bp21_Георгий Козулько (bp21) wrote,
bp21_Георгий Козулько
bp21

Category:

Психологи считают, что в старости человек действительно становится мудрее

В таком случае вопрос – а почему же тогда я, например, встречаю так мало мудрых стариков ? Почему на востоке стариков уважают, а у нас нет? Не потому ли, что там старики действительно мудрые, а у нас это редкость? И как в таком случае молодому человеку уважать не мудрого, а зачастую глупого старика?

Одна из причин называется в статье – к старости надо иметь здоровый, не пораженный болезнью или патологией мозг. Это касается всех леюдей не зависимо от того, где он живет. Но, мне кажется, есть еще одна вещь. Это – когда человека государственная система, идеология и т.п. с молодости дезориентировала и дезинформировала. Как например, советская или любая другая диктаторская или авторитарная система, или секта, или религия, или … продолжать можно дальше. Вот второй случай – это больше для нашего общества. И он для наших людей гораздо актуальнее, чем старческая патология мозга. Не отсюда ли (дезориентированность государственной идеологией людей) ответ на вопрос, почему в нашем обществе так мало мудрых стариков?!...

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


Психологи считают что в старости человек действительно становится мудрее

Считается, что с возрастом мозг человека «работает» все хуже и хуже: пожилые люди с трудом запоминают информацию. Однако психологи Гарвардского Университета показали, что стареющий мозг впитывает большее количество информации, чем мозг молодых людей, но делает это медленнее и надежнее, связывая ее с другими явлениями и классифицируя.

В американском супермаркете, особенно летом, перед покупателем обычно стоит выбор - к какому кассиру встать в очередь? К молодому, который подрабатывает на каникулах, или к старому, который подрабатывает к пенсии. Поскольку я, по старой памяти, ненавижу любые очереди, то обычно я склоняюсь ко второму варианту. Пожилые работают медленнее, зато они делают меньше ошибок, в результате обмен товара на деньги происходит быстрее и надежнее.

Сперва я не придавал значения таким случайным наблюдениям, но недавно выяснилось, что они имеют под собой и статистические и научные, психологические обоснования. Дело в том, что сейчас в массовом порядке выходят на пенсию представители самого многолюдного в американской истории поколения «бэбибумерс». Тут-то и выяснилось, что найти им смену труднее, чем казалось. Потому такие крупные компании, как, скажем, гигантская торговая сеть «Уолл-март», заманивает обратно на работу пенсионеров, предлагая даже рядовым сотрудникам, тем же кассирам, укороченную неделю и рабочие места во Флориде.

Заинтересовавшись этим фактом, за дело взялась наука, которая решила разобраться, что происходит с нашим стареющим мозгом – чем он хуже, и чем, что гораздо интереснее, лучше молодого мозга. Один из авторов исследования сотрудница кафедры психологии Гарвардского университета Шелли Карсон (Shelley H. Carson) рассказала о нем корреспонденту Радио Свобода Ирине Савиновой.

– Принято считать, что с годами мозг начинает работать хуже. Исследование, проведенное в университете Гарвард, показало, что мозг пожилых людей впитывает большее количество информации, чем мозг молодых людей; делает это медленнее из-за расширения фокуса внимания, но надежнее, связывая ее по ходу запоминания с другими явлениями и классифицируя ее в мозгу в связи с последними. Можно ли считать это мудростью, которая, как всегда верили, приходит с годами?

– Начну с определения, что такое мудрость. Одно из запомнившихся мне определений: мудрость – это способность воспринимать все шире и глубже. Можно сказать по-другому: мудрость – это умение использовать собранный за долгие годы жизненный опыт. Если накопленная информация – знания, а мудрость – умение организовать эти знания и использовать их, то конечно старость связана с мудростью. Но с годами далеко не всегда приходит мудрость: она присуща только стареющему не патологическим, вследствие болезней, а естественным путем мозгу.

– 13% американцев в возрасте от 65 лет страдают от болезни Альцгеймера, но, тем не менее, ваши исследования показывают, что старики обладают определенным преимуществом перед молодыми людьми. В каких профессиях это заметно?

– Разумеется, в полагающихся на использование накопленного опыта и знаний профессиях, предпочтение будет отдано пожилым людям. В числе таких профессий - адвокатская и судейская, то есть, те, где не требуется техническое образование. В последние десятилетия стало заметно, как президентами крупных компаний, профессорами, комментаторами новостей все чаще становятся молодые люди. Это происходит, возможно, из-за того, что наше общество отдает предпочтение молодо выглядящим людям и потому, что технологическое развитие нашего общества требует знаний, накопление и быстрая переработка которых успешнее производится молодыми людьми.

– Посмотрим на мир политики. Молодой и пожилой президент страны... У кого и какие есть преимущества?

– Я считаю, что, прежде всего, мозг пожилого человека менее импульсивен, и это преимущество солидного по возрасту президента, такого, как бывший президент Рейган или кандидат в президенты от партии республиканцев Маккейн. Также пожилых людей, политиков в том числе, меньше заботит, что о них думают другие. И, конечно, не надо забывать об умудренности жизненным опытом. Все это вместе взятое говорит, что предпочтительней иметь пожилого президента. Молодой же президент будет скорее склонен вносить изменения в принятый порядок вещей и дел, он будет спонтанен в вынесении и принятии решений. Но мудрости ему взять неоткуда. Но тут я не хотела бы приводить в качестве примера участников проходящей сейчас предвыборной президентской кампании.

– А в чем проявляются недостатки пожилого президента?

– Я могу назвать скорость переработки информации: она действительно замедляется с возрастом, это заметно на примере одного пожилого кандидата. Но разница скорее между разными людьми, чем между разными возрастными группами. Другой аспект: пожилые люди функционируют продуктивнее в более ранние часы суток, чем молодые люди. В случае президента Рейгана в штате Белого дома были вынуждены принять во внимание время суток, когда он работал наиболее оптимально, и изменили свое расписание.

– Творчество и возраст: в какой период жизни люди творят наиболее продуктивно?

– Это зависит от того, каким видом творчества занят человек. Типичными примерами являются изобразительное искусство, музыка, литература и наука. Заслуженный профессор отделения психологии университета штата Калифорния в Дейвисе Дин Кит Саймонтон провел важнейшее исследование творческого процесса на протяжении жизни человека. Он обнаружил, что человек достигает пика в творческой деятельности в разный для каждого вида творчества период. Физик-теоретик, как правило, достигает вершины своего творческого потенциала в молодом возрасте. Примерами могут служить Эйнштейн и гений-математик Джон Форбс Нэш, ставший героем книги и фильма «Игры разума». Композиторы, художники и писатели успешнее творят в более поздний период своей жизни. Но творческий потенциал распространяется по всей длине жизни. Накопленный же опыт, повторю, способствует не всякому творческому процессу.

– Где и как обществу лучше использовать стариков?

– Пожилые люди с их накопленными знаниями и опытом становятся прекрасными консультантами практически во всех родах деятельности человека, где не требуется базы технических знаний. Другое поле деятельности, где нам просто необходимо использовать пожилых людей – это преподавание. В Америке ширится движение среди пожилых людей, безвозмездно предлагающих свой опыт – они становятся наставниками в учебных заведениях. Но я считаю, что наряду с волонтерской – благотворительной - деятельностью нужно предлагать ушедшим на пенсию пожилым людям и платные должности.

– Шелли, о какой старости для себя вы мечтаете?

– Для самой себя и для ваших читателей я желаю старости без болезней. Сама же я хотела бы все время продолжать учиться. Я веду дневник, куда записываю, что нового я узнала за каждый день. Не просто новую информацию, а как она изменяет мое понимание устройства мира. Я хочу внести последнюю запись в день моей смерти. Состарившись, я хочу ездить по миру, быть ментально и профессионально активной, взять уроки игры на пианино, подняться на Мачу-Пичу, рисовать акварелью. В пожилом возрасте у нас появляется свободное время, ненадолго, но все же, мы можем сделать то, что не успели сделать в молодости, когда торопились выполнять срочные дела. У нас появится время подумать о том, как приобретенные знания объясняют смысл жизни.

– Что можно сделать, чтобы наш мозг не слабел со старостью?

– Разные исследования предлагают разные способы поддержания живости ума. Самый популярный – постоянное получение знаний. Я с радостью отмечаю, что возможностей продолжить образование в пожилом возрасте становится все больше. Выйдя на пенсию, многие начинают брать какие-нибудь уроки: рисования, языка, стрельбы из лука, философии. Но самое главное – это оставаться активными физически. Занимаясь аэробикой, например, мы питаем мозг кислородом. Правильное питание и отдых как минимум восемь часов в день – две следующие важные составляющие поддержания жизнедеятельности клеток мозга и системы нашей памяти.

Александр Генис (Нью-Йорк)

Источник информации: "http://www.svobodanews.ru/"

Опубликовано на сайте "Беларуская сацыял-дэмакратычная партыя (Грамада)" (http://bsdp.org/?q=be/node/5581)
24.06.2008 г.

Tags: Жизненная мудрость
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments