?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

(Окончание, начало здесь)

В первом тексте я описал ситуацию в Беловежской пуще последнего десятилетия и в целом характеризовал ее как исторический рубеж, на котором в Пуще был установлен своего рода локальный оккупационный режим, адаптированный к мирным условиям 21 века в центральной Европе. Это привело к настоящей трагедии целого региона. Основные события, связанные с уничтожением уникального природного комплекса Беловежского первобытного леса, достаточно подробно описаны здесь. Бесправие, террор и своего рода геноцид, который творились в отношении людей (местного населения и работников национального парка), освещены гораздо слабее (в целом здесь и здесь). В целом можно сказать, что были сломаны или насильно изменены судьбы сотен местных людей, тысячи были унижены, затравлены или духовно изнасилованы администрацией национального парка.

Я был уволен одним из первых (октябрь 2001 г.) с устным напутствием директора "в стране не найдешь работы". Уволен за то, что отказался сделать псевдо-научное обоснование необходимости проведения сплошных санитарных рубок в охраняемом лесу Беловежской пущи по типу, как это делается в линейных лесхозах. За отказ подписать незаконный приказ на эти рубки, за голосование против них как член специально собранной для решения этого вопроса государственной комиссии. За то, что дал информацию о планируемом экологическом преступлении в прессу и в Минприроды, после чего директору и курирующих его людям из Управления делами Президента РБ был наложен официальный запрет на проведение этих рубок. Через 2 года (ноябрь 2003 г.) я был уволен из местной средней экологической школы, где работал учителем биологии и экологии. Уволен по сути за то, что начал писать разоблачающие преступную деятельность администрации нацпарка статьи в центральную белорусскую прессу, сначала в государственную, а затем, после того, как руководство редакций этих газет в Беларуси окончательно были "зачищены" от остатков честных, принципиальных и патриотически настроенных людей, в оппозиционную. Как сказал тогда руководитель школы в личном разговоре: "Оппозиционер в школе". К этому времени был сделан сайт "Беловежская пуща – 21 век" и начата международная общественная кампания в ее защиту. После этого я попал под негласный запрет на работу по специальности и в госучреждениях и нахожусь в этом статусе уже более 7 лет. То есть, фактически являюсь политически репрессированным белорусскими властями за деятельность в защити и сохранение Беловежской пуще.

В общем, можно еще много и долго рассказывать о проблемах и трудностях Беловежского края, но речь по сути в этом тексте не об этом. Речь о том, кто виноват и что делать? Вечный вопрос для нас…

Итак, директор Беловежской пущи уволен. Если по нормальному, то с увольнением руководитель страны опоздал на 10 лет. Сейчас, после всего случившегося, некоторые мои местные друзья с разочарованием смотрят на меня, мол, директор-тиран ушел, грядут перемены, почему ты не пишешь обличительные и разоблачительные письма и публикации. Отвечаю честно: во-первых, кое-что пишу, хотя не в той форме и не так, как хотелось бы некоторым. Например, недавно сделал фоторепортаж о том, как в прошлом году уничтожили участок элитного реликтового леса под строительство лесопитомника. Или о том, что в первобытном охраняемом лесу до сих пор продолжаются интенсивные, экологически неправильные рубки, которые далее убивают этот уникальный лес.

Во-вторых, писать обличительно и персонально против директора, как хотелось бы моим друзьям, не вижу смысла, да и не имею желания. По существу всё основное уже давно написано и сказано. Кто хотел, тот прочитал, разобрался и понял. Кто не захотел, тому хоть талмуд напиши, толку особого не будет. Сейчас нужно доводить до конца дело по расширению заповедной зоны на всю историческую часть Беловежской пущи и превращение Пущи фактически в заповедник, о чем прогрессивные пущанцы говорили и мечтали на протяжении многих поколений .

В третьих, что касается персональной критики уволенного директора, то нужно быть объективным и смотреть на всю ситуацию и весь процесс в целом. А иначе получится элементарное сведение личных счетов и отмщение.

Если следовать объективности и независимости мнения от личных эмоций и желаний, то вся ситуация характеризуется одним вопросом – всё то страшное, что случилось и творилось в Беловежской пуще на протяжении этих долгих 10 лет, это что – дело лишь одних рук ушедшего директора? А остальные что, как бы не причем? Но это будет ложью.

Да, директор нацпарка Н.Бамбиза, несмотря на то, что в последние годы несколько поменял свою тактику управления в сторону природоохраны, тем не менее войдет в историю как эко-киллер Беловежской пущи. Однако же, все остальные работники и жители Пущи, так или иначе, в той или иной форме, кто больше, кто меньше, тоже приложили свои руки и помыслы к уничтожению Великого Леса. Даже те, кто самоустранились от всего этого и стали сторонними безразличными наблюдателями или просто обывателями, содействовали этому.

Скажите, это что, директор своими руками незаконно пилил 200-летние живые сосны, 150-летние ели, уничтожал постоянные научные площади для лесного мониторинга, проводил незаконную сплошную вырубку элитного старовозрастного леса или необоснованно искусственно садил лес рядочками там, где этого нельзя было делать? Да, он только отдавал незаконные приказы и не контролировал их выполнение. Однако, в это же время вокруг него, как осы вокруг меда, "роились" те "специалисты" и "ученые", которые обосновывали, защищали и проводили в жизнь его экологически преступную политику и за это получали дополнительные деньги, дома и квартиры, льготы и привилегии? А как насчет заместителей директора, начальников отделов, ведущих специалистов, лесничих, их помощников, мастеров, лесников, лесорубов, водителей лесовозов, контролеров КПП, деревопереработчиков и прочего люда, крутившегося и кормившегося на уничтожении Беловежской пущи?

А как насчет руководителей и работников охраны национального парка, которые проявляли чудеса оперативности и сноровки, когда задерживали в лесу "зеленых" активистов, выдворяли из залов заседания неугодных ученых или лжесвидетельствовали на судебных процессах? А как насчет разного рода писателей, историков, идеологов и штатных и внештатных пропагандистов, которые хвалили творимую деятельность, рекламировали одни достижения и за помпезными текстами скрывали другие, нелицеприятные "результаты" администрации нацпарка? А как насчет охотоведов, егерей и других простых работников, которые открытым текстом говорят, что нужно только не лениться и можно озолотиться на пущанских природных ресурсах? Имеются ввиду не только валютные охоты на зверей, но и браконьерство, сбор рогов оленя, заготовка грибов и ягод, в том числе в абсолютно заповедной зоне. А огромная армия самогонщиков в заповедном лесу. А большое количество народа, для которых Беловежская пуща служит одновременно местом для свалки бытовых отходов и мусора. Подобное перечисление всех тех, кто рассматривает Беловежскую пущу как исключительно место личного обогащения, развлечения и эгоистического наслаждения, еще долго можно продолжать…

У них что, не было или нет глаз, ушей, мозгов, сердец и они не понимают, в чем участвуют и что делают? Может они информационно оторваны от современного мира? Нет, все физиологические органы у них на месте и у большинства работают вполне нормально. Все они живут неплохо, имеют дома, квартиры и машины, многие дорогие, да и на отсутствие современной электроники не жалуются. Другой вопрос, что с совестью, нравственностью и духовностью у них случилось что-то неладное или негативно фатальное. А еще с профессиональным уровнем как-то не так, уж слишком он отстал от современной цивилизации. Многие ответственные работники нацпарка добровольно согласились или тем или иным способом были втянуты в незаконную, либо природо-уничтожительную деятельность. Другим под страхом увольнения было приказано молчать. У многих "рыльце в пушку" и они составляют своего рода пирамиду злоупотреблений, в которой каждый должен знать свое место и обозначенные ему границы дозволенного. К наказанию вело не собственно нарушение законодательства, а выход за границы дозволенного. …

Не меньше в Беловежской пуще и тех людей, которым глубоко безразличны ее проблемы и беды. Они живут в своем индивидуальном изолированном мирке и являются типичным продутом советского управления, когда людей отучали от инициативы и совести и даже наказывали за чрезмерную личную активность в общественных делах. Многие из них не имеют соответствующего образования и воспитания. Поэтому их можно понять, что, однако же, не снимает их долю вины за неучастие. А что сказать о тех иных, например, образованных научных сотрудниках и лаборантах местного научного отдела, которые как рабы ходят на работу, но как свободные люди ездят по Беловежской пуще, видят все творимые безобразия и молчат? Даже не додумаются сфотографировать, засвидетельствовать и передать факты компетентным защитникам природы. А как насчет учителей местной экологической (!) средней школы, которые теоретически учат охранять природу и любить Беловежскую пущу, но на практике им глубоко плевать, что с ней происходит. Они никогда ни в чем серьезном, что касается истинно ее охраны и защиты, не участвовали, наоборот, всячески старались избегать этого. Лишь бы зарплату вовремя платили. Как говорила одна учительница "на чей возок сел, на том и езжай тихонько". И если бы завтра, не дай Бог, конечно, сюда привезли бы бульдозеры и экскаваторы корчевать заповедный лес или копать пруды, как это планировал делать недавно уволенный директор, ни один из них не встал бы и не вышел бы на защиту Беловежской пущи. Поэтому какой истинной охране природы могут научить эти учителя? Список подобных категорий и примеров и здесь можно продолжить …

Для объективного анализа было бы несправедливым умолчать о другой стороне, о тех людях – истинно защитниках Беловежской пущи, кто оказался на высоте нравственности и духовности, кто не пошел на сделку с совестью, кто не спрятался, не убежал, не самоустранился, а наоборот, кто проявил свои высшие человеческие качества, сознательность, небезразличие и патриотизм, кто рискуя своим благополучием и даже иногда здоровьем помогал защищать Беловежскую пущу от новоявленной команды "эко-киллеров". Я пока не могу назвать имена всех тех, кто помогал доставать многочисленные фото-свидетельства незаконного строительства охотничьего вольера, нарушений в заповедной зоне, необоснованных строительств водоемов, незаконных рубок деревьев и многие другие. Не могу по причине того, что эти люди пострадают от правящего в Беловежской пуще режима. На этом фоне не буду называть имена других патриотов, которые уже можно озвучить. Но знаю, что наступит в Беларуси время, когда имена ее защитников будут названы вслух.

Для полноты картины было бы неправильным не сказать, что коль Беловежская пуща - это Всемирное наследие человечества по классификации ЮНЕСКО, гордость и символ белорусов и визитная карточка Беларуси (о чем постоянно говорят власти и пишут СМИ), то в той или иной степени большинство жителей страны также виноваты в том, что Великий Лес 10 лет уничтожали, а им было это безразлично. Тысячи и тысячи чужих, наемных рабочих-временщиков-"талибов" прошли через Беловежскую пущу лишь с одной целью заработать деньжат на ее эксплуатации. Тысячи чиновников, ученых, других специалистов Беларуси были причастны к решениям и делам, так или иначе способствовавшим уничтожению Пущи, либо не решавшим или идеологически забалтывающим ее насущные проблемы. А как насчет мелиораторов, которые вопреки заключениям и рекомендациям ученых о том, что Пуща гибнет от дефицита воды по причине проведенного ранее осушения болот, и вопреки требованиям экологов пару лет назад начали, а в этом году завершают восстановление мелиорационных систем вокруг национального парка? Нужно вспомнить белорусских политиков, экономистов, хозяйственников, государственных природоохранников, работников культуры, журналистов, телевизионщиков и т.д., и т.п. Список тех, кто так или иначе содействовал уничтожению, либо самоустранился от защиты Беловежской пущи можно долго продолжать. Не на лучшей высоте оказалось и общественное "зеленое", экологическое и социальное движение. Проблемы Пущи многократно озвучивались на всю страну. Большинство из перечисленных и не упомянутых выше были "слепы" и "глухи" к сигналу тревоги. Точно также, как они сегодня "слепы" и "глухи" ко многим другим вещам в Беларуси, неприемлемым с точки зрения цивилизованного общества.

Подведем итог. Таким образом, что касается в целом отношения людей к Беловежской пуще, я вынужден говорить о не просто тревожной, а о катастрофической ситуации. Беловежская пуща сегодня – это зеркало состояния белорусского общества. Ужасающее ее положение – это показатель внутреннего ненормального состояния, тяжелейшей психологической и нравственной болезни подавляющего большинства членов этого общества. Нынешняя администрация Беловежской пущи и недавно уволенный директор, которые олицетворяют верх безнравственности, бездуховности и аморальности, – лишь отражение, как в зеркале, глубинной патологии этого общества.

Если говорить лишь о пущанцах, жителях и работниках Беловежской пущи, то они делятся на тех, кто: а) помогали уничтожать Пущу; б) не мешали уничтожать Пущу; в) недостаточно помогали защищать Пущу; г) сделавших всё возможное для защиты Пущи. К первым трем категориям относятся более 99,9%... Скажите, разве имеет такое общество гарантированное светлое будущее? Однозначно нет! При сохранении нынешней ситуации статус-кво у такого общества лишь один путь - деградация и вырождение.

В социологии есть такое правило: в хорошем коллективе не бывает плохого руководителя – его выгоняют, в плохом коллективе не бывает хорошего руководителя – его съедают. Не трудно догадаться, каков будет новый руководитель в Беловежской пуще, в полностью деморализованном и духовно изнасилованном коллективе, напичканном специально отобранными духовно деградированными личностями, неспособном защитить ни гуманитарные ценности, ни самого себя. А даже если и придет нормальный человек, то, как уже не раз показывала практика последних 20 лет, долго здесь он не продержится.

