bp21_Георгий Козулько (bp21) wrote,
bp21_Георгий Козулько
bp21

Categories:

Рыбаки за соблюдение прав рыб и против их мучений!

Я планировал начинать новую тему гуманитарной экологии в своем ЖЖ чуть позже. Потому что она подымает сложнейшие глубинные вопросы и "материи" (понятие Жизни, Бога и т.д.), которые даже применительно к человеку еще до конца не решены. Что уж тут о животных говорить.
Однако, не углубляясь в эти материи, вынужден сделать это сейчас, так как на днях стал свидетелем необычного для меня социального явления - рыболовный сайт "Fishtour.by" фактически встал на защиту того, что гуманитарные экологи непривычно для обывателя называют соблюдение прав рыб. Не меньше!

7 декабря 2008 г. автор Ильин И. поместил на этом сайте статью "Поймал, помучил, отпустил?" (ее текст читайте ниже), до этого опубликованная в журнале "Спортивное рыболовство" (№ 4, 2008 г). В ней он выступил против того, чтобы мучить рыб для удовлетворения страсти заядлых рыболовов (автор даже называет это "хроническое психическое заболевание рыбалкой"). Речь идет о том, что всё более и более популярной становится так называемая рыбалка "Поймал – отпустил", когда пойманную рыбу не забирают, а отпускают обратно в водоем. При этом создается впечатление, что "пойманы два зайца": с одной стороны удовлетворена рыболовная страсть, с другой стороны рыба осталась живой, отчего ее в водоеме не уменьшилось. И получается, что таким образом можно "рыбачить" даже на редкие виды рыб, занесенные в Красную книгу. Красота!

Но это так только при поверхностном взгляде. На самом деле упускаются 2 вещи. Первое. Имеются научные данные, что немалое количество рыбы после выпускания в водоем просто погибает. От стресса, либо от физического повреждения ротового аппарата. Кроме этого, снижаются репродуктивные способности таких рыб. В итоге, численность рыб после "гуманной" рыбалки всё равно снижается. Второе. Автор статьи делает упор на то, что мучить живое существо, пусть даже рыбу, ради собственного удовольствия жестоко, бесчеловечно и грешно. И в конце предлагает такому рыболову на равных с рыбой зацепить себе крючок за губу и почувствовать, подобно рыбе, какое "удовольствие" она от этого испытывает.

Через неделю на данном сайте появилась тематически похожая статья Евгения Берестовского "Принцип «Поймал-отпустил» или теория и практика рыболовного хулиганства". В ней автор провел анализ современных научных материалов и публикаций СМИ по этой теме. И сделал вывод, что пропаганда принципа «поймал - отпустил» является высоко бюджетным международным бизнес-проектом индустрии рыболовного спорта и туризма. А также описал историю этого вида рыбалки и привел массу фактов и доказательств того, какой вред рыбам наносит подобное человеческое "развлечение".

Ранее на этой же сайте была опубликована еще одна статья анонимного автора "Рыбалка — вещь жестокая". В ней делается вывод, что принцип "поймал-отпусти" превращает рыбалку в пошлый фарс, исполненный лицемерия, в ещё одну жестокую забаву.

Таким образом, становится очевидным тот факт, что начинается очередной этап в нравственной переоценке старых варварских традиций. Ранее этим занимались в основном гуманитарии. Сейчас же рыболовный Интернет-сайт, традиционная задача которого пропагандировать рыбалку = мучение и убийство рыб, фактически начал кампанию против жестокого, мучительного обращения с этими рыбами, в защиту их прав на жизнь и "рыбье" счастье (если это понятие применимо к рыбам), против чего всегда выступали гуманитарные экологи.

И второе. Обычно, когда такие вопросы подымают среди охотников, начинается бурная реакция сопротивления. А тут, на форуме этого сайта, я увидел поддержку гуманного отношения к рыбам. Лишь один "обиделся", что человеку предлагают также, как и рыбе, заглотить крючок и почувствовать "кайф".
В общем, интересная ситуация получается…

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


Поймал, помучил, отпустил?

