?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

(Продолжение, начало здесь (1), здесь (2), здесь (3), здесь (4), здесь (5), здесь (6), здесь (7), здесь (8) и здесь (9))

Зачем человеку нужно духовное знание? Современный мир несет в себе слишком много зла, горя и страданий. Результатом этого является старый образ жизни, при котором у большинства людей духовность, альтруизм, любовь, бескорыстность и многие другие самые возвышенные качества уходят на задний план, уступая место практическому прагматизму, эгоизму, бездуховности, безнравственности и безразличию как к своем ближним, так и ко всему окружающему.

Но мир стал глобальным. Его угрозы стали глобальными. Жить так дальше означает идти к гибели цивилизации. Чтобы этого не случилось, необходимо духовное обновление и преображение человека во всех сферах жизни. Фактически необходимо появление нового человека..

Ниже я привожу фрагмент текста из христианской литературы, который в простой форме выражает или подтверждает сказанное выше. Наиболее важные фрагменты выделены. Хотя текст длиннее, чем это обычно принято вЖЖ, необходимо внимательное его чтение, чтобы до конца понять суть сказанного. Да, это непривычно в наш информационный век, но по-другому не получится…


"О НОВОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Рисунок из сайта http://tvoerazvitie.ucoz.ru/

Современный мир идет навстречу духовному обновлению. Многие еще не видят этого: одни – потому, что не изжили своих старых заблуждений и продолжают считать их «последним словом» жизни и правды; другие – потому, что страдания и лишения нашей эпохи слишком велики и поглощают у людей все их силы. Есть и такие, которые почувствовали необходимость духовного обновления, но не видят нового, верного пути и не знают, что начать… Но близится тот «день», когда духовное обновление начнется само собою и притом потому, что старые пути и направления окажутся исчерпавшимися, разочарование охватит души и человеческие лишения и страдания покажутся невыносимыми…

Ввиду этого было бы важно предвидеть, каковы же будут эти иные, новые пути и что нам надо ныне делать для того, чтобы вступить на них без сомнений и колебаний. Человеку недостойно пребывать в беспомощности и пассивности, предаваясь своей непонятной «судьбе» с покорностью младенца. Человек должен разуметь свои ошибки и заблуждения, свободно судить их, а не предаваться изжитому психозу, принесшему уже столько бед. Человек призван овладевать своей душой и ее слабостями, освобождать себя из состояния духовной слепоты и творчески слагать свою новую судьбу перед лицом Божиим. Трагические события истории, смуты и бедствия посылаются нам для того, чтобы мы одумались и сосредоточились на самом жизненно-существенном, чтобы мы вспомнили о нашей творческой свободе и отыскали в самих себе нашу собственную духовную глубину, с тем чтобы из нее повести наше обновление, – свободно, мужественно и активно.

И прежде всего нам надо сосредоточиться на том, что мы утратили. Человечество попыталось за последние два века создать культуру без веры, без сердца, без созерцания и без совести; и ныне эта культура являет свое бессилие и переживает свое крушение.

Люди не захотели больше веровать, потому что они уверили себя, будто вера есть противоразумное, научно несостоятельное и «реакционное» состояние души. Люди отреклись от сердца, потому что им стало казаться, что сердце мешает инстинкту, что оно есть разновидность «глупости» и сентиментальности, что оно подрывает человеческую деловитость и ставит человека в смешное положение; а «умный» человек больше всего боится показаться смешным; он желает «делать дела» и утверждаться в земной жизни. Люди отвергли созерцание, потому что их трезвый, прозаический «ум» презирает человеческую «фантазию» и считает, что самое важное в жизни есть «эмпирическое» и «прозаическое». Они вытеснили из жизни начало совести, потому что ее живоносные призывы и укоры совершенно не укладываются в контекст хладнокровных расчетов и деловых планов. И за всем этим, наряду с черствым себялюбием и самомнением, скрывался ложный стыд и ложный страх: люди боятся остаться в бедности и неизвестности, они боятся прослыть ребячливыми, несерьезными и смешными… Голодное самочувствие, тщеславие и честолюбие соединяются здесь с робостью перед «общественным мнением»…

Этот ложный стыд будет преодолен и устранен великими лишениями и страданиями нашей эпохи. Ибо страдание есть подлинная и могучая реальность, оно приобщает человека бытию настолько, что люди научаются быть, а не казаться, и их тщеславное желание «прослыть» и «прославиться» отходит на задний план. Но это и значит, что современному человеку предстоит еще мучиться и терпеть, и может быть, еще в неизведанных им формах гнета и унижения, до тех пор, пока не отпадет все кажущееся, условное и мертвое и пока не вырвется наружу исток внутренней реальности и творческой силы. Человек должен снова возжелать подлинной реальности, субстанции всяческого бытия и всякой жизни. Тогда в нем оживет и раскроется сердце; тогда он свободно и решительно отдастся сердечному созерцанию; на этом он вновь обретет Бога, примирится со своей совестью и начнет создавать новую культуру, – обретая новую веру во Христа, слагая новую науку, созидая новое искусство, формулируя новое право и водворяя новую, отнюдь не социалистическую, социальность… ……

И для того, чтобы разрешить все эти задания, людям надо обеспечить себе доступ к первоначальным основам духа и жизни. Человек будущей культуры должен снова возлюбить духовную свободу, предаться живой сердечной доброте, взрастить в себе драгоценное смирение как источник подлинной силы, преклониться перед тайной Божьего мироздания, укрепить в себе силу сердечного созерцания, научиться радости благодарения и восстановить в себе подлинную религиозность.

И то, что он тогда будет излучать в мир, освятит его личную жизнь и поведет его культуру по путям истинного христианства.

О ДУХОВНОМ ИЗЛУЧЕНИИ

Мы, люди современной эпохи, не должны и не смеем предаваться иллюзиям: кризис, переживаемый нами, не есть только политический или хозяйственный кризис; сущность его имеет духовную природу, корни его заложены в самой глубине нашего бытия; он ставит нас перед последними вопросами и ведет нас в священную область. Мы не имеем ни права, ни основания изображать наше крушение как «невинную» или «неопасную» случайность. Мы должны найти в себе мужество и остроту взгляда, чтобы увидеть вещи такими, каковы они суть на самом деле; мы должны найти в себе волю, чтобы выговорить всю правду и вступить на новые пути. Нам надо освободиться от мелочей повседневности и приучиться смотреть вдаль: куда идет, куда соскальзывает современный мир? Что ожидает нас? Что нам делать для того, чтобы предотвратить злейшие возможности и создать новую, прекрасную жизнь?..

Но есть закон, в силу которого грядущая даль открывается только тому, кто смотрит из глубины. Поэтому нам необходимо подлинное углубление духа; мы должны прежде всего сосредоточиться и уйти в живую глубину нашего собственного существа, в «субстанцию» нашей человечности или, как сказал бы Аристотель, в «энтелехию» нашего духа, в ту священную сферу, благодатность и божественность которой возвестил нам Сын Божий, Иисус Христос. Повсюду, во всем мире должен начаться постепенно духовный пересмотр наших душевных актов и наших предметных содержаний: в отдельных людях и в малых кружках, в религиозных общинах, в философских обществах и в целых культурных движениях люди будут сосредоточиваться на последних, священных истоках своей жизни; они будут созерцать жизнь своего сердца и судить о нем, – каковым оно должно быть, и каким оно оказалось в действительности, и чего ему недостает… Чем серьезнее, чем ответственнее, чем глубже, чем искреннее будет этот пересмотр, тем лучше. Ибо бедствия нашего времени велики; и опасность можно будет преодолеть только тогда, если будет захвачена последняя глубина человеческой души, если человечество опять проложит себе путь к Богу. Здесь дело совсем не только в «моральном перевооружении», в этих скудных и вымученных словах, обозначающих новую и дешевую моду и обеспечивающих в лучшем случае укрепленную закулисную дисциплину. Человечество нуждается в обновлении духа и облагорожении инстинкта, в возвращении к евангельской вере, а не в «чистых перчатках», обещаемых антихристом. Обновление, предстоящее нам, должно составить целую эпоху в истории. Ибо старые дороги исхожены, и прежнее строение акта, творившего культуру, привело нас к ужасным, чудовищным проявлениям внутренней жестокости и внешней техники. И близится время, когда мы все будем помышлять только о внутреннем обновлении и будем искать Божией помощи и спасения.

Поэтому наше время есть время поворота. Никогда еще отрицательные силы человеческого существа не выступали с таким дерзновением, так самоуверенно, с таким самосознанием; никогда еще они не делали таких вызывающих попыток захватить власть над миром; никогда еще человек не располагал такими техническими возможностями, никогда еще он не владел такими разрушительными средствами… В мире намечается перелом; может быть, он уже совершается. Прежнее равновесие утрачено. И той худшей опасности, которая нам грозит, мы можем противостоять только при условии внутреннего обновления…

И первые признаки начинающегося обновления мы узнАем в том своеобразном излучении, которое будет исходить от обновленных людей, в этих лучах живой доброты, сердечного созерцания, совести и мужественно-спокойной веры. Ибо нельзя приходить в соприкосновение с этими последними сферами человечески-божественной глубины, не пробудив в своем инстинкте живой духовности, не оживив в себе христианского сердца со всей его дивной энергией и прозорливостью. А живое сердце посылает в мир свои лучи; и эти исходящие из него лучи не просто человеческие, но божественно-духоносные…

Все чаще слышатся голоса, утверждающие, что человечество может спастись только через «Новое откровение»… Как если бы данное нам откровение Христа было «исчерпано» или «изжито»; как если бы человечество уже исходило Его пути – пути богосыновства, благодарности, сердечного созерцания и живой доброты, – и они не привели ни к чему… Как если бы современный кризис был не нашим кризисом, а кризисом Господа Бога, потому что Он открыл нам «слишком мало» или «слишком давно» и теперь должен поторопиться и восполнить упущенное. А в действительности это мы не сумели воспринять данное нам Откровение и зажить им по-настоящему… Лучи божественного Откровения не были отняты у нас. Они светят нам и ныне, как в начале; и мы имеем задание – верно воспринять эти лучи и зажить ими. Нам надо найти религиозный акт верного строения, который позволит нам совершить это так, чтобы эти лучи не только светили нам, но излучались через нас и из нас самих, из нашего сердечного созерцания, соединяя нас с другими людьми, освещая нам близкое и далекое будущее и направляя нашу земную жизнь.

Современный человек должен увидеть и убедиться, что его судьба зависит от того, что; он сам излучает в мир, и притом во всех сферах жизни. Он должен удостовериться в том, что дело идет о его душевном очищении, об оживлении и творческом изживании его сердца. Потому что заглохшее и омертвевшее сердце бессильно и слепо; и когда оно обращается к жизни, то оно не может вложить в нее ничего хорошего.

Человеческая культура может быть обновлена только живым, излучающим сердцем, ибо только в нем зарождаются новые творческие идеи, только ему дается очевидность. "

(Фрагмент из книги Ивана Ильина "Путь к очевидности")


(Окончание здесь)

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/82227.html)

Comments

( 59 комментариев — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
bp21
11 фев, 2011 09:06 (UTC)
:) ? А это как?
(Анонимно)
11 фев, 2011 10:51 (UTC)
VK
Человечество попыталось за последние два века создать культуру без веры, без сердца, без созерцания и без совести;
-------------------
Категорически не согласна. Советские идеологи стремились обезличить советского человека, отчасти нынешние наши идеологи также. Отрывая человека от корней, делая его винтиком, от которого ничего не зависит. Такими легче управлять, и это в интересах авторитарных государств. В ваших, Георгий, Каменюках открылся дом ремесел, где и вышивка, и ткачество, и резьба по дереву. Это "культура без веры, без сердца, без созерцания и без совести"? Абсурд. Нельзя так обобщать.
bp21
11 фев, 2011 11:09 (UTC)
Re: VK
Я так понимаю, что к этому выражению ты подошла чисто математически, в смысле ноль веры, ноль сердца, ноль созерцания, ноль совести. Понятно, что такого не бывает. Даже в фашистских концлагерях Германии была вера и совесть. Помнишь надписи на пряжках эссесовцев "Gott Mit Uns" (Бог с нами).

На мое разумение, здесь вкладывается более глубокий смысл. В смысле вера и совесть, пропитанные Высшим Светом и Любовью. Это в обществе потребления в целом действительно отсутствует, но сохраняется как мелкие эпицентры в религиозных общинах и в душах отдельных высоконравственных и духовных людей. А народ, люди в целом такие, как и написано.
Кстати, у встречал такую прекрасную мысль (я с ней согласен), что в Советском Союзе воспитывали человека морального, нравственного и духовного, но бех души. Мудро сказано!

А в Каменюках в новом доме культуры всё обстоит именно таким образом - культура без веры, без сердца, без созерцания и без совести в Высшем Свете и Любви. Здесь даже не знают, что это такое :(
Re: VK - (Анонимно) - 11 фев, 2011 11:47 (UTC) - Развернуть
Re: VK - bp21 - 11 фев, 2011 12:15 (UTC) - Развернуть
Re: VK - (Анонимно) - 11 фев, 2011 12:29 (UTC) - Развернуть
Re: VK - bp21 - 11 фев, 2011 13:38 (UTC) - Развернуть
Re: VK - morgen2008 - 12 фев, 2011 12:30 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
11 фев, 2011 12:43 (UTC)
VK
Ну а если взять в общем, без придирок, то полностью согласна с фразой "Современный человек должен увидеть и убедиться, что его судьба зависит от того, что; он сам излучает в мир, и притом во всех сферах жизни".
bp21
11 фев, 2011 13:39 (UTC)
Re: VK
Только с этой фразой согласна? Такая малость...? :)
aldrkos
11 фев, 2011 15:16 (UTC)
Пришла пора
Цитата из статьи: "Мы, люди современной эпохи, не должны и не смеем предаваться иллюзиям: кризис, переживаемый нами, не есть только политический или хозяйственный кризис; сущность его имеет духовную природу, корни его заложены в самой глубине нашего бытия; он ставит нас перед последними вопросами и ведет нас в священную область. Мы не имеем ни права, ни основания изображать наше крушение как «невинную» или «неопасную» случайность. Мы должны найти в себе мужество и остроту взгляда, чтобы увидеть вещи такими, каковы они суть на самом деле; мы должны найти в себе волю, чтобы выговорить всю правду и вступить на новые пути. Нам надо освободиться от мелочей повседневности и приучиться смотреть вдаль: куда идет, куда соскальзывает современный мир? Что ожидает нас? Что нам делать для того, чтобы предотвратить злейшие возможности и создать новую, прекрасную жизнь?.."

Куда идет, куда соскальзывает современный мир? Что ожидает нас? Что нам делать для того, чтобы предотвратить злейшие возможности и создать новую, прекрасную жизнь?.. Мне кажется пришла пора всем вместе нам искать ответы на эти вопросы.

bp21
11 фев, 2011 15:40 (UTC)
Re: Пришла пора
Кстати, а ведь эта цитата почти на 100% перекликается с тем, что говорит каббала. Не так ли?
Re: Пришла пора - aldrkos - 12 фев, 2011 09:53 (UTC) - Развернуть
Re: Пришла пора - bp21 - 12 фев, 2011 10:24 (UTC) - Развернуть
Re: Пришла пора - aldrkos - 12 фев, 2011 11:00 (UTC) - Развернуть
Re: Пришла пора - bp21 - 12 фев, 2011 11:20 (UTC) - Развернуть
Re: Пришла пора - aldrkos - 12 фев, 2011 11:48 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
bp21
11 фев, 2011 16:39 (UTC)
Re: Кстати,...
!

С белорусской культурой (я понимаю, Вы имеете ввиду традиционную, национальную) в современных социально-политических условиях трудно что-то сделать. Она медленно, но уверенно умирает. Белорусский язык, как основа национальной культуры, в молодом и среднем поколении почти искоренен. Национальную интеллигенцию уже можно заносить в Красную книгу. Так что, если спрогнозировать дальнейший тренд, до "времени излучения" она не дотянет :(

Единственное "но" здесь, что будущее не предопределено и мало ли какое "чудо" еще может случится.
VK - (Анонимно) - 14 фев, 2011 05:45 (UTC) - Развернуть
Re: VK - белорусская культура - (Анонимно) - 15 фев, 2011 10:21 (UTC) - Развернуть
Re: VK - белорусская культура - (Анонимно) - 17 фев, 2011 05:41 (UTC) - Развернуть
Re: VK - белорусская культура - (Анонимно) - 17 фев, 2011 10:46 (UTC) - Развернуть
Re: VK - белорусская культура - (Анонимно) - 17 фев, 2011 12:46 (UTC) - Развернуть
Re: VK - белорусская культура - (Анонимно) - 21 фев, 2011 14:20 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
11 фев, 2011 17:34 (UTC)
"слышу звон, но не знаю где он"
данная статья - это попытка автора христианскими категориями и измышлениями описать неоходимость развития осознаных отношений к природе и друг другу. много слов и вредного христианского пафоса. 2000 лет смирения и добросердечности допустили правление амбициозного невежества, которое привело человечество на грань самоуничтожения. добро должно быть с кулаками
Сергей
bp21
11 фев, 2011 17:44 (UTC)
Re: "слышу звон, но не знаю где он"
Хотел бы уточнить. То есть, Ваше отношение негативно в целом к христианству или только к этому тексту.
(без темы) - (Анонимно) - 11 фев, 2011 19:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 11 фев, 2011 20:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 11 фев, 2011 20:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 11 фев, 2011 20:35 (UTC) - Развернуть
Re: пришло время объединяться - (Анонимно) - 13 фев, 2011 20:41 (UTC) - Развернуть
Re: "слышу звон, но не знаю где он" - (Анонимно) - 11 фев, 2011 20:32 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
12 фев, 2011 16:51 (UTC)
"Современный мир несет в себе слишком много зла, горя и страданий"
Выглянула в окно и чтой-то не увидела ни зла, ни горя, ни страданий.
С пятого раза осилила (через пять строчек) пробежать предложенный текст. У меня один вопрос всегда над такими текстами возникает: И вы это в серьез воспринимаете?
А автора хочется спросить, он на самом деле в этот маразм верит?
Где зло, горе, страдания? В голове. Бейте сильнее себя по затылку, может выскочит.
bp21
12 фев, 2011 17:03 (UTC)
Два смысла
Тут возможны два ответа. Они зависят от того, какой смысл Вы вкладываете в свой вопрос.

Если вопрос в бытовом смысле, то Вы не там зло ищите. Оно не в окне, а в умах и душах людских. И чтобы увидеть его, то нужно не природу или городские постройки в окне рассматривать, а человеческие взаимоотношения, которые наполнены злом, горем и страданиями.

Если вопрос в сакральном смысле, то Вы правы, зло заложено в проекции нашего ума (Эго) на окружающий мир. Освобождение от Эго ведет к незамутненному разумом восприятию, к чистому духу и освобождению от зла. Это упрощенно.

Ваш вопрос несет какой смысл?
morgen2008
13 фев, 2011 18:43 (UTC)
Поэтому наше время есть время поворота.
Не уверен, что есть куда повернуть :(
Вот что-то по этому поводу один стишок припомнился...

"Без умолку безумная девица (Кассандра)
Кричала: "Ясно вижу Трою павшей в прах!"
Но ясновидцев - впрочем, как и очевидцев -
Во все века сжигали люди на кострах."

В. Высоцкий
bp21
13 фев, 2011 19:07 (UTC)
Re: Поэтому наше время есть время поворота.
Повернуть есть куда, другйо вопрос, возможно ли?
Понятно, что мы имеем дело с социумом, как архисложной живой системой и им управлять, это не автомобилем, куда крутанул руль, туда и поехало. Здесь многомерный процесс, как в простанстве, так и во времени. А те, кого сжигали, они и есть важные регуляторы этого процесса.
(Анонимно)
14 фев, 2011 21:55 (UTC)
О ДУХОВНОМ ИЗЛУЧЕНИИ
"....своеобразном излучении, которое будет исходить от обновленных людей, в этих лучах живой доброты, сердечного созерцания, совести и мужественно-спокойной веры."
Надеюсь автор использует метафору или .... "духовное излучение" следует понимать буквально? Какие будут мнения?
bp21
14 фев, 2011 22:34 (UTC)
Re: О ДУХОВНОМ ИЗЛУЧЕНИИ
Да, метафора. Это как говорят, например, он сияет улыбкой или он весь светится от счастья.

С другой стороны, почему бы и нет? Если говорить о том, что вокруг человека есть аура (особая энергия, "свечение"), имеющая волновую природу, то повышение духовности человека меняет его сознание и должно менять волновой спектр ауры.
( 59 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

bp21, Козулько, Беловежская пуща, бп
bp21
bp21_Георгий Козулько
Беловежская пуща - 21 век

Latest Month

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com