?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись


(Ваши дополнения, уточнения и ссылки на литературу, видео и фото по теме приветствуются)


"Мир не такой, каким кажется."
(Духовная мудрость)


Что есть окружающий нас мир? Иллюзия, майя (сразу отмечу, что первичное значение этого слова несколько шире, чем обычно употребляемое, и включает в себя изменчивость). Так говорят просветленные мудрецы, обладающие умением исследовать внутренние миры сознания. Лично я пока ничего не могу сказать об этом исходя из своей относительно небольшой и еще неглубокой духовной практики. Однако, если проанализировать имеющуюся на сегодня научную, философскую и эзотерическую информацию, то такое утверждение не лишено здравого смысла. При этом мир есть не просто иллюзия, а многослойная, многоуровневая иллюзия. Или, как минимум, неизвестность. Это похоже на русскую матрешку, где внешняя фигурка содержит в себе меньшую, та еще меньшую и так далее.

В прошлом тексте был показан парадокс, что наше понимание объективной реальности и первичности материального (внешнего) мира скорее всего иллюзорно. Причина заложена в природы самого сознания и восприятия им действительности. Мы думаем, что это так или не так, но точно, наверняка не знаем, как оно на самом деле. На этот вопрос не существует непротиворечивого ответа. Этот слой иллюзии можно назвать самым внешним, пограничным, "наибольшим". Для большинства людей, живущих в повседневных заботах рационально-материального мира, это не нужно. Поэтому они либо ничего не знают об этом, либо просто не задумываются. Для людей "поверхностно" духовных этот вопрос также не имеет особого значения. Он важен лишь для тех немногих, кто глубоко ушел в познание сути мира, сознания, человека и пытается докопаться до его истоков.

иллюзия_танец1

Следующий уровень иллюзии интересен уже для большего количества людей, вовлеченных в духовный и научный поиск. Он о том, что внешний мир существует сам по себе, это признается, но мы наверняка не знаем, каков он на самом деле. То, что мы воспринимаем и визуально представляем себе как внешний мир, на самом деле лишь проекция, картинка, модель этого мира, построенная в нашем мозгу. Реальна ли эта картинка, либо она виртуальна, это находится за пределами возможностей нашего человеческого знания. На самом деле мир, скорее всего, совершенно иной в сравнении с тем, как он нам видится. Мир не такой, как кажется. Какой он? ….. Молчание, ибо нет ответа. …

Поясню, что всё это означает.

Мы контактируем с окружающим миром с помощью 5 основных органов чувств, получаем из него информацию, воспринимаем ее, обрабатываем и в конечном итоге строим в мозгу конкретные образы этого мира. Так формируются зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные образы, картинки. Все вместе они накладываются и создают цельную картину мира, данную нам в ощущение. Добавим к этому наши чисто умозаключительные представления. Таким образом, мы познаем и принимаем мир таким, каким воспринимают его органы чувств и каким рисует его наш мозг.

И вот тут начинается самое интересное. Действительно ли существует во внешнем мире всё то и так, как показывает нам наш мозг? Действительно ли пение цикад пронзительное, роза красная, камень твердый, нектар сладкий, а эфирные масла ароматные? И вообще, роза, камень и всё остальное в действительности таковые или совершенно иные? Мы привыкли думать, что таковые. Но, похоже, что это большое заблуждение.

Потому что в действительно всё обстоит совсем иначе. Возьмем, к примеру, симфонический оркестр, исполняющий "Лунную рапсодию". Множество инструментов, множественность самых различных звуков, высоких и низких, громких и тихих, "волшебным" образом сменяющих друг друга. Всё это приятно действует на наш слух и создает гармонию звучания музыкального произведения. Но что на самом деле? На самом деле никакого звука в зале нет. Есть лишь колеблющийся воздух (молекулы) назад и вперед, воздух, вибрирующий и резонирующий тысячами способов и в разных направлениях. Это подобно "океану" в замкнутом пространстве, насквозь пронизанному звуковыми волнами, вибрирующими на различных частотах. Вот и всё! Чтобы превратиться в звук, в то, что мы слышим, необходимы ухо (слух) и мозг. Именно мозг создает симфонию звучания и красоту звука внутри себя. Без мозга ничего этого не существует. Или как минимум, существование этого неизвестно.

