?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

Помещаю еще одно интервью Светланы Алексиевич, мудрой женщины, белорусской писательницы в эмиграции. Каждый из своих романов она пишет до 10 лет, настолько глубоко старается погружаться в тему, слушает и собирает свидетельства разных людей. Комментировать интервью не буду, замечу лишь, что интервью не простое для поверхностного восприятия.

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


Светлана Алексиевич: «Пишу для притихшей России»

Прогулки с писателем из Германии в Польшу и обратно

До войны это был очень древний немецкий Гёрлиц. После краха Третьего рейха стал еще и польским Згожелецем. Сейчас, правда, о бывшей государственной границе напоминают только полосатые столбы на восточном берегу Нейсе.От поляков с Греческого бульвара мы возвращаемся к Петерскирхе. В этом средневековом храме будем слушать «Святого Павла», ораторию Мендельсона для солистов, хора и оркестра.В 33-м она была запрещена по всей Германии как семитская. Памятники композитору крушили кувалдами и взрывчаткой. Теперь же весь зал аплодировал стоя. Многие плакали.

— Это наше длящееся покаяние, — подтвердил после концерта догадку российского журналиста Рейнхард Зеелигер. Для блистательного дирижера правда о войне и страданиях — в музыке. А для Светланы Алексиевич?

— Вот, я десятки лет занимаюсь человеческими свидетельствами и все равно не знаю, что такое документ и что такое правда? Может быть, это не слова, а наши чувства? Как на концерте в кирхе.

Слова меняются. Слова угождают времени и зависят от него. Они всегда на коротком ремешке.

Я недавно вернулась из Москвы, застала там майские праздники. Слышала, как неделю гремели по ночам оркестры и танки по мостовым. Ощущение, что побывала не в Москве, а в Северной Корее .

В огне войны сгорели миллионы, но и в вечной мерзлоте ГУЛАГа, и в земле наших городских парков и лесов тоже лежат миллионы. Великую, несомненно, Великую Победу сразу предали. Ею заслонили от нас сталинские преступления. А теперь победой пользуются, чтобы никто не догадался, в какой пустоте мы оказались.

Уже прошло 64 года мирной жизни… Столько всего прожито, потеряно… Исчезла целая советская цивилизация. Но об этом молчат. Ничего в обществе не проговаривается. Нет такого заказа. Представьте себе человека, который вернулся с войны и десятки лет живет только войной. Мне страшно за этого человека. Как ему найти смысл жизни без войны, без Соловков и Беломорканалов? Без великой идеи, одним словом.

Тут все растерялись. Как водкой, заглушают эту растерянность парадами, маленькими победоносными спецоперациями с запахом гражданской войны, успехами в футболе и на «Евровидении». Ну не умеем мы еще жить без великой идеи!

Подвозил меня в Шереметьево таксист. Говорил, что книжек не читает. Я спросила: почему? Нет ответа. Никто еще не написал такой книги, где бы ему объяснили, почему «человеческая жизнь у нас не стоит ни хрена». Ни при царе, ни при большевиках, ни сейчас. При новой власти.

По дороге из храма нам попалась антикварная лавчонка. Светлана Алексиевич с женой собкора «Новой» исчезают в ней чуть ли не на час. Стоически жду. Выходят крайне довольные — домашняя коллекция Светланы Александровны пополнилась парочкой старинных безделушек. Реагируя на вопрошающий взгляд журналиста, смеется:

— У меня свой способ сохранения внутреннего равновесия. Чем дольше живу, тем больше у меня потребность в красоте вокруг себя. Но ищу не дорогие, а любимые вещи. Весь дом у меня, к примеру, в больших раковинах со всего мира.

Люблю рассвет. Жаль, что часто его просыпаю: сова! На рассвете мир вечный, человек еще до него не дотронулся. Не разрушил цвет, не разрушил звук.

Этому вниманию к предметам, к таинственной жизни вещей вокруг нас я научилась здесь, на Западе.

У нас же больше заняты душой. Небом. Но странным образом. В Москве до перестройки оставалось всего 40 церквей. Сейчас их уже больше тысячи. И построены они на частные деньги. На деньги выигравших в эти 20 лет.

Дать круглую сумму на колокол и чтобы там еще обязательно выбили твое имя, многие из них готовы. А помочь умирающему ребенку, дому престарелых… Это неинтересно. Слишком земное.

Небо легко любить. А попробуй полюбить бомжа или инвалида! Но разве Бог любит храмы больше, чем человека?

Идем дальше. Витрина книжного. Из переведенных на немецкий выставлены Улицкая, Петрушевская, Сорокин… Есть и про Чернобыль, про Афганистан от Светланы Алексиевич.

— Светлана Александровна, вы пообещали «Новой» подробно рассказать о новой своей работе сразу же после того, как она будет издана. Сейчас же, очень коротко — о чем это будет? И в какой срок? Как всегда, лет десять на одну книгу?

— Ну… Вот бродим мы сейчас по чудесным средневековым улочкам. Хорошо, что мастера тогда не спешили. Теперь и нашему глазу есть чему радоваться. А вон… (кивает в польскую сторону) знакомые социалистические коробочки. Царство серых тонов и форм.

Мне нравятся слова Туполева: если самолет не красивый, то он и не полетит. С этими коробочками так мы и не улетели к всеобщему счастью. Моя новая книга об этом. О той нашей жизни, которая называлась социализмом. О конце «красного человека». Каким образом и в кого он теперь превращается.

Я думаю, это будет завершающая книга в моей «красной хронике». Пятая книга. Но в общем-то это одна история советской души.

