?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

(Продолжение, начало здесь (1) и здесь (2))

Зачем человеку нужно духовное знание? В предыдущем текстах речь шла о личном развитии для повышения осознанности и достижения устойчивого состояния счастья и о переходе от эгоистического образа жизни к альтруистическому.

В этом тексте речь пойдет о Человеке, который должен еще появиться. Я не случайно написал это слово с большой буквы. Тем самым я вложил в него иной, более глубокий смысл. Можно назвать его сверхчеловеком. В сравнении с ним современный человек (в своем подавляющем большинстве) является мостом, переходной формой от животного состояния к состоянию Божественному. Сверхчеловек - это совершенно иное, более совершенное состояние сознания, не свойственное большинству людей в современном обществе. В этом состоянии человек ощущает и воспринимает Духовный мир, в нем проявляются чувства абсолютной Любви и альтруизма, для него характерен уход от сознания индивидуалистического к сознанию коллективному.

Одним словом, сверхчеловек, или Человек будущего, это тот, кто обладает высоким Божественным сознанием и живет в гармонии с планетой Земля и всем Мирозданием. Такие люди всегда были в человеческой цивилизации, немало их и сегодня.

Переход к высшему уровню сознания осуществляется через личное духовное развитие, через "пробуждение" из того состояния, которое мы называем бодрствование. Как это делается? Всё начинается с чистого намерения и первого усилия над собой…

В тексте ниже – что говорит философ Фридрих Ницше в момент своего озарения о высшем уровне сознания человека .


3

Придя в ближайший город, лежавший за лесом, Заратустра нашёл там множество народа, собравшегося на базарной площади: ибо ему обещано было зрелище — плясун на канате. И Заратустра говорил так к народу:
     Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?
     Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека?
     Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором.
     Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас ещё осталось от червя, Некогда были вы обезьяной, и даже теперь ещё человек больше обезьяны, чем иная из обезьян.
     Даже мудрейший среди вас есть только разлад и помесь растения и призрака. Но разве я велю вам стать призраком или растением?
     Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке!
     Сверхчеловек — смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли!
     Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах! Они отравители, всё равно, знают ли они это или нет.
     Они презирают жизнь, эти умирающие и сами себя отравившие, от которых устала земля: пусть же исчезнут они!
     Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители. Теперь хулить землю — самое ужасное преступление, так же как чтить сущность непостижимого выше, чем смысл земли!
     Некогда смотрела душа на тело с презрением: и тогда не было ничего выше, чем это презрение, — она хотела видеть тело тощим, отвратительным и голодным. Так думала она бежать от тела и от земли.
     О, эта душа сама была ещё тощей, отвратительной и голодной; и жестокость была вожделением этой души!
     Но и теперь ещё, братья мои, скажите мне: что говорит ваше тело о вашей душе? Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собою?
     Поистине, человек — это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым.
     Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он — это море, где может потонуть ваше великое презрение.
     В чём то самое высокое, что можете вы пережить? Это — час великого презрения. Час, когда ваше счастье становится для вас отвратительным, так же как ваш разум и ваша добродетель.
     Час, когда вы говорите: «В чём моё счастье! Оно — бедность и грязь и жалкое довольство собою. Моё счастье должно бы было оправдывать само существование!»
     Час, когда вы говорите: «В чём мой разум! Добивается ли он знания, как лев своей пищи? Он — бедность и грязь и жалкое довольство собою!»
     Час, когда вы говорите: «В чём моя добродетель! Она ещё не заставила меня безумствовать. Как устал я от добра моего и от зла моего! Всё это бедность и грязь и жалкое довольство собою!»
     Час, когда вы говорите: «В чём моя справедливость! Я не вижу, чтобы был я пламенем и углём. А справедливый — это пламень и уголь!»
     Час, когда вы говорите: «В чём моя жалость! Разве жалость — не крест, к которому пригвождается каждый, кто любит людей? Но моя жалость не есть распятие».
     Говорили ли вы уже так? Восклицали ли вы уже так? Ах, если бы я уже слышал вас так восклицающими!
     Не ваш грех — ваше самодовольство вопиет к небу; ничтожество ваших грехов вопиет к небу!
     Но где же та молния, что лизнёт вас своим языком? Где то безумие, что надо бы привить вам?
     Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он — эта молния, он — это безумие! —
     Пока Заратустра так говорил, кто-то крикнул из толпы: «Мы слышали уже довольно о канатном плясуне; пусть нам покажут его!» И весь народ начал смеяться над Заратустрой. А канатный плясун, подумав, что эти слова относятся к нему, принялся за своё дело.