Видеоролик ниже наглядно показывает, что физически представляет собой звук. Парень положил видеокамеру в гитару и записал колебания гитарных струн. (Видео взято по наводке жж-френда fleshatronach)



Второй пример зрительный. Прекрасный луг, полный ярких цветов и пестрых бабочек. Миллион завораживающих цветовых оттенков и вариаций. И в завершение радуга на ярко голубом небе. А что на самом деле? На самом деле никакого цвета на лугу и в небе нет. Есть лишь световые волны различной частоты (электромагнитное излучение), отраженных от предметов и пронизывающих пространство во всех направлениях. "Океан" "бушующего" электромагнитного излучения. Чтобы превратиться в цвет, в то, что мы видим, необходимы глаз и мозг. Именно мозг создает внутри себя всё это разнообразие красок и оттенков цвета. Без мозга их нет. Или как минимум, существование этого неизвестно.

Точно также обстоит дело со вкусом и запахом. Они существуют в нашем сознании благодаря наличию биологических анализаторов (язык и нос) и мозга. В природе же есть только молекулы различных химических веществ, состоящих из атомов разного вида и количества. Та же ситуация касательно ощущений прикосновения. Тактильные восприятия твердости и мягкости возникают благодаря различной плотности вещества (близости расположения молекул) и способности атомов отталкивать себе подобных с помощью электромагнитного поля. А тепло и холод, понятие которых также не существует во внешнем мире, ощущаются в мозгу благодаря различной скорости движения молекул.

Но это еще не всё. Существует вопрос, на который нет ответа: почему наш мозг формирует именно такую картинку мира, а не другую? Ведь другие биологические виды, по-видимому, создают иные мозговые образы восприятия окружающей среды. Это зависит как от специфики их органов чувств, так и от особенностей функционирования их мозга и проявляющегося в нем сознания. Например, мир человека, мир летучей мыши и дельфина с их эхолокацией, мир слепого крота и мир насекомого должны выглядеть по-разному. Оно так и есть! Более того, не факт, что мир в восприятии разных людей одинаков. Вполне может быть, что он разный. Например, известен философский парадокс, вопрос, не имеющий ответа: я вижу красный цвет и ты видишь красный цвет, мы видим красный одинаково или по-разному? Ответа нет, так как нет внешнего независимого арбитра, способного объективно оценить нашу внутреннюю субъективность.

Ниже видеоролик о разном восприятии внешнего мира в зависимости от строения и ведущей роли тех или иных органов чувств.

стрение-глаза_перевернутость

В качестве еще одной иллюстрации иллюзии восприятия внешнего мира упомяну феномен перевернутого зрения. На самом деле зрительные проекции, которые из внешнего мира проходят через глазное яблоко и попадают на сетчатку глаза, оказываются в перевернутом виде. Это происходит благодаря хрусталику, действующему как линза. Таков оптический закон (см. рис.). Затем мозг "переворачивает" проекцию еще раз и формирует образ в "нормальности". Существует мнение, что младенцы первое время видят мир перевернутым, потому что они воспринимают окружающую действительность в чистом виде, "незамутненном" разумом. Лишь затем, по мере развития координации, происходит адаптация и всё становится на свои места. Проводили научные эксперименты, когда подопытному одевали специальные, переворачивающие изображение очки. В результате на сетчатку человека попадало нормальное (в плане верх-низ) изображение. Тем не менее, поначалу человек воспринимал (видел) мир перевернутым. Потому что это была непривычная для его мозга проекция. Требовалась неделя и более, прежде чем мозг адаптировался и "переворачивал" картинку, что называется, с головы на ноги. Затем очки снимали и мозг опять получал перевернутые образы. Однако для адаптации в этот раз ему требовалось уже меньше времени, буквально пару дней. Получается, мозг обучается реагировать на пространственные изменения действительности и быстро восстанавливает необходимую, наиболее удобную для него проекцию внешнего мира.

