?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Я считаю себя человеком, кое-что понимающим и немного разбирающимся в политике. Впрочем, в нашем обществе трудно найти человека, даже среди совсем неразбирающихся, который думал бы иначе. Мужчины все "разбираются". Откровенно говорящих, что не разбираются, можно встретить только среди женской половины, да и то лишь среди ограниченной ее части - городских дамочек-музыкантов, деревенских уравновешенных мало грамотных домохозяек, да девушек-подростков. :)

Так вот, у меня такое впечатление, что все кругом разбираются и лишь у меня какое-то непонимание. Что у всех головы такие чистые и ясные и только у меня одного "туман". По крайней мере, что касается политики и будущего Беларуси. В таком случае объясните мне, пожалуйста, как же так получается? На протяжении уже 13 лет я со всех сторон только и слышу, что вот-вот, еще немножко, случится тяжелейший кризис, обвал и вся белорусская пирамида власти вместе с ее верховно-возглавляющим в одночасье рухнет. Особенно в этом преуспели разного сорта аналитики и псевдо-аналитики. Вот и недавно была опубликована статья Павла Шеремета, на мой взгляд хорошая с точки зрения общественно-психологического анализа случившейся в Беларуси резкой, одномоментной, новогодней девальвации денег в связи с международным финансовым кризисом (почему и помещаю ее ниже). Это событие наглядно развеяло миф белорусских властей о некой супер-белорусской устойчивости, типа непоколебимого изолированного острова среди бушующего мирового океана всеобщей неустойчивости. В связи с этим П.Шеремет также в очередной раз дает прогноз, что вот еще немножко и все. Если не рухнет, то начнется…

Однако, 13 лет уже прошло, а система не только не рушится, но и показывает прямо таки чудеса устойчивости и изворотливости. Ну и что, что она не рыночная и авторитарная. В Северной Корее или на Кубе политсистема еще покруче. Тем не менее, ничего не рушится и даже не показывает особых признаков к этому. Это особенно ясно стало, когда не оправдались ожидания с демократизацией Кубы после фактического ухода Фиделя Кастро. Так и в Беларуси. Ну и что, что ее экономика неповоротливая. Зато находится между двумя политконкурентами (Россия и Европа) и умело дурит обоих, пугая уходом то к одному конкуренту, то к другому, тем самым получая льготы и дивиденды то с одной стороны, то с другой. И я не вижу конца этой игре-дурилке в ближайшей перспективе.

А то, что народу жить становится всё труднее и труднее… Так это как сказать. Жалоб становится больше. Но у нашего народа уже психологически "в генах" засело жаловаться на тяжелую жизнь. Возьмите любого успевающего бизнесмена или не мелкого чиновника. Думаете, скажет всё в порядке? Ничего подобного. Первое, что услышите, это жалобу на плохую и тяжелую жизнь (!)… А народ… Любой правитель рассматривает свой народ как управляемое стадо… стало людей, если уровень культуры правителя повыше, либо овец или скота, если уровень культуры пониже. В общем-то, это недалеко от истины. Народ в целом за 13 лет авторитарного правления действительно запуган, информационно и идеологически оболванен, поэтому вполне управляем. Отсутствие признаков реального протеста со стороны населения, включая мелких и средних предпринимателей, после того, как люди одномоментно потеряли 20% своих сбережений, лишь лишний раз доказывает отсутствие у народа реального желания (не путать с мечтами) что-то делать и лично принимать участие, чтобы изменить существующую полит-систему.

К тому же, как-то мне попалась на глаза толковая аналитика, суть которой в том, что созданная в Беларуси политическая система под одного человека не реформируема в принципе. Имеется ввиду, не реформируема в короткие сроки и радикально, ибо просто рухнет по причине высокого внутреннего протестного потенциала достаточно большой (до 30%) части населения. То есть, стоит только отпустить рычаги подавления гражданских свобод и снять экономический гнет, как "сжатая пружина" расправится, "пар вырвется из-под крышки кастрюли" и вся система вдруг рухнет. Это прекрасно понимает не только ее правитель, но и еще кое-кто. А именно, в Беларуси за 13 лет сформировался целый класс богатой номенклатуры-олигархии (высокопоставленных чиновников и придворных бизнесменов). И они прекрасно понимают, что крах нынешней политсистемы – это их собственный крах. Поэтому они, несмотря на все издержки, таки как постоянное унижение, отсутствие экономической свободы, страх быть в любой момент арестованным или выкинутым из системы, тем, не менее, лично заинтересованы в сохранении этой системы. И также будут до последней возможности защищать ее. Потому что разрушение этой системы для них еще хуже.

