?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Я всегда внимательно слежу за выступлениями в прессе белорусской писательницы в эмиграции Светланы Алексеевич, когда она приезжает в Беларусь. Мудрая женщина! Ее слова, мысли настолько глубоко проникают в суть вещей, сложных явления, действительности… Редкий дар. В своем Жжурнале я уже два раза помещал ее интервью – "Почему люди говорят ей то, чего не рассказывают другим" и "Прощение Александра Козулина - очень важный нравственный урок для общества".

Последнее интервью не самое лучшее. Однако уже ради одной цитаты его стоит поместить - "А вижу я, как к мусорке подходят немцы и начинают строить государство. Просто тем, что они выбрасывают свой мусор в пять разных, специально предназначенных для стекла, бумаги, пластика и еще чего-нибудь контейнеров. Они не бросают все в один бак, потому что не считают, что это чьи-то — не их — проблемы. Так же и на работе: если кто-то будет ущемлять их права, они самоорганизуются, чтобы их отстоять."

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


Светлана Алексиевич: «Мы всё еще очень советские...»

Светлана АЛЕКСИЕВИЧ прилетела в Минск по приглашению издательства "Время", которое презентовало на выставке-ярмарке "Книги Беларуси—2009" первые четыре тома собрания сочинений знаменитой писательницы.

— В связи с вашим приездом на книжную выставку некоторые стали говорить: уж не началась ли в белорусской литературе либерализация? Как по-вашему, — началась?

— Кризис — лучший поборник либерализации, лучшая оппозиция. Если бы не он, меня бы, конечно, здесь не было бы. Однако это вовсе не из-за того, что власть прониклась моими мыслями. Такое поведение — единственное спасение этой власти. Потому было принято решение часть ответственности переложить на общество. Только не думайте, что эта своеобразная свобода нам просто так подарена — нам всегда могут сказать: "Мы вам дали, так сами и отвечайте!"

— По вашей логике, кризис — это хорошо...

— Он возвращает нас на землю и заставляет понять, что тот планировавшийся якобы праздник, который нам обещали, не состоялся. И придется выполнять адскую работу — быть человеком в сложных условиях.

— В ваш новый четырехтомник включены книги "У войны не женское лицо", "Последние свидетели", "Цинковые мальчики" и "Чернобыльская молитва". Какие книги ждут своей очереди?

— Сейчас я пишу книгу "Жизнь second-hand (Конец красного человека)" — о той жизни, которую мы прожили за последние 20 лет. Туда будут включены "хоры" того, о чем говорили на кухнях в это время, истории самоубийств, и завершат книгу 10 историй без интерьера. Потому что сегодня непонятно, в каком интерьере мы живем, существует ли национальная идея. Мы носим другую одежду, ездим на других машинах, но не надо заблуждаться — мы все еще очень советские. И мы живем в том времени, которое не совпадает с реальным.

— Вы говорили еще о двух книгах — о любви и смерти...

— Книга о любви соберет по 50 мужских и женских историй о любви. А седьмая книга будет о старости, уходе, смерти. Когда вырождаются огромные идеи, человеческая жизнь начинает вертеться вокруг только двух вещей — любви и смерти.

— А что вы думаете про другие изменения в культурном пространстве Беларуси — например, про уход Елизарьева из Театра оперы и балета?

— Когда говорят о Беларуси, то обязательно упоминают о Елизарьеве. Это ведь единственный наш хореограф мирового уровня. И тут я приезжаю, и мне заявляют, что "эпоха Елизарьева прошла". Его уволили из-за того, что он потребовал поставить на должность худрука Театра балета человека искусства, а не какого-нибудь чиновника из Бобруйска, который просто с кем-то там учился... Я была потрясена! Людей, которые представляют нашу страну в мире, раз два и обчелся, и тут такое... Неужели мы как нация так отстаем?

— Почему же отстаем?

— Потому что у нас "уходят" больших людей, реформируют образование, чтобы наладить выпуск сантехников, у нас закрывают белорусский лицей — и мы молчим! Вот если бы я была президентом, то образование и искусство поставила бы на первое место.

— Значит ли это, что вы как человек, не просто поездивший, но много лет живущий в Европе, не можете поставить Беларуси отметку "удовлетворительно"?

— Мы жаждем новой и лучшей жизни, но постоянно хотим передоверить ее устройство кому-то другому — хорошему президенту, хорошему оппозиционеру, хорошему пастырю. Мы почему-то не понимаем, что жизнь будет меняться только вместе с нами, мы будем новыми — будет новой и жизнь... Показательный в этом смысле пример немцев. Я сейчас живу в Берлине. И что я вижу каждое утро из своего окна? А вижу я, как к мусорке подходят немцы и начинают строить государство. Просто тем, что они выбрасывают свой мусор в пять разных, специально предназначенных для стекла, бумаги, пластика и еще чего-нибудь контейнеров. Они не бросают все в один бак, потому что не считают, что это чьи-то — не их — проблемы. Так же и на работе: если кто-то будет ущемлять их права, они самоорганизуются, чтобы их отстоять.

Ольга ПРУДНИКОВА

Опубликовано в газете "Народная воля", №25-26 (http://nv-online.info/index.php?c=ar&i=13130)
17.02.2009 г.

Comments

( 80 комментариев — Оставить комментарий )
z_dyht
20 фев, 2009 13:06 (UTC)
Пра Елізар'ева - слушна...
А вось цікава, ці ў нас наладжана дзе ў Беларусі паасобная (раздельная) перапрацоўка ўтылю?
bp21
20 фев, 2009 13:56 (UTC)
Так. Патроху спрабуюць наладжваць у гарадах. Шклянкi, тару, напрыклад. Але ж, я ведаю, што не надта атрымлiваецца. I не толькi таму, што насельнiцтва яшчэ не досыць культурнае у гэтым сэнсе. Ёсць i клопаты, каб адпаведныя службы своечасова забiралi такiя кантэйнеры.
(Анонимно)
21 фев, 2009 21:38 (UTC)
Таки контейнеры в городах ставят не "адпаведныя службы", а фирма, которая "заинтересовна" в каждом из видов мусора.
my_silencio
20 фев, 2009 18:08 (UTC)
Постите-постите ее интервью - их я нахожу только на Вашем блоге. Ну а для меня золотые слова те, что мы все совки и пока не убьем в себе совка ничего не изменится.
bp21
22 фев, 2009 15:12 (UTC)
Золотые слова... Это Вы не шутите?
Спрашиваю, потому что многие обижаются на такое
my_silencio
23 фев, 2009 06:45 (UTC)
тут не на что обижаться. Я давно придерживаюсь этого мнения - стадо не может жить без руководства, без поводыря. А родились мы все в стаде, поэтому совок в каждом из нас.
(без темы) - bp21 - 24 фев, 2009 10:44 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
21 фев, 2009 14:45 (UTC)
Артист лопаты
Я очень уважаю (без дураков) творчество Светланы Алексиевич (а на какой слог, кстати, правильно ставить ударение?). Несомненно у неё есть Искра Божья. Но рассуждения об обществе, извините...Чистый идеализм. Чудесно, что она не президент. Образование и искусство на первое место...А промышленность, сельское хозяйство и здравоохранение, значит, по остаточному принципу. Сортировка мусора в Германии — пример сильный, но неудачный. Немцы это делают вовсе не потому, что они патриоты, а потому, что в ином случае их ждут огромные (а по белорусским меркам — непомерные) штрафы. Да и сортировка эта не во всех даже крупных городах. Будет ли это работать в Беларуси, даже если все граждане будут сортировать свой мусор? Сомневаюсь, но надо считать. Не забывайте, что в Германии уровень потребления в несколько раз выше. Более чем вероятен вариант, что затраты на организацию и утилизацию заранее рассортированного мусора просто не окупятся. С уходом Елизарьева, насколько я понял, вопрос ещё не решён, да и не всё там так просто. В подобного рода конфликтах крайне редко бывает стопроцентно виновата одна сторона.
bp21
22 фев, 2009 15:20 (UTC)
Re: Артист лопаты
Ідеализм? Возможно. На мой взгляд, главное в этом - она задает планку, стандарт, на который равняться. Ну, а в жизни, конечно, такого не будет. Но планка нужна, ведь реальность всегда ниже планки. Иначе, чем ниже планка, тем ниже реальность.

А уровень сознания в Германии действительно выше, и не сомневаюсь, что только штрафы тому причина.

Виноваты две стороны... Как это в басне про волка и ягненка, не помню точно дословно, "уж виноват ты в том, что кушать хочется мне".
Re: Артист лопаты - (Анонимно) - 22 фев, 2009 17:15 (UTC) - Развернуть
Артист лопаты - (Анонимно) - 23 фев, 2009 07:46 (UTC) - Развернуть
Re: Артист лопаты - bp21 - 24 фев, 2009 10:44 (UTC) - Развернуть
Re: Артист лопаты - bp21 - 24 фев, 2009 10:43 (UTC) - Развернуть
Артист лопаты - (Анонимно) - 22 фев, 2009 20:05 (UTC) - Развернуть
Re: Артист лопаты - (Анонимно) - 23 фев, 2009 05:51 (UTC) - Развернуть
Re: Артист лопаты - bp21 - 24 фев, 2009 10:44 (UTC) - Развернуть
Артист лопаты - (Анонимно) - 24 фев, 2009 11:03 (UTC) - Развернуть
Re: Артист лопаты - bp21 - 24 фев, 2009 11:22 (UTC) - Развернуть
Артист лопаты - (Анонимно) - 24 фев, 2009 12:16 (UTC) - Развернуть
Re: Артист лопаты - bp21 - 24 фев, 2009 12:40 (UTC) - Развернуть
Артист лопаты - (Анонимно) - 24 фев, 2009 13:58 (UTC) - Развернуть
Re: Артист лопаты - bp21 - 24 фев, 2009 14:10 (UTC) - Развернуть
Артист лопаты - (Анонимно) - 24 фев, 2009 20:49 (UTC) - Развернуть
Re: Артист лопаты - bp21 - 25 фев, 2009 07:04 (UTC) - Развернуть
Артист лопаты - (Анонимно) - 25 фев, 2009 07:35 (UTC) - Развернуть
Re: Артист лопаты - bp21 - 25 фев, 2009 07:58 (UTC) - Развернуть
Артист лопаты - (Анонимно) - 25 фев, 2009 08:48 (UTC) - Развернуть
Re: Артист лопаты - bp21 - 25 фев, 2009 08:59 (UTC) - Развернуть
Артист лопаты - (Анонимно) - 25 фев, 2009 09:54 (UTC) - Развернуть
Re: Артист лопаты - bp21 - 25 фев, 2009 10:19 (UTC) - Развернуть
Артист лопаты - (Анонимно) - 25 фев, 2009 10:40 (UTC) - Развернуть
Re: Артист лопаты - bp21 - 25 фев, 2009 10:57 (UTC) - Развернуть
Артист лопаты - (Анонимно) - 25 фев, 2009 12:28 (UTC) - Развернуть
Re: Артист лопаты - bp21 - 25 фев, 2009 12:35 (UTC) - Развернуть
Re: Артист лопаты - (Анонимно) - 25 фев, 2009 12:35 (UTC) - Развернуть
Re: Артист лопаты - bp21 - 25 фев, 2009 13:00 (UTC) - Развернуть
Re: Артист лопаты - bp21 - 24 фев, 2009 14:12 (UTC) - Развернуть
Артист лопаты - (Анонимно) - 24 фев, 2009 20:53 (UTC) - Развернуть
Re: Артист лопаты - bp21 - 25 фев, 2009 07:05 (UTC) - Развернуть
my_silencio
23 фев, 2009 06:58 (UTC)
Re: Артист лопаты
Тут я с вами не соглашусь, начинать надо не с промышленности и с/х, а с культуры во всех ее проявлениях. Пока не произойдет культурный сдвиг - не будет ничего положительного. Это доказано 90-ми. Культурологи могут популярней обьяснить.

