?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

(Продолжение, начало здесь (1), здесь (2), здесь (3), здесь (4)) и здесь (5))

Зачем человеку нужно духовное знание? Прошлый раз я уже писал, что для людей высший смысл всего, что происходит на Земле, заключается в счастье. Но как много из нас и как часто об этом задумываются?

Счастье… Об этом там много говорят и пишут, и этого так не хватает большинству. Почему так происходит? Посмотрите, как много вокруг тех, кто на все лады рекламирует всевозможные рецепты счастья: деньги, материальные блага, развлечения, удовольствия, наслаждения, лотереи, далекие земли, храмы, учения и прочие достижения цивилизации. Человек, на которого всё это рассчитано, напоминает голодного кролика, бегущего за подвешенными на длинном шнурке морковкой, капустой и прочими "сладостями", пытаясь схватить то одно, то второе, то третье. Шнурок тянет некто невидимый, не останавливаясь, а потому несчастному кролику никак не дотянуться... Почему так? Потому что упускается самое главное, которое так глубоко спрятано и которое одновременно лежит на поверхности. Ведь не зря говорят: хочешь хорошо спрятать, положи на самое видное место…

PS. Ниже я привожу фрагмент текста из буддийской литературы, который по-иному и популярнее выражает или подтверждает сказанное выше. Хотя текст длиннее, чем это обычно принято вЖЖ, необходимо внимательное его чтение, чтобы до конца понять суть сказанного. Да, это непривычно в наш информационный век, но по-другому не получится…


"Я нашел Далай-ламу сидящим в одиночестве в раздевалке баскетбольного зала за несколько минут до начала его выступления перед шеститысячной аудиторией в Аризонском университете. Он спокойно пил чай, пребывая в абсолютной безмятежности. "Ваше Святейшество, если вы готовы..." ......

Со временем я убедился в том, что Далай-лама достиг удовлетворения и безмятежности, подобных которым я не наблюдал ни у кого более. Я решил изучить принципы, которые позволили ему развить в себе подобное отношение к жизни. Конечно же, я понимал, что он — в первую очередь буддийский монах, чья жизнь прошла в изучении и практике буддизма, тем не менее мне стало интересно, можно ли среди его убеждений или принципов выделить те, которыми могли бы воспользоваться и люди вне буддийской традиции — принципы, которые могут быть непосредственно применены к нашей жизни, чтобы сделать нас счастливее, сильнее и, может быть, бесстрашнее. ......

Далай-лама XIV. Фото из сайта http://ruwapa.net/lib/open/32118-dalai-lama-xiv-sostradanie-i-individyalnost.html

Часть I. Смысл жизни. Глава 1. Право на счастье.

Я считаю, что основная цель человеческой жизни — счастье. Это очевидно. Независимо от того, кто мы — атеисты или верующие, буддисты или христиане, — все мы ищем чего-то лучшего в жизни. Таким образом, по моему мнению, основное движение в нашей жизни — это движение к счастью...

Эти слова, произнесенные перед огромной аудиторией в Аризоне, стали квинтэссенцией публичного выступления Далай-ламы. Однако его мнение относительно того, что счастье является смыслом жизни, натолкнуло меня на одну мысль. Позднее, когда мы оказались наедине, я спросил его, а счастлив ли он сам?

— Да, — ответил он и после минутного раздумья добавил: — Да, конечно же...

Спокойствие и безмятежность в его голосе не оставляли сомнений в правдивости его ответа. Та же безмятежность присутствовала во всем его облике и в глазах.

— Но является ли счастье достижимой целью для большинства из нас? Достижимо ли оно вообще?

— Да. Я считаю, что счастье достижимо путем тренировки сознания.

Как обычный человек, я не мог не воодушевиться идеей достижимости счастья. В то же время как психиатр я был скован различными другими идеями, в частности словами Фрейда "возникает такое ощущение, что человеческое счастье не включено в план Мироздания". Подобные концепции привели многих моих коллег к мрачному заключению: наилучшее, на что может рассчитывать человек, — это "трансформация истерического несчастья в обычную несчастливость". С этой точки зрения утверждение, что существует четко определенный путь к счастью, кажется неумеренно радикальной идеей. Оглядываясь на годы своей психиатрической практики, я не припоминаю, чтобы кто-нибудь когда-нибудь употреблял слово "счастье" в качестве терапевтической цели. Конечно же, во все времена много говорилось об избавлении пациента от симптомов депрессии или беспокойства, о решении внутренних конфликтов или проблем в общении с другими людьми, но ни один из психиатров никогда не упоминал счастье в качестве конечной цели лечения.

Идея достижения истинного счастья в западном мире всегда казалась недостаточно определенной, неясной, неуловимой. Даже само слово "счастье" происходит от исландского слова happ, означающего в переводе "везение" или "удача". По-видимому, большинство из нас разделяет этот взгляд на мистическую природу счастья. В радостные моменты, которые дарит нам жизнь, счастье кажется нам чем-то случайным, даром свыше. С точки зрения западного человека счастье не является чем-то таким, чего можно планомерно достичь просто путем "тренировки сознания".

Когда я высказал все это Далай-ламе, он поспешил объяснить свою точку зрения.

— Говоря о тренировке сознания в данном контексте, я не ограничиваю слово "ум" рамками познавательной способности или интеллекта. Я использую это слово скорее в значении тибетского слова sem, которое гораздо шире и примерно соответствует понятиям "психе" или "дух"; в него входит интеллект и чувство, сердце и разум. Дисциплинируя себя внутренне, мы постепенно переходим к другому мировоззрению, другим ценностям и подходу к жизни.

Что касается этой внутренней дисциплины, она, конечно же, может включать в себя много вещей, много методов. Вообще говоря, начинать следует с определения факторов, которые ведут к счастью, и факторов, которые ведут к страданию. После этого необходимо постепенно исключить из своей жизни те факторы, которые ведут к страданию, и усилить те, которые ведут к счастью. В этом — смысл моей идеи.

Далай-лама утверждает, что знает, каким образом можно достичь личного счастья. В течение недели, которую он провел в Аризоне, я часто был свидетелем того, как это личное счастье может проявляться в качестве простого желания общаться с другими, в доброте и дружелюбии, которые неизменно присутствовали даже в самых кратких встречах.

Однажды утром после очередной лекции Далай-лама в окружении своей обычной свиты направлялся по гостиничному холлу к себе в номер. Заметив, что одна из горничных гостиницы стоит у лифтов, он остановился и обратился к ней: "Откуда вы родом"? На какой-то миг она застыла в замешательстве, по-видимому пораженная тем, что к ней обратился этот по виду не местный человек в темно-красных монашеских одеяниях, затем улыбнулась и застенчиво ответила: "Из Мексики". Он задержался на несколько мгновений, чтобы переброситься с ней парой слов, а затем продолжил свой путь, оставив ее с выражением воодушевления и радости на лице. На следующее утро в это же время она появилась в том же месте с еще одной горничной, и они обе тепло приветствовали его, когда он входил в лифт. Эта встреча, как и первая, была очень краткой, но обе женщины казались необычайно воодушевленными и счастливыми, когда вернулись к своей работе. Затем с каждым днем их становилось все больше и больше, пока к концу недели у лифта не собралась добрая дюжина горничных в серо-белой униформе, которые образовали целую шеренгу вдоль дорожки к лифту.

Наши дни сочтены. В этот момент тысячи людей появляются на свет, некоторые из них обречены прожить лишь несколько дней или недель, а затем быть трагически унесенными болезнью или другим несчастьем. Другим выпала судьба дожить до столетней отметки или дальше и попробовать все, что жизнь способна предложить: триумф, отчаяние, радость, ненависть и любовь. Никто не в силах заглянуть в свое будущее. Но, живем ли мы один день или век, основной вопрос неизменен: в чем смысл нашей жизни? Что придает ей значение?

Смысл нашего существования — поиск счастья. Это вполне согласуется со здравым смыслом, и многие западные мыслители, от Аристотеля до Уильяма Джеймса, принимали эту идею. Но не является ли жизнь, направленная на достижение счастья, по своей природе эгоистичной, эгоцентричной? Не обязательно. В действительности, многочисленные опросы показывают, что именно несчастливые люди наиболее сосредоточены на себе и часто ведут отшельнический, даже асоциальный образ жизни. Счастливые же люди, наоборот, обычно более общительны, гибки и талантливы, а также обладают более развитой способностью противостоять жизненным невзгодам. И, что наиболее важно, они лучше умеют любить и прощать, чем несчастливые. ......

Итак, мы исходим из основного предположения о том, что смысл жизни заключается в поиске счастья. Счастье должно стать реальной целью, целью, которой можно достичь за определенное число позитивных шагов. Определив факторы, которые ведут к более счастливой жизни, мы поймем, что стремление к счастью приносит пользу не только на индивидуальном, но также на семейном и социальном уровнях."

(Фрагмент из книги Его Святейшество Далай-лама XIV и доктор Ховард К. Катлер "Искусство быть счастливым. Руководство для жизни")


(Продолжение здесь)

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/80769.html)

Comments

(Анонимно)
25 янв, 2011 18:56 (UTC)
на те же грабли
Смысл жизни в достижении счастья. Даже нет желания комментировать. Да и последующее обсуждение счастья.

