?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Я всегда внимательно слежу за выступлениями в прессе белорусской писательницы в эмиграции Светланы Алексеевич, когда она приезжает в Беларусь. Мудрая женщина! Ее слова, мысли настолько глубоко проникают в суть вещей, сложных явления, действительности… Редкий дар. В своем Жжурнале я уже два раза помещал ее интервью – "Почему люди говорят ей то, чего не рассказывают другим" и "Прощение Александра Козулина - очень важный нравственный урок для общества".

Последнее интервью не самое лучшее. Однако уже ради одной цитаты его стоит поместить - "А вижу я, как к мусорке подходят немцы и начинают строить государство. Просто тем, что они выбрасывают свой мусор в пять разных, специально предназначенных для стекла, бумаги, пластика и еще чего-нибудь контейнеров. Они не бросают все в один бак, потому что не считают, что это чьи-то — не их — проблемы. Так же и на работе: если кто-то будет ущемлять их права, они самоорганизуются, чтобы их отстоять."

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


Светлана Алексиевич: «Мы всё еще очень советские...»

Светлана АЛЕКСИЕВИЧ прилетела в Минск по приглашению издательства "Время", которое презентовало на выставке-ярмарке "Книги Беларуси—2009" первые четыре тома собрания сочинений знаменитой писательницы.

— В связи с вашим приездом на книжную выставку некоторые стали говорить: уж не началась ли в белорусской литературе либерализация? Как по-вашему, — началась?

— Кризис — лучший поборник либерализации, лучшая оппозиция. Если бы не он, меня бы, конечно, здесь не было бы. Однако это вовсе не из-за того, что власть прониклась моими мыслями. Такое поведение — единственное спасение этой власти. Потому было принято решение часть ответственности переложить на общество. Только не думайте, что эта своеобразная свобода нам просто так подарена — нам всегда могут сказать: "Мы вам дали, так сами и отвечайте!"

— По вашей логике, кризис — это хорошо...

— Он возвращает нас на землю и заставляет понять, что тот планировавшийся якобы праздник, который нам обещали, не состоялся. И придется выполнять адскую работу — быть человеком в сложных условиях.

— В ваш новый четырехтомник включены книги "У войны не женское лицо", "Последние свидетели", "Цинковые мальчики" и "Чернобыльская молитва". Какие книги ждут своей очереди?

— Сейчас я пишу книгу "Жизнь second-hand (Конец красного человека)" — о той жизни, которую мы прожили за последние 20 лет. Туда будут включены "хоры" того, о чем говорили на кухнях в это время, истории самоубийств, и завершат книгу 10 историй без интерьера. Потому что сегодня непонятно, в каком интерьере мы живем, существует ли национальная идея. Мы носим другую одежду, ездим на других машинах, но не надо заблуждаться — мы все еще очень советские. И мы живем в том времени, которое не совпадает с реальным.

— Вы говорили еще о двух книгах — о любви и смерти...

— Книга о любви соберет по 50 мужских и женских историй о любви. А седьмая книга будет о старости, уходе, смерти. Когда вырождаются огромные идеи, человеческая жизнь начинает вертеться вокруг только двух вещей — любви и смерти.

— А что вы думаете про другие изменения в культурном пространстве Беларуси — например, про уход Елизарьева из Театра оперы и балета?

— Когда говорят о Беларуси, то обязательно упоминают о Елизарьеве. Это ведь единственный наш хореограф мирового уровня. И тут я приезжаю, и мне заявляют, что "эпоха Елизарьева прошла". Его уволили из-за того, что он потребовал поставить на должность худрука Театра балета человека искусства, а не какого-нибудь чиновника из Бобруйска, который просто с кем-то там учился... Я была потрясена! Людей, которые представляют нашу страну в мире, раз два и обчелся, и тут такое... Неужели мы как нация так отстаем?

— Почему же отстаем?

— Потому что у нас "уходят" больших людей, реформируют образование, чтобы наладить выпуск сантехников, у нас закрывают белорусский лицей — и мы молчим! Вот если бы я была президентом, то образование и искусство поставила бы на первое место.

— Значит ли это, что вы как человек, не просто поездивший, но много лет живущий в Европе, не можете поставить Беларуси отметку "удовлетворительно"?

