-за этого порой была как настоящий ад. Помню, уже в 10 классе, во время очередного дебоша я почувствовал, что готов дать отпор. Удачно проведенная задняя подножка и залом руки. После этого власть в доме поменялась и мои "тренировки" по усмирению буйного пьяного родителя стали обычным делом...

Важным в деревенской жизни была работа, помощь родителям. Ее было очень много: заготовка сена, выращивание картошки, свеклы и огорода, уход за скотом и птицей, пастбище, столярка и прочее. В моем случае к тому же много приходилось делать вместо пьяного отца. Летом подрабатывал на колхозном зернотоку и сушилке. В старших классах во время летних каникул работал помощником комбайнера, а последний сезон даже самостоятельно трактористом (мальчиков тогда для этого готовили на специальных курсах).

И конечно же, деревенская природа – этот источник красоты, радости и вдохновения. Этим всё и сказано!
Добавлю лишь, что где-то в 8 и 9-м классах (1978-79 гг.) к нам пришла беда – широкомасштабная мелиорация. Осушали и уничтожали всё подряд. Это называлось продовольственной программой. После чего исчезли многие полудикие луга, заросли кустарников, мелкие водоемы, а вместе с ними цветы, бабочки, птицы, зайцы и прочая живность. Уничтожили и мое любимое небольшое низинное торфяное болото, по-видимому, бывшую метеоритную воронку, где прошла значительная часть детства – рыбалка и шалаш. Провели осушительный канал, спустили воду и бросили. Хотя при этом обещали, что (какая глупость!) там будет расти пшеница. Так оно и стоит по сей день, заросшее крапивой и деградировавшее. Показательный пример: недалеко от моего хутора была низина площадью около 2 гектаров, заросшая осокой, кустарником и осиной, где после весны надолго задерживалась вода. Ее также осушили. Для этого прорыли глубокий канал длиной почти 1 км, под который ушло от 5 до 8 гектаров плодородной земли. Плюс не меньшая площадь вокруг канала была сверху покрыта глиной. Вот такая экономика. Сейчас эта местность летом испытывает дефицит влаги и страдает от засух.

И последнее. Коль речь идет о духовности, не могу упомянуть о своей любви. Первая любовь – настоящая, сильная, чистая, детская – пришла ко мне в первом классе. В последующие годы было еще несколько раз. Всегда сильно и ярко. Но ни разу взаимно. Так тоже бывает… Очень тепло вспоминаю годы старших классов: танцы в маленьком сельском доме культуры, общение, вечеринки, посиделки и прогулки под звездным небом и многое, многое другое. Это и есть то, что называют простым человеческим счастьем…

Заканчивая, скажу, что выдающуюся роль в моей дальнейшей судьбе сыграл мой любимый учитель биологии, химии и музыки Повх Василий Григорьевич. Он в школьные годы больше всех повлиял на формирование меня как личности и во многом определил мой жизненный путь. Я пошел по его стопам – биология, единоборства, музыка. За что ему всецело благодарен!
Вторым был мой дед Кравчук Петр Ильич со своим прекрасным [экологическим] хутором, который также многому научил меня и где я с удовольствием помогал ему ухаживать за пчеламии проводить свободное время. На самом же деле, как я сейчас понимаю, моя помощь ему не особо нужна была. Тут больше было другое: таким способом он приучал меня к своему ремеслу. И результат свершился - много позже, когда я продолжил его дело.

В последних 9-м и 10-м классах я выписывал журнал "Наука и жизнь" и прочитывал его от корки до корки. В 10-м классе я уже четко знал, что мое будущее – это биологическая наука. Поэтому вопрос куда идти дальше не стоял – всё было предельно ясно и понятно.


(При нажатии фотографии немного увеличиваются)

Я на хуторе у деда Кравчука Петра  На хуторе у деда Кравчука Петра: слева на право – я, дед Петр, сестра Тамара, бабушка Анна

1. Я на хуторе у деда Кравчука Петра, мне примерно 9 лет;
2. На хуторе у деда Кравчука Петра: слева направо – я, дед Петр, сестра Тамара, бабушка Анна

На хуторе у деда Кравчука Петра, мне примерно 9 лет: слева на право – я, дед Петр, сестра Тамара, бабушка Анна

3. На хуторе у деда Кравчука Петра, мне примерно 9 лет: слева направо – я, дед Петр, сестра Тамара, бабушка Анна

мой 6-й класс

4. Мои одноклассники, 6-й класс. В центре классный руководитель, учительница математики Жигман Галина Николаевна. Я во втором ряду второй справа;

мне 11 лет  мне 12 лет 

5. Мне примерно 12 лет;
6. Мне примерно 13 лет;

мой школьный вокально-инструментальный ансамбль. Мне 15 лет

7. Мой школьный вокально-инструментальный ансамбль. Мне 15 лет

работа трактористом в местном колхозе  работа трактористом в местном колхозе 

8 и 9. Работа трактористом в местном колхозе во время школьных каникул, 16 лет

Мой дед Кравчук Петр за работой в столярной мастерской  Мой дед Кравчук Петр за работой в столярной мастерской 

10 и 11. Мой дед Кравчук Петр за работой в столярной мастерской

Мой дед Кравчук Петр за работой на пчелиной пасеке  Мой дед Кравчук Петр за работой на пчелиной пасеке 

12 и 13. Мой дед Кравчук Петр за работой на пчелиной пасеке

Мой учитель биологии, химии и музыки Повх Василий Григорьевич  Мой учитель биологии, химии и музыки Повх Василий Григорьевич, его жена, учительница иностранных языков Повх Лариса Владимировна и я, 2006 г., на 50-ти летии мой Яковчицкой средней школы 

14. Мой учитель биологии, химии и музыки Повх Василий Григорьевич, 1978 г.
15. Мой учитель биологии, химии и музыки Повх Василий Григорьевич, его жена, учительница иностранных языков Повх Лариса Владимировна и я, 2006 г., на 50-ти летии мой Яковчицкой средней школы

(Продолжение здесь)

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/92682.html)

Tags: Духовное знание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 95 comments