?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

В Беларуси имеется так называемая пограничная зона. Это – 20-километровая полоса вдоль государственной границы, в которой установлен режим ограничений для посещения и пребывания. Для въезда в эту зону людей, которые в ней не проживают, необходимо получение специального пропуска в отделении по гражданству и миграции районных отделов органов внутренних дел. Для этого граждане предоставляют в органы МВД по месту жительства не позже, чем за 10 дней до поездки, письменное заявление и документы, подтверждающие цель въезда в погранзону. Такими документами могут быть приглашение на работу от имени администрации предприятия, путевка в санаторий, вызов на учебу, приглашение от родственников или подтверждение о проживании там родственников и др. Обычно при въезде в эту зону на дороге стоит соответствующий знак – надпись о том, что начинается погранзона и въезд туда строго по пропускам.

Эта зона осталась в Беларуси, как наследие СССР. В те времена, когда существовал "железный занавес" от западной демократии, такой порядок еще можно было как-то оправдать. Сегодня это стало больше формальностью, превратилось в анахронизм (пережиток прошлого) и ничего, кроме дополнительного "геморроя", людям не дает. Судите сами. Еще недавно, чтобы, например, человеку приехать в Беловежскую пущу и при этом не нарушить правила посещения, ему необходимо было достать какую-нибудь бумажку о цели его поездки, не позже, чем за 10 дней до поездки посетить райотдел МВД и получить пропуск. Не знаю, как сейчас, но раньше нужно было 2 раза ехать в МВД: первый раз сдать документы, а второй раз (через неделю или сколько?) приехать и забрать пропуск. И только после этого ехать в Беловежскую пущу.

Ну, скажите, какой идиот это будет делать? Правильно, никакой. Поэтому фактически никто этих пропусков не брал, а спокойно ездили в ту же Беловежскую пущу, кто делая вид, что не знает правил, а кто и действительно ими не интересуясь. И, по сути, массово нарушали правила, так как пребывание в пограничной зоне без соответствующих документов являлось административным правонарушением.

Честно говоря, многие государственные органы и службы, включая самих пограничников, по большей части тоже "закрывали глаза" и делали вид, что таких правил не существует. Потому что систематического контроля за выполнением этих правил не было. Ведь нельзя же назвать контролем отдельные "вылазки", раз или два раза в год, пограничников на главные дороги, которые вели в пограничную зону, для проверки паспортов и пропусков едущих туда водителей машин и пассажиров.

Мне самому пришлось быть свидетелем того, как эта система работала и работает. В 1985 г. после окончание университета я поехал в Беловежскую пущу устраиваться на работу в научный отдел. Естественно, что ни о каких зонах и правилах их посещения ничего не знал. Приехал автобусом в районный город Каменец и спросил билет в деревню Каменюки (ныне административный центр национального парка, а тогда – Государственного заповедно-охотничьего хозяйства). Кассир попросила меня показать пропуск, так как Каменюки находятся в погранзоне. Узнав, что у меня его нет, она сказала, что билет выдать не может. Они выдаются только при наличии пропуска. Что делать? Оказывается, ничего страшного. Кассир посоветовала 2 варианта. Первый – взять билет до деревни Дмитровичи, что перед самым въездом в погранзону, и доехав туда тут же у водителя купить билет дальше. Еще никого не высаживали, как пояснила она. И второй вариант, сеть в автобус перед самым отправлением и купить у водителя билет до Каменюк. Якобы, не успел в кассе взять. Обычно водитель обилечивает без проблем. Что я и сделал.

Но это еще не всё. Так было на автовокзале. А вот на самих дорогах, что вели в Беловежскую пущу, ситуация была еще вольготнее. Если у тебя есть автомобиль, то никаких проблем – садись и спокойно езжай. Никто у тебя никакого пропуска не спросит. Что народ и делал.

Вот такие "правила" были для посещения погранзоны (Беловежской пущи) при СССР. Правда, устроившись на работу и не имея еще прописки в д. Каменюки, я, как законопослушный гражданин, съездил в отделение МВД в г. Жабинка, подал справку о приеме на работу и, точно не помню, через неделю или две мне выписали пропуск на въезд в погранзону сроком на 1 год. Затем, получив прописку, в паспорт был поставлен соответствующий штамп "ПЗ", что автоматически давало мне разрешение на свободный въезд.

