?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

(Продолжение, начало здесь (1), здесь (2), здесь (3), здесь (4)) и здесь (5))

Зачем человеку нужно духовное знание? Прошлый раз я уже писал, что для людей высший смысл всего, что происходит на Земле, заключается в счастье. Но как много из нас и как часто об этом задумываются?

Счастье… Об этом там много говорят и пишут, и этого так не хватает большинству. Почему так происходит? Посмотрите, как много вокруг тех, кто на все лады рекламирует всевозможные рецепты счастья: деньги, материальные блага, развлечения, удовольствия, наслаждения, лотереи, далекие земли, храмы, учения и прочие достижения цивилизации. Человек, на которого всё это рассчитано, напоминает голодного кролика, бегущего за подвешенными на длинном шнурке морковкой, капустой и прочими "сладостями", пытаясь схватить то одно, то второе, то третье. Шнурок тянет некто невидимый, не останавливаясь, а потому несчастному кролику никак не дотянуться... Почему так? Потому что упускается самое главное, которое так глубоко спрятано и которое одновременно лежит на поверхности. Ведь не зря говорят: хочешь хорошо спрятать, положи на самое видное место…

PS. Ниже я привожу фрагмент текста из буддийской литературы, который по-иному и популярнее выражает или подтверждает сказанное выше. Хотя текст длиннее, чем это обычно принято вЖЖ, необходимо внимательное его чтение, чтобы до конца понять суть сказанного. Да, это непривычно в наш информационный век, но по-другому не получится…


"Я нашел Далай-ламу сидящим в одиночестве в раздевалке баскетбольного зала за несколько минут до начала его выступления перед шеститысячной аудиторией в Аризонском университете. Он спокойно пил чай, пребывая в абсолютной безмятежности. "Ваше Святейшество, если вы готовы..." ......

Со временем я убедился в том, что Далай-лама достиг удовлетворения и безмятежности, подобных которым я не наблюдал ни у кого более. Я решил изучить принципы, которые позволили ему развить в себе подобное отношение к жизни. Конечно же, я понимал, что он — в первую очередь буддийский монах, чья жизнь прошла в изучении и практике буддизма, тем не менее мне стало интересно, можно ли среди его убеждений или принципов выделить те, которыми могли бы воспользоваться и люди вне буддийской традиции — принципы, которые могут быть непосредственно применены к нашей жизни, чтобы сделать нас счастливее, сильнее и, может быть, бесстрашнее. ......

Далай-лама XIV. Фото из сайта http://ruwapa.net/lib/open/32118-dalai-lama-xiv-sostradanie-i-individyalnost.html

Часть I. Смысл жизни. Глава 1. Право на счастье.

Я считаю, что основная цель человеческой жизни — счастье. Это очевидно. Независимо от того, кто мы — атеисты или верующие, буддисты или христиане, — все мы ищем чего-то лучшего в жизни. Таким образом, по моему мнению, основное движение в нашей жизни — это движение к счастью...

Эти слова, произнесенные перед огромной аудиторией в Аризоне, стали квинтэссенцией публичного выступления Далай-ламы. Однако его мнение относительно того, что счастье является смыслом жизни, натолкнуло меня на одну мысль. Позднее, когда мы оказались наедине, я спросил его, а счастлив ли он сам?

— Да, — ответил он и после минутного раздумья добавил: — Да, конечно же...

Спокойствие и безмятежность в его голосе не оставляли сомнений в правдивости его ответа. Та же безмятежность присутствовала во всем его облике и в глазах.

— Но является ли счастье достижимой целью для большинства из нас? Достижимо ли оно вообще?

— Да. Я считаю, что счастье достижимо путем тренировки сознания.

Как обычный человек, я не мог не воодушевиться идеей достижимости счастья. В то же время как психиатр я был скован различными другими идеями, в частности словами Фрейда "возникает такое ощущение, что человеческое счастье не включено в план Мироздания". Подобные концепции привели многих моих коллег к мрачному заключению: наилучшее, на что может рассчитывать человек, — это "трансформация истерического несчастья в обычную несчастливость". С этой точки зрения утверждение, что существует четко определенный путь к счастью, кажется неумеренно радикальной идеей. Оглядываясь на годы своей психиатрической практики, я не припоминаю, чтобы кто-нибудь когда-нибудь употреблял слово "счастье" в качестве терапевтической цели. Конечно же, во все времена много говорилось об избавлении пациента от симптомов депрессии или беспокойства, о решении внутренних конфликтов или проблем в общении с другими людьми, но ни один из психиатров никогда не упоминал счастье в качестве конечной цели лечения.

