?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

(Продолжение, начало здесь (1), здесь (2), здесь (3), здесь (4)) и здесь (5))

Зачем человеку нужно духовное знание? Прошлый раз я уже писал, что для людей высший смысл всего, что происходит на Земле, заключается в счастье. Но как много из нас и как часто об этом задумываются?

Счастье… Об этом там много говорят и пишут, и этого так не хватает большинству. Почему так происходит? Посмотрите, как много вокруг тех, кто на все лады рекламирует всевозможные рецепты счастья: деньги, материальные блага, развлечения, удовольствия, наслаждения, лотереи, далекие земли, храмы, учения и прочие достижения цивилизации. Человек, на которого всё это рассчитано, напоминает голодного кролика, бегущего за подвешенными на длинном шнурке морковкой, капустой и прочими "сладостями", пытаясь схватить то одно, то второе, то третье. Шнурок тянет некто невидимый, не останавливаясь, а потому несчастному кролику никак не дотянуться... Почему так? Потому что упускается самое главное, которое так глубоко спрятано и которое одновременно лежит на поверхности. Ведь не зря говорят: хочешь хорошо спрятать, положи на самое видное место…

PS. Ниже я привожу фрагмент текста из буддийской литературы, который по-иному и популярнее выражает или подтверждает сказанное выше. Хотя текст длиннее, чем это обычно принято вЖЖ, необходимо внимательное его чтение, чтобы до конца понять суть сказанного. Да, это непривычно в наш информационный век, но по-другому не получится…


"Я нашел Далай-ламу сидящим в одиночестве в раздевалке баскетбольного зала за несколько минут до начала его выступления перед шеститысячной аудиторией в Аризонском университете. Он спокойно пил чай, пребывая в абсолютной безмятежности. "Ваше Святейшество, если вы готовы..." ......

Со временем я убедился в том, что Далай-лама достиг удовлетворения и безмятежности, подобных которым я не наблюдал ни у кого более. Я решил изучить принципы, которые позволили ему развить в себе подобное отношение к жизни. Конечно же, я понимал, что он — в первую очередь буддийский монах, чья жизнь прошла в изучении и практике буддизма, тем не менее мне стало интересно, можно ли среди его убеждений или принципов выделить те, которыми могли бы воспользоваться и люди вне буддийской традиции — принципы, которые могут быть непосредственно применены к нашей жизни, чтобы сделать нас счастливее, сильнее и, может быть, бесстрашнее. ......

Далай-лама XIV. Фото из сайта http://ruwapa.net/lib/open/32118-dalai-lama-xiv-sostradanie-i-individyalnost.html

Часть I. Смысл жизни. Глава 1. Право на счастье.

Я считаю, что основная цель человеческой жизни — счастье. Это очевидно. Независимо от того, кто мы — атеисты или верующие, буддисты или христиане, — все мы ищем чего-то лучшего в жизни. Таким образом, по моему мнению, основное движение в нашей жизни — это движение к счастью...

Эти слова, произнесенные перед огромной аудиторией в Аризоне, стали квинтэссенцией публичного выступления Далай-ламы. Однако его мнение относительно того, что счастье является смыслом жизни, натолкнуло меня на одну мысль. Позднее, когда мы оказались наедине, я спросил его, а счастлив ли он сам?

— Да, — ответил он и после минутного раздумья добавил: — Да, конечно же...

Спокойствие и безмятежность в его голосе не оставляли сомнений в правдивости его ответа. Та же безмятежность присутствовала во всем его облике и в глазах.

— Но является ли счастье достижимой целью для большинства из нас? Достижимо ли оно вообще?

— Да. Я считаю, что счастье достижимо путем тренировки сознания.

Как обычный человек, я не мог не воодушевиться идеей достижимости счастья. В то же время как психиатр я был скован различными другими идеями, в частности словами Фрейда "возникает такое ощущение, что человеческое счастье не включено в план Мироздания". Подобные концепции привели многих моих коллег к мрачному заключению: наилучшее, на что может рассчитывать человек, — это "трансформация истерического несчастья в обычную несчастливость". С этой точки зрения утверждение, что существует четко определенный путь к счастью, кажется неумеренно радикальной идеей. Оглядываясь на годы своей психиатрической практики, я не припоминаю, чтобы кто-нибудь когда-нибудь употреблял слово "счастье" в качестве терапевтической цели. Конечно же, во все времена много говорилось об избавлении пациента от симптомов депрессии или беспокойства, о решении внутренних конфликтов или проблем в общении с другими людьми, но ни один из психиатров никогда не упоминал счастье в качестве конечной цели лечения.

Идея достижения истинного счастья в западном мире всегда казалась недостаточно определенной, неясной, неуловимой. Даже само слово "счастье" происходит от исландского слова happ, означающего в переводе "везение" или "удача". По-видимому, большинство из нас разделяет этот взгляд на мистическую природу счастья. В радостные моменты, которые дарит нам жизнь, счастье кажется нам чем-то случайным, даром свыше. С точки зрения западного человека счастье не является чем-то таким, чего можно планомерно достичь просто путем "тренировки сознания".

Когда я высказал все это Далай-ламе, он поспешил объяснить свою точку зрения.

— Говоря о тренировке сознания в данном контексте, я не ограничиваю слово "ум" рамками познавательной способности или интеллекта. Я использую это слово скорее в значении тибетского слова sem, которое гораздо шире и примерно соответствует понятиям "психе" или "дух"; в него входит интеллект и чувство, сердце и разум. Дисциплинируя себя внутренне, мы постепенно переходим к другому мировоззрению, другим ценностям и подходу к жизни.

Что касается этой внутренней дисциплины, она, конечно же, может включать в себя много вещей, много методов. Вообще говоря, начинать следует с определения факторов, которые ведут к счастью, и факторов, которые ведут к страданию. После этого необходимо постепенно исключить из своей жизни те факторы, которые ведут к страданию, и усилить те, которые ведут к счастью. В этом — смысл моей идеи.

Далай-лама утверждает, что знает, каким образом можно достичь личного счастья. В течение недели, которую он провел в Аризоне, я часто был свидетелем того, как это личное счастье может проявляться в качестве простого желания общаться с другими, в доброте и дружелюбии, которые неизменно присутствовали даже в самых кратких встречах.

Однажды утром после очередной лекции Далай-лама в окружении своей обычной свиты направлялся по гостиничному холлу к себе в номер. Заметив, что одна из горничных гостиницы стоит у лифтов, он остановился и обратился к ней: "Откуда вы родом"? На какой-то миг она застыла в замешательстве, по-видимому пораженная тем, что к ней обратился этот по виду не местный человек в темно-красных монашеских одеяниях, затем улыбнулась и застенчиво ответила: "Из Мексики". Он задержался на несколько мгновений, чтобы переброситься с ней парой слов, а затем продолжил свой путь, оставив ее с выражением воодушевления и радости на лице. На следующее утро в это же время она появилась в том же месте с еще одной горничной, и они обе тепло приветствовали его, когда он входил в лифт. Эта встреча, как и первая, была очень краткой, но обе женщины казались необычайно воодушевленными и счастливыми, когда вернулись к своей работе. Затем с каждым днем их становилось все больше и больше, пока к концу недели у лифта не собралась добрая дюжина горничных в серо-белой униформе, которые образовали целую шеренгу вдоль дорожки к лифту.

Наши дни сочтены. В этот момент тысячи людей появляются на свет, некоторые из них обречены прожить лишь несколько дней или недель, а затем быть трагически унесенными болезнью или другим несчастьем. Другим выпала судьба дожить до столетней отметки или дальше и попробовать все, что жизнь способна предложить: триумф, отчаяние, радость, ненависть и любовь. Никто не в силах заглянуть в свое будущее. Но, живем ли мы один день или век, основной вопрос неизменен: в чем смысл нашей жизни? Что придает ей значение?

Смысл нашего существования — поиск счастья. Это вполне согласуется со здравым смыслом, и многие западные мыслители, от Аристотеля до Уильяма Джеймса, принимали эту идею. Но не является ли жизнь, направленная на достижение счастья, по своей природе эгоистичной, эгоцентричной? Не обязательно. В действительности, многочисленные опросы показывают, что именно несчастливые люди наиболее сосредоточены на себе и часто ведут отшельнический, даже асоциальный образ жизни. Счастливые же люди, наоборот, обычно более общительны, гибки и талантливы, а также обладают более развитой способностью противостоять жизненным невзгодам. И, что наиболее важно, они лучше умеют любить и прощать, чем несчастливые. ......

Итак, мы исходим из основного предположения о том, что смысл жизни заключается в поиске счастья. Счастье должно стать реальной целью, целью, которой можно достичь за определенное число позитивных шагов. Определив факторы, которые ведут к более счастливой жизни, мы поймем, что стремление к счастью приносит пользу не только на индивидуальном, но также на семейном и социальном уровнях."

(Фрагмент из книги Его Святейшество Далай-лама XIV и доктор Ховард К. Катлер "Искусство быть счастливым. Руководство для жизни")


(Продолжение здесь)

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/80769.html)

Comments

(Анонимно)
26 янв, 2011 14:27 (UTC)
Warrior of Happiness
Всё это строго индивидуально. Я счастлив каждое утро, потому что у меня впереди ещё целый день. Я счастлив засыпая, потому что я прожил ещё один день. Я счастлив, что прочёл ещё одну книгу, что познакомился с ещё одним человеком, что послушал новые песни. Я счастлив что уменя на месте все руки, ноги (и даже ни разу не сломаны), счастлив, что у меня на месте все органы чувств. Мало кому понятно ТАКОЕ счастье.
А всё до смешного просто: один раз попал в такой дикий переплёт, что был уверен, что уж и Солнца больше не увижу. Тогда и понял как мало на самом деле нужно для счастья.
bp21
26 янв, 2011 14:58 (UTC)
Re: Warrior of Happiness
+1 !
yunaia_dusha
26 янв, 2011 15:05 (UTC)
Re: Warrior of Happiness
а вот здесь я Вас, Георгий, уже не понимаю. Что Вас так восхитило? Ведь это, по-вашему, поверхностное счастье. И чем оно отличается от того, что описала я или, например, Спартак? Здесь ведь нет глубины, а только обычная реальная каждодневная жизнь описана человеком. Где здесь глубина?
bp21
26 янв, 2011 18:16 (UTC)
Re: Warrior of Happiness - счастье в состоянии блаженства
Восхитил момент осознания счастья - "Тогда и понял как мало на самом деле нужно для счастья". Обычно оно так и бывает, неожиданно и мгновенно. Как правило, никакая теория не помогает, пока человек не попадет в экстремально-острую ситуацию.

А еще фраза "Мало кому понятно ТАКОЕ счастье." Т.е. счастье в осознании того, что для счастья достаточно того, что есть. "Арсен" употребил для этого фразу "отсутствие желаний". Добавлю, желаний для счастья.

Я говорю еще кое о чем. Это называется счастье быть здесь и сейчас. Не вообще, не в зависимости от каких-то условий или обстоятельств, не от ощущения достаточности того, что имеется, а еще больше - здесь и сейчас. Каждое мгновение, раз за разом, проживаешь по-максимуму, в полном ощущении себя, окружающего материального мира и, самое главное, Духовного мира, его энергии, которая дает состояние блаженства (= Счастья) (большая буква не случайна).
spartak_gomel
27 янв, 2011 06:59 (UTC)
Re: Warrior of Happiness
Так я про это и писал.
bp21
27 янв, 2011 07:42 (UTC)
Re: Warrior of Happiness
Может и про это, да не так емко и четко. Отсюда и куча противоречий получилась в твоем писании :)
yunaia_dusha
26 янв, 2011 15:00 (UTC)
Re: Warrior of Happiness
Ну так все правильно Вы описали и счастье Вы ощутили, узнав на себе, что такое несчастье. У Вас появилась своя точка отсчета и есть с чем сравнивать.То что я писала выше - счастье это отсутствие несчастья. Я еще раз не соглашусь с Георгием, что это поверхностное счастье. Мне такое счастье больше понятно, когда ценят каждый прожитый день в отсутствии несчастья. Хотя я бы это все же назвала состояния как "радоваться жизни". Момент счастья, когда Вы поняли, что выжили, все же более краток, да? Сейчас все же эмоция чуть другая, правда?
(Анонимно)
26 янв, 2011 21:16 (UTC)
Warrior of Happiness
Нет. Я бы не рискнул назвать ситуацию, в которой я оказался, тусклым словом "несчастье" или даже "горе". И из несчастья и из горя есть какие-то выходы, в конце концов они проходят. Всё пройдёт, как написал на перстне Соломон. Я же в собственных глазах был уже мёртв. Словами это трудно описать. Да и не буду. Но вот "отсутствие желаний" - более неточной формулировки я бы не нашёл. Буквально распираем желаниями. И третье образование, и итальянский язык, и дайвинг, и тяга к кулинарным экспериментам, и непроходящая тяга к чтению, о сексе я уж и не говорю - всё это появилось после (слово "благодаря" как-то неуместно) передряги.
yunaia_dusha
27 янв, 2011 06:21 (UTC)
Re: Warrior of Happiness
"и тяга к кулинарным экспериментам"

еще один кулинар или все тот же Неизвестный Зольдат Джованни? Что ж Вы все время маскируетесь?
Юнду звучит, конечно, оригинально, но к чему такие церемонии, зовите меня просто Душечка )))))). Вспомнился старый анекдот про Ильича.

Вот что касается "передряги" - удалось своими силами вытащить себя или пришлось все же прибегнуть к посторонней помощи?
(Анонимно)
27 янв, 2011 10:35 (UTC)
Warrior of Happiness
Это долгая и неприятная история. Не хочется вспоминать. Насчёт церемоний при обращении вспомнилось: "Ты мне нравишься, парень. Можешь называть меня просто Хозяин".