— Мы жаждем новой и лучшей жизни, но постоянно хотим передоверить ее устройство кому-то другому — хорошему президенту, хорошему оппозиционеру, хорошему пастырю. Мы почему-то не понимаем, что жизнь будет меняться только вместе с нами, мы будем новыми — будет новой и жизнь... Показательный в этом смысле пример немцев. Я сейчас живу в Берлине. И что я вижу каждое утро из своего окна? А вижу я, как к мусорке подходят немцы и начинают строить государство. Просто тем, что они выбрасывают свой мусор в пять разных, специально предназначенных для стекла, бумаги, пластика и еще чего-нибудь контейнеров. Они не бросают все в один бак, потому что не считают, что это чьи-то — не их — проблемы. Так же и на работе: если кто-то будет ущемлять их права, они самоорганизуются, чтобы их отстоять.

Ольга ПРУДНИКОВА

Опубликовано в газете "Народная воля", №25-26 (http://nv-online.info/index.php?c=ar&i=13130)
17.02.2009 г.

Comments

bp21
24 фев, 2009 11:22 (UTC)
Re: Артист лопаты
В общем и целом, да, согласен. Но, на мой взгляд, есть искючения, как здесь. Данную ситуацию я понимаю несколько по-иному. В случае, когда говорит человек уровня, когда он претендует или является моральным символом страны, нравственным лидером нации, то тогда, обращаясь к этой нации, ко всем людям, для вежливости он может употрелять такую фразу ("мы"), как бы показывая своё единение с нацией, людьми. Светлана Алексеевич, мне кажется, претендует, точнее говоря ощущает себя таким лидером, в определенном смысле мессией белорусскому народу, а потому так и выражается.
(Анонимно)
24 фев, 2009 12:16 (UTC)
Артист лопаты
А вот это совершенно лишнее. Вспомните историю. Все эти люди (подчёркиваю-люди), претендовавшие на роли мессий самого разнообразного толка, не имели на это никакого права. Те же, кто мог бы претендовать на эту довольно странную роль, никогда таких попыток не делали. И это правильно.
bp21
24 фев, 2009 12:40 (UTC)
Re: Артист лопаты
Кстати, очень интересная тема. С удовольствием подискутирую, если Вы не против.
Но вначале хотел бы выяснить:
1. Почему Вы считаете, что не имели такого права? И кто в таком случае наделяет, дает такое право?

2. И почему вы считаете эту роль странной?
(Анонимно)
24 фев, 2009 13:58 (UTC)
Артист лопаты
1. Да потому что они привели свою паству к краху, если мы, конечно, имеем в виду одних и тех же "мессий"
2. По этой же причине
bp21
24 фев, 2009 14:10 (UTC)
Re: Артист лопаты
Ох, всё это так сложно и неоднозначно, чтобы вот так категорично говорить, да еще и всех обощать.
Разные люди, условия, ситуации, возможности, невозможности. А Иисус (его можно считать мессией?), например, что, у него всё так прекрасно получилось?
(Анонимно)
24 фев, 2009 20:49 (UTC)
Артист лопаты
Я специально подчеркнул: людей. Людей, считающих себя мессиями или же людей, на которых это бремя повесили при их несопротивлении. О том, удалась ли миссия Иисуса и в чём она вообще заключалась, ведутся уже почти две тысячи лет, не думаю, что здесь мы найдём ответ на этот вопрос. Лично у меня по этому поводу нет однозначного мнения. И когда я говорю, что все мы ЛЮДИ, со своими закидонами, то есть твари (в смысле — творения) несовершенные, разве это обобщение?
bp21
25 фев, 2009 07:04 (UTC)
Re: Артист лопаты
Конечно обобщение. Гляньте значение слова в словарях (переход от частного случая к общему, в результате исключения видового признака получается понятие более широкого объема).
Если дискутировать дальше эту тему, то, на мой взгляд, основная трудность, с которой мы сталкиваемся, это само понятие "мессия". Этот термин обще признанно применяется в иудаизме и христианстве как ниспосланный Богом на землю Спаситель. Т.е. употребляется в очень узком контексте. И в этом смысле тут дискутировать нечего. 2000 лет тому назад была мессия Иисуса, верующие всё ждут второй приход. И больше сказать, дискутировать нечего.
Если применить второе слово "миссия" - основная общая цель или задача организации и человека при планировании его деятельности, то здесь теряется такая важная и существенная деталь как величие задачи.

И получается, что в русском языке нет подходящего слова для того, чтобы точно выразить выдающуюся общественную роль выдающихся личностей, когда эта роль ниже, чем у Иисуса, но много выше, чем у среднестатистического гражданина, например, роль национального или регионального масштаба.
Если же расширить толкование слова "мессия", применяя его и для таких случаев, но при этом понимая, что есть Мессия "космического" масштаба, а есть мессия, как бы это сказать правильно, более мелкого масштаба в пространстве и времени, тогда всё очень даже становится на свои места. И если это хорошо понимает все, и сама выдающаяся личность, и общество, то никаких проблем не возникает. Вот что я имел ввиду, употребляя слово "мессия" в отношении Светланы АлексеЕвич.
(Анонимно)
25 фев, 2009 07:35 (UTC)
Артист лопаты
Между понятиями "миссия" и "мессия" нет ничего общего. У мессии может быть миссия, почему нет? А кроме "мессии" в русском языке есть множество родственных (хотя и нетождественных) понятий — пророк, "лидер нации", "духовный лидер", "отец народов" и т. д. У меня все эти титулы всегда вызывали сильнейшие подозрения практически всегда оказывавшиеся небеспочвенными. Единственное яркое исключение — Мухаммад.
P.S. Вы в третий раз пишете фамилию Светланы с ошибкой.
bp21
25 фев, 2009 07:58 (UTC)
Re: Артист лопаты
вызывали сильнейшие подозрения...
Вы имеете ввиду то, что тот или иной человек всегда безосновательно завышал свою миссию, что выражалось в его зашкаливающем Эго?
К С.Алексиевич это не относится. У нее, насколько я могу судить на сегодня, с этим всё в порядке.
PS. Спасибо, я был недостаточно внимателен, издержки скорости мышления :(
(Анонимно)
25 фев, 2009 08:48 (UTC)
Артист лопаты
У неё-то может и в порядке, не знаю, хотя замашки есть. Есть-есть, не спорьте. Другое дело, что некоторым непременно нужно кого-то вздеть в качестве стяга, какого-нибудь "символа движения". Прекрасно помню, как Макаревич бился за право не считаться "иконой движения протеста".
Re: Артист лопаты - bp21 - 25 фев, 2009 08:59 (UTC) - Развернуть
Артист лопаты - (Анонимно) - 25 фев, 2009 09:54 (UTC) - Развернуть
Re: Артист лопаты - bp21 - 25 фев, 2009 10:19 (UTC) - Развернуть
Артист лопаты - (Анонимно) - 25 фев, 2009 10:40 (UTC) - Развернуть
Re: Артист лопаты - bp21 - 25 фев, 2009 10:57 (UTC) - Развернуть
Артист лопаты - (Анонимно) - 25 фев, 2009 12:28 (UTC) - Развернуть
Re: Артист лопаты - bp21 - 25 фев, 2009 12:35 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
25 фев, 2009 12:35 (UTC)
Re: Артист лопаты
Она АлексИевич
bp21
25 фев, 2009 13:00 (UTC)
Re: Артист лопаты
Да, спасибо, меня уже поправили. Был недостаточно внимателен. Хотя и сайт ее давно переписал, и книги читал, и много лет в прессе интервью читаю, и у себя на ЖЖ выкладывал.
Издержки скорости мышления... :(
bp21
24 фев, 2009 14:12 (UTC)
Re: Артист лопаты
Я хотел бы еще получить ответ на уже заданный вопрос кто в таком случае наделяет, дает такое право мессии?
(Анонимно)
24 фев, 2009 20:53 (UTC)
Артист лопаты
Конечно никто. Как настоящая вера или настоящая любовь не нуждаются в доказательствах и обоснованиях, так и для настоящего мессии признание его права быть таковым ничего не значит.
bp21
25 фев, 2009 07:05 (UTC)
Re: Артист лопаты
Замечательно, пусть будет так. Тогда далее дискуссия в предыдущей, верхней ветке.