?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

(Продолжение, начало здесь (1), здесь (2), здесь (3), здесь (4)) и здесь (5))

Зачем человеку нужно духовное знание? Прошлый раз я уже писал, что для людей высший смысл всего, что происходит на Земле, заключается в счастье. Но как много из нас и как часто об этом задумываются?

Счастье… Об этом там много говорят и пишут, и этого так не хватает большинству. Почему так происходит? Посмотрите, как много вокруг тех, кто на все лады рекламирует всевозможные рецепты счастья: деньги, материальные блага, развлечения, удовольствия, наслаждения, лотереи, далекие земли, храмы, учения и прочие достижения цивилизации. Человек, на которого всё это рассчитано, напоминает голодного кролика, бегущего за подвешенными на длинном шнурке морковкой, капустой и прочими "сладостями", пытаясь схватить то одно, то второе, то третье. Шнурок тянет некто невидимый, не останавливаясь, а потому несчастному кролику никак не дотянуться... Почему так? Потому что упускается самое главное, которое так глубоко спрятано и которое одновременно лежит на поверхности. Ведь не зря говорят: хочешь хорошо спрятать, положи на самое видное место…

PS. Ниже я привожу фрагмент текста из буддийской литературы, который по-иному и популярнее выражает или подтверждает сказанное выше. Хотя текст длиннее, чем это обычно принято вЖЖ, необходимо внимательное его чтение, чтобы до конца понять суть сказанного. Да, это непривычно в наш информационный век, но по-другому не получится…


"Я нашел Далай-ламу сидящим в одиночестве в раздевалке баскетбольного зала за несколько минут до начала его выступления перед шеститысячной аудиторией в Аризонском университете. Он спокойно пил чай, пребывая в абсолютной безмятежности. "Ваше Святейшество, если вы готовы..." ......

Со временем я убедился в том, что Далай-лама достиг удовлетворения и безмятежности, подобных которым я не наблюдал ни у кого более. Я решил изучить принципы, которые позволили ему развить в себе подобное отношение к жизни. Конечно же, я понимал, что он — в первую очередь буддийский монах, чья жизнь прошла в изучении и практике буддизма, тем не менее мне стало интересно, можно ли среди его убеждений или принципов выделить те, которыми могли бы воспользоваться и люди вне буддийской традиции — принципы, которые могут быть непосредственно применены к нашей жизни, чтобы сделать нас счастливее, сильнее и, может быть, бесстрашнее. ......

Далай-лама XIV. Фото из сайта http://ruwapa.net/lib/open/32118-dalai-lama-xiv-sostradanie-i-individyalnost.html

Часть I. Смысл жизни. Глава 1. Право на счастье.

Я считаю, что основная цель человеческой жизни — счастье. Это очевидно. Независимо от того, кто мы — атеисты или верующие, буддисты или христиане, — все мы ищем чего-то лучшего в жизни. Таким образом, по моему мнению, основное движение в нашей жизни — это движение к счастью...

Эти слова, произнесенные перед огромной аудиторией в Аризоне, стали квинтэссенцией публичного выступления Далай-ламы. Однако его мнение относительно того, что счастье является смыслом жизни, натолкнуло меня на одну мысль. Позднее, когда мы оказались наедине, я спросил его, а счастлив ли он сам?

— Да, — ответил он и после минутного раздумья добавил: — Да, конечно же...

Спокойствие и безмятежность в его голосе не оставляли сомнений в правдивости его ответа. Та же безмятежность присутствовала во всем его облике и в глазах.

— Но является ли счастье достижимой целью для большинства из нас? Достижимо ли оно вообще?

— Да. Я считаю, что счастье достижимо путем тренировки сознания.

Как обычный человек, я не мог не воодушевиться идеей достижимости счастья. В то же время как психиатр я был скован различными другими идеями, в частности словами Фрейда "возникает такое ощущение, что человеческое счастье не включено в план Мироздания". Подобные концепции привели многих моих коллег к мрачному заключению: наилучшее, на что может рассчитывать человек, — это "трансформация истерического несчастья в обычную несчастливость". С этой точки зрения утверждение, что существует четко определенный путь к счастью, кажется неумеренно радикальной идеей. Оглядываясь на годы своей психиатрической практики, я не припоминаю, чтобы кто-нибудь когда-нибудь употреблял слово "счастье" в качестве терапевтической цели. Конечно же, во все времена много говорилось об избавлении пациента от симптомов депрессии или беспокойства, о решении внутренних конфликтов или проблем в общении с другими людьми, но ни один из психиатров никогда не упоминал счастье в качестве конечной цели лечения.

Идея достижения истинного счастья в западном мире всегда казалась недостаточно определенной, неясной, неуловимой. Даже само слово "счастье" происходит от исландского слова happ, означающего в переводе "везение" или "удача". По-видимому, большинство из нас разделяет этот взгляд на мистическую природу счастья. В радостные моменты, которые дарит нам жизнь, счастье кажется нам чем-то случайным, даром свыше. С точки зрения западного человека счастье не является чем-то таким, чего можно планомерно достичь просто путем "тренировки сознания".

Когда я высказал все это Далай-ламе, он поспешил объяснить свою точку зрения.

— Говоря о тренировке сознания в данном контексте, я не ограничиваю слово "ум" рамками познавательной способности или интеллекта. Я использую это слово скорее в значении тибетского слова sem, которое гораздо шире и примерно соответствует понятиям "психе" или "дух"; в него входит интеллект и чувство, сердце и разум. Дисциплинируя себя внутренне, мы постепенно переходим к другому мировоззрению, другим ценностям и подходу к жизни.

Что касается этой внутренней дисциплины, она, конечно же, может включать в себя много вещей, много методов. Вообще говоря, начинать следует с определения факторов, которые ведут к счастью, и факторов, которые ведут к страданию. После этого необходимо постепенно исключить из своей жизни те факторы, которые ведут к страданию, и усилить те, которые ведут к счастью. В этом — смысл моей идеи.

Далай-лама утверждает, что знает, каким образом можно достичь личного счастья. В течение недели, которую он провел в Аризоне, я часто был свидетелем того, как это личное счастье может проявляться в качестве простого желания общаться с другими, в доброте и дружелюбии, которые неизменно присутствовали даже в самых кратких встречах.

Однажды утром после очередной лекции Далай-лама в окружении своей обычной свиты направлялся по гостиничному холлу к себе в номер. Заметив, что одна из горничных гостиницы стоит у лифтов, он остановился и обратился к ней: "Откуда вы родом"? На какой-то миг она застыла в замешательстве, по-видимому пораженная тем, что к ней обратился этот по виду не местный человек в темно-красных монашеских одеяниях, затем улыбнулась и застенчиво ответила: "Из Мексики". Он задержался на несколько мгновений, чтобы переброситься с ней парой слов, а затем продолжил свой путь, оставив ее с выражением воодушевления и радости на лице. На следующее утро в это же время она появилась в том же месте с еще одной горничной, и они обе тепло приветствовали его, когда он входил в лифт. Эта встреча, как и первая, была очень краткой, но обе женщины казались необычайно воодушевленными и счастливыми, когда вернулись к своей работе. Затем с каждым днем их становилось все больше и больше, пока к концу недели у лифта не собралась добрая дюжина горничных в серо-белой униформе, которые образовали целую шеренгу вдоль дорожки к лифту.

Наши дни сочтены. В этот момент тысячи людей появляются на свет, некоторые из них обречены прожить лишь несколько дней или недель, а затем быть трагически унесенными болезнью или другим несчастьем. Другим выпала судьба дожить до столетней отметки или дальше и попробовать все, что жизнь способна предложить: триумф, отчаяние, радость, ненависть и любовь. Никто не в силах заглянуть в свое будущее. Но, живем ли мы один день или век, основной вопрос неизменен: в чем смысл нашей жизни? Что придает ей значение?

Смысл нашего существования — поиск счастья. Это вполне согласуется со здравым смыслом, и многие западные мыслители, от Аристотеля до Уильяма Джеймса, принимали эту идею. Но не является ли жизнь, направленная на достижение счастья, по своей природе эгоистичной, эгоцентричной? Не обязательно. В действительности, многочисленные опросы показывают, что именно несчастливые люди наиболее сосредоточены на себе и часто ведут отшельнический, даже асоциальный образ жизни. Счастливые же люди, наоборот, обычно более общительны, гибки и талантливы, а также обладают более развитой способностью противостоять жизненным невзгодам. И, что наиболее важно, они лучше умеют любить и прощать, чем несчастливые. ......