В связи с этим объясните мне, "слепому", где же те причины или признаки, нынешние или будущие, крушения белорусской политической системы? И почему не принимается в расчет тот факт, что система не стоит на месте, а также медленно эволюционирует, изменяется и приспосабливается. А также постепенно развивается и технологически модернизируется. Взять ту же Беловежскую пущу. Это – просто ужас, как ее рубанули и грабанули за последние 8 лет. Но одновременно и сколько денег в нее вложили для развития туристической инфраструктуры, а сколько (30 млн. долларов) сейчас вкладывают в связи с предстоящим празднованием 600-летия. Недовольных здесь также тьма, но немало и довольных. В целом же создана полностью управляемая и контролируемая локальная система управления. Народ потерял всякую надежду на изменение условий своей жизни на местном уровне. Поэтому о какой "революции" можно говорить? А эволюция… Она идет, медленно, но неизбежно.

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


Павел Шеремет: Борода из ваты

Дед Мороз из Александра Лукашенко всегда был никудышным, но его последний «подарок» удивил даже тех, кто давно устал удивляться.

Накануне 2009 года самой обсуждаемой темой была ситуация на финансовых рынках. Все следили за свободным падением украинской гривны, нервными движениями российского рубля и подозрительными колебаниями американского доллара. На этом фоне белорусский рубль пугал своей стабильностью. Многие этим гордились. Убежден, что подавляющее большинство граждан Беларуси без всяких на то оснований вдруг поверили в свою национальную валюту. Ажиотаж охватил белорусские города и веси всего на несколько дней в середине осени 2008 года, но под напором государственной пропаганды и милиции схлынул. Народ не бросился толпами избавляться от белорусских рублей, меняя их на доллары и евро. Валюту можно было спокойно купить вплоть до 31 декабря 2008 года. Моя мать получила зарплату 30 декабря, спросила, что делать с рублями. «Срочно менять», - сказал я матери. Она пошла и поменяла. Оказалось, я сделал ей хороший подарок.

Теща моего товарища попросила почему-то меня - «я ведь ближе в Москве к этим всем воротилам» - убедить ее мужа избавиться от рублей. Сама она все конвертировала в евро еще в конце октября после моей подробной лекции, а вот муж уперся. Мы разговаривали тоже как раз 30 декабря. Он спорил, горячился, вспоминал белорусского министра финансов, который «обещал, что до конца 2009 года курс белорусского рубля к доллару не опуститься ниже 2350». И ведь действительно чиновники это обещали. «Белорусский рубль - это не деньги, это расписки без обеспечения», - вяло отбивался я от заслуженного работника госаппарата на пенсии. Но я не настаивал. В последнее время у меня нет сил доказывать очевидные вещи. «Знаете что, - сказал я теще своего закадычного друга. - Оставьте своего мужа и его сбережения в покое. Человек должен жить в гармонии с самим собой, верит он в Лукашенко и рубль, ну и пусть». И все-таки сомнения в его душе зародил, в последний день уходящего года он переоформил свой рублевый вклад в валютный! Буквально на следующий день, вечером 1 января 2009 года я выслушал много теплых слов благодарности. А сколько стариков остались наедине с рублем и официальной пропагандой?

2 и 3 января в Беларуси несчастных, обманутых, обиженных и злых людей было подавляющее большинство. В магазинах продавцы с болью отдавали товары по старым ценам, а потом ночами переписывали ценники, люди метались и старались купить доллары, хотя покупка уже не имела никакого экономического смысла. Все оплакивали свои рублевые сбережения и абсолютно все ругали президента, даже те, кто вовремя избавился от рублей. По настроению людей мне казалось, что я попал во времена обмена советских 50 и 100 рублевых банкнот. Буквально каждый воспринимал девальвацию белорусского рубля как обман и кидалово.

При этом с экономической точки зрения ничего необычного, неожиданного и ужасного не произошло. Падения рубля ждали все. Например, после 12 января. 5 января биржа начинала работать, но заявки на покупку валюты подаются за 5 дней, выходные, то се и как раз 12 января в понедельник рубль мог упасть даже на треть. Не хочу вдаваться в сложные экономические выкладки: на страницах белорусских газет и Интернета хватает аналитиков и псевдо-экономистов, которые, скользя по поверхности, выдают банальности за откровения. Я - сторонник девальвации хотя бы потому, что она неизбежна в ситуации, когда у государства нет ресурсов оплачивать свои минимальные расходы и обязательства. Да, можно затягивать агонию, вырывая по миллиарду у России и МВФ, но принципиально ситуацию это не изменит. Мне кажется, что теперь пару месяцев рубль не сдвинется с мертвой точки или даже слегка придавит доллар для успокоения масс. Но дальше все покатиться, как обычно, по наклонной. Беларусь - страна упущенных возможностей и мы просто катимся вниз, проедая наработанное предками и то, что могло остаться будущим поколениям. Для умных все и так очевидно, а дуракам и напрягаться не стоит, не жили богато и привыкать не надо.

