bp21_Георгий Козулько (bp21) wrote,
bp21_Георгий Козулько
bp21

Category:

Наука и духовное учение: немного о подходах и методологии, а также о взаимодействии


(Ваши дополнения, уточнения и ссылки на литературу по теме приветствуются)


В этом тексте коротко изложу схожесть и различие в подходах и методах к изучению материального и духовного миров. Из сказанного следует, что духовный мир, как и материальный, также исследуется с целью установления его природы, структуры, законов функционирования, выработки практических навыков и приемов для взаимодействия с ним или в нем.

Здесь очень важен момент, и его нужно всегда помнить, что наука работает с познаваемым, а религии или духовные учения также и с непознаваемым. У науки для этого свои методы и приемы, а у духовно практикующих свои.

Неверно думать, что духовный мир (или, грубо говоря, мир сознания) – это нечто несуществующее, неопределенное, нечто типа фантазии, выдумки, над чем можно лишь посмеяться и от чего нужно отмахнуться, как от надоевшей шутки. Это мнение, как правило, людей самоограниченных, с недостаточной масштабностью мышления, не осознающих до конца окружающий мир, его широту и глубину, самих себя, своё Высшее Я. Такие люди находятся в состоянии "бодрствующего сна" разной степени погруженности, если можно так выразиться, в состоянии само-загипнотизированной сонамбулы. Для настоящего исследователя духовный мир также является объектом и предметом изучения. При этом есть понимание, что мы имеем дело с разными видами реальности, действительности. Поэтому в познании мира духовного (нефизического) существует своя специфика и своя методология, отличная от исследования мира материального (физического). В чем она?

Нау́ка - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Наука преимущественно изучает окружающий человека мир (внешний мир) и лишь частично касается мира внутреннего (сознания). Она работает с познанным на бытовом уровне и непознанным, находящимся за границами бытовых интересов, переводя его в разряд познанного. Для этого используется широкий арсенал приемов и методов: сбор научных фактов (через наблюдение, измерение, описание и эксперимент), их систематизация и обобщение, критический анализ собранного материала, построение причинно-следственных связей, определение закономерностей, формулирование гипотез и теорий, прогнозирование и проверка. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества. Научный метод основан на проверке, доказательстве, воспроизведении, фальсифицируемости. Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований.

У некоторых людей существует убежденность во всемогуществе науки, научного метода и уверенность в том, что со временем наука познает если не всё, то близко к этому. На мой взгляд, такая точка зрения характерна для людей, не особо представляющих себе бесконечность, многомерность мира и многообразие его проявлений. Впрочем, на сегодня ни данный тезис, ни обратный не может быть ни опровергнут, ни доказан. Что ставит его в разряд ненаучных.

Духовная или религиозная практика - сфера человеческой деятельности, направленная на познание внутреннего мира человека, его сознания и высших аспектов бытия, и на выработку знаний о взаимодействии своего Я с этими высшими аспектами. Духовное учение исследует прежде всего внутренний мир человека (сознание), его высшие аспекты (душу, Бога) и уже через это мир внешний. Духовные учения работают с непознанным, познанным и, в отличие от науки, с непознаваемым. Говоря духовное учение, я специально избегаю слова религия, так как в этом случае возникают ассоциации с организованными религиями, рассчитанными на массовое, упрощенное, нередко искаженное восприятие духовных истин. Разница между духовным учением и религией примерно такая же, как между классическими симфоническими произведениями Баха, Бетховена и других величайших композиторов и дешевой эстрадной попсой, рассчитанной на массового зрителя-обывателя.

Что интересно, духовные учения и практики используют те же самые методы познания, что и наука (наблюдение, описание, эксперимент, систематизация, обобщение, анализ, построение причинно-следственных связей, определение закономерностей, формулирование гипотез и теорий, прогнозирование и проверка), плюс специфические (например, медитация, молитва, откровения, ченнеленги и пр.). Разница также в том, что научный инструментарий работы с объектами и явлениями материального мира более разнообразный, чем духовный. Духовный инструментарий более ограниченный. Потому что мы имеем дело с сознанием, с явлениями, происходящими в нашем мозге и проявляющимися в самом сознании. Следовательно, многое можно изучить лишь с помощью самого мозга, как инструмента. К сожалению, невозможно взять фото-, кинокамеру или диктофон в путешествие вглубь сознания, чтобы убедительно и неопровержимо для стороннего зрителя показать и доказать то, что там происходило. С другой стороны, по мере сближения научного и религиозного научный инструментарий всё больше и больше используется для изучения духовных аспектов бытия.

Особенностью духовного метода является высокая степень субъективности в описании определенных вещей и постулатов, субъективное толкование результатов. Имеется трудность изложения, передачи человеческим языком образов и явлений, невероятно сложных или не имеющих аналогий в материальном мире, что также вносит элемент субъективности и неточности в учение. Это опять же связано со спецификой объекта изучения – сознания и его проявлений. Тем не менее, в сфере духовного знания тоже есть группа экспертов (из духовных Учителей), которые практически проверяют правильность постулатов духовной науки, развивают ее и передают этот духовный опыт своим последователям.

Как исследуются непознанные явления и проявление духовного в случаях, когда они не могут быть с высокой точностью проверены на практике, а потому доказаны без сомнений? Речь идет о вещах и явлениях, далеко выходящих за пределы материального мира. В таком случае используется (назову его) метод "сложения пазлов", где целостное знание получается за счет сложения всех имеющихся фактов и доказательств в общую картину, а недостающие элементы выводятся логическим путем или доставляются с помощью интуиции. Приведу аналогию из материального мира. Например, кто-то говорит, что на каком-то острове обитает неопределенное живое существо, но никто его не видел. В таком случае изучаются факты его проявления. Например, на берегу встречены незнакомые следы с когтями. На коре дерева оставлены ранее невиданные царапины. Найдены остатки животной пищи и ранее не встречаемые экскременты. И т.д. Таким образом, по форме и характеру этих признаков с определенной долей вероятности можно установить, что на острове обитает хищник с такими-то параметрами. Впрочем, биологи и палеонтологи уже давно успешно пользуются этим методом, когда по нескольким костям воссоздается предполагаемый облик животного. И это называется наукой. В духовной сфере аналогично. Разница лишь в том, что духовные "артефакты" невозможно выставить на обозрение посетителей музея.

В прошлом тексте речь шла о научном и религиозном как двух сторонах единого целого. Это предполагает их взаимодействие. И не просто взаимодействие, а сбалансированное взаимодействие. Как должен быть организован научный процесс для достижения гармонии между научным и духовным? Отчасти об этом уже говорилось по ссылке выше, а также в других темах из серии "Наука и лженаука".

Наука сегодня ничего не знает, что такое мысль и образ. Да и изучать их она начала сравнительно недавно, каких-то лет 150-200. Соответственно, ее результаты в постижении природы этих феноменов пока еще скромны (хотя нынешние темпы открытий в этой области впечатляют). Духовные учения исследовали феномен сознания и процесс его проявления достаточно глубоко, причем сделали это тысячи лет назад. Именно тогда у людей появились такие системы как йога, а также древние оригинальные практики лечения.

Также необходимо иметь ввиду, что явления, связанные или относящиеся к сфере духовного в своем большинстве не столько сверхъестественны, сколько естественны, но пока еще научно мало изучены. Поэтому история развития науки – это на самом деле ее борьба не с религией, а борьба нового знания со старым, раскрытие, уточнение и по-иному объяснение того, о чем говорят религии и духовные учения. Благодаря этому в настоящее время наблюдается процесс сближения науки и религии, в котором они взаимопроникают, взаимодополняются и трансформируется в нечто симбиотическое. Соответственно, меняются и обогащаются знанием люди, вовлеченные в этот процесс. Примеров этого как среди отдельных ученых, так и религиозных деятелей становится всё больше (к слову, я являюсь одним из них). В итоге сейчас на первый план выходит проблема общности языка для взаимопонимания и совместной работы на благо гармоничного будущего.

Как в целом сегодня видится процесс взаимодействия научного и духовного? Образно говоря, материальный мир, наука, научное знание – это фундамент, туловище. Духовный мир, религия, духовное учение – это крыша, голова. Таким образом, истинно ученый должен стоять на земле, но смотреть в небо. Или по-другому, твердо опираться на уже достигнутое и смело, творчески двигаться в непознанное.

Всё духовное, религиозное, Божественное на Земле, в материальном мире проявляется через материю. Жизнь возникает и развивается в биологических телах. Сознание, чувства, мысли, образы у человека, а также, по-видимому, и у остальных живых организмов появляются и проявляются в мозгу (нервной системе). Все так называемые сверхъестественные явления происходят благодаря физическим, химическим и биологическим процессам в окружающем нас физическом мире. Поэтому и рассматривать их необходимо в целостности и единстве материального и духовного.

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/100514.html)

Tags: Духовное знание, Наука
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments