?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Мне постоянно приходится сталкиваться с желанием людей иметь во главе себя, во главе страны жесткого правителя. Причем это идет как от простого, малограмотного народа, так нередко и от интеллигенции. "Сталина бы сюда, сразу порядок навел бы", - нередко говорит мой собеседник. И приводит весомые аргументы в пользу диктатуры, критикуя "хаос" и трудности демократии. Чаще всего аргументы к историческому опыту и разуму в этом случае бессильны…

Как итог глубинной психологии, народ, хлебнув "глотка" демократии и свободы в начале 90-х годов, затем дружно бросился избирать своим хозяином президентом лидера жесткого, авторитарного, с диктаторскими замашками. Так случилось и в Беларуси, и в других странах СНГ. Прошло почти 20 лет после распада СССР. Ситуация принципиально не поменялась. Выбор народа до сих пор не в пользу демократии. Большинство всё еще желает жить под "сталинской рукой", правда, в разных ее современных модификациях и вариациях.

Так что же лучше: демократия или абсолютная власть? Недавно прочитал замечательное интервью российского сценариста и кинорежиссёра Павла Лунгина, недавно снявшего фильм "Царь" (опубликовано в газете "Аргументы и факты в Украине"). В основе сценария фильма - противостояние царя Ивана Грозного и митрополита Филиппа. Ниже цитаты, которые мне показались наиболее ценными для темы, обозначенной в заголовке моего поста. Вот и рассуждайте, как лучше прийти к светлому будущему – через хаос свободы или через рабство абсолютной власти …




"Опыт нашей [прим.Г.К.] коррумпированной демократии вызвал у людей негативное отношение к демократическим институтам власти вообще. Но, на мой взгляд, коррумпированный абсолютизм - ещё больший ужас. Хотя бы потому, что при коррумпированном абсолютизме они не смогут даже высказывать своё мнение. Поэтому будут говорить, что всем довольны." …

"Иван Грозный первым показал, что власть в России должна быть грозной. И в каком-то смысле эта грозная власть развязывает руки всем остальным людям. Ты можешь воровать, лгать, делать всё что угодно, не задаваясь при этом вопросом о моральной стороне этих поступков! Потому что власть взяла на себя функцию твоей совести. У неё в руках палка, и она за тобой смотрит, таким образом освобождая тебя от контроля за своим собственным поведением. В результате имеем общество, в котором отсутствуют самоконтроль и какое бы то ни было самоограничение. Это проявляется даже в мелочах. Думаю, любой не раз наблюдал: вот перед светофором выстраивается очередь из машин. И обязательно найдётся тот, кто полезет в обход: по тротуару, по головам, сбивая зазевавшихся пешеходов, - только бы не стоять в очереди, не быть таким, как все. Но любая демократия начинается с того, что, если двадцать машин стоит в очереди, ты подъезжаешь и становишься двадцать первым. Это качество - абсолютную вседозволенность, желание пройти к цели по трупам, по головам - сформировала в русских людях власть, начало которой положил Грозный. Власть, которая не верит тем, кем управляет. Ведь Грозный не верил никому, даже самому близкому окружению. Он считал, что все - предатели. Все воры. А значит, и казнить в принципе можно любого. Таким же образом позже действовал Сталин, выдавая разнарядки на аресты и казни. Любого копни поглубже, а у него в голове - мысли крамольные.

И теперь, много веков спустя, мы имеем очень странный анархический народ, который не признаёт никакого внутреннего самоограничения и который при этом - достаточно лицемерно - всё время взывает к сильной руке и твёрдой власти. Делать всё противозаконно до тех пор, пока тебя не схватили за руку, - это и есть та реальность, в которой мы до сих пор бултыхаемся." …

"… люди должны объединяться не на ненависти к чужим, а на любви к стране и себе. И какое бы раздражение ни вызывала Америка, но я нигде больше не видел людей, так искренне влюблённых в свою страну". ….

"Саморегулирующееся общество без сильной абсолютистской власти и милицейского кулака, занесённого над ним, способно меняться в зависимости от обстоятельств. Видимо, чтобы выжить в новых условиях, Франция вдруг отбросила свой хвалёный французский эгоизм и активно занимается добрыми делами. А у нас я часто вспоминаю фразу, которую вычитал в рассказах у Варлама Шаламова. Он сформулировал в ней главный закон жизни в лагере: «Сдохни ты сегодня, а я - завтра». Вот в каком-то смысле мы никак не можем выйти из этой лагерной морали и по-прежнему желаем ближнему: сдохни сегодня, а я - завтра. У нас очень мало тех, кто говорит: давайте вместе проживём ещё хотя бы полдня. А без них нам не выжить."


(PS. Спасибо Игорю Масловскому (заместитель председателя Белорусской социал-демократической партии (Грамада), bsdp_brest) за наводку на статью.)

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/68947.html)

Comments

bp21
24 май, 2009 08:22 (UTC)
Re: А в огороде бузина...
Конечно, коррупция в нынешней России на пике своих возможностей за всю историю российского государства. Правда, нужно еще учитывать совокупное богатство (продукт), которым обладает (обладала) страна в сравнении с прошлыми временами. Оно также максимальное в сравнении с прошлым.
Абсолютизм – он всегда коррупционен. И при Сталине тоже. Хотя бы вспомнить систему спецраспределения / спецмагазинов. Вопрос лишь в масштабах, о чем Вы правильно заметили.

Profile

bp21, Козулько, Беловежская пуща, бп
bp21
bp21_Георгий Козулько
Беловежская пуща - 21 век

Latest Month

Апрель 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Разработано LiveJournal.com