1. Счастье это понятие. Берёте словари и ищете формулировку . Там всё расписано. Кому мало, набираете в поисковике слово "счастье" и ...вот здесь уже всё что вам придёт в голову ( от буддизма до фашизма). Получите все более менее широко известные воззрения на этот счёт. Не охота , правда?)))
2. На регулируемом перекрёстке столкнулись пять автомобилей. В одном ехал иудей, в другом мусульманин, в третьем буддист, в четвёртом христианин, в пятом конфуцианин . Вызвали гаишника. Приехал, окинул взглядом место аварии, сказал участникам аварии чтобы заткнулись. Записал показания буддиста и уехал. На вопрос судьи, а почему он у других участников показания не взял гаишник ответил:" А мне буддисты больше нравятся".
3.Юра нарисовал два основных ( по его мнению) варианта прихода на дорогу познания( достижения) счастья. Лично ему для этого ему сначала надо было потерять любимую работу, затем осознать, что он , как личность, в этом мире ничто ( как и все остальные, за исключением единиц ), потом прочитать Фрагмент из книги Его Святейшество Далай-лама XIV и доктор Ховард К. Катлер "Искусство быть счастливым. Руководство для жизни". И вот он путь! Ура, трубите трубы!))).
Как всё сложно))))). Вот если бы его не выгнали с работы, то и не было бы просветления)))). Ужас!)))))))
Самое интересное, что он уже мимо этого прошёл однажды. На уроках психологии в университете)))). Там всё ему расписали и по полочкам разложили))). Всего-то надо было присесть на пенёк, съесть пирожок и подумать:" А что мне в этой жизни надо-то?)))Варенья, печенья? Не-а. Ощущения счастья ( эмоциональное состояние такое).
Далее второй вопрос"А что мне надо для этого делать?" ( вопрос А ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ опускаю, он почти отличником был). И сразу бы понял, что счастье есть отсутствие несчастья. Это раз. И всё это только в нашей голове, это два))). Разъяснения дальнейшие думаю не нужны.
4. Юра, ты хочешь сказать одно ( это видно из твох ответов на комментарии), но приводя такие тексты и подводки к ним говоришь совсем другое. Тогда, чем счастье наркомана отличается от другого вида счастья? Про духовность не надо. Ощущения счастья у наркомана или алкоголика присутствуют? Может быть ЭТО цель любого человека? Смешно.

С ув. , Спартак.
bp21
25 янв, 2011 19:54 (UTC)
Re: на те же грабли
Привет Саша!
Ты в своем старом стиле :)

1. Опровержение. Привожу схожую аналогию. Любовь - это понятие. Ее нет. Берёте словари и ищете формулировку. Там всё расписано. (Плюс химия :)
Предлагаю практическую проверку. Когда ты шел к женитьбе, вместо признания в любви для своей девушки нужно было принести словарь и показать ей, что любви нет, это понятие. И счастья нет. Это тоже в словаре написано. А еще учебник биохимии захватить. И показать ей, что это еще и химия. А я бы посмотрел, вышла бы ли она после этого за тебя замуж? :)))))))))))))

2. / Как всё сложно))))). Вот если бы его не выгнали с работы, то и не было бы просветления)))). Ужас!)))))))
/


Ты знаешь, скорее всего так и было бы. Потому что, когда всё более-менее хорошо, когда много работаешь, когда много забот, проблем и интересных идей и планов, то думать о чем-то ином особо некогда, нет времени. А еще если и зарплату платят, достаточную для жизни, благодаря чему в свободное время можешь расслабиться от трудов. Тем более, когда тебя окружают такие же духовно слепые люди.... В этой ситуации нет [почти] никаких шансов "пробудиться". А если еще и прошлый соответствующий кармический опыт отсутствует :((

/ Самое интересное, что он уже мимо этого прошёл однажды. На уроках психологии в университете)))). /

Я только после духовной трансформации понял, почему я, отличник в универе, почти ничего не запомнил со всей той психо-мути, которую нам преподавали на психологии. Мое подсознание оказалось мудрее, быстро очистив ячейки памяти от разного инфо-мусора :))))

/ счастье есть отсутствие несчастья /

В тексте выше как раз это и опровергается

/ чем счастье наркомана отличается от другого вида счастья? /

Тем, что 1) держится на химии, а не на естестве организма, 2) кратковременно в цикличности, а не постоянно.
Речь же идет о естественности и постоянстве во времени.