фото с сайта www.fishtour.by

Мои друзья Леша и Лена уже много лет и в отпуск, и в выходные ходят на байдарке по озерам и рекам. Был небольшой перерыв, когда у них родился сын Миша, но уже лет с четырех Мишу стали брать с собой - на байдарку. Но где вода - там и рыба!

Миша сперва попросил у родителей удочку, а потом - и спиннинг. Маленький мальчик умудрялся ловить рыбу в тех водоемах, где у других рыбаков не ловилось ничего. А там, где другие добывали разве что для кошки, Миша ловил столько хорошей рыбы, что ее хватало на уху и жареху не только для своих, но приходилось и раздавать другим туристским группам.

А поменьше ловить капризный ребенок не соглашался. Однажды зимой друг Леша зашел в ванную помыть руки и увидел, что в ванне налита вода, а сынишка сидит на закрытом стульчаке и, закинув в воду коротенькую удочку, смотрит на поплавок. Отец удивился и спросил;

- Мишка, сынок, ты совсем дурачок, что ли?

- Нет, папа. Я не дурак.

Я хорошо знаю, что в ванне нельзя поймать никакой рыбы, но... половить-то очень хочется!

Вот такие детские психические заболевания рыбалкой часто становятся хроническими, не излечиваясь не только при взрослении, но даже и в очень пожилом возрасте. Никакие здравомыслящие доводы - вроде того, что любую рыбу можно купить в магазине - на больных рыбалкой не действуют. Ни семья, ни друзья, ни занятость на работе лечению от рыбалки не помогают. А на все разумные и логические резоны против рыбалки у больных ею всегда есть один и тот же заученный еще с детства ответ: "А половить-то очень хочется!"

Но рыбаков становится все больше, а рыбы в водоемах остается все меньше. Всяческие "зеленые" экологи придумывают строгие законодательные запреты на любительскую ловлю рыбы - якобы для сохранения и приумножения наших рыбных богатств. Хотя всем известно, что рыбу в основном уничтожают не рыбаки-любители, а вредные промышленные отходы, почти бесконтрольно сбрасываемые в ближайшие от предприятий водоемы.

И что же делать, если "половить очень хочется", а нельзя? Вот на Западе и придумали этакое ухищрение, заменяющее Нормальную ловлю: "поймал - отпустил". Вроде бы и ловить-то ловим, а рыбы в водоеме от нашей ловли как будто бы меньше не становится. Но как тогда быть с общечеловеческими нормами морали и этики?

Самые что ни на есть искусные обманщики на белом свете - это рыбаки. Они подкидывают голодной рыбке что-нибудь особенно вкусненькое на вид и с аппетитным запахом, а внутри этой вкусной и ароматной приманки спрятан острый и зубастый заершенный крючок. Это я люблю землянику со сливками, а рыбка любит вонючего навозного червяка. И она этого червяка хватает, а ее хватают крючком за горло и тащат из родной водной стихии на свежий воздух. Но рыбка-то не знает, что ее тащат на воздух только для того, чтобы выдрать из горла заершенный крючок - и, раненую, отпустить обратно в воду. Рыбке очень больно и страшно. Она думает, что ее волокут на сковородку - и отчаянно сопротивляется. А если рыба сильная и сопротивляется так, что её приходится долго вываживать, рыбак от этих длительных рыбьих мучений получает особенное удовольствие.

Вообще-то только ради собственного удовольствия мучить Божию тварь, пусть даже и хладнокровную, могут лишь очень жестокие люди. По общечеловеческим нормам этики и морали - это садизм, а по законам Божеским - грех.

Осенью у нас в Манеже проходила Всероссийская Православная выставка. На этой выставке я беседовал на эту рыболовную тему - "поймал - отпустил" - с несколькими священниками не только нашей епархии, но со священником из Киева отцом Виктором, с иеромонахом Афонского монастыря отцом Сергием, с митрополитом Прибалтийским Истинно Православной церкви владыкой Антонием. Серьезный разговор был у меня и с благочинным Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, настоятелем Князь-Владимирского собора, профессором Духовной Академии, митрофорным протоиереем отцом Владимиром (Сорокиным).

