?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

(Продолжение. Начало здесь, здесь, здесь и здесь)

Итак, после окончания университета летом 1985 г. я приехал в Государственное заповедно-охотничье хозяйство "Беловежская пуща" (ГЗОХ), проработал там 3 месяца и был призван на военную службу. В вузе я получил распределение на 3 года для отработки учителем в сельской школе, но не явился туда, фактически удрал в Пущу. Чтобы избежать негативных юридических последствий и сэкономить 1 год, я должен был уйти в армию.

Хорошо помню свой первый приезд в Беловежскую пущу. Здесь я был один раз в детстве, но кроме музея природы, диких животных в вольерах с деревянной оградой и плавающей щуки в небольшом бассейне возле музея ничего не помню. На этот раз всё было иначе. Да и Пуща была еще та, тогдашняя, которая до бамбизма (под таким названием в историю войдет пущанский период 2001 - 2010 годов, от слова "бамбить"), не вырубленная и не радикально измененная.

Я прошел через входные ворота (также фото здесь, позже всё это было ликвидировано, т.е. переделано) в административно-туристический центр и как будто попал в нечто волшебное, в необыкновенно чудесное и неповторимо красивое. Я видел прекрасные леса, но НАСТОЛЬКО КРАСИВОГО я никогда не видел! 150-200-летние сосны, ели, дубы, буйная растительность… Я был радостно ошеломлен и сразу понял, что здесь мое будущее, которое ни на что другое я не поменяю!

Зашел к замдиректора по науке Н.И.Будниченко, поговорил и получил его согласие на работу в научном отделе в должности младшего научного сотрудника по специальности энтомология (насекомые). Так сбылась моя мечта – заниматься научным изучением своих любимых насекомых, да еще в таком красивом месте! На радостях углубился в лес и прошелся по лесной сказке...

Скажу сразу, что Пуща была лишь внешне прекрасным местом. Внутри там были непростые людские отношения. Это был свой маленький мирок со своими законами, который тогда в целом меня устраивал. Буквально с первой недели работы мне пришлось столкнуться и пройти испытание на лженауку. Меня определили помогать учитывать еловых жуков-короедов. Большинство ловушек пришло в негодность, но их продолжали использовать. Из-за этого результаты были ошибочными. Я сообщил замдиректору, но тот отмахнулся, мол, ничего нельзя сделать, продолжай. Для меня точность научных исследований была непререкаемым правилом. Тому меня научили университетские наставники. Поэтому я возразил, что это не наука, а "липа". Чем разозлил научного начальника и в ответ получил, мол, молод еще перечить. Но я не отступил, предложил идею модернизации ловушек, которую также не приняли. Возникла конфликтная ситуация. Меня отстранили от этой темы и дали другую, по почвенным беспозвоночным, а также пригрозили увольнением. Позже замдиректора не пустил в командировку оформиться в аспирантуру, сказав, что сначала нужно года 3 поработать, а там видно будет. Правда, мне удалось это сделать втихую, без разрешения, во время его отсутствия :) Когда он узнал позже, возмущения не было предела. Поэтому мой уход в армию был для меня, возможно, своего рода спасением.

За время моей службы в армии замдиректора Н.И. Будниченко, специалиста по удобрениям, уволили из Пущи с официальной формулировкой за развал научного отдела, который он осуществил за 9 лет. Поэтому через 2 года я возвращался уже без каких-либо опасений под руководство нового зама, лесовода В.А. Толкача. Немного отдохнул, сыграл свадьбу с дождавшейся меня Татьяной и осенью 1987 г. приступил к полномасштабным научным исследованиям по теме "Почвенные беспозвоночные лесов Беловежской пущи".

О самой научной работе в этой теме нет смысла рассказывать. Все как обычно: полевые исследования и сборы материала, его обработка в лаборатории, написание научных статей, коллекции отчеты, конференции и т.д. Скажу лишь, что я работал изначально на научную идею, а не на кандидатскую диссертацию. Поэтому в нее вошли лишь где-то 15% от собранных научных материалов и она стала побочным, а не основным продуктом моей работы. Остальные результаты планировались на возможную докторскую диссертацию. Для этого исследования (почвенные раскопки) велись по очень напряженному графику: четыре раза по две недели в год, по 16-20 часов в день в течение первых двух лет, затем менее интенсивно. Плюс каждые 10 дней смена почвенных ловушек и "кошение" энтомологическим сачком. Обычным делом было съездить на велосипеде на пробную площадь за 10-30 км, выполнить почвенные раскопки, в тот же день вернуться и разбирать, сортировать и консервировать собранный материал до половины ночи, иногда почти до утра. Благо, что тому способствовали тренированные тело, сила воли и самодисциплина, а также четкое видение ожидаемого результата в будущем.

Работал я самостоятельно. Никого моя научная тема не интересовала, поэтому никто меня не трогал, не мешал и не помогал. Такое положение дел в принципе меня устраивало. Независимость в таких делах - важная вещь. Пущанский народ к научным работникам относился в целом отрицательно, считал нас бездельниками и дармоедами. Непонимание непонимающих меня также не беспокоило. Я был всецело увлечен своей наукой и Беловежской пущей, счастлив от этого, делал свое дело и надеялся на лучшее будущее. Я говорил и говорю, что в то время я ни одного дня не ходил на работу. Я ходил заниматься своим хобби, а за это еще и зарплату получал. В этом и есть истинное счастье человека - заниматься своим любимым делом, точнее, одна из важнейших его составляющих!

Так продолжалось 8 лет. В 1996 г. была успешно защищена кандидатская диссертация и присвоена ученая степень кандидата биологических наук. Приятно, что кроме традиционных для этой темы фаунистических и экологических результатов, мне удалось сделать небольшое научное открытие – на основе химанализов и биоиндикации установить явление деградации бурых лесных почв и усиления процесса подзолообразования под воздействием многолетней высокой численности диких копытных в лесах Беловежской пущи.

В Пуще было много экологических проблем и дела с управлением шли не гладко. Но я всецело был поглощен своей наукой, не отвлекаясь на посторонние дела. Лишь в самом начале, в 1988 г., во время перестройки активно поддержал природоохранную инициативу трех научных сотрудников. Они подняли в прессе вопрос об упразднении заповедно-охотничьего хозяйства с его незаконными элитными охотами для начальства и нарушениями природоохранного режима, а также писали письма в высокие инстанции с требованием создать на базе Беловежской пущи заповедник. Вскоре за это последовало наказание: угроза выселения из гостиницы и отказ взять на роботу мою жену, только что закончившую биофак университета. Пришлось идти на поклон к директору и "сдаваться". Тем более, что мои коллеги – борцы за заповедность, не проявили солидарности и фактически бросили меня в беде. Вскоре общественная природоохранная инициатива затихла, через пару лет (в 1991 г.) ГЗОХ был реорганизован в национальный парк, главного зачинщика общественной инициативы не без оснований уволили за слабую научную работу, другие разъехались, либо ушли на пенсию. А я успешно продолжил свои научные изыскания.

Важным этапом в моей научной жизни стал Проект ГЭФ (Глобального экологического фонда) по сохранению лесов Беловежской пущи (1991 – 1996 гг.), в рамках которого было выделено 1 000 000 $ (1 миллион) – огромнейшие для нас на то время деньги. Тогда, после развала СССР, зарплата была 25 $, ее хватало на полмесяца. Помню, мне приходилось осенью даже возить на брестский рынок и продавать яблоки и груши из своего сада, чтобы дополнять семейный бюджет. Многих включили в проект, платили вначале 50, затем 70% к зарплате. Благодаря этому можно было выживать и заниматься наукой, не думая постоянно о хлебе насущном. По итогам проекта была опубликована книга. И что еще очень важно для меня, в рамках этого проекта в 1995 г. в составе группы из 10 человек я прошел 2,5-месячную стажировку в США (Калифорния) по ГИС (географическая информационная система). Это была моя первая зарубежная поездка, которая оставила на всю жизнь незабываемые впечатления и воспоминания.

На этом я прервусь. О своих духовных поисках в контексте Беловежской пущи и науки расскажу в продолжении.


(При нажатии фотографии немного увеличиваются)

Свадьба, 1987 г., в окружении моих университетских друзей и подруг жены Татьяны

1. Свадьба, 1987 г., в окружении моих университетских друзей и подруг жены Татьяны
Мой ЖЖ-друг spartak_gomel снизу

Сбор короедных ловушек, 1987 г.

2. Сбор короедных ловушек, 1987 г.

Во время энтомологических учетов, 1988 г.  Во время энтомологических учетов, 1988 г. 

3 и 4. Во время энтомологических учетов, 1988 г.

ор почвенных ловушек и сортировка насекомых в лаборатории, 1986 г.

5. Разбор почвенных ловушек и сортировка насекомых в лаборатории, 1996 г.

(Продолжение здесь)

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/93584.html)

Comments

( 75 комментариев — Оставить комментарий )
yunaia_dusha
21 янв, 2012 09:24 (UTC)
"Мне скучно, бес!"
Георгий, Вы не обижайтесь, но это настолько скучно все. Если не сказать банально. Это для Вас представляет интерес, но не для читателей. А ведь это Живой Журнал. Либо стиль изложения нужно менять, либо оставлять только действительно острые, неординарные ключевые моменты. Зачем столько мелких, несущественных подробностей? Как писал Аноним, типичная советская автобиография. Да у меня в этот отчетно-выборный период и то поболе будет интриг и событий, только кому это интересно? Мы все через подобное прошли в той или иной мере. Кто-то кого-то подсидел, кто-то кого-то не понял. Кто все эти люди? Нам зачем о них знать? Это выглядит как рассказ обиженного на всех и вся.

P.S. В последних постах резануло вот это - "Мой ЖЖ-друг spartak_gomel"
Я правильно понимаю, что раньше Вы считали его просто другом, а сейчас только ЖЖ-друг? Вы так четко это сейчас подчеркиваете, как бы открещиваетесь от него. Точно так и в отношении Ромашки выглядит. Как бы они друзья в прошлом, а сейчас четкая граница существует. Спартак быд друг, духовные - дороже.
bp21
21 янв, 2012 09:41 (UTC)
Re: "Мне скучно, бес!"
//Это для Вас представляет интерес, но не для читателей.//
Вы уже писали подобное, а я уже отвечал ранее, что это сугубо Ваша личная реакция. Есть другие, которые реагируют по-иному. Поэтому не нужно фраз от имени всех читателей. Говорите, пож., от именя себя. :)

//Мы все через подобное прошли в той или иной мере. //
То же самое - от имени всех. Молодое поколение не прошло через это, значит уже не все :)

Во-вторых, я не раз писал, что моя цель не завлекать и не развлекать. Я не работаю на аудиторию, которой давай лишь зрелища, излагай что-то пикантное и интересненькое. У меня иная цель.

В-третьих, в ЖЖ есть такой термин "жж-френд", или по-русски "жж-друг". Означает жж-пользователя, который записан в профайле как жж-друг. Вот и всё. Ничего более и никакого подсмысла.
Re: Мне скучно - bp21 - 21 янв, 2012 10:23 (UTC) - Развернуть
a_lla_la
21 янв, 2012 16:19 (UTC)
Re: "Мне скучно, бес!"
Простите, Вы здесь Главный Редактор? Или Самый Важный Читатель?
Re: "Мне скучно, бес!" - (Анонимно) - 22 янв, 2012 16:58 (UTC) - Развернуть
Re: "Мне скучно, бес!" - (Анонимно) - 23 янв, 2012 08:23 (UTC) - Развернуть
Re: «Мне скучно, бес» - (Анонимно) - 23 янв, 2012 10:07 (UTC) - Развернуть
elenalev
21 янв, 2012 09:44 (UTC)
Не соглашусь с предыдущим оратором. На мой взгляд, жизнь человека, тем более когда он сам рассказывает о себе - и есть самое интересное, что может быть в живом журнале.
bp21
21 янв, 2012 10:00 (UTC)
все разные
Я также говорю, что люди разные, каждый воспринимает по-своему и неверно о своих реакциях и впечатлениях говорить от имени всех.
Re: все разные - (Анонимно) - 26 янв, 2012 07:42 (UTC) - Развернуть
Re: все разные - bp21 - 26 янв, 2012 07:50 (UTC) - Развернуть
yunaia_dusha
21 янв, 2012 10:01 (UTC)
Что именно Вам запомнится или что так поразило? Настолько, чтобы утащить в свой ЖЖ? Посоветовать другим? Понять что из себя представляет данный человек? Насколько он Вам интересен как личность? Жизнь человека интересна и уникальна для него самого, а для окружающих зачастую банальна. Рассказ человека о себе всегда субъективен. Я еще раз повторюсь - пока что вижу здесь обиженнного на всех человека. Так это выглядит в описании Георгия.

Диагноз - тщеславие. Это не оскорбление, а констатация факта на основе прочитанного. Может в жизни и не так, может он душка, не зануда, но весь его текст пропитан тщеславием и желанием самооправдаться в своих глазах и глазах окружающих.

Георгий, коль Вы вынесли на публичное обсуждение свою биографию - будьте готовы к разным оценкам.
(без темы) - elenalev - 21 янв, 2012 10:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yunaia_dusha - 21 янв, 2012 10:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elenalev - 21 янв, 2012 10:25 (UTC) - Развернуть
Диагноз - ;) - morgen2008 - 21 янв, 2012 11:32 (UTC) - Развернуть
Re: Диагноз - ;) - morgen2008 - 21 янв, 2012 17:26 (UTC) - Развернуть
Re: Диагноз - ;) - morgen2008 - 22 янв, 2012 11:25 (UTC) - Развернуть
Re: Диагноз - ;) - ptica_sva - 22 янв, 2012 07:56 (UTC) - Развернуть
Re: Диагноз - ;) - bp21 - 22 янв, 2012 08:10 (UTC) - Развернуть
raikevich
21 янв, 2012 10:03 (UTC)
То есть эти конусы, которые цепляют на кору, - это ловушки, и не связаны со сбором смолы?
bp21
21 янв, 2012 10:15 (UTC)
Ловушки
Да. Там по центру есть перегородка, куда цепляется феромон - пищевой аттрактант, пахучее вещество, которое привлекает жуков и они летят на его запах. Проблема была в том, что стенки жестяного конуса окислились и жуки могли спокойно вылазить из конуса наружу. Как шутил орнитолог, для "чистоты" исследований нужно было бархатную бумагу постелить, для лучшего передвижения. Тогда ловушки точно стали бы чистыми... от жуков :)
(без темы) - spartak_gomel - 23 янв, 2012 08:32 (UTC) - Развернуть
annettika
21 янв, 2012 14:33 (UTC)
а мне интересно. Здесь не только о духовном пути... попутно идет рассказ о Беловежской пуще, доступ к которой для простого обывателя закрыт (экскурсии не в счет), о царивших там порядках и проблемах. В общем, пишите, мне, живущей в Беларуси, интересно.
bp21
21 янв, 2012 14:36 (UTC)
Спасибо. Многим интересно. Просто большинство читатели, а не писатели, в смысле комментаторы :)
(без темы) - ptica_sva - 22 янв, 2012 07:58 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
21 янв, 2012 15:21 (UTC)
Пост интересный. Про Пущу - познавательно. Читается легко.
bp21
21 янв, 2012 15:29 (UTC)
Взаимно рад, что понравилось!
torymusic
22 янв, 2012 17:19 (UTC)
какое это счастье- заниматься своим любимым делом!!!!
bp21
22 янв, 2012 17:59 (UTC)
Это длилось всего 12 лет. Далее поручили другую, более важную работу, после которой жизнь радикально перевернулась и пошла по совершенно иному сценарию.

А Вам удалось, повезло заняться своим делом?
(без темы) - torymusic - 22 янв, 2012 21:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 23 янв, 2012 06:27 (UTC) - Развернуть
deadbychocolate
22 янв, 2012 18:56 (UTC)
)))))я читая реакции разных читающих(да и в принципе везде не только в жж), поражаюсь, как велико желание оправдать свои "никчемные жизни"(чужой путь,подражание) за счет вас(свободных людей). механизм настолько прост, насколько коварен, суть механизма-провоцировать на спор(ярость,ненависть,возмущение), в целях доказать, что ваша "праведнаядуховная"(свой путь) жизнь ни чем не лучше их "никчемной", потому что впадая в ярость обязательно до чегонибудь можно докопаться))). и сила страсти в этом споре достигает как правило самой серьезной концентрации, потому что ничего так не будоражит людей как свободные, гармоничные люди, ни что так не вызывает желание поговорить как свобода)))). но вам не в сотый раз идти против нормы))))) восхищен вашей торерантностью и спокойствием. а и главное. то что вы вскрылись, это эффективный шаг. самый эффективный из всех.
и самое интересное это то что люди требуют зрелищ. требуют дать им то что нужно именно им.фримен скажи что нам делать, помогииии нам фримен))))))))
bp21
22 янв, 2012 19:30 (UTC)
Вы, как психолог, очень точны - в самое "яблочко"! Мне нечего добавить.
Про личное. Я не планировал этот шаг ранее. Думал, крупинками вставлять в изложение теории дальше. Но в последний момент само собой, интуитивно пришло вИдение, что так будет лучше и понятнее, и что еще бОльшая "прозрачность" с моей стороны даст больше силы и преимуществ мне в изложении столь сложной темы.
(без темы) - (Анонимно) - 23 янв, 2012 08:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - deadbychocolate - 23 янв, 2012 09:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yunaia_dusha - 23 янв, 2012 09:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - deadbychocolate - 23 янв, 2012 13:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yunaia_dusha - 23 янв, 2012 14:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 23 янв, 2012 14:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - deadbychocolate - 23 янв, 2012 13:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yunaia_dusha - 23 янв, 2012 14:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yunaia_dusha - 23 янв, 2012 09:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - deadbychocolate - 23 янв, 2012 13:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yunaia_dusha - 23 янв, 2012 14:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 23 янв, 2012 10:01 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
23 янв, 2012 08:33 (UTC)
Моя собственная жизненная история соткана из тысячи скорбей. Поэтому мне неинтересно. Ничего нового. Никоим образом не возражая против публикаци автором своей биографии (что хочет, то и публикует), понимаю и тех, кому скучно биографию эту читать, и тех, кому нескучно. Пока что всё нейтрально. Хотя Токорату опять мнятся некие враги.
bp21
23 янв, 2012 10:12 (UTC)
Понимаю :)
helenrokken
23 янв, 2012 14:08 (UTC)
Лес красивый, заповедный, как в сказке про леших :)
У меня с лесом связана своя прекрасная и печальная история, поэтому я тебя очень хорошо понимаю. И на фотографиях твой лес даже немного похож на наш вятский, хотя они и разные. Дух леса похож...

А ты на фотографии похож на моего лучшего школьного друга, который во многом сформировал меня как личность, и которого я много лет не могла найти, а когда нашла, оказалось, что он пьет... Это тоже было очень печально, как и лес, который вырубают вместе со сказкой.
bp21
23 янв, 2012 14:27 (UTC)
Лес красивый. Ты имеешь ввиду, если пройти по ссылкам?
Да, дух леса всегда один - лесной :)

Так, к сожалению, Беловежская пуща также рубанулась по "полной программе" и в этом десятилетии htth://bp21.org.by/ru/ff/ , и ранее.
Значит, твоему другу еще раз было дано пройти испытание, которое он не выдержал. "Непройденный урок ведет к его повторению, но в более жесткой режиме." Из законов кармы.
pingback_bot
2 фев, 2012 12:00 (UTC)
Оказывается, можно и вот так...
User helenrokken referenced to your post from Оказывается, можно и вот так... saying: [...] с Анатолием Шалаком, бывшем научном сотруднике, в Беловежской пуще, 2005 г. Я упоминал о нем здесь [...]
dunadana
3 фев, 2012 16:26 (UTC)
Можно вопрос? А кто был спонсором проекта ГЭФ (Глобального экологического фонда)? Действительно, большие деньги были выделены. Интересно, кто был заинтересован в этом и с какой целью оказывалась поддержка.
bp21
11 фев, 2012 12:36 (UTC)
Всемирный Банк реконструкции и развития.
Мне трудно судить точно. Курировали проект США. По-видимому, это был шаг в рамках мировой политики в смысле. кто первый придет на территорию только что распавшегося СССР, окажет помощь, тот и будет прежде всего поддержан местным правительством. В целом так оно и было до 1994 г., а далее пошло не так.
Реально же для Пущи это была серьезная помощь. Другой вопрос, что распорядились ею так, что в конечном итоге получился примерно ноль (!) :(
А был 2,5 месяца в США в рамках этого проекта, учеба по Геоинформационным системам. И сам видел, что 1 млн. $ для них ничто. Строительство какой-то небольшой дамбы через речку стоило 7 млн. $
dunadana
3 фев, 2012 16:30 (UTC)
http://bp21.org.by/ru/books/bpwh1.html
Вау! Какие сосны-великаны! Ощутила себя маленькой былинкой : ))
bp21
11 фев, 2012 12:30 (UTC)
Сосны великаны
:) Это еще не самые высокие и большие. Вот она, царица - 380 лет!
http://bp21.org.by/p/book/bpwh37.jpg
(без темы) - dunadana - 13 фев, 2012 07:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 13 фев, 2012 09:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dunadana - 13 фев, 2012 11:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 13 фев, 2012 12:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dunadana - 13 фев, 2012 14:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dunadana - 13 фев, 2012 15:02 (UTC) - Развернуть
( 75 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

bp21, Козулько, Беловежская пуща, бп
bp21
bp21_Георгий Козулько
Беловежская пуща - 21 век

Latest Month

Февраль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
Разработано LiveJournal.com