После развала СССР в 1991 году и обретения Беларусью независимости все эти правила сохранились. Вот только строгость контроля за их выполнением еще больше понизилась. При СССР пограничники делали "облаву" на тех, кто ездил без пропусков, пару раз в год. Обычно к месту перед началом пограничной зоны приезжал наряд пограничников, которые останавливали частные автомобили и автобусы и проверяли пропуск. При его отсутствии, как правило, запрещали въезд и разворачивали человека обратно. При независимости Беларуси такие "облавы" стали совсем редкие. Поэтому "обнаглел" не только народ, который не желал брать пропуска, но и кассиры на автостанциях – они перестали спрашивать пропуска и выдавали билеты просто так. Правда, до первой "облавы". После того, как обнаруживалось большое количество "зайцев" в автобусе, автостанция получали хороший нагоняй и на некоторое время кассиры выполняли свои "обязанности". Но через некоторое время всё возвращалось на круги свои.

Закономерно встает вопрос - зачем всё это? Теоретически причины выглядят красиво – для строгого контроля и недопущения нелегального пересечения границы. Правда, это только в теории. А на практике всё это было полной ерундой. Потому что, если некий "шпион" ставил себе целью перейти границу, то никакой пропуск в МВД, естественно, он брать не будет. И никаким автобусом к самой границе ехать не будет. Для этого ему достаточно доехать поближе к границе каким-нибудь автомобилем, а далее - пройти незамеченным пешком скрытно через лес.

Так что, всё то были игры в "шпионов" и не больше. А вот определенные проблемы, которые сдерживали развитие туризма в Беловежской пуще, были. Ведь туристов периодически "распугивали" и портили им нервы. Поэтому в конце 90-х годов было принято решение вывести дорогу Брест-Каменюки, а заодно и территорию административного центра нацпарка (д. Каменюки) из погранзоны и разрешить свободный проезд туристов. Правда, эта норма просуществовала чуть более года. А затем, по неизвестным для меня причинам, всё вернулось к старому. Говорят, белорусский погранкомитет настоял, так как, якобы, им добавилось работы по контролю.

И такая ситуация была "законсервирована" вплоть до мая 2008 г., когда опять было принято решение, что дорога "Брест – Беловежская пуща" больше не будет пограничной зоной. То есть, понадобилось еще 10 лет для того, чтобы белорусские власти в очередной раз поняли абсурдность системы ограничения туризма, заметьте, существующей в 21 веке в центре Европы (!).

А в июле 2008 г. принят новый закон "О Государственной границе Республики Беларусь", который отменяет пропуска на въезд (вход) в пограничную зону. Правда, пока только для белорусов. И еще там сказано об уплате какой-то госпошлины (!?). Новые правила начнут действовать с 14 февраля 2009 года.

Подробней читайте ниже.

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


Порядок посещения пограничной зоны изменится

Порядок посещения пограничной зоны Беларуси изменится с 14 февраля 2009 года, сообщили корреспонденту БЕЛТA в пресс-центре Госпогранкомитета Беларуси.

"Несмотря на то, что новый закон о государственной границе Беларуси вступил сегодня в силу, изменения в порядке посещения пограничной зоны гражданами Беларуси, согласно законодательству, произойдут лишь спустя полгода. Это связано с необходимостью согласования данного вопроса с местными органами власти и его технической проработкой", - сообщили в Госпогранкомитете.

Как сообщалось, новый закон "О Государственной границе Республики Беларусь" от 21 июля 2008 года вступает в силу 15 августа 2008 года. Он законодательно совершенствует порядок въезда (входа), временного пребывания и передвижения в пограничной зоне. С учетом имеющегося уровня информационного обеспечения органов пограничной службы и внутренних дел предусматривается отказ от выдачи пропусков на въезд (вход) в пограничную зону. По общему правилу, въезд (вход) и пребывание в этой зоне будут осуществляться на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих уплату государственной пошлины (освобождение от ее уплаты). Выдачу указанных пропусков предлагается сохранить только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих за пределами Беларуси. Такие пропуска указанным лицам будут выдаваться органами пограничной службы, а не внутренних дел, как в настоящее время. При этом вводится перечень оснований, при наличии которых запрещается въезд (вход) в пограничную зону.

Источник информации "БЕЛТА"

Опубликовано на сайте на сайте "Белорусский Партизан" (http://www.belaruspartisan.org/bp-forte/?page=100&backPage=21&news=27183&newsPage=0)
16.08.2008 г.

Об этом же можно прочитать несколько подробнее на сайте "TUT.BY" по ссылке здесь.

Comments

( 28 комментариев — Оставить комментарий )
bezymov
19 сент, 2008 18:20 (UTC)
Мегабрэд І мала хто аб гэтым ведае. Уяўляютую госпошнілу: трэ будзе месяц чакаць дазволу на яе аплату. Тупо.
bp21
24 сент, 2008 12:28 (UTC)
Так, дзяржава на усiм хоча зарабляць грошы, нават на сваiм глупствы.
bezymov
24 сент, 2008 13:25 (UTC)
але самае дурное, што яна нічога з таго і не заробіць!
kamenets
20 сент, 2008 07:56 (UTC)
Дык ведь этож классная лазейка чтобы в очередной раз привлечь кокого-нибудь "оппа": приехал бы такой негодяй, стоящий комом в горле у властьимущих, с семьёй в пущу на отдых, а тут, опаньки, погранконтроль->штраф->стресс и кандратий. Ты нам спокойно спать не даёшь, а мы тебе по закону жить вольготно не дадим.

И такой фигни навалом - используется выборочно, когда захочу и к кому захочу.
bp21
24 сент, 2008 12:28 (UTC)
На сам деле случаев задержания и штрафования оппозиции за пребывание в погранзоне достаточно. Периодически проскакивало в прессе, помню, Анатолия Лебедько (лидер Объединенной гражданской партии) штрафовали, кажется, Милинкевича тоже. Но то было где-то в Витебской области.
А вот что касается Беловежской пущи, то таких случаев не было. Центральную дорогу из Бреста и нацпарк пока не трогали. Правда, и "крутая" оппозиция тут не появлялась еще, так, больше "мелкая рыбешка".
kamenets
24 сент, 2008 17:12 (UTC)
Припоминаю, как-то на Нновый год в пуще было организовано учредительное собрание движения "Зубр", а до этого единственно шумный момент был только в Вискулях.
bp21
24 сент, 2008 19:34 (UTC)
Кстати, вот здесь эта статья про "Зубров" в Белов пуще -
http://bp21.org.by/ru/art/a050121.html
wafunif_ee
20 сент, 2008 09:14 (UTC)
на днях даже до Дмитрович в кассе билет не продали без паспорта со штампом. (Но до Каменца не вопрос. а там с водилой договориться))

раньше - без проблем было.
bp21
24 сент, 2008 12:29 (UTC)
Это, наверное, потому, что опять какой-то нагоняй был. Кстати, новые правила по отмене вступают в действие только с 14 февраля, а до этого еще немножко потерпеть надо…
wafunif_ee
24 сент, 2008 12:43 (UTC)
Во-во. Как обычно, жлобское государство прессует своих, по-чёрному. Думаю, из-за таких кампаний y нас не народ а одни терпилы остались.
bp21
24 сент, 2008 16:04 (UTC)
Почему одни терпилы? Нетерпил тоже хватает. Разве ты терпила?
wafunif_ee
24 сент, 2008 18:38 (UTC)
Нет, потому и считаю себя литвином.
)
(Анонимно)
22 сент, 2008 22:04 (UTC)
пишет Shefbaton
Идея зоны безопасности вдоль государственной границы хоть и устарела, но понятна. А вот вам пример полного государственного абсурда. Я живу в РСФСР (а теперь в демократической России) с 1975 года, здесь же получил паспорт СССР, здесь же учился, служил и переезжал с места на место в пределах России. У меня, естественно, паспорт гражданина РФ, я внесён в списки избирателей по своему избирательному округу, я состоял на воинском учёте всего в двух военкоматах (оба в России), разрыв между снятием с учёта в одном и постановке на учёт в другом-1 день. И вот. В миграционной службе, куда меня направили для получения загранпаспорта, мне вполне серьёзно предложили доказать, что я россиянин. То есть я ОБЯЗАН по зову Родины сложить голову там, где она прикажет, я ИМЕЮ ПРАВО избирать всяческие властные органы, а правомочность своего желания выпить кружку пива в Праге я должен Родине своей ДОКАЗАТЬ. И всё из-за того, что родился не в России. Для этого мне предложили съездить за 5 000 километров за справкой, что я там действительно жил, несмотря на то, что свой советский паспорт я сдавал буквально за стеной. Кто-нибудь сможет мне что-нибудь объяснить? Я решительно не в силах понять это.
bp21
24 сент, 2008 12:30 (UTC)
Re: пишет Shefbaton
Значит, у вас психиатрическая служба работает не на уровне, раз средь бела дня такое. :-)
robinngud
23 сент, 2008 12:27 (UTC)
что сказать, "Страна создания идиотских законов такими же идиотами" Их не оштрафует, они покажут корочки депутатские или чиновничьи и делай что и где хочешь а вот по простым людям это будет удар, любого поставят наместо. Как всегда "все в их руках"
bp21
24 сент, 2008 12:31 (UTC)
Увы, такова наша действительность. Сытый – голодному, а начальник – подчиненному не товарищи. Таков закон общества, его социальной иерархии.
robinngud
24 сент, 2008 13:17 (UTC)
"Увы, такова наша действительность." эта реальность указывает на бездействие и безответственность власти в РФ, это неравенство которое может породить вражду и ненависть между классами населения
bp21
24 сент, 2008 16:05 (UTC)
Это - закон природы, прежде всего. А уже потом правительства и т.п.
robinngud
24 сент, 2008 17:00 (UTC)
человек сам себе создает законы
демократическое общество в котором тоже живут люди созданы законы но для людей в отличии от стран типа РБ
bp21
24 сент, 2008 19:30 (UTC)
<< человек сам себе создает законы >>
Ага. По своей воле рождение и смерть создает? физиологические функции организма создает? и сознание тоже? А генетически врожденная борьба за выживание и существование тоже?

На самом деле всё это (неравенство) заложено природой, а законы демократического государства лишь позволюят несколько сгладить, уменьшить это неравенство, но не устранить его.
robinngud
24 сент, 2008 20:56 (UTC)
не согласен с вами
думай о других и тогда ты будеш комуто не безразличен
bp21
25 сент, 2008 06:56 (UTC)
Не соглашаться - это, конечно, можно. Но меня лично интересуют доказательства точки зрения (в данном случае - не согласия), а не простое высказывание мнений. А их-то я и не вижу.
robinngud
25 сент, 2008 12:41 (UTC)
меня тоже много чего интересует :) я думаю у вас здоровый интерес

я вам ответил на слова законом той же жизни
"думай о других и тогда ты будеш комуто не безразличен"
(Анонимно)
23 сент, 2008 17:27 (UTC)
погранзона
доселе в погранзоне радовало отсутствие дурацких туристов, которые засоряли все вокруг, и рыбаков с их крючками и леской, оставленных на всех кустах и деревьях близ любой воды. короче, счас все ломанут в погранзону, потому что туда не ступала нога человека. там хотя бы были места с меньшей антропогенной нагрузкой, а теперь все двуногие жуки и жабы будут жевать свои чипсы и здесь... грустно
(Анонимно)
23 сент, 2008 18:50 (UTC)
Re: погранзона
М-да...что удивительно, даже в моём Сочи находятся подобного рода "радетели", ловко навешивающие многочисленные ярлыки на людей, не задумываясь о том, что эти ярлыки бьют бумерангом по ним самим.
bp21
24 сент, 2008 12:31 (UTC)
Re: погранзона
Да, наверное, так. Хотя здесь, у нас на западе, я не замечал большой разницы между "зонной" и "внезонной" территориями.
PS. Просьба подписываться, хотя бы ником.
(Анонимно)
10 июн, 2016 10:53 (UTC)
"ПОГРАНИЧНАЯ ЗОНА - участок местности, прилегающий к Государственной границе (в среднем на глубину до 30 км)..."
Это определение из http://gpk.gov.by/border/chto-takoe-pogranichnaya-zona-i-pogranichnyiy-rezhim.php
. Г Брест относиться к пограничной зоне. Все жители обязаны уплатить пошли на перемещение в пределах ПЗ. Абсурд. И как мы еще живем с этим абсурдом.
bp21
21 июн, 2016 10:18 (UTC)
Вот, как-то всё еще живем.:) И не только с абсурдом этим.
( 28 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

bp21, Козулько, Беловежская пуща, бп
bp21
bp21_Георгий Козулько
Беловежская пуща - 21 век

Latest Month

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com