bp21_Георгий Козулько (bp21) wrote,
bp21_Георгий Козулько
bp21

Categories:

Реальность и иллюзия. 3. Пробуждение к истинной реальности


(Ваши уточнения и дополнения к тексту, а также ссылки на книги, статьи, фото и видео по теме приветствуются)


В первом тексте из серии "Иллюзия и реальность" была высказана мысль о множественности и иерархичности реальности (реальностей) в рамках цельного мира (мироздания) и целостного восприятия. Иерархичность означает наличие уровней разной "высоты" и подчиненности (иерархии). В частности, всем знакомы такие состояния сознания, как бодрствование и сон. В их чередовании проходит жизнь обычного человека. Это два уровня реальности. Во сне человек имеет дело со сновидениями - субъективной реальностью ("ненастоящей"), а в бодрствовании с видением и восприятием окружающей среды – с объективной реальностью ("настоящей"). Так принято считать в рамках материалистического мировоззрения.

пробуждение реальность. Рисунок с сайта http://wpapers.ru/wallpapers/Fantasy/5625/

Как мы отличаем одну реальность от другой, сон от бодрствования? И почему считаем одну настоящей, а другую иллюзорной? Главное различение происходит при переходе от одной реальности к другой, в частности, при просыпании. Осознавание вхождения в иную реальность или пребывания ней, а также память о предыдущей являются необходимыми условиями различения. Лишь проснувшись, мы окончательно осознаем, что ранее был сон, он ушел, после чего открылся другой, более высокий уровень реальности. Пребывая в бодрствовании, мы в любой момент можем обратиться к воспоминанию о сне. Но будучи во сне, мы не можем осознанно вспомнить о том, что есть бодрствование, как иная реальность более высокого уровня. В этом и заключается главное отличие. Имеются и другие, более мелкие признаки отличия.

Конечно, есть те, кто научился во сне оценивать и осознавать какие-то эпизоды как сновидческие. Благодаря этому можно, например, прерывать кошмарные сны или снижать негативную эмоциональность в острых сновидческих ситуациях. Отдельно нужно упомянуть о тех людях, кто овладел искусством управляемых снов. Они в самом сне осознают, что это сон, и могут управлять его сюжетом. Но люди с такими умениями редки.

Просветленные мастера утверждают, что всё не ограничивается известным нам миром бытия. Они говорят, что есть иная реальность, более "высокого", более "тонкого" плана, и что именно она реальна, в то время как наш мир в сравнении с ней иллюзорен (майя). Именно с такой (или похожей) реальностью сталкивается человек после смерти тела, когда его сознание осознает себя как нечто отдельное, самостоятельное, не связанное с телом. Те, кто обладает особыми врожденными экстрасенсорными способностями, либо кто с помощью медитации и специальных духовных практик научился входить в трансовые состояния сознания и развил сверхчувствительность, еще при жизни в той или иной степени знакомы с этой реальностью, познают ее. Сюда относятся также так называемые астральные путешественники и мастера управляемых снов.



Можно ли сказанное в абзаце выше доказать? Можно. Для этого необходимо развить в себе соответствующие навыки и умения. После чего оно откроется…

Что касается меня, как свидетеля этого, то на сегодня я не обладаю какими-либо более менее выраженными экстрасенсорными способностями. Поэтому не могу свидетельствовать в полной мере. Тем не менее, кое-что имеется. Во-первых, это более "тонкое" ощущение окружающего мира и совершенно иное его восприятие в состоянии сознания, которое можно характеризовать как приближенное к самадхи, достигнутое благодаря практикам динамических аудио-медитаций (созерцание окружающего мира в состоянии полной остановки ума). Во-вторых, в моей жизни было несколько случаев, которые можно отнести к проявлению и видению "тонкого" мира. Об этом подробнее будет позже. Не исключаю и надеюсь, что это лишь начало…

С другой стороны, есть те, кто достиг полного просветления (просветленности). Именно они свидетельствуют об иной, более высокой реальности, называя этот мир маей (проявлением иллюзорности восприятия). Они также описывают свой опыт, как это им открылось.
Цитата: "Опыт просветления делает это совершенно ясным. Но перевести это на язык, понятный людям, у которых еще нет этого опыта, всегда было великой проблемой, порождавшей множество заблуждений." (Ошо Бхагван Шри Раджниш. "Мастер. Размышления о преображении интеллектуала в просветлённого")

Ниже я привожу фрагмент текста мудреца Ошо, который можно коротко назвать "Реальность и иллюзорность мира: опыт пробуждения Ошо". Он по-своему и в очень простой форме выражает и описывает свой опыт пробуждения от бодрствования и то, как после этого воспринимается окружающая действительность. Уверен, что есть подобные описания и у других просветленных авторов. Однако на данный момент либо не помню, либо еще не читал их. Поэтому буду признателен за дополнительные подсказки.


Реальность и иллюзорность мира: опыт пробуждения Ошо

"Всю неделю я ложился спать в двенадцать-час ночи, но в тот день просто не мог высидеть так долго. Глаза слипались, я открывал их с огромным трудом. Что-то надвигалось, что-то непременно должно было случиться. Трудно сказать, что именно, - возможно, я просто умирал - но страха не было. Я был готов ко всему. Минувшие семь дней были такими прекрасными, что я готов был даже умереть. Мне уже ничего не хотелось. Целую неделю я провел в полном блаженстве. Я был так счастлив, что с радостью принял бы даже смерть.

Что-то неотвратимо приближалось - что-то сравнимое с гибелью, некий решительный поворот, который мог закончиться смертью или новым рождением, распятием или воскресением. Прямо за углом меня поджидало нечто невероятно важное. Но я не мог заставить себя раскрыть глаза, я был будто одурманен.

Уснул я часов около восьми, но это было мало похоже на сон. Теперь я понимаю, что имеет в виду Патанджали, когда говорит, что самадхи напоминает сон. Разница только в одном: в самадхи ты одновременно спишь и бодрствуешь, спишь и не спишь. Тело расслаблено, каждая клеточка организма спит, но в тебе пылает огонек осознанности... ясный, не дающий копоти. Ты начеку, но расслаблен, не напряжен, но в полном сознании. Тело покоится в глубоком сне, а сознание возносится на пик активности. Так соединяются вершина сознания и впадина телесного покоя.

Я уснул. Странный это был сон: тело спит, а я бодрствую. Это было так странно... Тебя будто разорвали на две части, растянули в двух направлениях, разнесли по двум измерениям, но два полюса при этом были так обострены, словно я одновременно оказался обоими... Положительное и отрицательное, сон и бодрствование, жизнь и смерть слились в одно. Это был тот миг, когда сливаются творец и сотворенное.

Состояние было сверхъестественным. В первый раз оно потрясает до самых глубин души. После этого переживания тебе уже никогда не стать прежним. Оно приносит совершенно новые взгляды на жизнь, делает тебя совсем другим.

Около полуночи мои глаза открылись вдруг сами собой... во всяком случае, я не прилагал к этому никаких усилий. Что-то нарушило мой сон. Я ощутил рядом с собой, в своей комнате, чье-то присутствие. Моя комнатка была совсем крошечной, но я чувствовал повсюду вокруг биение жизни, мощные вибрации. Я словно попал в глаз тайфуна и захлебывался в величественной буре света, радости и блаженства.

Это было так реально, что нереальным стало все остальное: стены комнаты, весь дом, само мое тело. Все стало нереальным, ведь лишь теперь я впервые видел подлинную действительность.

Вот почему нам так трудно понять, когда Будда и Шанкара говорят, что мир - это майя, иллюзия. Мы знаем только этот, наш мир, нам не с чем его сравнить. Нам известна только одна действительность. О чем говорят эти люди? Какая-то майя, иллюзия... Есть лишь одна реальность. Их слова не поймешь, пока не постигнешь подлинную реальность. До той поры их слова остаются теориями, хитроумными гипотезами. Может, это просто заумная философия такая: "Весь мир - иллюзия"?

На Западе было так. Беркли заявил, что мир нереален, когда прогуливался со своим приятелем, человеком весьма логичным. Этот его приятель был почти скептиком. После этих слов он молча поднял камень и больно стукнул Беркли по голове. Беркли завопил, кровь сочилась из царапины, а его друг-скептик сказал: "Так что, мир по-прежнему нереален? Ты ведь сам так сказал, верно? Почему же ты кричишь, ведь этот камень нереален. Чего хвататься за голову и корчиться от боли? Все вокруг нереально!"

Такие люди не в состоянии понять, что имеет в виду Будда, когда говорит, что Вселенная - мираж. Он не утверждает, что можно ходить сквозь стены. Он не говорит, что мы можем питаться камнями и нет никакой разницы, что ты ешь - хлеб или камни. Нет, дело совсем не в этом.

Он говорит о том, что есть иная действительность, и стоит ее постичь, как эта так называемая реальность просто блекнет, становится нереальной. Сравнение возможно только после пробуждения к высшей реальности, а не до того.

Во сне реально сновидение. Каждую ночь мы видим сны, но каждое утро говорим, что они были нереальны, но на следующую ночь, когда мы спим, сновидения снова становятся явью. Во сне очень трудно понять, что это сон. А утром это очень легко. В чем же причина? Ты остаешься собой. Во сне есть только одна действительность. С чем ее сравнить? Кто возьмется утверждать, что реально? По сравнению с чем? Реальность только одна. Все точно так же нереально, как и все прочее, и потому сравнение невозможно. Утром, когда ты открываешь глаза, перед тобой уже другая реальность, и теперь ты можешь говорить, что сновидение было нереальным. Сновидение становится нереальным при сравнении с явью.

Но есть и пробуждение... И по сравнению с реальностью этого пробуждения нереальной становится привычная действительность.

Той ночью я впервые постиг смысл понятия майя. Конечно, я и раньше знал это слово, но совершенно не сознавал его смысла. Я воспринимал его так же, как и вы сейчас, но никогда прежде не понимал по-настоящему. Разве можно понять, не пережив? Той ночью распахнулись двери новой действительности, незнакомого измерения. И там была она - иная реальность, особая реальность, настоящая реальность, как угодно будет называть. Называйте ее Богом, истиной, дхармой, дао - как угодно. Она не имеет названия. Но она была там - прозрачная, но в то же время столь осязаемая... Она чуть не задушила меня. Ее было слишком много, я еще не мог вобрать в себя столько всего...

У меня возникло сильное желание выскочить из комнаты, выбежать под открытое небо. Я задыхался. Слишком много всего! Я погибал! Мне казалось, что, если задержусь тут хоть на секунду, эта реальность меня задушит. И я выскочил из дому, помчался во двор. Мне хотелось просто оказаться под открытым небом, увидеть звезды, деревья и землю... быть на воле. Стоило мне выйти - и удушье тут же прошло. Моя комнатушка была слишком мала для такого величественного события. Для такого события даже звездное небо - слишком тесная крыша. Оно больше неба. Даже небо - не предел. Но так мне все равно стало легче.

Я направился к ближайшему саду. Даже походка моя стала иной. Я шел так, будто сила тяготения исчезла. Шел я, бежал или просто парил - трудно сказать. Тяготения не было, я ничего не весил, меня словно влекла какая-то сила. Я оказался в объятиях какой-то неведомой энергии.

Запомните, с того дня я никогда уже не был по-настоящему в своем теле. Меня с телом соединяет лишь тончайшая нить. И меня все время удивляет, что Целое почему-то хочет, чтобы я оставался тут - а я тут уже не сам по себе, не по своей воле. Воля Целого держит меня здесь, она позволяет мне еще немного побыть на этом берегу. Возможно, через меня Целое хочет с вами чем-то поделиться.

С того дня мир стал нереальным. Передо мной открылся другой мир. Но когда я называю этот мир нереальным, я не имею в виду, что эти деревья не настоящие. Они совершенно реальны; нереально то, какими вы их видите. Сами по себе они самые настоящие - они существуют в Боге, они есть в абсолютной реальности, - но то, какими вы их видите... Вы не видите их по-настоящему. Вы видите нечто другое - мираж.

Вы окружили себя собственными снами, и это сновидение будет тянуться, пока вы не проснетесь. Мир нереален, потому что известный вам мир - это мир ваших снов. А когда просыпаешься, перед тобой возникает новый мир, настоящий.

Нельзя говорить: есть Бог, а есть мир. Бог и есть мир, но это понимаешь, только когда твои глаза ясны, не запорошены сном, не затянуты дымкой сновидений. Когда взор ясен, когда обострена чувствительность, становится очевидно, что есть только Бог.

Иногда Бог - это зеленое дерево, иногда - яркая звезда, иногда - кукушка, а иногда цветок. Бог - порой ребенок, порой река, но всё, что есть, - это Бог. Как только начинаешь по-настоящему видеть, вокруг - только Бог.

Но сейчас всё, что вы видите, - не истина, а ложь. Что такое мираж? Лживая проекция. Но, как только увидишь... Хоть на долю секунды... нужно лишь позволить себе это! Повсюду перед тобой предстает невероятное благословение - в облаках, на солнце и на земле.

Мир прекрасен. Но я говорю сейчас не о вашем мире, я говорю о своем мире. Ваш мир уродлив, он создан вашим "я", это мир проекций. Вы используете подлинную действительность как экран, на котором отражаются ваши собственные представления о мире.

Когда я говорю, что мир реален, это невероятный, чудесный мир - лучащийся бесконечностью, наполненный светом и радостью. Это вечный праздник - я говорю о своем мире. Он может стать и вашим, нужно лишь проснуться.

Той ночью я стал пустым, а потом наполнился. Я прекратил быть и стал самим бытием. Той ночью я погиб и родился заново. Но тот, кто родился, не имел ничего общего с тем, кто умер. Не было никакой связи. На вид я не изменился, но между мной прежним и мной новым не было ничего общего. Гибнущий гибнет до конца, от него ничего не остается.

Я пережил много смертей, но с этой ни одна не сравнится. Все минувшие смерти были неполными.

Иногда умирает тело, иногда - часть разума, иногда - часть эго, но личность остается. Многократно обновленная, многократно перекрашенная - что-то меняется тут, что-то здесь, - но сама личность остается, сохраняется некая непрерывность.

Но той ночью смерть была полной и окончательной. Это день моей смерти и день моего единения с Богом."

(Фрагмент из книги Ошо Бхагван Шри Раджниш "Автобиография Духовно Неправильного Мистика")

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/105093.html)

Tags: Духовное знание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 197 comments