bp21_Георгий Козулько (bp21) wrote,
bp21_Георгий Козулько
bp21

Category:

Современные дети: кто они - дебилы или гении?

Недавно закончилось централизованное тестирование. Результаты – ошеломляющие! Говорят, что такого плохого общего результата тестов еще не было. Форумы Интернет-сайтов и блоги (Живые журналы) "вскипели" от дискуссий и возмущений. Однако меня не покидает гнетущее ощущение, что что-то здесь не то. Что на самом деле мы видим и обсуждаем лишь "вершину айсберга". А его "фундамент" остается скрытым в "толще воды". Давайте попробуем разобраться.

Итак, суть истории и проблемы такова, что тесты были будущими абитуриентами написаны очень плохо. В итоге, например, 37% абитуриентов, сдававших тестирование по русскому языку, набрали меньше 20 баллов (это – минимальный порог прохождения, если набрано баллом меньше, то человек автоматически выбывает, не проходит). В результате Министерство образования пошло на снижение нижней проходной планки поступления до 13 (!) баллов. В дальнейшем оказалось, что по остальным предметам получились такие же плачевные результаты сдачи тестов. А по математике и физике проходной бал был снижен аж до 8 (!)

В частности, постановлениями Министерства образования Республики Беларусь от 1 июля 2008 года № 55 и от 27 июня 2008 года № 51 установлено следующее значение тестового балла, начиная с которого отметка вступительного испытания по предмету считается положительной:
- история Беларуси – 17 баллов;
- всемирная история новейшего времени – 17 баллов;
- Человек. Общество. Государство – 16 баллов.
- физика – 8 баллов.
- география – 18 баллов.
- биология – 18 баллов.
- химия –16 баллов.
- иностранный язык (английский, испанский, немецкий, французский) – 16 баллов.
- белорусский язык – 13 баллов;
- русский язык –13 баллов;
- математика –8 баллов.

Почитав форумы, в целом вырисовывается такая картина, что, мол, уровень грамотности современных выпускников опустился до такого низкого значения, что впору говорить о дебилизации молодой части белорусской нации. Однако хотелось бы указать на некоторые нестыковки, прежде чем утверждать данное.

Уровень подготовки некоторых учеников сегодня, конечно, ниже, чем 20-30 лет назад. Я сам лично убедился в этом, когда работал в средней школе учителем биологии и экологии в 2002 – 2003 гг. после того, как президентской мафией был уволен из Национального парка "Беловежская пуща". Некоторые так называемые школьники действительно приходят в школу лишь для того, чтобы отбыть здесь свои часы. А то и вообще не ходят. Поэтому о какой-то грамотности такого молодого контингента говорить не приходится. При СССР такие ученики тоже были. Но тогда их просто административно заставляли хоть что-то выучить. Результат был неважный, но выше нуля. Сейчас же административный ресурс почти не работает. Поэтому встречаются и "нули". Однако, не все ведь! Есть и другая категория учеников – грамотных и старающихся. И их тоже немало.

Есть еще некоторая разница. Как мне кажется, во времена СССР не было столько желающих "на халяву" проскочить в ВУЗ. Тогда была система экзаменов, а не тестов, и если у тебя уровень низкий, то написать сочинение или хорошо ответить на вопросы билетов было почти невозможно. А сейчас система тестирования, в которой можно попробовать "угадал - не угадал". Вот и идут ученики-двоечники в надежде на случайную удачу. Ведь методом случайного тыка действительно иногда можно набрать минимальный проходной балл.

Есть и еще одна существенная разница со временами СССР. Это – намного более сложные школьные программы. Когда я пришел в школу, то сразу это увидел. То, что раньше было программой вуза, сейчас является стандартом для средней школы. Например, в 70-80 годы мы в школе понятия не имели по биологии, что такое флоэма и ксилема (луб и древесина в стволе дерева или стебле травянистого растения). Всё называлось по-простому. Эти термины были только в вузе. А сейчас уже в 7-м классе школы обучение идет на этих терминах. И общая сложность материала больше, чем было раньше. Так что усложнение обучения и связанные с этим трудности для школьников, особенно отстающих, налицо.

Ну, и финал всего, я бы сказал, СУПЕР-сложный уровень тестов. В этом году мой сын Николай закончил школу. Закончил с золотой медалью (возможно, с некоторой поправкой на деревенскую школу). Он – достаточно умный парень, с хорошими способностями, высоким трудолюбием и ответственностью. С самого начала занимался самостоятельно, к тестам также готовился усердно сам, лишь в конце немного занимался с репетиторами из университета. Те давали ему более сложные задания по биологии и химии, чем, как они говорили, были на прошлогодних тестах. А на тестах задания получились еще сложнее, чем они давали!!!! Один знакомый сына, призер областной олимпиады по химии, почти половину сложных задач не решил. Я (профессиональный биолог) как посмотрел задания, за голову схватился – мама мия… В итоге, сын по белорусскому языку получил 66 (оказалось, что вошел в 10% лучших по Брестской области), по биологии 70, а по химии меньше 50. Конечно, я не профессионал в преподавании и многое забыл, но не уверен, что если эти тесты дать школьным учителям, даже вузовским преподавателям, то все успешно с ними справятся.

Еще пример. Соседка, умная и очень усидчивая, терпеливая девочка, получившая школьный аттестат с 91 (!) баллом, целый год занималась с репетитором по истории. Набрала всего 60 баллов. Говорит, как можно ответить на такие вопросы. Например, дают фразу (не помню точно) типа "Народ, подымайся на борьбу" и спрашивают, кто из военачальников ее сказал (вариантов ответа нет, надо самому написать). Или кто возглавлял партизанский отряд в таком-то глухом лесу такого-то глухого района. Она после теста пересмотрела все энциклопедии по истории, а у нее их много, и не нашла ответов на эти вопросы. В общем, дурдом какой-то!

Еще одна девочка из нашей школы, у которой особый талант по белорусскому языку – она его просто чувствует. Набрала 88 баллов. Говорят, один из лучших результатов по Брестской области. То есть, очень сложные тесты.

Что в итоге? В мое время (80-ые годы) уровень сложности на вступительных экзаменах был на порядок (!) ниже, чем сейчас. А мы говорим, что, мол, тогда дети умные были, а сейчас нет. Да если бы на то время давать в школьной программе такие знания, как сейчас, то еще вопрос, как те ученики сдали бы тесты. Может еще и хуже. Без сомнения, что нынешние выпускники по уровню образования грамотнее, чем те, которые были раньше. Ведь такого уровня требует современный научно-технический прогресс.

И второе. На мой взгляд, проблема не в том, что плохо тесты сдают (а как еще можно сдать сложные тесты). Проблема в том, что нижний проходной бал уменьшают. Раньше была "двойка". Сдал на двойку и гуляй. А сейчас этим манипулируют. Сдали 30% менее 20 балов – гуляйте. Так нет, видите ли, вузы план по сбору денег не выполнят. А о том, что за эти деньги будут выпускать "пустышек"-профанов (неспециалистов), которые потом будут соответствующим образом работать и валить экономику и другие государственные сферы, так никто не думает. Вот в чем проблема. Вот где опасность для будущего нации.

Для меня очевидно, что сегодня идет так сказать двунаправленный процесс, расслоение общества по уровню образования. С одной стороны, у одной (продвинутой, передовой) части молодых людей уровень грамотности и образования повышается. И я не вижу, что число этих людей меньше, чем раньше. С другой стороны, у другой (отсталой) части молодых людей наблюдается деградация. За счет их уменьшается средняя часть, со средним уровнем образования. Поэтому на самом деле нынешняя ситуация с образованием не такая простая и однозначная, как кому-то кажется на первый взгляд. Ведь посмотрите, сколько этих "дебилов" в конце-концов становятся хорошими бизнесменами. А ведь такого предмета, как "бизнес", в средней школе нет и соответственно теста по нему нет…

Конечно, это – мои личные наблюдения. Чтобы делать более точные выводы, нужны специальные, независимые исследования. Но возможны ли они в современной Беларуси? Не уверен. То, что в стране наблюдается откровенный хаос в системе образования (язык не поворачивается назвать это реформой, когда одно начинают, до конца не доводят, откатывают назад, начинают другое…), это очевидно. А в этом хаосе такие исследования могут помешать проведению нынешней идеологии, что, мол, у нас всё "самое лучшее" и "самое передовое". И это еще одна проблема.

Вот такая ситуация, как она видится мне. А что Вы скажете?

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


Интересные ссылки на форумы по теме:
Tags: Давайте думать, Экообразование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments