?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

(Продолжение, начало здесь (1), здесь (2), здесь (3), здесь (4)) и здесь (5))

Зачем человеку нужно духовное знание? Прошлый раз я уже писал, что для людей высший смысл всего, что происходит на Земле, заключается в счастье. Но как много из нас и как часто об этом задумываются?

Счастье… Об этом там много говорят и пишут, и этого так не хватает большинству. Почему так происходит? Посмотрите, как много вокруг тех, кто на все лады рекламирует всевозможные рецепты счастья: деньги, материальные блага, развлечения, удовольствия, наслаждения, лотереи, далекие земли, храмы, учения и прочие достижения цивилизации. Человек, на которого всё это рассчитано, напоминает голодного кролика, бегущего за подвешенными на длинном шнурке морковкой, капустой и прочими "сладостями", пытаясь схватить то одно, то второе, то третье. Шнурок тянет некто невидимый, не останавливаясь, а потому несчастному кролику никак не дотянуться... Почему так? Потому что упускается самое главное, которое так глубоко спрятано и которое одновременно лежит на поверхности. Ведь не зря говорят: хочешь хорошо спрятать, положи на самое видное место…

PS. Ниже я привожу фрагмент текста из буддийской литературы, который по-иному и популярнее выражает или подтверждает сказанное выше. Хотя текст длиннее, чем это обычно принято вЖЖ, необходимо внимательное его чтение, чтобы до конца понять суть сказанного. Да, это непривычно в наш информационный век, но по-другому не получится…


"Я нашел Далай-ламу сидящим в одиночестве в раздевалке баскетбольного зала за несколько минут до начала его выступления перед шеститысячной аудиторией в Аризонском университете. Он спокойно пил чай, пребывая в абсолютной безмятежности. "Ваше Святейшество, если вы готовы..." ......

Со временем я убедился в том, что Далай-лама достиг удовлетворения и безмятежности, подобных которым я не наблюдал ни у кого более. Я решил изучить принципы, которые позволили ему развить в себе подобное отношение к жизни. Конечно же, я понимал, что он — в первую очередь буддийский монах, чья жизнь прошла в изучении и практике буддизма, тем не менее мне стало интересно, можно ли среди его убеждений или принципов выделить те, которыми могли бы воспользоваться и люди вне буддийской традиции — принципы, которые могут быть непосредственно применены к нашей жизни, чтобы сделать нас счастливее, сильнее и, может быть, бесстрашнее. ......

Далай-лама XIV. Фото из сайта http://ruwapa.net/lib/open/32118-dalai-lama-xiv-sostradanie-i-individyalnost.html

Часть I. Смысл жизни. Глава 1. Право на счастье.

Я считаю, что основная цель человеческой жизни — счастье. Это очевидно. Независимо от того, кто мы — атеисты или верующие, буддисты или христиане, — все мы ищем чего-то лучшего в жизни. Таким образом, по моему мнению, основное движение в нашей жизни — это движение к счастью...

Эти слова, произнесенные перед огромной аудиторией в Аризоне, стали квинтэссенцией публичного выступления Далай-ламы. Однако его мнение относительно того, что счастье является смыслом жизни, натолкнуло меня на одну мысль. Позднее, когда мы оказались наедине, я спросил его, а счастлив ли он сам?

— Да, — ответил он и после минутного раздумья добавил: — Да, конечно же...

Спокойствие и безмятежность в его голосе не оставляли сомнений в правдивости его ответа. Та же безмятежность присутствовала во всем его облике и в глазах.

— Но является ли счастье достижимой целью для большинства из нас? Достижимо ли оно вообще?

— Да. Я считаю, что счастье достижимо путем тренировки сознания.