4

Заратустра же глядел на народ и удивлялся. Потом он так говорил:
     Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью.
     Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращённый назад, опасны страх и остановка.
     В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель.
     Я люблю тех, кто не умеет жить иначе, как чтобы погибнуть, ибо идут они по мосту.
     Я люблю великих ненавистников, ибо они великие почитатели и стрелы тоски по другому берегу.
     Я люблю тех, кто не ищет за звёздами основания, чтобы погибнуть и сделаться жертвою — а приносит себя в жертву земле, чтобы земля некогда стала землёю сверхчеловека.
     Я люблю того, кто живёт для познания и кто хочет познавать для того, чтобы когда-нибудь жил сверхчеловек. Ибо так хочет он своей гибели.
     Я люблю того, кто трудится и изобретает, чтобы построить жилище для сверхчеловека и приготовить к приходу его землю, животных и растения: ибо так хочет он своей гибели.
     Я люблю того, кто любит свою добродетель: ибо добродетель есть воля к гибели и стрела тоски.
     Я люблю того, кто не бережёт для себя ни капли духа, но хочет всецело быть духом своей добродетели: ибо так, подобно духу, проходит он по мосту.
     Я люблю того, кто из своей добродетели делает своё тяготение и свою напасть: ибо так хочет он ради своей добродетели ещё жить и не жить более.
     Я люблю того, кто не хочет иметь слишком много добродетелей. Одна добродетель есть больше добродетель, чем две, ибо она в большей мере есть тот узел, на котором держится напасть.
     Я люблю того, чья душа расточается, кто не хочет благодарности и не воздаёт её: ибо он постоянно дарит и не хочет беречь себя.
     Я люблю того, кто стыдится, когда игральная кость выпадает ему на счастье, и кто тогда спрашивает: неужели я игрок-обманщик? — ибо он хочет гибели.
     Я люблю того, кто бросает золотые слова впереди своих дел и исполняет всегда ещё больше, чем обещает: ибо он хочет своей гибели.
     Я люблю того, кто оправдывает людей будущего и искупляет людей прошлого: ибо он хочет гибели от людей настоящего.
     Я люблю того, кто карает своего Бога, так как он любит своего Бога: ибо он должен погибнуть от гнева своего Бога.
     Я люблю того, чья душа глубока даже в ранах и кто может погибнуть при малейшем испытании: так охотно идёт он по мосту.
     Я люблю того, чья душа переполнена, так что он забывает самого себя, и все вещи содержатся в нём: так становятся все вещи его гибелью.
     Я люблю того, кто свободен духом и свободен сердцем: так голова его есть только утроба сердца его, а сердце его влечёт его к гибели.
     Я люблю всех тех, кто являются тяжёлыми каплями, падающими одна за другой из тёмной тучи, нависшей над человеком: молния приближается, возвещают они и гибнут, как провозвестники.
     Смотрите, я провозвестник молнии и тяжёлая капля из тучи; но эта молния называется сверхчеловек.

5

Произнесши эти слова, Заратустра снова посмотрел на народ и умолк. «Вот стоят они, говорил он в сердце своём, — вот смеются они: они не понимают меня, мои речи не для этих ушей.
     Неужели нужно сперва разодрать им уши, чтобы научились они слушать глазами? Неужели надо греметь, как литавры и как проповедники покаяния? Или верят они только заикающемуся?
     У них есть нечто, чем гордятся они. Но как называют они то, что делает их гордыми? Они называют это культурою, она отличает их от козопасов.
     Поэтому не любят они слышать о себе слово «презрение». Буду же говорить я к их гордости.
     Буду же говорить я им о самом презренном существе, а это и есть последний человек».
     И так говорил Заратустра к народу:
     Настало время, чтобы человек поставил себе цель свою. Настало время, чтобы человек посадил росток высшей надежды своей.
     Его почва ещё достаточно богата для этого. Но эта почва будет когда-нибудь бедной и бесплодной, и ни одно высокое дерево не будет больше расти на ней.
     Горе! Приближается время, когда человек не пустит более стрелы тоски своей выше человека и тетива лука его разучится дрожать!
     Я говорю вам: нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду. Я говорю вам: в вас есть ещё хаос.
     Горе! Приближается время, когда человек не родит больше звезды. Горе! Приближается время самого презренного человека, который уже не может презирать самого себя.
     Смотрите! Я показываю вам последнего человека.
     «Что такое любовь? Что такое творение? Устремление? Что такое звезда?» — так вопрошает последний человек и моргает.
     Земля стала маленькой, и по ней прыгает последний человек, делающий всё маленьким. Его род неистребим, как земляная блоха; последний человек живёт дольше всех.
     «Счастье найдено нами», — говорят последние люди, и моргают.
     Они покинули страны, где было холодно жить: ибо им необходимо тепло. Также любят они соседа и жмутся к нему: ибо им необходимо тепло.
     Захворать или быть недоверчивым считается у них грехом: ибо ходят они осмотрительно. Одни безумцы ещё спотыкаются о камни или о людей!
     От времени до времени немного яду: это вызывает приятные сны. А в конце побольше яду, чтобы приятно умереть.
     Они ещё трудятся, ибо труд — развлечение. Но они заботятся, чтобы развлечение не утомляло их.
     Не будет более ни бедных, ни богатых: то и другое слишком хлопотно. И кто захотел бы ещё управлять? И кто повиноваться? То и другое слишком хлопотно.
     Нет пастуха, одно лишь стадо! Каждый желает равенства, все равны: кто чувствует иначе, тот добровольно идёт в сумасшедший дом.
     «Прежде весь мир был сумасшедший», — говорят самые умные из них, и моргают.
     Все умны и знают всё, что было; так что можно смеяться без конца. Они ещё ссорятся, но скоро мирятся — иначе это расстраивало бы желудок.
     У них есть своё удовольствьице для дня и свое удовольствьице для ночи; но здоровье — выше всего.
     «Счастье найдено нами», — говорят последние люди, и моргают.
     Здесь окончилась первая речь Заратустры, называемая также «Предисловием», ибо на этом месте его прервали крик и радость толпы. «Дай нам этого последнего человека, о Заратустра, — так восклицали они, — сделай нас похожими на этих последних людей! И мы подарим тебе сверхчеловека!» И все радовались и щёлкали языком. Но Заратустра стал печален и сказал в сердце своём:
     «Они не понимают меня: мои речи не для этих ушей.
     Очевидно, я слишком долго жил на горе, слишком часто слушал ручьи и деревья: теперь я говорю им, как козопасам.
     Непреклонна душа моя и светла, как горы в час дополуденный. Но они думают, что холоден я и что говорю я со смехом ужасные шутки.
     И вот они смотрят на меня и смеются, и, смеясь, они ещё ненавидят меня. Лёд в смехе их».

(Фрагмент из книги Фридрих Ницше "Так говорил Заратустра")


(Продолжение здесь)

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/79650.html)

Comments

bp21
20 янв, 2011 19:23 (UTC)
Re: о сумасшедших - 2
Ну, и насчет фашизма. Я посмотрел другие ссылки и обнаружил, что не всё так однозначно, как ты пишешь. Вот http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st011.shtml
"В споре вокруг трактовки этих тем у Ницше уже выявились два противоположных подхода. ... сторонники второго подхода. Они считают необходимым объективно выявлять противоречивость, неоднозначность философии Ницше, истоки и определенную оправданность его критических идей, направленных против традиционных религиозных, моральных, философских воззрений."
В этом тексте дается много аргументов в пользу позитива философии Ницше и критика идеи "отца фашизма".

http://warrax.net/Satan/xians/nietzhe_russel.htm

"Hицше не националист, он не проявляет излишнего восхищения Германией." "Hе является он и антисемитом,"

Кстати, а почему только Ницше. Вот, в твоей ссылке написано "В основе фашистского взгляда на мир и общество лежало социал-дарвинистское понимание жизни отдельного человека, нации и человечества". Или еще "Здесь нужно добавить, что перенося принцип естественного отбора биологических видов и особей, сформулированный Чарльзом Дарвином на область социальных взаимоотношений человека и на отношения наций, фашистские идеологи фактически оправдывали возможность порабощения «низших» народов со стороны «высших». Это послужило идеологической основой геноцида, развязанного гитлеровской Германией по отношению к целым расам…"

Таким образом, получается, Ч.Дарвин был таким же праотцом фашизма, как и Ницше. Следовательно, 100 миллионов уничтожили также и из-за Дарвина. Я думаю, что еще немало можно найти фамилий, которые так или иначе фашисты притянули в свою идеологию.