Идея достижения истинного счастья в западном мире всегда казалась недостаточно определенной, неясной, неуловимой. Даже само слово "счастье" происходит от исландского слова happ, означающего в переводе "везение" или "удача". По-видимому, большинство из нас разделяет этот взгляд на мистическую природу счастья. В радостные моменты, которые дарит нам жизнь, счастье кажется нам чем-то случайным, даром свыше. С точки зрения западного человека счастье не является чем-то таким, чего можно планомерно достичь просто путем "тренировки сознания".

Когда я высказал все это Далай-ламе, он поспешил объяснить свою точку зрения.

— Говоря о тренировке сознания в данном контексте, я не ограничиваю слово "ум" рамками познавательной способности или интеллекта. Я использую это слово скорее в значении тибетского слова sem, которое гораздо шире и примерно соответствует понятиям "психе" или "дух"; в него входит интеллект и чувство, сердце и разум. Дисциплинируя себя внутренне, мы постепенно переходим к другому мировоззрению, другим ценностям и подходу к жизни.

Что касается этой внутренней дисциплины, она, конечно же, может включать в себя много вещей, много методов. Вообще говоря, начинать следует с определения факторов, которые ведут к счастью, и факторов, которые ведут к страданию. После этого необходимо постепенно исключить из своей жизни те факторы, которые ведут к страданию, и усилить те, которые ведут к счастью. В этом — смысл моей идеи.

Далай-лама утверждает, что знает, каким образом можно достичь личного счастья. В течение недели, которую он провел в Аризоне, я часто был свидетелем того, как это личное счастье может проявляться в качестве простого желания общаться с другими, в доброте и дружелюбии, которые неизменно присутствовали даже в самых кратких встречах.

Однажды утром после очередной лекции Далай-лама в окружении своей обычной свиты направлялся по гостиничному холлу к себе в номер. Заметив, что одна из горничных гостиницы стоит у лифтов, он остановился и обратился к ней: "Откуда вы родом"? На какой-то миг она застыла в замешательстве, по-видимому пораженная тем, что к ней обратился этот по виду не местный человек в темно-красных монашеских одеяниях, затем улыбнулась и застенчиво ответила: "Из Мексики". Он задержался на несколько мгновений, чтобы переброситься с ней парой слов, а затем продолжил свой путь, оставив ее с выражением воодушевления и радости на лице. На следующее утро в это же время она появилась в том же месте с еще одной горничной, и они обе тепло приветствовали его, когда он входил в лифт. Эта встреча, как и первая, была очень краткой, но обе женщины казались необычайно воодушевленными и счастливыми, когда вернулись к своей работе. Затем с каждым днем их становилось все больше и больше, пока к концу недели у лифта не собралась добрая дюжина горничных в серо-белой униформе, которые образовали целую шеренгу вдоль дорожки к лифту.

Наши дни сочтены. В этот момент тысячи людей появляются на свет, некоторые из них обречены прожить лишь несколько дней или недель, а затем быть трагически унесенными болезнью или другим несчастьем. Другим выпала судьба дожить до столетней отметки или дальше и попробовать все, что жизнь способна предложить: триумф, отчаяние, радость, ненависть и любовь. Никто не в силах заглянуть в свое будущее. Но, живем ли мы один день или век, основной вопрос неизменен: в чем смысл нашей жизни? Что придает ей значение?

Смысл нашего существования — поиск счастья. Это вполне согласуется со здравым смыслом, и многие западные мыслители, от Аристотеля до Уильяма Джеймса, принимали эту идею. Но не является ли жизнь, направленная на достижение счастья, по своей природе эгоистичной, эгоцентричной? Не обязательно. В действительности, многочисленные опросы показывают, что именно несчастливые люди наиболее сосредоточены на себе и часто ведут отшельнический, даже асоциальный образ жизни. Счастливые же люди, наоборот, обычно более общительны, гибки и талантливы, а также обладают более развитой способностью противостоять жизненным невзгодам. И, что наиболее важно, они лучше умеют любить и прощать, чем несчастливые. ......

Итак, мы исходим из основного предположения о том, что смысл жизни заключается в поиске счастья. Счастье должно стать реальной целью, целью, которой можно достичь за определенное число позитивных шагов. Определив факторы, которые ведут к более счастливой жизни, мы поймем, что стремление к счастью приносит пользу не только на индивидуальном, но также на семейном и социальном уровнях."

(Фрагмент из книги Его Святейшество Далай-лама XIV и доктор Ховард К. Катлер "Искусство быть счастливым. Руководство для жизни")


(Продолжение здесь)

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/80769.html)

Comments

bp21
26 янв, 2011 08:28 (UTC)
Re: счастье для всех ))
Давайте уточним - у кого зашла в тупик? :)
yunaia_dusha
26 янв, 2011 10:46 (UTC)
Re: счастье для всех ))
Для меня лично зашла в тупик. Я ведь написала, что это мне напомнило метания русской интеллигенции в фильме "Неоконченая пьеса". Разговор ни о чем - нужно что-то делать ))) а лучше всего - говорить о том, что нужно что-то делать ))))))) Для меня счастье в отсутствии несчастья и когда меня понимают. Случится, например, завтра несчастье мной или с теми, кто мне дорог, и все эти поиски и стремления к высшей форме абсолютного счастья превратятся в абсолютный пшик. Или Вы считаете, что и в таком случае можно быть тоже счастливым? Я не собираюсь осчастливливать все человечество и что-то делать для этого, с какой стати? Если хотя бы один человек, который мне дорог, скажет хоть однажды "быть с тобой счастье" или "я был с тобой счастлив" - разве этого мало? Мгновения счатья, минуты счастья, часы, иногда даже дни. Но разве может счастье быть постоянным и вечным и длиться годами и десятилетиями? Как тогда понять, что это счастье, если не будет с чем сравнивать? Может тогда его назвать по-другому - блаженствующим идиотизмом? Счастье, как и несчастье - это пик проявления эмоций, а на пике жить невозможно.
bp21
26 янв, 2011 11:41 (UTC)
Re: счастье для всех ))
Я почему спросил, потому что, например, у Далай-ламы не зашло :)

/ Счастье, как и несчастье - это пик проявления эмоций, а на пике жить невозможно.
/


Я скажу несколько метафорой. Представьте себе, что Вы достигаете пика, некоторое время живете на нем, в затем туман вверху рассеивается и Вы видите, что выше находится еще один пик, а Ваш пик как бы уже и не пик, а долина. И житие на этом бывшем пике превращается в нечто обычное, норму. И так можно выстроить целую лестницу к "небу".

Соглашусь, всё, что Вы сказали, является истинным. Оно так и есть. Счастье - это когда нет несчастья, белезней, когда понимают, когда удовлетворены жизненные потребности, желания и масса других вещей. Понятно, что всё это очень переменчиво, что всё идет волнами, нет ничего статичного. Поэтому никакого счастья в перманентном *неизменном) состоянии быть не может. Так проявляется сама жизнь. В беде своей или другого, в тот момент человек не может быть абсолютно счастлив.

Но есть иное ...

/ Счастье, как и несчастье - это пик проявления эмоций,

В состоянии осознанности ощущение счастья иное. Во-первых, эмоции формируются не только от обычного человечского, но и от ощущения запредельного. А оно является источником наиболее сильных эмоций. Если это ощущение более менее постоянно, то всё остальное воспринимается в несколько ином свете, чем для человека в его обычном состоянии. Обычные желания не столь важны, обычная беда не настолько беда, даже смерть близкого принимается по-иному. Если беда у другого, то проявляется сострадание, а это - передача твоей энергии любви другому. В целом, в состоянии осознанности счастье - это очень сложное ощущение.

Мне пришло на ум вот еще что. В состоянии осознанности проявляется огромная радость и вострог (не путать с детским визгом :). Периодически они сменяются грустью Но даже грусть воспринимаетсяы как-то по-иному, осознанно что ли. И поэтому даже в грусти ты находишь какое-то блаженство. Так что даже грусть становится оттенком счастья.
bp21
26 янв, 2011 11:46 (UTC)
Re: счастье для всех ))
Еще важное

/ / Счастье, как и несчастье - это пик проявления эмоций, /

Я выше писал, что источником счастья могут быть (и должны быть) не столько эмоции, сколько ощущение самой жизни и окружающего мира.