Как обычный человек, я не мог не воодушевиться идеей достижимости счастья. В то же время как психиатр я был скован различными другими идеями, в частности словами Фрейда "возникает такое ощущение, что человеческое счастье не включено в план Мироздания". Подобные концепции привели многих моих коллег к мрачному заключению: наилучшее, на что может рассчитывать человек, — это "трансформация истерического несчастья в обычную несчастливость". С этой точки зрения утверждение, что существует четко определенный путь к счастью, кажется неумеренно радикальной идеей. Оглядываясь на годы своей психиатрической практики, я не припоминаю, чтобы кто-нибудь когда-нибудь употреблял слово "счастье" в качестве терапевтической цели. Конечно же, во все времена много говорилось об избавлении пациента от симптомов депрессии или беспокойства, о решении внутренних конфликтов или проблем в общении с другими людьми, но ни один из психиатров никогда не упоминал счастье в качестве конечной цели лечения.

Идея достижения истинного счастья в западном мире всегда казалась недостаточно определенной, неясной, неуловимой. Даже само слово "счастье" происходит от исландского слова happ, означающего в переводе "везение" или "удача". По-видимому, большинство из нас разделяет этот взгляд на мистическую природу счастья. В радостные моменты, которые дарит нам жизнь, счастье кажется нам чем-то случайным, даром свыше. С точки зрения западного человека счастье не является чем-то таким, чего можно планомерно достичь просто путем "тренировки сознания".

Когда я высказал все это Далай-ламе, он поспешил объяснить свою точку зрения.

— Говоря о тренировке сознания в данном контексте, я не ограничиваю слово "ум" рамками познавательной способности или интеллекта. Я использую это слово скорее в значении тибетского слова sem, которое гораздо шире и примерно соответствует понятиям "психе" или "дух"; в него входит интеллект и чувство, сердце и разум. Дисциплинируя себя внутренне, мы постепенно переходим к другому мировоззрению, другим ценностям и подходу к жизни.

Что касается этой внутренней дисциплины, она, конечно же, может включать в себя много вещей, много методов. Вообще говоря, начинать следует с определения факторов, которые ведут к счастью, и факторов, которые ведут к страданию. После этого необходимо постепенно исключить из своей жизни те факторы, которые ведут к страданию, и усилить те, которые ведут к счастью. В этом — смысл моей идеи.

Далай-лама утверждает, что знает, каким образом можно достичь личного счастья. В течение недели, которую он провел в Аризоне, я часто был свидетелем того, как это личное счастье может проявляться в качестве простого желания общаться с другими, в доброте и дружелюбии, которые неизменно присутствовали даже в самых кратких встречах.

Однажды утром после очередной лекции Далай-лама в окружении своей обычной свиты направлялся по гостиничному холлу к себе в номер. Заметив, что одна из горничных гостиницы стоит у лифтов, он остановился и обратился к ней: "Откуда вы родом"? На какой-то миг она застыла в замешательстве, по-видимому пораженная тем, что к ней обратился этот по виду не местный человек в темно-красных монашеских одеяниях, затем улыбнулась и застенчиво ответила: "Из Мексики". Он задержался на несколько мгновений, чтобы переброситься с ней парой слов, а затем продолжил свой путь, оставив ее с выражением воодушевления и радости на лице. На следующее утро в это же время она появилась в том же месте с еще одной горничной, и они обе тепло приветствовали его, когда он входил в лифт. Эта встреча, как и первая, была очень краткой, но обе женщины казались необычайно воодушевленными и счастливыми, когда вернулись к своей работе. Затем с каждым днем их становилось все больше и больше, пока к концу недели у лифта не собралась добрая дюжина горничных в серо-белой униформе, которые образовали целую шеренгу вдоль дорожки к лифту.

Наши дни сочтены. В этот момент тысячи людей появляются на свет, некоторые из них обречены прожить лишь несколько дней или недель, а затем быть трагически унесенными болезнью или другим несчастьем. Другим выпала судьба дожить до столетней отметки или дальше и попробовать все, что жизнь способна предложить: триумф, отчаяние, радость, ненависть и любовь. Никто не в силах заглянуть в свое будущее. Но, живем ли мы один день или век, основной вопрос неизменен: в чем смысл нашей жизни? Что придает ей значение?

Смысл нашего существования — поиск счастья. Это вполне согласуется со здравым смыслом, и многие западные мыслители, от Аристотеля до Уильяма Джеймса, принимали эту идею. Но не является ли жизнь, направленная на достижение счастья, по своей природе эгоистичной, эгоцентричной? Не обязательно. В действительности, многочисленные опросы показывают, что именно несчастливые люди наиболее сосредоточены на себе и часто ведут отшельнический, даже асоциальный образ жизни. Счастливые же люди, наоборот, обычно более общительны, гибки и талантливы, а также обладают более развитой способностью противостоять жизненным невзгодам. И, что наиболее важно, они лучше умеют любить и прощать, чем несчастливые. ......

Итак, мы исходим из основного предположения о том, что смысл жизни заключается в поиске счастья. Счастье должно стать реальной целью, целью, которой можно достичь за определенное число позитивных шагов. Определив факторы, которые ведут к более счастливой жизни, мы поймем, что стремление к счастью приносит пользу не только на индивидуальном, но также на семейном и социальном уровнях."

(Фрагмент из книги Его Святейшество Далай-лама XIV и доктор Ховард К. Катлер "Искусство быть счастливым. Руководство для жизни")


(Продолжение здесь)

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/80769.html)

Comments

bp21
25 янв, 2011 12:08 (UTC)
Re: "а счастье было так возможно, так близко" ))
Как мне видится, смысл жизни состоит из всего, что есть в жизни (получается, смысл жизни - сама жизнь!). Если всё, что есть в жизни, гармонично соединяется в целое, не конфликтует в своих противоположностях, достигается высший баланс, гармония. Ощущение этой гармонии в себе на самом глубинном уровне и есть счастье.

Формулировки... Много всяких. Если их понимать метафорически, это одно дело. А если в прямом смысле, то это путь в тупик. Потому что, всё так поверхностно. Мне кажется...

Но если двигаться в глубь... Например, "Счастье - это когда тебя понимают"? Хорошо, вопрос: а когда тебя понимают?
yunaia_dusha
25 янв, 2011 18:12 (UTC)
а когда тебя понимают?
Для меня это очень просто - когда общаюсь с человеком на одном языке. Это общие точки соприкосновения или, как писал тут вроде Арсен, родственная душа. Общность во взглядах, вкусах, мировоззрении. Бывает так, что вроде щелкнуло и показалось, что говоришь на одном языке. Ура! Ой, ну как же, одинаковые книги нравятся, музыка, кино и т.д. Ну вот как, например, в "Иронии судьбы" - тут и интуиция, и общий язык вроде, а уже в продолжении фильма оказалось, что этого мало, с каждым днем все больше и больше накапливались несостыковки, и это не носки разбросанные по квартире или невымытая вовремя посуда, а действительно принципиальное что-то, когда либо нужно себя ломать, приспосабливаться, либо прекращать отношения. Это все упрощенно, в жизни, как правило, это все накапливается постепенно и проявляется иногда через годы, когда ломать все без ущерба для близких уже не получается.

Ну вот, например, с Вами Георгий, мы, увы, изначально разговариваем на разных языках и не думаю, что когда-либо сможем найти общий ))))))))) Хотя точки соприкосновения, наверняка, по каким-то вопросам есть))
bp21
25 янв, 2011 19:19 (UTC)
Re: а когда тебя понимают?
Вот-вот, углубляемся...
Ведь точно сказано, что один язык означает родственную душу. Общность во взглядах, вкусах, мировоззрении. А что такое родственная душа?

/ Ну вот, например, с Вами Георгий, мы, увы, изначально разговариваем на разных языках и не думаю, что когда-либо сможем найти общий ))))))))) /

Пути Господни неисповедимы. Скажу одно, что в этом вопросе реальность выходит за границы думания = интеллекта. Поэтому кто знает, как оно будет... :)

Profile

bp21, Козулько, Беловежская пуща, бп
bp21
bp21_Георгий Козулько
Беловежская пуща - 21 век

Latest Month

Апрель 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Разработано LiveJournal.com