?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

(Продолжение, начало здесь (1) и здесь (2))

Зачем человеку нужно духовное знание? В предыдущем текстах речь шла о личном развитии для повышения осознанности и достижения устойчивого состояния счастья и о переходе от эгоистического образа жизни к альтруистическому.

В этом тексте речь пойдет о Человеке, который должен еще появиться. Я не случайно написал это слово с большой буквы. Тем самым я вложил в него иной, более глубокий смысл. Можно назвать его сверхчеловеком. В сравнении с ним современный человек (в своем подавляющем большинстве) является мостом, переходной формой от животного состояния к состоянию Божественному. Сверхчеловек - это совершенно иное, более совершенное состояние сознания, не свойственное большинству людей в современном обществе. В этом состоянии человек ощущает и воспринимает Духовный мир, в нем проявляются чувства абсолютной Любви и альтруизма, для него характерен уход от сознания индивидуалистического к сознанию коллективному.

Одним словом, сверхчеловек, или Человек будущего, это тот, кто обладает высоким Божественным сознанием и живет в гармонии с планетой Земля и всем Мирозданием. Такие люди всегда были в человеческой цивилизации, немало их и сегодня.

Переход к высшему уровню сознания осуществляется через личное духовное развитие, через "пробуждение" из того состояния, которое мы называем бодрствование. Как это делается? Всё начинается с чистого намерения и первого усилия над собой…

В тексте ниже – что говорит философ Фридрих Ницше в момент своего озарения о высшем уровне сознания человека .


3

Придя в ближайший город, лежавший за лесом, Заратустра нашёл там множество народа, собравшегося на базарной площади: ибо ему обещано было зрелище — плясун на канате. И Заратустра говорил так к народу:
     Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?
     Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека?
     Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором.
     Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас ещё осталось от червя, Некогда были вы обезьяной, и даже теперь ещё человек больше обезьяны, чем иная из обезьян.
     Даже мудрейший среди вас есть только разлад и помесь растения и призрака. Но разве я велю вам стать призраком или растением?
     Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке!
     Сверхчеловек — смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли!
     Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах! Они отравители, всё равно, знают ли они это или нет.
     Они презирают жизнь, эти умирающие и сами себя отравившие, от которых устала земля: пусть же исчезнут они!
     Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители. Теперь хулить землю — самое ужасное преступление, так же как чтить сущность непостижимого выше, чем смысл земли!
     Некогда смотрела душа на тело с презрением: и тогда не было ничего выше, чем это презрение, — она хотела видеть тело тощим, отвратительным и голодным. Так думала она бежать от тела и от земли.
     О, эта душа сама была ещё тощей, отвратительной и голодной; и жестокость была вожделением этой души!
     Но и теперь ещё, братья мои, скажите мне: что говорит ваше тело о вашей душе? Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собою?
     Поистине, человек — это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым.
     Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он — это море, где может потонуть ваше великое презрение.
     В чём то самое высокое, что можете вы пережить? Это — час великого презрения. Час, когда ваше счастье становится для вас отвратительным, так же как ваш разум и ваша добродетель.
     Час, когда вы говорите: «В чём моё счастье! Оно — бедность и грязь и жалкое довольство собою. Моё счастье должно бы было оправдывать само существование!»
     Час, когда вы говорите: «В чём мой разум! Добивается ли он знания, как лев своей пищи? Он — бедность и грязь и жалкое довольство собою!»
     Час, когда вы говорите: «В чём моя добродетель! Она ещё не заставила меня безумствовать. Как устал я от добра моего и от зла моего! Всё это бедность и грязь и жалкое довольство собою!»
     Час, когда вы говорите: «В чём моя справедливость! Я не вижу, чтобы был я пламенем и углём. А справедливый — это пламень и уголь!»
     Час, когда вы говорите: «В чём моя жалость! Разве жалость — не крест, к которому пригвождается каждый, кто любит людей? Но моя жалость не есть распятие».
     Говорили ли вы уже так? Восклицали ли вы уже так? Ах, если бы я уже слышал вас так восклицающими!
     Не ваш грех — ваше самодовольство вопиет к небу; ничтожество ваших грехов вопиет к небу!
     Но где же та молния, что лизнёт вас своим языком? Где то безумие, что надо бы привить вам?
     Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он — эта молния, он — это безумие! —
     Пока Заратустра так говорил, кто-то крикнул из толпы: «Мы слышали уже довольно о канатном плясуне; пусть нам покажут его!» И весь народ начал смеяться над Заратустрой. А канатный плясун, подумав, что эти слова относятся к нему, принялся за своё дело.

