bp21_Георгий Козулько (bp21) wrote,
bp21_Георгий Козулько
bp21

Categories:

Демократия вначале приводит к хаосу, а "жесткая рука" к рабству

Мне постоянно приходится сталкиваться с желанием людей иметь во главе себя, во главе страны жесткого правителя. Причем это идет как от простого, малограмотного народа, так нередко и от интеллигенции. "Сталина бы сюда, сразу порядок навел бы", - нередко говорит мой собеседник. И приводит весомые аргументы в пользу диктатуры, критикуя "хаос" и трудности демократии. Чаще всего аргументы к историческому опыту и разуму в этом случае бессильны…

Как итог глубинной психологии, народ, хлебнув "глотка" демократии и свободы в начале 90-х годов, затем дружно бросился избирать своим хозяином президентом лидера жесткого, авторитарного, с диктаторскими замашками. Так случилось и в Беларуси, и в других странах СНГ. Прошло почти 20 лет после распада СССР. Ситуация принципиально не поменялась. Выбор народа до сих пор не в пользу демократии. Большинство всё еще желает жить под "сталинской рукой", правда, в разных ее современных модификациях и вариациях.

Так что же лучше: демократия или абсолютная власть? Недавно прочитал замечательное интервью российского сценариста и кинорежиссёра Павла Лунгина, недавно снявшего фильм "Царь" (опубликовано в газете "Аргументы и факты в Украине"). В основе сценария фильма - противостояние царя Ивана Грозного и митрополита Филиппа. Ниже цитаты, которые мне показались наиболее ценными для темы, обозначенной в заголовке моего поста. Вот и рассуждайте, как лучше прийти к светлому будущему – через хаос свободы или через рабство абсолютной власти …




"Опыт нашей [прим.Г.К.] коррумпированной демократии вызвал у людей негативное отношение к демократическим институтам власти вообще. Но, на мой взгляд, коррумпированный абсолютизм - ещё больший ужас. Хотя бы потому, что при коррумпированном абсолютизме они не смогут даже высказывать своё мнение. Поэтому будут говорить, что всем довольны." …

"Иван Грозный первым показал, что власть в России должна быть грозной. И в каком-то смысле эта грозная власть развязывает руки всем остальным людям. Ты можешь воровать, лгать, делать всё что угодно, не задаваясь при этом вопросом о моральной стороне этих поступков! Потому что власть взяла на себя функцию твоей совести. У неё в руках палка, и она за тобой смотрит, таким образом освобождая тебя от контроля за своим собственным поведением. В результате имеем общество, в котором отсутствуют самоконтроль и какое бы то ни было самоограничение. Это проявляется даже в мелочах. Думаю, любой не раз наблюдал: вот перед светофором выстраивается очередь из машин. И обязательно найдётся тот, кто полезет в обход: по тротуару, по головам, сбивая зазевавшихся пешеходов, - только бы не стоять в очереди, не быть таким, как все. Но любая демократия начинается с того, что, если двадцать машин стоит в очереди, ты подъезжаешь и становишься двадцать первым. Это качество - абсолютную вседозволенность, желание пройти к цели по трупам, по головам - сформировала в русских людях власть, начало которой положил Грозный. Власть, которая не верит тем, кем управляет. Ведь Грозный не верил никому, даже самому близкому окружению. Он считал, что все - предатели. Все воры. А значит, и казнить в принципе можно любого. Таким же образом позже действовал Сталин, выдавая разнарядки на аресты и казни. Любого копни поглубже, а у него в голове - мысли крамольные.

И теперь, много веков спустя, мы имеем очень странный анархический народ, который не признаёт никакого внутреннего самоограничения и который при этом - достаточно лицемерно - всё время взывает к сильной руке и твёрдой власти. Делать всё противозаконно до тех пор, пока тебя не схватили за руку, - это и есть та реальность, в которой мы до сих пор бултыхаемся." …

"… люди должны объединяться не на ненависти к чужим, а на любви к стране и себе. И какое бы раздражение ни вызывала Америка, но я нигде больше не видел людей, так искренне влюблённых в свою страну". ….

"Саморегулирующееся общество без сильной абсолютистской власти и милицейского кулака, занесённого над ним, способно меняться в зависимости от обстоятельств. Видимо, чтобы выжить в новых условиях, Франция вдруг отбросила свой хвалёный французский эгоизм и активно занимается добрыми делами. А у нас я часто вспоминаю фразу, которую вычитал в рассказах у Варлама Шаламова. Он сформулировал в ней главный закон жизни в лагере: «Сдохни ты сегодня, а я - завтра». Вот в каком-то смысле мы никак не можем выйти из этой лагерной морали и по-прежнему желаем ближнему: сдохни сегодня, а я - завтра. У нас очень мало тех, кто говорит: давайте вместе проживём ещё хотя бы полдня. А без них нам не выжить."


(PS. Спасибо Игорю Масловскому (заместитель председателя Белорусской социал-демократической партии (Грамада), bsdp_brest) за наводку на статью.)

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/68947.html)

Tags: Демократия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 94 comments