Насчет идеи со штрафами по-моему тоже не совсем верно, можно уже и о тюрьме говорить тогда - бросишь окурок - могут в тюрьму забрать (если не заплатишь штраф и т.д.). Превосходство цивилизованного общества в Законе и Праве, а не в штрафах и запретах (уж тут мы фору любому дадим), а Закон как известно устанавливает нормы поведения в обществе...

Ну а насчет мусора Вы правы - это не главная проблема Беларуси.
Артист лопаты - (Анонимно) - 23 фев, 2009 07:50 (UTC) - Развернуть
Артист лопаты - (Анонимно) - 24 фев, 2009 07:39 (UTC) - Развернуть
Артист лопаты - (Анонимно) - 24 фев, 2009 20:43 (UTC) - Развернуть
Re: Артист лопаты - (Анонимно) - 25 фев, 2009 20:28 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
24 фев, 2009 11:09 (UTC)
Re: Артист лопаты
Прошлой осенью мне довелось побывать в одной из сельских школ Гайнувского повета (Польша) на семинаре по сохранению местных культурных традиций. Во дворе школы стояли яркие контейнеры (сразу привлекают внимание) для разного рода мусора. То есть, начиная с маленького возраста, детям начинают объяснять, для чего нужно разделять мусор. И это закрепляется у детей, а затем, вырастая, и у взрослых. Так что дело не только в штрафах, если такие существуют, но еще и в образовании и в культуре поведения. Вы где-нибудь такое видели в белорусских сельских школах или в городских?
Татьяна
Re: Артист лопаты - (Анонимно) - 24 фев, 2009 12:20 (UTC) - Развернуть
Артист лопаты - (Анонимно) - 24 фев, 2009 20:35 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
24 фев, 2009 21:30 (UTC)
Пишет Александр
Вот типичное проявление насилия власти по отношению к своим гражданам:
http://www.vb.by/article.php?topic=3&article=4391
Статья в местной газете набрала за сутки нормальный рейтинг, но администрация газеты тихо задвинула ее подальше.
И почитайте еще комментарии здесь
http://www.vb.by/article.php?topic=34&article=4315, часть из них удалена , хотя и не нарушала регламента дискуссий. Наша власть игнорирует пожелания жителей.
bp21
25 фев, 2009 07:08 (UTC)
Понятно, поддержим. Хотя эффект будет мизерный, так как время с момента публикации ушло, они задвинуты и сейчас их посещают те, кто и так в теме. :(
(Анонимно)
25 фев, 2009 20:18 (UTC)
Александр
Статью про планируемую застройку поставили таки в список рейтинга статей, и ее стали больше читать.
(без темы) - bp21 - 25 фев, 2009 20:20 (UTC) - Развернуть
chepurga
10 мар, 2009 19:33 (UTC)
Вот ссука, из-за таких ссученых интеллигентов и развалился СССр, и Беларусь теперь под угрозой. Простите, если резко.
bp21
10 мар, 2009 19:52 (UTC)
Вы, наверное, и сами не поняли того, что сказали...
(без темы) - chepurga - 10 мар, 2009 20:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 10 мар, 2009 20:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - chepurga - 10 мар, 2009 20:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 10 мар, 2009 20:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - chepurga - 10 мар, 2009 20:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 10 мар, 2009 21:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - chepurga - 10 мар, 2009 21:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 10 мар, 2009 21:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - chepurga - 10 мар, 2009 21:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - chepurga - 10 мар, 2009 20:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 10 мар, 2009 20:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - chepurga - 10 мар, 2009 20:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 10 мар, 2009 21:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - chepurga - 10 мар, 2009 21:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 10 мар, 2009 21:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 11 мар, 2009 11:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 11 мар, 2009 11:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - chepurga - 10 мар, 2009 21:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 10 мар, 2009 21:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - chepurga - 10 мар, 2009 21:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 11 мар, 2009 07:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 11 мар, 2009 10:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 11 мар, 2009 11:09 (UTC) - Развернуть
( 80 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

bp21, Козулько, Беловежская пуща, бп
bp21
bp21_Георгий Козулько
Беловежская пуща - 21 век

Latest Month

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com