Таким образом, отражаемый в нашем мозгу (сознании) внешний мир – это его проекция, выстроенная по неким, весьма сложным математическим правилам. Ведь надо как-то ориентироваться во внешнем мире. Вот наш мозг и выбрал определенный вариант, стандарт проекции, характерной для биологического вида Гомо сапиенс. Почему именно такие правила, а не другие? Почему именно такой стандарт, а не другой? Ответа нет, так как нам это неизвестно. Ясно лишь одно, что истинно внешний мир (если таковой существует на самом деле) не такой, каким нам кажется и к какому мы привыкли в нашем представлении. Его проекция в нашей голове создает математически непротиворечивую и на поверхностный взгляд правдоподобную, но на самом деле иллюзорную картину мира. Впрочем, коль эволюция выбрала для Гомо сапиенс именно такую модель мира, значит это был наиболее оптимальный вариант в сложившихся земных условиях.

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/103130.html)

Comments

admin_minsk
9 июл, 2012 19:21 (UTC)
простите, но опять
что-то не то. что-то в тексте из 6 класса средней школы. что-то придумали. ролики ни о чем, последний особенно. хорошо. подожду еще один пост.
bp21
9 июл, 2012 19:37 (UTC)
Re: простите, но опять
Из 6-го класса, говорите? Ладно, сейчас проверим. :) Итак, что по Вашему представляет собой внешний мир? Как он выглядит на самом деле?

PS/ Последний ролик. Согласен, что не очень четкий, больше намеками, но ничего лучшего не знаю. Подскажите лучше.

Edited at 2012-07-09 19:38 (UTC)
(Удалённый комментарий)
bp21
9 июл, 2012 20:09 (UTC)
Re: подсказываю
Комментарий spartak_gomel удален за нарушение пунктf 10 правил комментирования в ЖЖ.
(Удалённый комментарий)
bp21
9 июл, 2012 20:16 (UTC)
комментарий удален
Комментарий spartak_gomel удален за нарушение пунктов 3 и 8 правил комментирования в ЖЖ.
Расцениваю это как грубое нарушение (умышленное оскорбление).
Предупреждение: в случае повторения такого жж-пользователь spartak_gomel будет забанен на определенный период.
spartak_gomel
9 июл, 2012 20:19 (UTC)
Re: комментарий удален
Ты фильмы смотрел? Повторяю: дурак. Бань. Тебе ж царём быть хочется , ане знать что-то. Выполняй свою миссию. миссионер хренов. А я спать.:) Спокойной ночи.
bp21
9 июл, 2012 20:21 (UTC)
Re: комментарий удален
Да, жара реально на мозг подействовала... А может и не жара уже...
Ветка заморожена.

Edited at 2012-07-09 20:22 (UTC)
spartak_gomel
9 июл, 2012 20:13 (UTC)
Re: подсказываю
Юра. ты эти фильмы видел? Если нет, тогда ты осёл! Ты попросил у человека лучший источник. Я его знаю. Указал тебе название и производителя, а ты удалил коммент. Совсем с ума сошёл?:)))))))))
bp21
9 июл, 2012 20:20 (UTC)
Re: подсказываю
Я с человеком разговариваю. И данная форма вопроса имеет определенный смысл для продолжения беседы. Это как игра в шахматы. А ты встреваешь туда, куда тебя не просят и куда не нужно. Я понимаю, что манеры... Но, я определил правила как раз потому, что проблема с манерами... В связи с чем ветку замораживаю.