Таким образом, я всё это к тому, что не всё так четко и однозначно. Всё зависит от "смотрящего". В "Заратустре" я увидел совершенно иное, возвышенное, ничего общего с фашизмом не имеющее. Думаю, что это благодаря той позитивной волне, могущей идти через сложные философские произведения, которой меня научил Ошо. И благодаря своему внутреннему свету.

После более детального ознакомления с Ницше я не стал его сторонником, но не стал и апологетом его критики. Все сложно все неоднозначно. А если уж быть принципиальным, то тогда и "Капитал" К.Маркса надо выбросить лишь за то, что Сталин уничтожил 50 миллионов на основе марксизма-ленинизма…

А вообще, мой друг сегодня на форуме очень четко сформулировал, как вообще нужно относится к подобным и иным явлениям, лучше не скажешь - http://bp21.livejournal.com/80212.html?thread=2320980#t2320980 (кстати, как раз совпало с нашей дискуссией…)
val000
20 янв, 2011 19:36 (UTC)
Sorry!
Эффект Даннинга — Крюгера
Эффект Даннинга-Крюгера является примером когнитивного искажения, которое заключается в том, что «люди делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но их некомпетентность не позволяет осознать это». Из-за этого они отличаются пренебрежительностью к мнению других, считая свои способности выше рядовых. Это приводит к тому, что менее компетентные люди будут оценивать свои способности выше способностей тех, у кого они на самом деле высокие. Эффект также объясняет, почему настоящая осведомлённость в предмете может уменьшать уверенность компетентных лиц в своих силах. Это происходит из-за ложного представления об эквивалентном уровне осведомлённости окружающих.

bp21
20 янв, 2011 21:07 (UTC)
Re: Sorry or Thank You!
:)
val000
20 янв, 2011 21:09 (UTC)
Re: Sorry or Thank You!
Принцип Питера
Принцип Питера — положение, выдвинутое и обоснованное в одноимённой книге Лоуренсом Питером. Формулировка: «В иерархической системе любой работник поднимается до уровня своей некомпетентности». По мнению некоторых критиков, принцип Питера следует воспринимать как шутку, хотя самим Питером он изложен без какого-либо намёка на юмор, как вполне серьёзная теория.[1].

Принцип Питера — это частный случай общего наблюдения: любая хорошо работающая вещь или идея будет использоваться во все более сложных условиях, пока не станет причиной катастрофы. Как правило, появляется большой соблазн продолжать пользоваться уже проверенной идеей, технологией или вещью в изменившихся условиях, даже выходящих за допустимые рамки применения этой идеи, технологии или вещи.
bp21
20 янв, 2011 21:43 (UTC)
Re: Sorry or Thank You!
:)
О, этот принцип мне знаком.

PS/ Ты слишком драматизируешь ситуацию. :)
Я не сомневаюсь в твоей бОльшей компетентности по этому вопросу. Тем не менее, пока у меня будут хоть мелкие вопросы, я буду их выяснять и задавать, до полного выяснения. Не вижу в таком подходе ничего ненормального. Разве только могу по-человечески надоесть, но это уже вопрос терпения второй стороны :)

Кстати, забыл сказать, здесь, в Беловежской пуще, я столько насмотрелся разных сумасшедших за 25 лет, как простых, так и на высших должностях. Здесь их концентрируют. Они и управляют, и идеологию нацпарка проводят, и статьи и книги пишут. Как видишь, ничего, настоящий фашизм не организовали, так, жалкое подобие... Время уже не то :)
Может потому я к этому отношусь спокойнее, чем ты :)
Кстати, одного на днях ... http://bp21.org.by/ru/news/index.html (http://bp21.org.by/ru/news/0111.html)
val000
21 янв, 2011 12:21 (UTC)
Re: о сумасшедших - 2
Я с работы не могу писать русским шрифтом, поэтому отделываюсь цитатами. Ясно, что Ницше использовали недоумки, но они могут сделать это ещё раз. Он им доступен именно в таком идиотском понимании. Это прокол Ницше. Поэтому его нельзя пропагандировать. Он был психически болен не только перед смертью. Я читал записки его сестры. Есть ли они в Интернете, я не знаю.

Я практически потерял уверенность в том, что ты сможешь смотреть на вещи с точки зрения здравого смысла. Это какая-то общая болезнь, но она не лечится.

Edited at 2011-01-21 12:23 (UTC)
bp21
21 янв, 2011 13:06 (UTC)
Re: о сумасшедших - 2
/ Я практически потерял уверенность в том, что ты сможешь смотреть на вещи с точки зрения здравого смысла. /

:) Могу тебя обрадовать, ты ошибься!
Вот эта твоя фраза "Ясно, что Ницше использовали недоумки, но они могут сделать это ещё раз." является самым важным и непререкаемым аргументом во всей полемике. Это означает, что плох не Ницше, а те, кто его неправильно использует. А таковые еще не перевелись и всё может повториться. Вот когда переведутся, тогда можно будет и порассуждать над его неоднозначностью и метафоричностью, а заодно и порекламировать лучшие фрагменты. Принято! Аминь!

Маленькое пояснение. Я, правда, почти ничего не знал о нем и не читал его других произведений. Не знал даже о критике Христа. У меня была книга про Заратустру в списке экзотерич.литературы, дошла очередь до нее и она меня восхитила. Но я ее воспринял сугубо персонально. У меня даже и мысли не было о "стаде обезьян", как ты писал выше. Потому что я прекрасно знаю, что изменить можно не всех, а лишь отдельных, как бы выхвативши из толпы. Я так и воспринял это, как призыв к тем, кто способен вырваться из толпы и подняться, вознестись над своей обыденностью.
Скажу четсно, вот сейчас, познакомившись со всей картиной в целом, я бы не стал его помещать в ЖЖ. Но...
Во всем есть некий смысл. И сегодня я понял в чем он для меня. Года полтора назад я описывал тебе свой самый чудесный сон, ты еще сказал тогда, что это было прикосновение к иному измерению и у тебя тоже было подобное. Так вот, я помню, что начал продвижение по корридору с разными цветами и ощутил сбоку какой-то нереально черный цвет. От него появился страх чего-то демонического. Но я тут же взял себя в руки и сказал себе, что для меня это не опасно, я справлюсь, чтобы туда не отклониться, и двинулся дальше. Тут же проснулся.
Вот нечто походее случилось наяву с Ницше. Т.О., то был опыт как избежать демона наяву, пройти сквозь его лабиринты и ловушки и не попасться в его сети. И здесь мне это удалось сделать самому.
А тебе спасибо за "путеводитель" (твои комменты), который помог мне увидеть всю "местность" в целом и осознать всю картину в целом на глубинном уровне!
val000
21 янв, 2011 23:37 (UTC)
Re: о сумасшедших - 2
Иногда мне кажется, что ты держишь меня за идиота :)
bp21
22 янв, 2011 07:18 (UTC)
Re: о сумасшедших - 2
Это тебе кажется. :)
Ты один из моих Учителей! Я не шучу...

А мне чаще, чем иногда, кажется, что ты меня не понимаешь. Или я чего-то не понимаю в своем ощущении, что ты меня не понимаешь, и таким образом пытаюсь докопаться до понимания.
val000
21 янв, 2011 23:56 (UTC)
Re: о сумасшедших - 2
"Беда тому, кто убедит глупца!
Принявший истину на веру -
Ею слепнет.
Вероучитель гонит пред собой
Лишь стадо изнасилованных правдой:
Насилье истиной
Гнуснее всех убийств"
(М. Волошин)

Profile

bp21, Козулько, Беловежская пуща, бп
bp21
bp21_Георгий Козулько
Беловежская пуща - 21 век

Latest Month

Апрель 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Разработано LiveJournal.com