bp21_Георгий Козулько (bp21) wrote,
bp21_Георгий Козулько
bp21

Category:

Реальность и иллюзия. 2. Что такое майя


(Ваши уточнения и дополнения к тексту, а также ссылки на книги, статьи, фото и видео по теме приветствуются)


Здесь речь о майя. Не о племени из Южной Америки. А о философском понятии, с помощью которого в духовных учениях обозначают иллюзорность мира.

Мир вещей, явлений и людей есть лишь иллюзия - майя. Так говорят просветленные восточные учителя, тем самым подчеркивая иллюзорность воспринимаемого материального мира. Понятие майя хорошо тем, что дает практическое решение философского парадокса о том, реален ли наш мир или нет. (Об этом парадоксе подробнее было в текстах "Иллюзия восприятия. 1. Всё есть сознание, или о парадоксе [неизвестности] объективной реальности (+ видео)" и "Реальность и иллюзия. 1. Что такое реальность? Множественность и уровни реальности").

майя иллюзия. Рисунок с сайта https://radosvet.net/

Мир в себе един и целен. Пребывая на Земле, человек умом разделяет окружающую действительность и воспринимает ее по частям. Создается иллюзия множественности, за которым теряется осознание единства. Человек живет, противопоставляя не только себя окружающему миру, но и отдельные его детали между собой. Это называется дуальностью (двойственностью) восприятия. Она порождает иллюзию отдельного "я" и "моего" и отдельного "ты" ("он\она\оно") и "твоего" ("его\ее\его") и формирует неведение в индивидуальном сознании. Данное неведение проникает в сознание человека через ум. Остановив ум (внутренний диалог, мышление), человек выходит за его пределы, меняет восприятие и осознает мир цельным. Он осознает также свою истинную природу, лежащую вне иллюзии "я" и "моего". Просветленный человек рассматривает мир названий и форм как майя, как невозможность точно выразить словами. Прямое переживание реальности в состоянии самадхи (в состоянии выключенности ума, мышления) дает человеку другой, более глубокий взгляд на реальность.

Мировоззрение, согласно которому наш мир есть лишь иллюзия - майя, родилось ещё в древности, в индуизме. Поэтому восточные учения уходят еще глубже того, что сказано выше. Обобщив, можно сказать, что майя - это сцена и декорации, в которых "игрок" (воплощенная в человеческом теле душа) разыгрывает трагикомедию своей жизни в материальном мире. "Игрок" проходит через множество различных ситуаций, каждая из которых несет в себе ключи к пониманию его истинной природы и окружающего мира. Все, что нужно сделать "игроку", - это осознать, что он игрок и что испытываемое им чувство отдельности является иллюзией. Возвращаясь после смерти тела в реальность вечности, бывший "игрок" окончательно постигает истинность и целостность бытия.

По поводу майи есть хорошая восточная притча. "Однажды императору Чжуан Чжоу приснилось, что он - бабочка, весело порхающая бабочка. Он наслаждался от души и не сознавал, что он - Чжоу. Но вдруг проснувшись, удивился, что он - Чжоу, и не мог понять: снилось ли Чжоу, что он - бабочка, или бабочке снится, что она – Чжоу. Это и называют превращением вещей, тогда как между Чжоу и бабочкой непременно существует различие." (В других версиях употребляется имя Чжуан-цзы. Прим. Автора ЖЖ)
Комментарий. "Нет никакого способа отличить жизнь ото сна, ибо сон есть жизнь, а жизнь есть сон. Остается только верить в то или иное, потому что вся разница здесь - в словах и названиях."

Имеется и другой аспект вопроса. Майя является иллюзией не оттого, что она лишена бытия, а оттого что она временна, преходяща. Всё в мире течет, всё меняется. В нем нет ничего постоянного. Мир находится в движении, его история проходит повторяющиеся этапы по спирали эволюции. Все в нем носит временный характер. Если что-то видится стабильным, неменяющимся, то это лишь характеризует замедленность течения процессов, которые со временем приводят к изменениям. То, что меняется - иллюзорно. Иллюзорный - не значит нереальный, это значит - реальный лишь временно, реальный на какое-то время.

Тем не менее, человек часто не замечает такие медленные перемены или не понимает их природы. Тем самым он предаётся иллюзиям статичности, постоянства (майя). Он пытается свое субъективное иллюзорное представление перенести на реальный мир, сделать его статичным. Тем самым создает проблемы и страдание как для себя, как и для окружающих.

Всё в этом мире противоречиво, всё меняется, нет ничего абсолютного. Можно мечтать о времени и месте, где будет существовать одно добро, без зла. Но это невозможно в силу самой природы вещей. В этом мире нет ничего, что можно было бы назвать абсолютным добром, как нет ничего, что можно счесть абсолютным злом. Явление, которое сегодня кажется хорошим, может завтра показаться плохим. Что делает несчастным одного, может послужить счастью другого. Такова суть вещей. Воспринимая это по-другому, человек пребывает в иллюзии (майя).