Приведу аналогию. Вы сейчас читаете эти слова и даже не замечаете, что Вы дышите. Но обратите свое внимание на дыхание - вдох, выдох, вдох, выдох... Как все легко и просто, никакого запаха воздуха, никаких усилий и неприятностей. Всё в этом супер-сложнейшем механизме сбалансировано и уравновешено. Если [медитативно] сконцентрироваться на дыхании, то появится чувство блаженства. Это и есть счастье в дыхании.
Это была подсказка, как почувствовать счастье единения в Мироздании...
yunaia_dusha
26 янв, 2011 12:18 (UTC)
Re: счастье для всех ))
Далай-Лама для меня не авторитет ))) Чего ему не быть счастливым? Живет в прекрасном месте, во дворце и даже за наследника не нужно бескопоиться, после его смерти монахи сами найдут его реинкарнацию ))) Можно сидеть и рассуждать о счастье и учить других как его достичь.

Я не живу метафорами, я живу обычной реальной каждодневной жизнью.И оттого, что у меня нет иллюзий, может поэтому не с такой высоты приходиться падать и меньше получать ушибов ))

Да, что касается смерти близкого, то это может даже самое простое - после переживания чувства острого горя, чувство утраты близкого постепенно притупляется. А как насчет того, когда рядом неизлечимо больной близкий человек, причем годами рядом или даже ты сам вдруг оказываешься в таком состянии? Кто при этом счастлив? Тот, кто превращается в обузу или тот, кто ухаживает? В чем тут можно найти счастье? Мне кажется, Вы путаете счастье и обычные радости каждого дня. "Живому все хорошо", потому что он жив еще, да и у ухаживающего за больным бывают поводы для радости - например, день или ночь прошли спокойно. Только где здесь счастье?

Грусть с оттенком счатья - это что-то из школьных тетрадок со стихами проо любовь, метафора.

Георгий, что-то сейчас нет блаженства даже в дыхании )))) дыхание сбилось совсем - таскаю тяжелые пыльные книги и чихаю, придется пить таблетки ))) какое уж тут счастье и блаженство? )))

А вообще, даже завидую Вам - Вы такой романтик до сих пор )))))
bp21
26 янв, 2011 14:14 (UTC)
Re: счастье для всех ))
/ А вообще, даже завидую Вам - Вы такой романтик до сих пор ))))) /

Надеюсь, белой завистью... :))))))
Романтик... Понимаю, Вам кажется, что вот она жизнь, вокруг, такая, какая есть. И вот Георгий, романтик, который ушел в свой виртуальный мир и оттуда смотрит на мир реальный в свете розовых очков романтизма. И всякие философские теоретизирования здесь разводит. А если снять романтические очки, то вот он, мир реальный, совсем иной, такой, какой есть, без иллюзий и философствований, грубый и в несчастьях. Нет, моменты счастья, конечно, в нем есть, иногда счастье даже долго держится. НО в целом... :(((( Разве не так?
И Далай-Лама неплохо устроился. Отчего же о счастье не поговорить. И у других "говорунов" тоже как-то более менее устроено и пристроено. Шизиков, а таковые тоже есть, в рассчет брать не будем. Ведь так?

ОДнако же... Выше я описал свой опыт, что и как я РЕАЛЬНО ощущал или ощущаю. И как же в таком случае с этим быть. Отбросить этот факт лишь на том основании, что Вы этого не ощущаете, а потому лично для Вас это нереально? А что же в таком случае есть реал?

/ Я не живу метафорами, я живу обычной реальной каждодневной жизнью.И оттого, что у меня нет иллюзий, может поэтому /

Что по всему этому сказать? живу реальной жизнью.
К Вашему реалу нужно дабовать еще два элемента реала - Духовный мир и причины, по которым люди его не ощущают.

... Если у Вас хватит терпения быть читателем моего ЖЖ до конца изложения концепции духовного знания, то недалек тот час, когда Вы узнаете так много реального, во что сегодня так с трудом верится и что называется по привычке нереальным .... :)))
yunaia_dusha
26 янв, 2011 16:05 (UTC)
Re: счастье для всех ))
Георгий, ну почему Вы вдруг решили, что в моем реале нет Духовного мира? Я произвожу такое жуткое впечатление? Существа циничного и бездуховного? Отрицающего все авторитеты и мнения? Не интересующимся, что происходит с миром, с человеком, и что вначале было - Слово или еще что? Может просто мой духовный мир отличается от Вашего духовного мира и все? От того духовного мира, каким Вы его себе представляете? У меня сложилось мнение, что для Вас человек не верующий уже по определению бездуховный. Ну воспитана я так, таков мой жизненный путь и я не ощущаю в этом потребности - так теперь ставить на мне клеймо бездушного бездуховоного человека?