И не будет никаких социальных взрывов. Белорусы при Лукашенко пережили две (!) деноминации. Пережили молча. Белорусы свыклись с бедностью, смирились с безрадостной долей. Эти деноминации, безумная инфляция - это плата населения за экономические эксперименты властей. Инфляция не дает белорусам обрасти жирком, действительно жить богато и сыто, но и с голоду никто не умирает пока. До недавнего времени низкая квартплата, маниакальная чистота на улицах и милицейский порядок создавали иллюзию нормальной жизни. Плюс деревни с картофельными полями и редкие набеги к соседям за продуктами и деньгами. И вот уже второе поколение вырастает при Лукашенко, и две трети молодежи мечтает сбежать с Родины, а бунта все нет. Но кроме чистой экономики есть еще в последних шагах власти и психологические последствия. И вот их Лукашенко не оценил.

Я сейчас наблюдаю за тем, как мечутся и злятся обманутые люди, но не испытываю никакого злорадства по этому поводу. Не собираюсь подыгрывать панике. Противно было читать в ноябре и декабре, как каждый день из снижения курса на 5 (!) рублей пытались сделать сенсацию. Но все же было очевидно, раз Нацбанк и Лукашенко сказали, что рубль до конца года не пересечет отметку 2200, то так тому и быть. Всем говорил о неизбежности девальвации, уговаривал обменять рубли на доллары, но не мог представить, что власть ударит по людям 1 января. Удивительный цинизм: каждый день из месяца в месяц убеждать людей в стабильности национальной валюты, давить любое сомнение, высмеивать соседей и прочее, а потом оглушить пьяненьких и счастливых граждан, взять их тепленькими. Цинично и жестоко обманывать это по-нашему, по-белорусски.

У меня нет сейчас никакого революционного запала, правда стала очевидной для большинства. Революция неизбежна, перемены неотвратимы, только они застигнут нас врасплох, как бы мы ни пытались их предсказать или уловить. И теперь поводом для массового возмущения может стать любой шаг власти. Все понимают, что впереди тяжелые времена, но после 1 января мы увидели, что переживать эти времена придется с президентом, которому верить нельзя, который в любой момент может объявить экспроприацию.

Психологи давно установили, что дети остро переживают стресс, когда узнают, что Деда Мороза нет, но еще больше они расстраиваются, когда пришедший на праздник Дедушка оказывается пьяным соседом. Годами длившийся роман вдруг заканчивается такой же сильной ненавистью, когда женщина чувствует себя обманутой. Вы обещали жениться, но пришло время - сбежали, струсили, спрятались, передумали. Может в глубине души и чувствуете себя подонком, но всегда найдете оправдания своим поступкам. И в ответ вам - ненависть и презрение. А ведь Лукашенко обещал и жениться, и заботиться до конца дней. Стресс от обманутых ожиданий всегда сильнее, чем переживания по поводу прямых последствий каких-либо действий.

В этом году буквально в каждый белорусский дом постучался Дед Мороз, который вместо праздника принес людям сплошное бедствие. Такое долго не забывается.

Павел Шеремет, «Белорусский партизан»

Опубликовано на сайте "Белорусский партизан" (http://www.belaruspartisan.org/bp-forte/?page=100&backPage=19&news=32432&newsPage=0)
06.01.2009 г.

Метки:

Comments

( 38 комментариев — Оставить комментарий )
ksatra
20 янв, 2009 10:41 (UTC)
Такое долго не забывается?
Меня всегда удивляла вера многих людей в то, что кто-то вверху озабочен их проблемами и только и думает о том, как бы их осчастливить, сделать их жизнь сытнее и богаче. Население там, вверху, рассматривается как ресурс и только... всегда.
bp21
20 янв, 2009 12:41 (UTC)
Re: Такое долго не забывается?
Объяснение очень простое. Человек еще не стал по-настоящему человеком, он еще на процентов 70-80 находится на животном уровне и только процентов 20-30 в нем от человека. Человек - это пока лишь надежда на... - http://bp21.livejournal.com/1389.html

Человек [настоящий] - свободный, независимый, сильный, бесстрашный и т.п. А у нас 90% людей с рабской психологией, зависимые, слабые, трусливые, безответственные и т.д. => беспомощные. Отсюда следуют, им нужен поводырь, вождь, гуру, любой другой, кто за них взял бы ответственность на себя, а их, как детей, "за ручку" вел бы в "счастливое" будущее. Это - продолжение во взрослом состоянии детской психологии беспомощности.
Увы, такова биология современного Гомо сапиенс. Всё остальное вторично. И с этим трудно что-то сделать. Хотя кое-что возможно... :)
olga_andreeva
20 янв, 2009 12:04 (UTC)
Система стабильна и живуча :(
bp21
20 янв, 2009 12:49 (UTC)
Но система - это пирамида, состоящая из трех уровней - верхнего (власть), среднего (силовые структуры и прочий "сервис" власти) и нижнего (народ).
Система стабильна на верхнем и отчасти на среднем уровне. НО нижний уровень (кстати, по численности он достигает до 70-80% от всего населения страны) плохо контролируем и нестабильно управляем. Так что на самом деле проблема в "менеджерах", в задачу которых входит "работа" с нижним уровнем. По квалификации эти менеджеры (здесь и далее без кавычек) должны быть не хуже "менеджеров" первого уровня. Увы, на деле они много хуже. Вот где "проваленное звено". Из-за этого и система стабильна.
Нужны профессиональные менеджеры, много профессиональных, деловых менеджеров. А менеджерами не рождаются, менеджерами становятся. Равно как и профессионалами в любой профессии и дисциплине. И тогда проблемы решаемы :)
olga_andreeva
20 янв, 2009 19:52 (UTC)
Таких менеджеров нет и не предвидится. Да и народ им просто морду набьет.
bp21
20 янв, 2009 20:51 (UTC)
Я имел ввиду высоко профессиональный уровень лидеров оппозиции :) А Вы кого?
(без темы) - olga_andreeva - 21 янв, 2009 08:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 21 янв, 2009 11:21 (UTC) - Развернуть
melodiyamm
20 янв, 2009 20:31 (UTC)
Политическая система в Беларуси- это не один А.Г. Лукашенко, это наследие прошлого, это все чиновники и крупные государственные начальники, которые поднялись по служебной лестница, по большей части не за профессиональные качества и подчинили себе тех, кто угоден им, а не тех, ктохорошо работает.... и так во всем.Сегодня слушала белорусские новости и почему-то подумалось вот кем бы я не хотела быть, так это диктором белорусский новостей, читать такую лажу, такое лицемерие(!!!) которое им спускают читать сверху.
П Шеремет очень хочет, чтобы была революция, но общаясь с народом, он еще не совсем понял его ментальность.Нет, Георгий, я думаю, что даже, если холодильники будут пусты - народ врядли выйдет на улицу, будет есть картошку и закусывать салом, но митинговать ему запретят и он не пойдет.Политическая система в Беларусии еще долго будет оставаться прежней, если не заработают законы снизу и не наведется порядок сверху.А для этого нужна новая передовая мысль, а также свежая молодая кровь( в хорошем смысле этих слов)
------------------
Что такое белорусский рубль? Это денежный знак,зависимый от твердой мировой валюты, коим является доллар или евро.
Пока государство будет зависеть от российской нефти и газа, а ресурсная страна Россия не поднимет свою экономику на уровень развитых стран мира, рубль и тем более бел. рубль будет находиться в прямой зависимости от доллара.Не так уж мы независимы, как нам хотелось бы.
bp21
20 янв, 2009 20:50 (UTC)
"Деревянные" деньги не только нашей страны, но и даже твердая валюта нестабильна. Вот что сталось с английским фунтом. Ди и доллар с Евро, точнее их товарное насыщение, зависимы от цены на нефть. Всё зависимо :)

Насчет теоретически возможного голодного бунта, тут соглашусь с Вами, что многое зависит от степени репрессий. Будут репрессии, будет народ сидеть по домам. Будет послабление, тогда т народ голову подымет. Хотя... На самом деле белорусы не только мирные и "памяркоуныя". Они еще внутри злые. И если дать возможность выплеснуть накопившиеся эмоции, то еще неизвестно, что будет...
Да и в условиях антинародного диктата уже есть замечательные примеры массового неповиновения - "Оказывается, белорусы способны массово протестовать, борясь за экологию! Почему?" http://bp21.livejournal.com/14190.html