Прошел уже месяц, как не стало директора-тирана. Все молчат, все ждут нового "хозяина"… Ученые в лабораторных опытах показали, что животные, будучи помещенные из воли в тесные клетки, поначалу активно ищут выход и пытаются выбраться наружу. Постепенно их активность падает и в конце концов сходит на нет. Через длительное время содержания в неволе даже в случае открытия клеток, животное настолько привыкает к своей тюрьме, что некоторое время не желает покидать ее и при первой же опасности или трудности быстро возвращается в клетку. Психологи описывали подобное явление с заключенными фашистских концентрационных лагерей. После ухода охраны в первый раз выходя за колючую проволоку лагеря заключенные обнаруживали, что они потеряли способность адекватно воспринимать мир и радоваться его краскам и им этому приходилось медленно заново учиться. Нечто подобное, только не в такой степени выраженности, я сейчас наблюдаю в Беловежской пуще.

Что делать? Однозначно, в сложившейся ситуации надеяться на быстрые позитивные перемены не приходится, даже в случае прихода нормального директора. Коллективу и жителям Беловежской пущи нужна серьезная психологическая реабилитация, что требует и времени, и условий. Будут ли они – не факт.
Лично для меня ясно одно – в сложившейся сегодня в Беловежской пуще ситуации необходимо всеобщее покаяние. Нужно осознание каждым человеком на самом глубинном духовном уровне содеянного, своего участия и роли в этом содеянном для новых помыслов и действий во благо, но не во вред.

Коль белорусская нация претендует на то, чтобы гарантированно сохранить Беловежскую пущу для своих потомков, без всеобщего покаяния за совершенное общенациональное преступление перед Великим Лесом и символом этой нации, без глубинного осознания и духовного очищения жителей Беловежской пущи этого сделать не получится. Впрочем, будет неправильно ограничивать это лишь жителями Беловежской пущи…

Как это сделать? Первый вариант - если в Беловежскую пущу, вопреки ожидаемых прогнозов, придет духовно сильный и нравственно чистый руководитель, если он поймет необходимость этого и ему будет позволено это, то возможно публичное покаяние.
Второй вариант - если не случится первого, то необходимо донести эту мысль до как можно большего числа людей с надеждой на то, что у кого-то откроются глаза и он совершит акт духовного прозрения и очищения самостоятельно или с помощью другого духовно осознавшего или пробужденного человека. В этом случае духовное покаяние растянется на неопределенно долгое время и будет происходить постепенно, если тому позволят сама история и природа…
Думаю, в нынешних белорусских политических условиях разумно рассчитывать именно на второй вариант.
А потому "Зовите к покаянию десять, сотню, тысячу и один придет. И никто заранее не знает, кто будет тот один".

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/83025.html)

Comments

bp21
23 фев, 2011 20:43 (UTC)
Суть претензий или впечатлений - почему?
Спасибо. Хороший вопрос, хороший ракурс проблемы и ОЧЕНЬ сложный вопрос для ответа.

Да, эта тема одна из самых сложных и неоднозначных в плане общественной реакции, потому что понятие личного покаяния касается каждого, проникает в самую глубину человека и трогает самые тонкие струны его души. Мало кто остается равнодушным. Знаю, что аналогичная неоднозначная, порой даже скандальная реакция возникает после обращений и выступлений белорусской писательницы Светланы Алексиевич. А ведь она сегодня, после смерти Василя Быкова, считается главным голосом совести белорусской нации.

Скажу следующее. Реакция человека на такие вещи, как необходимость всеобщего покаяния, напрямую зависит от степени его осознанности ("пробужденности"), духовного уровня и эгоизма (гордыни), а также от собственной вины. Задам такой вопрос - как далеко друг от друга отстоят такие понятия, как покаяние и молитва? Кто-то скажет, какое отношение имеет одно к другому? Отвечу, для меня это категории настолько близкие, что иногда трудноотделимые.

Люди глубоко духовные и понимающие ситуацию масштабно реагируют спокойно, с пониманием. Обратите внимание, они не единичны на этом форуме. Отзыв my_silencio со словами "сильный текст". В каменюках сегодня слышал отзывы от двух человек со словами понимания и поддержки.
Люди, у которых духовность и понимание поверхностны, им труднее это понять.
А люди, у которых есть нравственные, либо психологические проблемы, у которых понимание оторвано от реального мира, или у которых Эго несбалансировано, а тем более зашкаливает, у таких возникает эмоциональная реакция неприятия и даже агрессии.

Почему я подымаю и озвучиваю проблему так и на таком уровне, понимая при этом, что вызываю негодование части общества в свой адрес? Чтобы дать ответ, нужно задать и честно ответить на вопрос - что для нас главное? Главное Истина, чистая правда? Или нечто иное? Для меня главное Истина! Познав Истину и ее Источник я не могу врать в таких тонких духовных вопросах ни самому себе, ни своим друзьям, ни Беловежской пуще, ни Земле, ни тем Светлым Душам, с которыми я связан. Я несу моральную ответственность за это перед ими всеми. А потому говорю так, говорю на этом уровне, говорю Истину! Знаю, это непросто, нелегко, но каждый должен нести тот крест, который уготовила и поручила ему судьба.

Выше я отчасти ответил на вопросы, но добавлю еще, частично выражаясь языком духовным и метафорическим.

1. Это реакция уязвленного Эго. Мои слова направлены прежде всего к сердцам и душам людей, и лишь в последнюю очередь к разуму и Эго. Общая ситуация серьезная, если не сказать критическая. Беловежская пуща как пуща гибнет. Остановить эту гибель полумерами и в старой моральной парадигме не получится. Для этого нужна перестройка и трансофрмация общества во многих сферах. Кто-то должен говорит об этом.
2. Это реакция недостаточной осознанности и недостаточного понимания ситуации. Если Целое в беде или страдании, то ни одна его Часть не может быть вне этого.
3. Ответ такой же, как в пункте 2. плюс реакция недостаточной духовности. Никто ничего никому не навязывает. Это приглашение прежде всего задуматься, осознать, поддержать и принять участие, действовать.
4. Есть законы равития природы и общества. Есть законы Духовного мира, Мироздания. Ситуация в Беловежской пуще трагическая. И не только в Пуще. Цивилизация движется от экологического и социального кризиса к соответствующей катастрофе. Мне это очевидно. Поэтому мне это озвучивать. Тем более, что я получил на это разрешение...
5. Это глупость. Моя задача духовно "пробуждать" людей. Подробнее об этом во введении к моему ЖЖ.
(Анонимно)
23 фев, 2011 20:56 (UTC)
Re: Суть претензий или впечатлений - почему?
Не, ребята. Несмотря на постоянные СЛОВА о духовности, это железобетон толщиной в два метра. Хотя бы это "Светлана Алексиевич... считается главным голосом совести белорусской нации". Кем считается? Белорусской нацией считается? Она (нация) об этом вам в ухи нашептала? Понеслось выстраивание иерархий: главный голос совести нации, заместитель главного голоса совести нации, и. о. главного голоса совести нации. И предсказуемые железобетонные контрвопросы "Ну если не она, то кто?". Да кто угодно! Хоть дед Федос из Усть-Пиздрюйска. Всё это "духовное ученье" на глазах превратилось в набор штампов и догм. Шансов на успех - ноль. Ну а виноват в этом, ясен пень, народ.
morgen2008
24 фев, 2011 10:10 (UTC)
Re: Суть претензий или впечатлений - почему?
"Не, ребята. Несмотря на постоянные СЛОВА о духовности, это железобетон толщиной в два метра."
Вы считаете что для Вас сказанное выше недостаточно убедительно?
"Хотя бы это "Светлана Алексиевич... считается главным голосом совести белорусской нации". Кем считается? Белорусской нацией считается? Она (нация) об этом вам в ухи нашептала?"
Это мнение Георгия, в этом я лично с ним солидарен. Для меня лично более важно и значимо то что говорит и делает Светлана Алексиевич, чет то что пишете Вы.
Если у Вас есть собственное мнение по вопросу или для Вас важнее мнение деда Федоса из ... это нормально. Просто мнение деда Федоса не столь известно среди общественности :). А Вы можете высказаться, хотя пока, почему-то, больше критикуете чужие высказывания.

Всё это "духовное ученье" на глазах превратилось в набор штампов и догм. Шансов на успех - ноль. Ну а виноват в этом, ясен пень, народ.
Оценка понятна. А при чем тут "народ"?
(Анонимно)
24 фев, 2011 10:50 (UTC)
Re: Суть претензий или впечатлений - почему?
Железобетон состоит в том, что уже вылились из этого материала формулировки. Сложился железобетонный механизм выдавания собственных оценок за оценки некоей "общественности", а то и того круче: "нации".
А народ всегда при чём. На него можно валить и то, что он "спит" и то, что он "страдает", и то, что он "трудолюбив" или "свободолюбив".

Profile

bp21, Козулько, Беловежская пуща, бп
bp21
bp21_Георгий Козулько
Беловежская пуща - 21 век

Latest Month

Апрель 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Разработано LiveJournal.com