4

Заратустра же глядел на народ и удивлялся. Потом он так говорил:
     Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью.
     Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращённый назад, опасны страх и остановка.
     В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель.
     Я люблю тех, кто не умеет жить иначе, как чтобы погибнуть, ибо идут они по мосту.
     Я люблю великих ненавистников, ибо они великие почитатели и стрелы тоски по другому берегу.
     Я люблю тех, кто не ищет за звёздами основания, чтобы погибнуть и сделаться жертвою — а приносит себя в жертву земле, чтобы земля некогда стала землёю сверхчеловека.
     Я люблю того, кто живёт для познания и кто хочет познавать для того, чтобы когда-нибудь жил сверхчеловек. Ибо так хочет он своей гибели.
     Я люблю того, кто трудится и изобретает, чтобы построить жилище для сверхчеловека и приготовить к приходу его землю, животных и растения: ибо так хочет он своей гибели.
     Я люблю того, кто любит свою добродетель: ибо добродетель есть воля к гибели и стрела тоски.
     Я люблю того, кто не бережёт для себя ни капли духа, но хочет всецело быть духом своей добродетели: ибо так, подобно духу, проходит он по мосту.
     Я люблю того, кто из своей добродетели делает своё тяготение и свою напасть: ибо так хочет он ради своей добродетели ещё жить и не жить более.
     Я люблю того, кто не хочет иметь слишком много добродетелей. Одна добродетель есть больше добродетель, чем две, ибо она в большей мере есть тот узел, на котором держится напасть.
     Я люблю того, чья душа расточается, кто не хочет благодарности и не воздаёт её: ибо он постоянно дарит и не хочет беречь себя.
     Я люблю того, кто стыдится, когда игральная кость выпадает ему на счастье, и кто тогда спрашивает: неужели я игрок-обманщик? — ибо он хочет гибели.
     Я люблю того, кто бросает золотые слова впереди своих дел и исполняет всегда ещё больше, чем обещает: ибо он хочет своей гибели.
     Я люблю того, кто оправдывает людей будущего и искупляет людей прошлого: ибо он хочет гибели от людей настоящего.
     Я люблю того, кто карает своего Бога, так как он любит своего Бога: ибо он должен погибнуть от гнева своего Бога.
     Я люблю того, чья душа глубока даже в ранах и кто может погибнуть при малейшем испытании: так охотно идёт он по мосту.
     Я люблю того, чья душа переполнена, так что он забывает самого себя, и все вещи содержатся в нём: так становятся все вещи его гибелью.
     Я люблю того, кто свободен духом и свободен сердцем: так голова его есть только утроба сердца его, а сердце его влечёт его к гибели.
     Я люблю всех тех, кто являются тяжёлыми каплями, падающими одна за другой из тёмной тучи, нависшей над человеком: молния приближается, возвещают они и гибнут, как провозвестники.
     Смотрите, я провозвестник молнии и тяжёлая капля из тучи; но эта молния называется сверхчеловек.