По поводу того, что я узнАю много реального, что сейчас является нереальным. Хотелось бы надеяться на это, но я тоже довольно много читаю и интересуюсь всем. Пока меня ничего о наличии запредельного в этом мире не убедило. Правда, у меня нет доступа к подвалам Ватикана и тайным пещерам монахов ))))))) А если это связано с методиками гипноза и транса, то таких вещей, сразу скажу, боюсь. С таким вещами нужно обращаться осторожно. Это манипуляция сознанием и я не хочу чтобы кто-то манипулировал и управлял мной.

Признаюсь честно, застряла в Вашем ЖЖ только из-за того, что здесь есть интересные собеседники, хотя к обсуждению всех этих тем рано или поздно приходят к каждом втором ЖЖ. Просто поэтому без разницы - здесь или еще где-то пообщаться.

Я еще с самого начала говорила, что больше уважаю и понимаю Вашу деятельность как эколога в защиту Пущи, чем вот это занятие. Не понимаю я Вас, на разных языках общаемся.
bp21
26 янв, 2011 18:46 (UTC)
Re: счастье для всех ))
Но согласитесь, что в Вашем мире Духовного мира нет, духовный мир есть, а Духовного мира нет (различие понятий обозначается заглавной буквой). Почему? Вот Ваша фраза "Может просто мой духовный мир отличается от Вашего духовного мира и все? От того духовного мира, каким Вы его себе представляете?". Вы говорите о духовном мире как о внутреннем, психическом мире человека в матеарилистическом понимании. Я говорю: "Духовный мир – это иная, отличная от материальной и весьма сложная по структуре и иерархии реальность, в которой проявляются сознание и Высший Разум" (http://bp21.livejournal.com/75753.html). Я говорю о том мире, откуда мы (Высшее Я, Душа) приходим, с которым связаны здесь и куда возвращаемся.

/ У меня сложилось мнение, что для Вас человек не верующий уже по определению бездуховный. ... клеймо бездушного бездуховоного человека/

Обрадую Вас, вовсе нет. У нас опять разница понятий. Для Вас "бездуховный" и "бесдушный" означают бехнравственный, аморальный, бех высших человеческих ценностей. Для меня "бехдуховный" и "бесдушный" - без Духа, без Души. Такого не бывает. У всех людей есть Душа и все от Духа :)

/ Хотелось бы надеяться на это, но я тоже довольно много читаю и интересуюсь всем. Пока меня ничего о наличии запредельного в этом мире не убедило. Правда, у меня нет доступа к подвалам Ватикана и тайным пещерам монахов /

:) Подвалы не нужны :) Литература есть, по отдельным темам более чем достаточно. Есть и научная. Другой вопрос, что поисковики в топ ее не выводят и самому найти весьма трудно. А еще проблема отфильтровать истину от вымысла. Ну, и вопрос понимания. Читая, ее нужно уметь или учиться понимать. Для этого нужен труд. Сразу ничего не дается. Здесь точно также как первоклашек учат читать по букварю и писать по словам.

Я так и понял, почему Вы здесь застряли :) Но, может в отличие от других мест, Вы действительно здесь найдете "бриллианты". Чуть позже... :)

/ еще с самого начала говорила, что больше уважаю и понимаю Вашу деятельность как эколога в защиту Пущи, чем вот это занятие.
/


А как Вам тот факт, что позже "это занятие" будет [в этом ЖЖ] логически вписано и объединено с защитой природы и Пущи для того, чтобы последние вышли на более высокий уровень? Ведь отсутствие "этого занятия" является главной причиной того, что мы терпим неудачу в охране природы - http://bp21.livejournal.com/40272.html.
Беловежская пуща как центр духовного возрождения людей... (фактически, в этом ЖЖ параллельно идет изложение концепции этого центра)

/ Не понимаю я Вас, на разных языках общаемся. /

Это потому, что пока всё еще идет Введение. Скоро оно закончится и когда пойдет содержание, там будет понятнее :)