Как-то мне попалась на гдаза хорошая публикация о том, что на самом деле перемены уже идут и чем и как закончатся, неизвестно - http://bp21.livejournal.com/19416.html "Процесс пошел? В Беларуси идут быстрые, но невидимые глазу политические перемены".
melodiyamm
20 янв, 2009 22:01 (UTC)
Первая ссылка- согласна, что касается вредных заводов, стоянок вблизи дома, здесь народ встает во весь рост быстро, за это в тюрьму не посадят, здесь упертость на смерть у белоруса:)
А вот вторая ссылка,статья несколько (имхо)натянутая:Зимбабве никак не может быть счастливее Беларуси, там голод и люди пухнут от него, гуманитарная помощь их спасала в этом году, у нас, слава Богу такого нет и школьная реформа никого не замучила, льготы отменили да, но получали их не все, кто нуждался, а отменили у всех.
____________________--
2009 год объявлен годом родной земли.Есть еще неплохой шанс для БП:)
bp21
21 янв, 2009 11:20 (UTC)
1. Знаете, там, в Дружном, где протестовали против строительства химзавода, были серьезные наезды. Там некоторых людей прессовали по полной, большие штрафы, увольнения с работы, запугивания - http://bp21.livejournal.com/36194.html . Последствия были не меньше, чем после политических выступлений. Так что не так всё просто и однозначно. Хотя Вы правы, экология – она ближе и понятней людям, сильнее бьет по их сознанию.

2. Для Беловежской пущи, будем надеяться, шанс уже состоялся. К празднику 600-летия ее делают фактически заповедником!!! Почему я и говорю, если это удалось в Беловежской пуще, то почему нельзя сделать в других местах?
(без темы) - melodiyamm - 21 янв, 2009 15:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 21 янв, 2009 16:29 (UTC) - Развернуть
olga_andreeva
21 янв, 2009 08:08 (UTC)
То, что белорусы злые - очень с Вами согласна. И если они начнут бунтовать, то агрессия будет направлена по горизонтали - на себе подобных. Я об этом не раз писала и говорила в интервью.
(Анонимно)
23 янв, 2009 13:57 (UTC)
"Зато находится между двумя политконкурентами (Россия и Европа) и умело дурит обоих, пугая уходом то к одному конкуренту, то к другому, тем самым получая льготы и дивиденды то с одной стороны, то с другой. И я не вижу конца этой игре-дурилке в ближайшей перспективе." Конец цитаты. А это, господа, и есть политика. Давно слежу за "феноменом Шеремета". Выскажу своё мнение-Шеремет это вариант Леонтьева и этого чёрта, который "ВыспроситепричёмздесьЛужков", в любое время найдёт "резонанс в душах".
bp21
23 янв, 2009 14:45 (UTC)
Что ж, если Вы давно следите, значит Вам виднее :)
Хотя, журналист талантливый, интересный, не лишенный смелости и азарта, и не мало говорящий вещи, истинные или близкие к тому.
(Анонимно)
23 янв, 2009 15:23 (UTC)
"Журналист, говорящий истины"...страшный сон какой-то...И если подлец и демагог талантлив, то он подлец и демагог вдвойне.
bp21
23 янв, 2009 19:54 (UTC)
По Вашему выходит, что журналист не может истину говорить! Или это только к Шеремету относится?
Конечно, я не хочу сказать, что Шеремет, или какой-то другой журналист само воплощение чистоты и истины. Также как и любой другой человек, включая меня или Вас.
Но из Шеремета делать образ демона... Это уж явный перебор. Я, в меру возможностей, слежу за деятельностью Павла с самого начала его общественной карьеры. И вижу, что личность яркая, талантливая, своеобразная. Не мало сделавшая или пытавшаяся сделать для установления идеалов свободы слова в Беларуси. И если уж говорить о журналистах, как "продажных" персонажах, то не думаю, что Шеремет в этом ряду характеризуется, как подлец и демагог.
По крайне мере, на слово я не верю, мне нужны доказательства. :)
(без темы) - (Анонимно) - 24 янв, 2009 06:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 24 янв, 2009 10:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 24 янв, 2009 11:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 24 янв, 2009 13:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 24 янв, 2009 20:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 24 янв, 2009 21:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 25 янв, 2009 08:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 25 янв, 2009 10:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 25 янв, 2009 12:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 25 янв, 2009 13:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 26 янв, 2009 08:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 26 янв, 2009 09:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 28 янв, 2009 14:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 28 янв, 2009 15:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 29 янв, 2009 14:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 28 янв, 2009 20:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 30 янв, 2009 06:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 30 янв, 2009 14:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 20 фев, 2009 05:59 (UTC) - Развернуть
( 38 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

bp21, Козулько, Беловежская пуща, бп
bp21
bp21_Георгий Козулько
Беловежская пуща - 21 век

Latest Month

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com