Ниже я привожу фрагмент текста мудреца Ошо, который можно коротко назвать "Майя: меняющаяся реальность, в ней смысл иллюзии, только осознание реально". Он по-своему и в очень простой форме выражает и подтверждает сказанное выше. Тем не менее, текст требует глубокой проработки, размышления и анализа для полного понимания заложенных в нем истин и смысла.


Майя: меняющаяся реальность, в ней смысл иллюзии, только осознание реально

Я с самого начала против того, чтобы называть мир иллюзорным. Это изменчивая реальность, это поток. … Все вокруг вас продолжает изменяться; только вы, в сокровенной внутренней сущности, остаетесь всегда одним и тем же.

Почему такие люди, как Гаутама Будда, так настаивали на том, что все сущее — исключая ваше свидетельствующее Я, исключая ваше осознание — просто преходяще, создано из той же самой материи, что и грезы? Они не говорят, что этих деревьев тут нет. Они не говорят, что этих колонн тут нет. Пусть вас не вводит в заблуждение слово «иллюзия».

В английском языке нет точного перевода слова майя; в английском нечто либо реально, либо оно иллюзорно. Майя как раз между ними двумя: она выглядит реальной, но она не реальна. Она кажется реальной, но она не реальна. В английском нет слова, которое точно передает майю. И это слово было переведено как иллюзия; но иллюзия — слово неподходящее. Иллюзия не существует. Существует реальность. Майя как раз между ними — она почти существует. Обратимся к повседневной деятельности: ее можно принять за реальность. И только в высшем смысле, с вершины вашего озарения, она становится нереальной, иллюзорной.

Проблема в том, что все, что становится иллюзорным при переживании просветления, не могут представить себе иллюзорным люди непросветленные. Как вы можете подумать, что ваша жена, ваш муж, ваш дом, ваш автомобиль, ваши соседи... что все это просто сновидение?

Это не сновидение в том смысле, как вы знаете сны; потому слово майя должно быть сохранено непереведенным, ведь майя не означает сон. Оно просто означает, что вещи не вечные не могут быть признаны реальными. Они родились, они есть, и они постоянно умирают. С того самого мгновения, когда что-то родилось, оно начинает умирать — какая же это реальность?

...

Ваш сон тоже существует, пока он есть. Он может длиться только семь минут, или семьдесят минут — это не составляет никакой разницы. Сон родился, он остается здесь... он воздействует на вас, как воздействует на вас что угодно реальное, а потом он умирает.

Такова же природа нашей так называемой реальности. Возможно, этот сон продолжается дольше, в большем масштабе. Но миллионы людей прошли здесь до нас, а мы не знаем даже их имен. Мы не знаем, что они влюблялись, что они сражались, что они убивали, что их убивали, что они совершали самоубийства, что они становились премьер-министрами, президентами, супербогачами... и все они исчезли, словно были не чем иным, как письмом на воде — или, самое большее, письмом на песке. Оно немного задерживается, потом приходит резкий ветер, и все написанное исчезает.

Согласно людям просветленным, то, что просто написано на воде... или пусть это написано на песке, или это может быть написано на граните и сохраняться тысячелетиями — разница лишь во времени; другого различия нет. Разница только в среде — вода, песок или гранит. Написано всегда одно и то же: когда-то его не было, на какое-то время оно появляется, однажды оно опять перестает быть.

Все приходит из ничего и все движется в ничто — это и есть смысл майи. Это не означает «нереальное», потому что написанное на песке тоже реально. Даже написанное на воде имеет собственную реальность, хотя оно и очень мимолетно — вы еще и не написали, а оно исчезло! Написанное на граните будет сохраняться тысячелетиями. Все же определенно одно: все это реально, но однажды оно пришло из ничего, и однажды оно возвратится в ничто. Таков смысл слова майя. Это не равнозначно иллюзии.

...

Человек просветленный видит все сущее как майю. Оно приходит в существование, оно исчезает. Это не вечная действительность, которая никогда не начинается и никогда не кончается.

Весь поиск истины есть поиск того, что остается всегда и всегда одно и то же. Оно не приходит в существование и не уходит из существования. И тысячи искателей пришли к тому же самому выводу: что есть только одна вещь — только одна вещь во всем сущем, которая остается всегда одной и той же, — это ваше осознание.

За исключением осознания, все есть майя.

Только осознание — наблюдатель внутри вас — принадлежит вечной реальности — и есть единственная реальность.

Оно никогда не рождается... никогда не умирает. Оно всегда было и оно всегда будет.

Опыт просветления делает это совершенно ясным. Но перевести это на язык, понятный людям, у которых еще нет этого опыта, всегда было великой проблемой, порождавшей множество заблуждений. "

(Фрагмент из книги Ошо Бхагван Шри Раджниш "Мастер. Размышления о преображении интеллектуала в просветлённого")


В сущности, майя есть не что иное, как иллюзия, обман, мираж, который вводит людей в заблуждение, заставляя их думать, что вечность и счастье можно найти в деятельности материального мира (который на самом деле преходящ и полон страданий). Цель духовных учений – освободить человеческий разум из оков майи.


(Более подробно о майя читайте в "Свами Вивекананда. ДЖНЯНА-ЙОГА. Майя и иллюзия)

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/104842.html)

Tags: Духовное знание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 69 comments