?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

(Продолжение, начало здесь (1), здесь (2), здесь (3), здесь (4)), здесь (5) и здесь (6))

(Хочу выразить признательность моему ЖЖ-френду sociolog_tatar за помощь в подборке материалов к этой теме)

Зачем человеку нужно духовное знание? Любовь. Это то завораживающее чувство, то состояние души, в котором человек находит блаженство и высший смысл жизни. Об этом так много уже сказано и одновременно не высказано почти ничего.

Ислам – вторая после христианства по численности верующих мировая религия. Эту веру сегодня исповедует около 1,5 миллиарда, живущих во всех частях земного шара; наибольшее их количество проживает в регионах между Северной Африкой и Малайзией. Это самая молодая религия. И в ней, как и во всех остальных мировых религиях, любовь и милосердие занимают центральное место: любовь Бога к человеку, человека к Богу, человека к человеку и к совершенству.

Исламская литература специфична, впрочем, как и остальная религиозная. Скажу честно, мне пришлось немало пересмотреть текстов, прежде чем я нашел тот, который, на мой взгляд, наиболее глубоко и одновременно очень просто показывает глубинную суть религии Ислама. Ниже я привожу его фрагмент. Хотя текст длиннее, чем это обычно принято в ЖЖ, необходимо внимательное его чтение, чтобы до конца понять суть сказанного. Да, это непривычно в наш информационный век, но по-другому не получится…


Рисунок из сайта http://www.tvoyhram.ru/

"Ислам - Религия любви

Ислам - религия любви и милосердия. Коран - это послание любви и милосердия милостивого Бога к Своим созданиям. Впервые мы знакомимся с Богом в Коране, где он предстает перед нами, как дающий поддержку всему миру, созидающий и всепрощающий. Коран провозглашает, что Божественное милосердие бесконечно. Не удивительно, что Посланник, который принес Коран, именуется "Рахматул лиль-алямин", т.е. милосердие для мира.

К сожалению, этот аспект Ислама оставался в тени, во-первых, из-за постоянной пропаганды, осуществляемой некоторыми силами, которые необоснованно преувеличивали так называемый воинствующий характер мусульманской веры, а во-вторых, из-за односторонней позиции некоторых мусульманских активистов, которые по простоте своей создали впечатление, что главное предназначение Ислама - это война, недозволенная оппозиционная деятельность. ......

Ислам, в сущности, - это религия любви - любви Бога к человеку и к совершенству. Любовь - это основа и цель всех истинных Божественных религий. Коран начинается с того, что называет Бога Рахман и Рахим. Обычно эти слова переводятся на другие языки, как Милостивый и Милосердный. Однако слово "Рахман" в арабском языке имеет множество дополнительных значений: Это и любовь, и милосердие, и благословение и т.д. Бог - это воплощение самых высших человеческих идеалов. Человек низкого и среднего уровня развития, преклоняясь перед Богом, опускает Его до своего собственного сознания. Одна лишь вера в Бога не делает человека моральным и духовным, потому, что Бог, которому он поклоняется, может в его представлении оказаться и не мудрым, и не всепрощающим, и не любящим. Таким образом, первые аяты Корана, где дважды повторяются такие эпитеты Бога, как Рахман и Рахим, восхваляют исключительно Создателя, про которого говорится, что он "Господь", "Питающий", "Развивающий" свои создания и т.д. Владыка, Хозяин, Господь всей Вселенной (Раббиль Алямин).

Бог - созидательная, а не слепая жизненная сила. Одна из характерных черт Бога - это целеустремленность, направленная на реализацию идеалов и конечных целей. Любовь Бога создает все сущее, вселенную, развивающуюся по определенным законам, как физическим, так и моральным, составляющим основу человеческой жизни. По этим законам судят людей. Эта вторая черта выведена как вторичная из первой, созидательной любви. Бог Рахман, Рахим, а уже потом судья. Законы его рождаются любовью, его правосудие вдохновляется любовью. Это совсем не означает, что Бог одинаково любит добро и зло. Так как его любовь созидательная и совершенствующая. Бог не может любить то, что сводит, на нет идеалы. Чтобы показать, что означает любовь Бога, приведем несколько аятов из Корана.

"Он (Аллах) отличает Своим милосердием, кого пожелает. Аллах - обладатель великой милости!" (3:74); "... поистине, Аллах любит благотворящих!" (2:195).

В Коране сказано: "Поистине, Аллах любит справедливых!" (5:42);"Поистине, Аллах любит богобоязненных!" (3:76); "Аллах любит делающих добро!" (3:148); "Аллах любит терпеливых!" (3:146).

Если Бог любит все эти качества, то он не может любить то, что отрицает эти качества, а также не может любить людей, которые своим образом жизни отказываются признать эти качества. Не потому, что он их не любит, что оскорблен Сам, а потому, что это неверие делает преступным самого человека.

"Аллах не любит агрессивных!" (2:190); "Аллах не любит тех, кто горделиво хвастлив!" (4:36); "Он не любит неумеренных!" (6:141).

Приведенные цитаты из Корана доказывают, что Ислам выступает за высокие моральные идеалы и улучшение человеческой жизни. Любовь Аллаха созидательна, она помогает утверждать прекрасное и очищать жизнь от скверны. Ислам не основан на мистике, чудесах, мифах или легендах. Ислам - религия, утверждающая ценности жизни, а Бог - источник и хранитель этих ценностей. Любовь Бога к человеку или человека к Богу - это активная созидательная сила, которая очищает верующего. Ислам - воплощение гуманизма, потому что он возвеличивает ценность человеческой жизни на земле. На пути любви - любви Бога к человеку и другим его созданиям, любви человека к человеку чистая вера Ислама и свод жизненных законов совпадают. Делать что-либо ради любви к Богу означает связывать это действие с реализацией высших ценностей жизни. Действия же, не связанные с верой в высшие идеалы, становятся просто механическими или осуществляются на низшем биологическом уровне.

Стремление человека к добру должно быть побуждено желанием воплотить в действительность неизменные и постоянные ценности, пирамида которых достигает высшей точки на вершине извечной реальности. Ислам идентифицирует добро с Богом, который не просто произвольно изменяет мир, а с помощью добра, позитивного намеренного созидательного начала. Любовь есть созидание добра. По Корану то, что сознательно не служит идеалу, не питает дух. Эгоистические и ограниченные жизненные цели не возвышают душу и не поощряются Исламом, даже если с первого взгляда не причиняют вреда. Например, милосердие, если принимает материальную форму, может испортить получающего его в духовном отношении, так как он может постоянно чувствовать себя должником, или оно может оказаться недействительным из-за желания оказывающего милосердие получить за него похвалу. "О вы, которые уверовали! не делайте тщетными ваши милости попреком и обидой, как тот, кто тратит свое имущество из лицемерия перед людьми..." (2:264).Такие поступки без веры в идеал сравнимы с миражем в пустыне, который обманывает странника, заставляет его страдать от жажды еще сильнее. "А у тех, которые не веровали, деяния - точно мираж в пустыне. Жаждущий считает его водой, а когда подойдет к нему, видит, что это - ничто..." (24:39).

Как мы уже говорили, любовь Бога - это не наслаждение влюбленных, чья сентиментальная, опьяняющая, восторженная любовь предназначена только для двоих. Некоторые мистики наслаждались этим чувством, представляя себе Бога, как своего двойника, впадали в экстаз, как в высочайшее духовное состояние. Ислам не признает такой любви. Любовь к Богу доказывается любовью к провозглашенным им ценностям и высшим идеалам, в которых человеческое и Божественное едины. Когда мы говорим, что кто-то совершил что-либо из любви к Богу, то это означает, что он при этом исходил из Исламских идеалов, а не из своих личных узко эгоистических интересов. Тогда только дух возвышается и приходит в гармонию со Вселенной и бесконечностью; постоянные ценности даруют бессмертие душе. В то же время, самые полезные дела, совершаемые по низким личным мотивам становятся мимолетными и принижают душу. С духовной точки зрения, действия должны оцениваться по их мотивам (по намерениям). Об этом неоднократно говорил Пророк. Исключительно личная мотивация, не учитывающая постоянных всеобщих ценностей, называется в Коране "Савваб-Аддунья", т.е. требование немедленных материальных выгод, а поиск высших ценностей называется "Савваб-аль-ахира", т.е. поиск счастья в загробной жизни. Кто ищет награды в земной жизни, обязательно получит ее, если использует подходящие средства для ее достижения, но будет расплачиваться духовным падением, потому, что все, что он делал, он совершал чисто из эгоистических побуждений. Коран предупреждает: "Кто желает жизни близкой и ее украшений, тому мы полностью завершим дела их в ней, и они здесь не будут обделены. Это - те, для которых нет в будущей жизни ничего, кроме огня, и тщетно то, что они творили" (11:15,16).

В христианстве концепция Бога и человека искажена догмой первоначального греха и его искупления. Каким же должен быть любящий Бог, Создатель грешного человечества, который наказывает невинных младенцев еще до того, как они появились на свет, а затем распинает Своего "сына" во искупление несовершенных грехов? Может ли религия любви отправить в ад некрещеных детей? Но жизнь не определяется догмами. Догмы - только теории, а жизнь намного богаче любой теории. Среди буддистов, христиан и индуистов можно найти поучительные примеры из жизни с любовью, посвященной процветанию всего сущего. Любовь Иисуса, например, присутствует в жизни многих христиан, независимо от того, что его религия была искажена. Подобным же образом жизнь правоверных буддистов была насыщена милосердием, независимо от их негативной метафизической позиции. Отличительной характеристикой жизни являются благожелательность и любовь, выступающая в форме веры в Бога и человека."

(Фрагмент из книги Мухаммад Мазхаруддин Сиддики "Islam: religion of love", www.islaam.ru)


(Продолжение здесь)

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/81384.html)

Comments

bp21
2 фев, 2011 15:15 (UTC)
Религиозность и единая религия
Спасибо, Арсен. Вы прямо в точку! :)
"Спартак" показывает одну "плоскость" (уровень) вопроса, я, уравновешивая, показываю другую. А истина в их соединении, а не противопоставлении. И удалении отдельных методически или фактически неверных шереховатостей, который мешаеют этому объединению. Вот и всё :)

Религия и религиозность. Если просто, то религия - а) это индивидуальная вера в Бога и б) коллективный общественный институт, церковь. Религиозность - это состояние (характеристика) сознания человека, при котором он ощущает Духовный мир. Надеюсь, видите огромную разницу в этих понятиях. Т.е. не всякий верующий человек обладает религиозностью (не путать с набожностью).

Мне очень понравилась Ваша "исповедеть". Скажу, что я согласен с этим и разделяю это.
Более того, это никакой не примитивизм, необразованность, глупость, страх. Наоборот, это их противоположность. Вы описали именно религиозность - состояние сознания, в которое Вы входите перед иконой, и те ощущения, которые вы получаете от этого. Это главное! Остальное вторично. И суть истины в том, что не важно, где и как человек входит в это состояние сознания, состояние Божественности, в котором на него снисходит благодать. То ли это в церкви перед иконой или без нее, или это в мечети, или этов ашраме, или это в священной роще или на берегу чудесной реки, или перед священным камнем, или под звездным небом, или на фоне красивейшего заката или восхода Солнца, или ... Это лишь механизм, "кнопка зажигания", "спсковой крючок". Главное - это внутреннее состояние сознания, которое достигается при этом и благодаря этому, в котором человек начинает ощущать, понимать и осознавать то (тонкие вибрации Духовного мира), чего он не в состоянии сделать вне этого состояния.

Это не религия, это религиозность. Поэтому наука здесь не враг, наука здесь помощник, так как помогает объяснить это, помогает успокоить "шумящий" ум.

Про единую религию. Об этом будет отдельно, позже. Здесь скажу лишь, что единая религия - это не чисто человеческое творение. Тут Вы правы, ничего хорошего не получится. Новая единая религия может возникнуть лишь после прихода нового мессии, который объединит вокруг себя противоположности. А это воля Бога, не человека. Как будет это от Бога, так и будет. А не будет, значит не будет и так тому и быть. Но однозначно, потребность в этом уже имеется. Мир всё более и более становится глобальным.

Думаю, что главным принципом единой религии будет синтез, единение, то, что я описал выше (главенство религиозности на основе многообразия, терпимости и равенства всех методов ее достижения, индивидуальный подход к каждому человеку на основе его уникальности, + наука как часть всего этого). Собственно, именно то, что Вы и написали!
Спасибо Вам за разумность и понимание!!!
aldrkos
3 фев, 2011 08:31 (UTC)
Re: Религиозность и единая религия
Согласен, что в основе всех религий лежит что-то общее, какое-то ядро. Но, на мой взгляд, мы придем (или должны идти, или должны стремиться придти) не к созданию новой религии, а к раскрытию законов Природы лежащих в основе этих религий.
bp21
3 фев, 2011 09:46 (UTC)
Re: Религиозность и единая религия
Соглашусь с этим. Если это будет так, на научной основе (о чем я также писал выше "+ наука как часть всего этого"), то это будет качественно иное мировозрение, ступенька вверх по сравнению с современными классическими религиями. Встает вопрос - как это назвать? Мне не приходит на ум подхождящее слово, поэтому употребляю слово "религия", чтобы было просто и понятно.

Profile

bp21, Козулько, Беловежская пуща, бп
bp21
bp21_Георгий Козулько
Беловежская пуща - 21 век

Latest Month

Апрель 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Разработано LiveJournal.com