Прежде чем выразить собственное отношение к поставленному вопросу, священнослужители отсылали меня к первоисточнику, т.е. советовали внимательно почитать Святое Евангелие и убедиться в том, что Господь наш Иисус Христос особо доброжелательно относился к рыбакам и к рыбной ловле. Я, конечно, внял этим советам и еще раз перечитал Евангелие, а потом выписал из него некоторые цитаты о рыбаках и о рыбах.

В Евангелии сказано, что самыми первыми учениками Иисуса были рыбаки и об этом написано так:

"Проходя же близь моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починяющих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним". (Евангелие от Матфея. Гл. 4. Ст. 18-22).

Следовательно, по вере наших предков и по Священному писанию, так были призваны к Иисусу первые ученики, и были они именно рыбаками - Святой Петр, Андрей Первозванный, Святой Иаков и апостол Иоанн.

"Еще подобно Царствие Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худшее выбросили вон". (Евангелие от Матфея. Гл.13. Ст. 47,48).

Эту притчу о Царствии Небесном можно понять и так, что хорошую пойманную рыбу нужно оставлять в пищу, а плохую выбрасывать. Пойманную рыбу благословляется есть: "И велел народу возлечь на траву, и взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы (и рыб) ученикам, а ученики - народу". (Евангелие от Матфея. Гл. 14. Ст. 19).

"Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть". (Евангелие от Иоанна. Гл. 21. Ст. 10,11-)

Но вот нигде в Евангелии я не нашел указания на то, что рыбу можно поймать, помучить, а потом израненную отпустить обратно в воду.

Все священнослужители, с которыми я беседовал на тему "поймал - отпустил" высказывали и свое мнение, основанное на Священном писании, о том, что ловить рыбу можно, но только для того, чтобы употребить ее в пищу. Если рыбаку, поймавшему рыбу, она не нужна, то пойманную рыбу надо отдать бедным или голодным. Ловить рыбу только для того, чтобы удовлетворить свою пагубную страсть к мучительству - грешно.

Когда пойманную рыбу тянут крючком за горло из воды на воздух, она испытывает боль и стресс. Когда хладнокровную рыбу рыбак берет горячей рукой и сжимает, она ощущает ожог и боль. Когда рыбе, выворачивая челюсти, раскрывают рот и вырывают из горла засевший глубоко крючок, то остается открытая рана, которая не позволит рыбе нормально питаться. А если рыба икряная, то общий стресс может привести к тому, что из икринок не выведутся рыбки.

Вот у охотников запретов еще больше, чем у рыболовов, а "пострелять-то хочется!" Охотники придумали стендовую стрельбу. Стреляют по тарелочкам, прессованным из молотого шлака. Разбитым дробью тарелочкам совсем не больно!

Если рыбакам так уж "хочется половить" рыбу в запретное время или в запретном месте, то им нужно, как и охотникам, придумать каких-нибудь искусственных ярких или светящихся рыбок в искусственном же водоеме. Пусть эти рыбки сами плавают, или пусть насосы их гоняют струями воды, как в большом джакузи, а рыбакам можно соревноваться, метко зацепляя быстро плавающих рыбок магнитными блеснами.

Но можно и на равных посоревноваться с настоящей живой рыбой при ее вываживании. Для этого надо заводным кольцом закрепить к крючку ролик, пропустить через этот ролик леску, на другом конце которой ходит пойманная рыба, а этот крючок зацепить себе за губу. Вот так и вываживайте рыбу! Теперь вы не только садист, но еще и мазохист. Соревнуйтесь с рыбой, кому больнее, а кто терпеливее! А, может, случится и так, что не вы ее вытащите на свежий воздух, а она вас утянет к себе в холодную воду, а потом выдернет из вашей губы крючок - и великодушно отпустит обратно. Вдруг как раз сейчас Нептун объявил временный запрет на ловлю людей в пищу - и, значит, вам здорово повезет.

Рискуйте, дерзайте! А какой кайф словите!

Ильин И.
"Спортивное рыболовство № 4 - 2008г."

Опубликовано на сайте "Fishtour.by" (http://www.fishtour.by/articles.php?cat=1218&id=1178)
07.12.2008 г.

Tags: Гуманитарная экология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 84 comments