?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

В предыдущих текстах я подробно описал причины, из-за которых многие интеллектуалы на их нынешней стадии личностного развития не способны овладеть духовным знанием - гордыня, верования, особенности мышления и характера и юный возрастной аспект души. Сами по себе эти причины достаточны, чтобы блокировать духовное раскрытие человека. Однако ситуация осложняется еще и тем, что они, как правило, действует совместно, в совокупности, в связке друг с другом. Поэтому устраняя одну из причин, духовное раскрытие не достигается. А если таковых [пороков] десятки, то становится понятным, сколь труден и долог путь по пути к духовной вершине - просветлению, к полной осознанности. Следовательно, говоря о достижении конечной цели (просветленность), речь не идет о временном отрезке в рамках одной жизни, а о гораздо больших масштабах времени.

Вышеназванные причины, в совокупности или по отдельности, ведут к тому, что я ранее определял как духовная слепота. Противоположностью ей является духовное прозрение, или просветленность (просветление), – особое состояние сознания, при котором Мироздание ощущается на особо тонком духовном уровне и в полноте форм и сво йств, не ограничиваясь лишь его материальным проявлением. Если подходить правильно, то просветленность – вершина духовного прозрения. Либо она полная, либо ее нет, если это не полно. Это сродни понятиям белизна, свежесть. Не может быть частичной белизны, замутненной серостью, или свежести второго сорта.

……………..
- Я извиняюсь, - заговорил ошеломленный этим внезапным нападением Андрей Фокич, - я не по этому делу, и осетрина здесь ни при чем.
- То есть как это ни при чем, если она испорчена!
- Осетрину прислали второй свежести, - сообщил буфетчик.
- Голубчик, это вздор!
- Чего вздор?
- Вторая свежесть - вот что вздор! Свежесть бывает только одна - первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
(М.Булгаков. "Мастер и Маргарита")
……………..

В связи с трудностью и длительностью достижения просветления (точки полной осознанности), этот термин часто употребляется как синоним осознанности. Хотя лично я предпочел бы разделять эти два понятия. В этом случае можно сказать частичная осознанность, уровень осознанности, если понимать под ними некую стадию на отрезке между полной неосознанностью и полной осознанностью (просветленностью).

Итак, я хочу сказать, что интеллект и осознанность – это не одно и то же. Человек может быть сильным интеллектуалом и в то же время в значительной степени неосознанным. И наоборот, человек может быть неначитанным, незнающим многое из наук, литературы и искусства, и в то же время с высокой степенью осознанности. Как говорят, житейски мудрым. Более того, высокий интеллект может стать сам по себе непреодолимым препятствием на пути к осознанности. И чаще всего оно так и бывает!

Ведь что получается? В современном обществе интеллект, наряду с богатством и социальным положением (карьерой), считается приоритетной ценностью, в отличие от духовности. Человек высокоинтеллектуальный видит своё превосходство в этом своем качестве над большинством окружающих его людей. Поэтому у него создается [ложное] представление о том, что он на вершине личностного развития. Это порождает глубокое верование в данный постулат, которое нередко сопровождается завышенной гордыней. В итоге человек оказывается в своего рода духовном тупике, "ловушке мышления", из которой он не в состоянии выбраться. (Здесь слово "духовный" я употребляю не в смысле нравственности, морали, а в смысле особого состояния сознания, при котором ощущается Духовный мир. Об этом подробнее я уже писал в текстах о духовном знании и своей тактике его донесения). Поэтому человек становится лишь говорящим о духовности и любви, но неспособным реально стать духовным и любящим. Он на 100 процентов зациклен в интеллекте и не в состоянии пройти через духовную трансформацию и стать [духовно] осознанным. Потому что для этого необходимо, говоря метафорой, "выйти из интеллекта" и "войти в сердце", т.е. стать не интеллектуальным, а чувственным, экзистенциональным*. Необходимо убрать интеллект "с пьедестала и сделать его слугой души, посохом на пути к просветлению".

PS.* Экзистенциальность означает буквально существование здесь и сейчас, присутствие, бытие (от английского слова existence – существование).

***********

Год назад мне в руки попалась интересная книга Джон Бейнс "Гипсосознание", где об этом хорошо сказано на языке психологии. В своей книге автор рассматривает вопросы осознанности и личностного "Я" с более высоких позиций, чем это делает традиционная психология, но ниже, чем духовные учения и йога. Автор заимствует из последних много практических рекомендаций, но преподносит их со своего, "промежуточного" уровня и называет своими терминами. Вот текст, касающийся неосознанности интеллектуалов.

"Чем выше уровень сознания человека, тем полнее он использует свои интеллектуальные способности, тем ближе он к реальности, тем легче преодолевает свои внутренние конфликты и тем проще ему познать истину.

Это явление, как и все, относящееся к истинному «Я», игнорируется традиционной психологией и психиатрией. Но именно в нем заключается самый важный ключ к объяснению беспорядочного и непостоянного поведения человека.

Рассмотрим взаимоотношение между сознанием и разумом. Под сознанием необходимо понимать высокий уровень сознания.

Сознание и разум - не одно и то же. Разумный человек не обязательно сознателен. Более того, уровень пробужденности у очень образованных людей, как правило, ниже, чем у неграмотных крестьян. Образованный человек почти полностью лишен «Я», поскольку имеет большой «культурный» багаж. Это означает, что влияние на него социума очень велико. Поэтому многое из того, что он имеет, не является его «собственным». В его разуме преобладает «мы». Крестьянин, простой человек, малокультурный и немного видевший в жизни, не имеет почти ничего, что не являлось бы его «собственным». У него больше «Я», чем «мы».

Эта простая концепция открылась древним философам, упорно искавшим истину. Они поняли, что реальное знание должно основываться на истине и что мудрость - это совершенная форма знания. Кого можно считать мудрым? Того, кто способен видеть вещи такими, какие они есть, видеть то, что скрывается за их внешним видом, видеть истину, свободную от влияния сна.

Теория об уровнях сознания наводит на мысль о чудовищном обмане, жертвой которого стало человечество. Он стал возможным благодаря нашему разуму, находящемуся в состоянии сна, что мешает мозгу функционировать правильно. В известной степени так оно и есть, поскольку мы живем в мире, где наиболее важным считается развитие разума человека. При этом уровень сознания остается очень низким.

Влияние сна очень велико, и изучать ментальные процессы крайне трудно, поскольку мышление находится под этим влиянием. Очевидно, что для изучения и действительного понимания этого явления необходимо начать с полного освобождения мозга от искажающего влияния фантазий и сна."

***********

От себя добавлю следующее: если человек находится глубоко в ловушке своего интеллектуализма (ума), то даже осознание вышеприведенной части текста ему не под силу. Потому что в этом случае "неправильный" ум должен анализировать собственную "неправильность", что почти невозможно. А уж о более высоком уровне осознанности (состоянии духовной чувственности или духовного прозрения), находящимся как бы над умом, над интеллектом и говорить не приходится. Именно поэтому духовное знание не под силу многим интеллектуалам.

В заключение остается лишь пожелать успехов для хотящих познать Истину, скорейшего выхода из "чисто-интеллектуального" тупика и движения к вершине полной осознанности под названием просветленность.

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/91280.html)

Comments

helenrokken
4 дек, 2011 18:31 (UTC)
Re: Благодарность:))
Прошу прощения за реплику без прочтения Ваших энергичных комментариев, но просто захотелось сказать после чтения некоторых здесь высказываний, что внешняя цензура может отсутствовать только при внутренней дисциплине участников дискуссии. Вы точно ее здесь наблюдаете?
(Анонимно)
4 дек, 2011 19:38 (UTC)
Re: Благодарность:))
внешняя цензура может отсутствовать только при внутренней дисциплине - это фащизм. Или коммунизм, что несущественно.
helenrokken
4 дек, 2011 20:07 (UTC)
Re: Благодарность:))
Сильно...
spartak_gomel
5 дек, 2011 12:53 (UTC)
Re: Благодарность:))
//Прошу прощения за реплику без прочтения Ваших энергичных комментариев... внешняя цензура может отсутствовать только при внутренней дисциплине участников дискуссии. Вы точно ее здесь наблюдаете?// Так прочтите посты и узнаете:). Я не могу сам себе оценку давать. Ежели что не так, то укажите ия учту с благодарностью:)
helenrokken
5 дек, 2011 14:29 (UTC)
Re: Благодарность:))
У любого многословного человека никогда не хватает времени на другого многословного. Здесь мы с Вами коллеги, поэтому, скорее всего оба останемся писателями, если вы понимаете, о чем я...))
spartak_gomel
6 дек, 2011 06:03 (UTC)
Re: Благодарность:))
Я писатель вынужденно.:)) Автор присылает мне ссылки при выходе очередного поста, я так понимаю, что приглашает к ознакомлению:)), т.к. мы друзья с университета. Ну, а прочитав, я не молчу:)), ибо считаю, что ежели у человека с которым вы разговариваете на щеке губная помада. то надо ему просто сказать об этом. Даже если просто кажется, что она есть. :))