5

Произнесши эти слова, Заратустра снова посмотрел на народ и умолк. «Вот стоят они, говорил он в сердце своём, — вот смеются они: они не понимают меня, мои речи не для этих ушей.
     Неужели нужно сперва разодрать им уши, чтобы научились они слушать глазами? Неужели надо греметь, как литавры и как проповедники покаяния? Или верят они только заикающемуся?
     У них есть нечто, чем гордятся они. Но как называют они то, что делает их гордыми? Они называют это культурою, она отличает их от козопасов.
     Поэтому не любят они слышать о себе слово «презрение». Буду же говорить я к их гордости.
     Буду же говорить я им о самом презренном существе, а это и есть последний человек».
     И так говорил Заратустра к народу:
     Настало время, чтобы человек поставил себе цель свою. Настало время, чтобы человек посадил росток высшей надежды своей.
     Его почва ещё достаточно богата для этого. Но эта почва будет когда-нибудь бедной и бесплодной, и ни одно высокое дерево не будет больше расти на ней.
     Горе! Приближается время, когда человек не пустит более стрелы тоски своей выше человека и тетива лука его разучится дрожать!
     Я говорю вам: нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду. Я говорю вам: в вас есть ещё хаос.
     Горе! Приближается время, когда человек не родит больше звезды. Горе! Приближается время самого презренного человека, который уже не может презирать самого себя.
     Смотрите! Я показываю вам последнего человека.
     «Что такое любовь? Что такое творение? Устремление? Что такое звезда?» — так вопрошает последний человек и моргает.
     Земля стала маленькой, и по ней прыгает последний человек, делающий всё маленьким. Его род неистребим, как земляная блоха; последний человек живёт дольше всех.
     «Счастье найдено нами», — говорят последние люди, и моргают.
     Они покинули страны, где было холодно жить: ибо им необходимо тепло. Также любят они соседа и жмутся к нему: ибо им необходимо тепло.
     Захворать или быть недоверчивым считается у них грехом: ибо ходят они осмотрительно. Одни безумцы ещё спотыкаются о камни или о людей!
     От времени до времени немного яду: это вызывает приятные сны. А в конце побольше яду, чтобы приятно умереть.
     Они ещё трудятся, ибо труд — развлечение. Но они заботятся, чтобы развлечение не утомляло их.
     Не будет более ни бедных, ни богатых: то и другое слишком хлопотно. И кто захотел бы ещё управлять? И кто повиноваться? То и другое слишком хлопотно.
     Нет пастуха, одно лишь стадо! Каждый желает равенства, все равны: кто чувствует иначе, тот добровольно идёт в сумасшедший дом.
     «Прежде весь мир был сумасшедший», — говорят самые умные из них, и моргают.
     Все умны и знают всё, что было; так что можно смеяться без конца. Они ещё ссорятся, но скоро мирятся — иначе это расстраивало бы желудок.
     У них есть своё удовольствьице для дня и свое удовольствьице для ночи; но здоровье — выше всего.
     «Счастье найдено нами», — говорят последние люди, и моргают.
     Здесь окончилась первая речь Заратустры, называемая также «Предисловием», ибо на этом месте его прервали крик и радость толпы. «Дай нам этого последнего человека, о Заратустра, — так восклицали они, — сделай нас похожими на этих последних людей! И мы подарим тебе сверхчеловека!» И все радовались и щёлкали языком. Но Заратустра стал печален и сказал в сердце своём:
     «Они не понимают меня: мои речи не для этих ушей.
     Очевидно, я слишком долго жил на горе, слишком часто слушал ручьи и деревья: теперь я говорю им, как козопасам.
     Непреклонна душа моя и светла, как горы в час дополуденный. Но они думают, что холоден я и что говорю я со смехом ужасные шутки.
     И вот они смотрят на меня и смеются, и, смеясь, они ещё ненавидят меня. Лёд в смехе их».

(Фрагмент из книги Фридрих Ницше "Так говорил Заратустра")


(Продолжение здесь)

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/79650.html)

Comments

spartak_gomel
13 янв, 2011 11:40 (UTC)
это хоть читать можно ))
/Сверхчеловек - это совершенно иной, новый уровень сознания, не свойственный современному обществу, но характерный для наиболее высоко развитых форм жизни./ Это для каких-таких павлинов-мавлинов(зачёркнуто) высоко развитых форм жизни?
Мы, я и Ницше, как Божественные создания по определению ( по образу и подобию ж) говорим устами…гм.. Заратустра : " Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах! Они отравители, всё равно, знают ли они это или нет." Ох, меня терзают смутные сомнения… в отношении отравителей)))). Кто они?)))). Кажется я одного знаю в лицо))))))))))))).
/ «В чём мой разум! Добивается ли он знания, как лев своей пищи? В чём моя добродетель! В чём моя справедливость! В чём моя жалость! Говорили ли вы уже так? Восклицали ли вы уже так? Ах, если бы я уже слышал вас так восклицающими!/ О чём это он. Не о нравственных ли категориях?)))
/ Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью./ Не может быть? Вот видишь, а ты не верил, Юра. Оказывается я прав))). Спасибо, брат Ницше.
И ниже о чём это он, как не о нравственности? О понятии и принятии её. Мне)), так кажется.
P.S. Юная Душа, ну Вы и умная тётка. Может Вы дядька?))) Тёток умных не бывает же))).
bp21
13 янв, 2011 12:11 (UTC)
Re: это хоть читать можно ))
1. Это метафора :) Догадайся сам :)

2. Да уж, "не важно что говорят, важно кто говорит" :))

3. Нет, не о нравственнсти. О запредельном...

4. Чему я не верил и где я не верил? Ссылку, плиз :)

5. И ниже, и выше - всё в итоге о запредельном...

PS/ Вот, одну фашисткой назвал, другую дядькой. То-то ты из-за своего юмора так долго жениться не мог :)))))))))))))
spartak_gomel
13 янв, 2011 12:35 (UTC)
Re: это хоть читать можно ))
Ты мою жену видел))). Вопросы остались кого я искал?))))))).
1. Рад что ты смеешься)).
2. Не писал я такого))
3. О нравственности. сверхчеловек - человек с ИНЫМИ, нежели животные, качествами. Какие же это качества? Ну... ну... ну вот видишь. ))))) Читай п.3 сначала.)))
4. На предыдущей странице это описал только что))).Где, не помню.
5. И ниже , и выше... . Какие же это оТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ качества? Читай п.3 сначала)).
6.Завлекаю ))), мне женщины нравятся, не сбивай наживку, сорвутся)))))).
elena_borisova
13 янв, 2011 12:52 (UTC)
Re: это хоть читать можно ))
Я уже попала!
А-а-а, женат, уже не интересно! )))
spartak_gomel
13 янв, 2011 14:50 (UTC)
Re: это хоть читать можно ))
Девушка. Вы ставите не реальные планы: чтобы и интересно и не женатый)))))))))))))))))))).
elena_borisova
13 янв, 2011 15:06 (UTC)
Re: это хоть читать можно ))
Я пошутила!!! Это был мой ответ на пункт №6. )))
(Анонимно)
13 янв, 2011 18:32 (UTC)
Re: это хоть читать можно ))
"не реальные планы: чтобы и интересно и не женатый))))))))))))))))))))."

Что же это Вы, Спартак, так обижаете все племя мужское неженатое? Вон здесь был давече Прохожий из Парижа, очень интересный мужчина, стихи пишет, Хемингуэя за чашкой кофе читает, собеседник интересный и похоже, что не женатый в данный момент. Или Джованни - тоже ни разу не похвастался, что салат из севильских апельсинов или хлеб по особому рецепту печет не только для себя. А как цитатами из Стругацких сыплет? Просто любо-дорого ))

Вот Вы, Спартак, сонеты хотя бы писать умеете? ))

Юн. Душа.
(Анонимно)
13 янв, 2011 19:45 (UTC)
Re: это хоть читать можно ))
Милая, три класса ЦПШ, какие ... ну эти...как их там? Кстати, а что эта? Съедобное?)))). Спартак.
Под луной залягу я
в травку серебристую,
не налюбуюсь я никак
на тетеньку плечистую.

Оно ? Нет?!!!!! Тогда не умею))))))))
(Анонимно)
13 янв, 2011 20:41 (UTC)
Re: это хоть читать можно ))
для плечистых тётенек эта частушка покатит, после танцев в сельском клубе )))

Дерзайте дальше и будет Вам счастье.

Юн.Душа.
(Анонимно)
14 янв, 2011 09:53 (UTC)
Re: это хоть читать можно ))
После такого сонета от Спартака сдаюсь, о Юная Душа, ... И твои руки не меня обнимут, твои глаза моих искать не станут.... С восторгом от диалога Прохожий, жаль, что уже не из Парижу...
(Анонимно)
14 янв, 2011 10:18 (UTC)
Оглянись, незнакомый Прохожий ))
Что такое Париж? Мираж! Как писал Веллер, "нет никакого Парижа и никогда не было" )) Кто знает, может Юная Душа каждое утро едет с Вами в лифте или в супермаркете в очереди в кассу за вами стоит - оглянитесь )))

А знаешь, все еще будет!
Южный ветер еще подует,
и весну еще наколдует,
и память перелистает,
и встретиться нас заставит...

Лучше уж и не скажешь - классика ))


С ув. Юная Душа.
Итальянец Givanni Gioppa - (Анонимно) - 14 янв, 2011 14:51 (UTC) - Развернуть
Re: Итальянец Givanni Gioppa - (Анонимно) - 14 янв, 2011 15:16 (UTC) - Развернуть
Итальянец Givanni Gioppa - (Анонимно) - 14 янв, 2011 19:32 (UTC) - Развернуть
Re: Итальянец Givanni Gioppa - (Анонимно) - 14 янв, 2011 21:45 (UTC) - Развернуть
Итальянец Givanni Gioppa - (Анонимно) - 14 янв, 2011 22:14 (UTC) - Развернуть
Re: Итальянец Givanni Gioppa - (Анонимно) - 15 янв, 2011 08:40 (UTC) - Развернуть
Итальянец Giovanni Gioppa - (Анонимно) - 15 янв, 2011 08:58 (UTC) - Развернуть
Re: Итальянец Giovanni Gioppa - (Анонимно) - 15 янв, 2011 09:40 (UTC) - Развернуть
Итальянец Giovanni Gioppa - (Анонимно) - 15 янв, 2011 16:54 (UTC) - Развернуть
Re: Итальянец Giovanni Gioppa - (Анонимно) - 15 янв, 2011 19:12 (UTC) - Развернуть
Итальянец Giovanni Gioppa - (Анонимно) - 15 янв, 2011 20:59 (UTC) - Развернуть
Re: Итальянец Giovanni Gioppa - (Анонимно) - 16 янв, 2011 09:26 (UTC) - Развернуть
Re: Итальянец Giovanni Gioppa - (Анонимно) - 16 янв, 2011 20:34 (UTC) - Развернуть
Re: Итальянец Giovanni Gioppa - (Анонимно) - 16 янв, 2011 20:36 (UTC) - Развернуть
Итальянец Giovanni Gioppa - (Анонимно) - 16 янв, 2011 21:39 (UTC) - Развернуть
Re: Итальянец Giovanni Gioppa - (Анонимно) - 17 янв, 2011 04:51 (UTC) - Развернуть
bp21
13 янв, 2011 13:00 (UTC)
Re: это хоть читать можно ))
2. Это я написал, как метафору

3. Хорошо. Ты употребляешь слово нравственность, я духовность. В моем понимании духовность более емкий и глубокий термин, в котором нравственность является лишь первым, скажем так, "слоем", поверхностным "слоем". именно отсюда у нас "я твоя не понимай" :)))

Поэтому я и различаю, что для современного человека характерна нравстенность, как сложное производное от его духовных и моральных аспектов, а для "сверхчеловека" характерно духовное, сердцевиной которого является ощущение Божественного, а всё остальное (нравственность, мораль) уже исходит из этого, как бы на поверхности.
Т.е. это не отличие человека от животного, а отличие человека от "сверхчеловека".

5. Читай пункт 3.
(Анонимно)
13 янв, 2011 12:28 (UTC)
Re: это хоть читать можно ))
На провокации и грубую лесть не поддаюсь )))) Можете считать меня теткой с авоськами, завернувшей сюда по дороге из гастронома. Не такая умная, конечно, как любимая Вами Валерия Ильинична, но зато очень скромная )))

С ув. ко всем дядькам, Юная Душа.
spartak_gomel
13 янв, 2011 12:37 (UTC)
Re: это хоть читать можно ))
"Не верю!" Станиславский ( инициалы в инете, не учёные мы, деревенские).
(Анонимно)
13 янв, 2011 12:52 (UTC)
Re: это хоть читать можно ))
Не верьте себе на здоровье. Булгаковских разоблачений с фотками и щупаньем здесь все равно не будет. Можете скооперироваться с Джованни, он тоже меня дядькой считает, правда в Вашем же обличье. Так что может быть Вы сейчас сами с собой и разговариваете )))

Юн.Душа.

P.S. я читала, что Станиславский никогда "не верю" не говорил, это легенда.

Profile

bp21, Козулько, Беловежская пуща, бп
bp21
bp21_Георгий Козулько
Беловежская пуща - 21 век

Latest Month

Апрель 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Разработано LiveJournal.com