Итак, мы исходим из основного предположения о том, что смысл жизни заключается в поиске счастья. Счастье должно стать реальной целью, целью, которой можно достичь за определенное число позитивных шагов. Определив факторы, которые ведут к более счастливой жизни, мы поймем, что стремление к счастью приносит пользу не только на индивидуальном, но также на семейном и социальном уровнях."

(Фрагмент из книги Его Святейшество Далай-лама XIV и доктор Ховард К. Катлер "Искусство быть счастливым. Руководство для жизни")


(Продолжение здесь)

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/80769.html)

Comments

yunaia_dusha
27 янв, 2011 07:11 (UTC)
Re: совпадает-хвалим, противоречит-ругаем. А подумать?
"есть более грандиозная цель, о которой здесь еще преждевременно говорить."

Георгий, ну сколько уже можно нас пугать? Вы прям как врач онколог, все подготавливаете и подготавливаете и никак не скажете окончательный диагноз. Так и помрет, не дождавшись, думая что это была обычная просуда )) А еще хуже будет, если это и была на самом деле простуда, но своими намеками врач у нас просто убил желание жить ))

"достижения стабильного состояния счастья"

в таком состоянии находятся только клинические идиоты, они все время счастливы. Да простят они меня, они в этом не виноваты.

"для обычного человека перманентное состояние счастья, можно сказать, цель почти недостижимая"

нет ли опасности, что достигнув состояния стабильного счастья просто превратишься в овощ? Не лучше ли оставаться обычным человеком? Вы можете гарантировать. что в результате вот этого эксперимента, в котором мы сейчас принимаем участие, нам не грозит впадание в блаженный идиотизм?

"речь идет о состоянии сознания и о вещах, для тебя не знакомых, в которых у тебя нет личного опыта."

Георгий, Вы пока меня не убедили, что у Вас такой опыт есть и что Вы на себе испытали эти состояния. Пока я вижу, что Вы просто перечитали гору всякой литературы. Для сравнения - я прочла огромное количество детективов, но это не значит, что я стала первоклассным сыщиком или неуловимым убийцей ))

"закрыта по причине духовной слепоты, отсюда и "глухой слепого не понимает""

Георгий, Вы считаете, что Вам лично уже удалось избавиться от духовной слепоты? И если да, то по каким параметрам Вы это определяете? Только поконкретнее. Или Вам кто-то из избранных уже поставил диагноз - "избавился от духовной слепоты". А если не удалось, то не выглядим ли мы здесь как на известной картине Брейгеля?



bp21
27 янв, 2011 08:24 (UTC)
Состояние перманентного счастья
1. В изложении современной концепции духовного знания на начальном этапе изложения мне приходится учитывать уровень знания и восприятия читающей меня аудитории (обычных, "мирских" людей). Я не могу [пока] говорить всё и так, как я должен истинно говорить, потому что буду не понят и не принят. Я не могу также забегать вперед по этой же причине.

Хорошо. Отвечая на первый вопрос, конечная цель человека - становление подобным Творцу и слияние с Богом. Ну, и о чем это? Конечно же, это будет понято в лучшем случае в свете религиозной доктрины и, соответственно, не принято, а если и принято, то насколько такое понимание соответствует истине? Объяснять же это здесь и сейчас я не могу, так как это "топ-интегрально-дифференциальная" часть духовного знания, а мы еще обсуждаем введение и первые цифры. Вот поэтому мне и приходится тактически говорить то и так, что на этом этапе может быть понятным. А это будет позже, в свое время и в своем месте.

2. Состояние стабильного счастья. Это нельзя понимать буквально в смысле радости, эйфории. Это иное состоние сознания, => восприятие и ощущение. Там где для обыкновеннго человека горе, для осознанного спокойствие.
У Ошо есть об этом примерно так, я своими словами, постоянно счастливы лишь двое - сумасшедший и просветленный. Разница в их счастье лишь в том, что первый еще не перешел черту, поэтому его счастье бессознательно. Второй перешел черту и его счастье осознанно. Так называемый обыкновенный человек находтся на черте, застрял на ней, поэтому он то падает ниже нее, то подымается чуть выше, чтобы потом упасть и т.д. по кругу.

3. / нет ли опасности, что достигнув состояния стабильного счастья просто превратишься в овощ? Не лучше ли оставаться обычным человеком? Вы можете гарантировать. что в результате вот этого эксперимента, в котором мы сейчас принимаем участие, нам не грозит впадание в блаженный идиотизм? /

нет. наоборот, это состояние цветения, когда всё вокруг и ты сам "расцветают".
Если человек не готов и не может, он не в состоянии войти в это состояние (изв. за тувтологию :), он и останется обычном человек. Достижение этого состояния - это внутрення духовная трансформация. С помощью интеллекта, желания и силы воли, по принципу "а давай ка я достигну", этого не достичь. Оно само происходит внутри естественным пуьем по мере глубинных внутренних само-изменений. Скажем так образно, изменениями руководит душа, а не интеллект / психика человека.
Гарантий нет нигде и никогда! Если у человека внутри спрятан идиотизм, то именно к этому он и придет. Придет для того, чтобы... сначала избавиться от идиотизма, а затем уже пойти по пути истинному.

/ Георгий, Вы пока меня не убедили, что у Вас такой опыт есть и что Вы на себе испытали эти состояния. /

Это не вопрос убеждения в смысле интеллекта. Это вопос ощущения. Или оно есть, или его нет. Если есть, нет проблем, если нет, тогда самое большее - слепая вера. Мы уже об этом говорили, что слепого невозможно убедить, что свет существует по причине того, что он его не чуствует. Банально, но мне ничего не остается, как опять посоветовать вернутся к тексту о духовной слепоте.
Выход из этого один, иного нет, - оставаться в этом (моем ЖЖ) информационном поле и тогда, постепенно, на уровне подсознания медленно будут происходить процессы духовного прозрения. Я помню, как прорабатывал труды Ленини на кандидатский экзамен по философии, мало что понимал, было очень трудно и неинтересно, и только где-то ближе к 20-му труду произошел прорыв, пришло понимание, дальше стало легко и инетерсно. Дисциплина и мысль "надо для экзамена" стала той силой, которая привела к интеллектуальному прорыву.
bp21
27 янв, 2011 08:27 (UTC)
просветление
/ Георгий, Вы считаете, что Вам лично уже удалось избавиться от духовной слепоты? /

Конечная точка - достижение состояния просветления ("пробуждения"). Я предполагаю, что я где-то на половине пути к этому. У меня был опыт, были состояния, когда, как мне кажется, я был близко к этому состоянию, на границе этого состояния, правда недолго. НО даже это дало мне небольшой опыт ощущений, которые я могу назвать просто фантастическими по силе восприятия и ощущения окружающего мира!

Подробнее говорить сейчас не имеет смысла, так как это отдельная история и тема. Я буду об этом писать позже и подробно.
Будут также и другие истории, связанные и с этим, и с моим Высшим Я, но позже. Не всё сразу :)
(Анонимно)
27 янв, 2011 08:33 (UTC)
Re: совпадает-хвалим, противоречит-ругаем. А подумать?
Привет, Юная Душа. (Кстати Юнду выглядит очень заманчиво) Ты имеешь в виду Брейгеля Старшего и картину "Притча о слепых"? Ты знаешь, а я почему-то теперь не раздражаюсь на скоро, скоро мы построим город и положение Автора свысока. Посмотрим, что будет.

С ув. Арсен. Кстати вчера почитал ЖЖ val000 более внимательно, обрати тоже внимание.
(Анонимно)
27 янв, 2011 20:34 (UTC)
"Притча о слепых"
Ага! Ее. «Оставьте их, они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Матф., XV, 14).

Юнду может и выглядит заманчиво, но это ты знаешь, что Юнду - Юная Душа, а кто не знает, подумает Юная Дурочка )) Мне это будет льстить, конечно, быть юной дурочкой приятно когда-то было ))) Нравится Юнду - пожалуйста ))

В ЖЖ val000 я заглядывала, кое-что посмотрела. Но у меня уже столько ЖЖ и сайтов разных в закладках, что я и те не успеваю просматривать))

Profile

bp21, Козулько, Беловежская пуща, бп
bp21
bp21_Георгий Козулько
Беловежская пуща - 21 век

Latest Month

Апрель 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Разработано LiveJournal.com