Время проклятий кончилось. Стараюсь быть хладнокровным историком, а не историком с зажженным факелом. Кто же все-таки мы? Куда идем и откуда?

Как и в прежних книгах, будут звучать сотни голосов. Сотни правд.

Почему так долго пишу? Я даже не пишу, а выслушиваю свои книги. Долго не слышала чистого звука. Уж в очень запутанное время живем. Без идеи справедливости. Это уже другая Россия. Другие люди. Бесы тоже другие.

В Петербурге от одной учительницы я услышала: она уже не может убедить своих учеников, что гоголевский Чичиков — отрицательный герой. Для них он — положительно прав. Как и Абрамович. Как же! У него такая прекрасная бизнес-идея! Деньги из ничего! Из воздуха делает.

Проходили «Матренин двор» Солженицына — опять провал. Мол, что же эта святая, а свою жизнь не устроила?

Так и говорят: мы не хотим быть ни святыми, ни героями. Их мечта — просто нормально жить.

Тормозим у открытого кафе под развесистым дубом. Присаживаемся за столик. Заказываем чай. Наслаждаемся руладами птах над головами.

— Иногда тут, в Европе, я тоже чувствую себя человеком, вернувшимся с войны.

Тут люди ходят на работу, обмениваются кулинарными рецептами, заранее планируют свой отдых. В общем — человеческая (для меня — так слишком человеческая) жизнь. А я так жить не умею! Мне так надо еще учиться жить.

А может… Может, и не надо. Скоро уже вернусь домой. Но в родной Белоруссии жизнь совсем не похожа на эту. У нас там «императорское президентство». Уже и «кронпринц» есть. Начинаются династии. Новое Средневековье. (Показывает на улочку из старинных, фахверковых домов.) Только вот. Такой красоты после нас там не останется. Не полетим…

Очередной привал делаем в евангелической церкви Святой Троицы. Присаживаемся на дубовые скамейки 300-летней давности. Смотрим гравюры на стенах. О закладке первого камня в основание этого храма еще в 1234 году.

— Ну вот, как ТАКОЕ догнать?! Тут в ХII веке уже открывались университеты…

Трудно рассказывать сегодня о социализме. Кому рассказывать? Еще живы свидетели. Многие не хотели бы вспоминать ни советское время, ни 90-е, которые для одних — «прекрасное время!», для других — «страшное время». Сильная травма. Пережито много разочарований.

На этот раз я была не только в Москве, но и в Вологде. На московском вокзале слышала, как разговаривали две старушки. «Бедный Абрамович! Столько денег из-за кризиса потерял! Миллиарды!» — «Но мы-то с тобой выживем!»

И — выживут же! Нет опыта счастья. Просто — жизни. А опыт выживания — гениальный. Но лагерный опыт выживания, как писал Шаламов, нужен только нам самим. Он нужен только в лагере. Его некому передать. Прежние люди кончаются, начинаются другие.

Там же, в Вологде, где с точки зрения какого-нибудь голландца или француза, везде святая и непонятная русская бедность, я увидела забытые русские (советские) лица. О Медведеве и Путине никто не говорит, как будто их и нет.

Там мне напомнили поговорку 90-х: пусть совсем не платят, дали бы только сделать. Иррациональное отношение к государству.

Попробовать остановить сейчас любого немца и рассказать ему об этом… Реакция на нас с вами будет как на пациентов из психбольницы. А мы ведь так живем!

У моей любимой певицы Елены Камбуровой я как-то спросила: для кого она сегодня поет? Она ответила: «Для притихшей России». Я тоже пишу для притихшей России. Притихшую я ее и люблю. А не ту, что наезжает на нас с экрана телевизора.

Замираем у алтаря. Мастера давно минувших лет высекли из мрамора снятие с креста Богочеловека. Каждая жилочка, каждая слезинка Матери кажутся живыми.

— Вспомнились опять знаменитые монастыри вокруг Вологды. Русский Север.

Я-то сама религиозна, как может быть религиозным художник. Посмотришь на бабочку, на цветущую вишню — восторг! Восторг перед Творцом. Однажды на острове Валаам, но это было очень давно, еще в советское время, когда валаамские храмы были бедны, я услышала там почти телесное присутствие Кого-то.

Год назад опять поехала на Валаам. Храмы отреставрированы. Там золото течет по стенам, а Кто-то или Что-то оттуда исчезло.

Рядом — резиденции Путина, патриарха… Земные боги конкурируют с небесными. Рынок! Капитализм! Правда, о капитализме мы имеем такое же приблизительное представление, как недавно о коммунизме…

…Когда у меня умерла сестра, ей было 34 года. Я думала: к кому обратиться? Только к небу. Но это такое все личное. Спасти сердце можно только любовью.

Мои родители — сельские учителя. Мы прочли много книжек. В доме у нас только одни книжки и были. Но рядом со смертью мы оказались беспомощны. Атеисты несчастные!

Помогла соседка. Бабка Елизавета. Она стала готовить поминальный стол. Рассказала, как вести себя на кладбище, как гроб выносить. Все приобрело смысл. Значительность.

Ночью влетел в дом мотылек. Мы сидели у гроба. «Это ее душа», — сказала Елизавета. И я поверила. То есть Вера, это некая конструкция. И ты ступаешь под ее защиту.

Человеку очень важно войти. Присутствовать в некоем общем и не только видимом, едином потоке. Бабка Елизавета, благодаря Вере, была приобщена к этой тайне.

А умерла она от сердца. Из-за сына-алкоголика. Тоже наша жизнь.

Там же, в Вологде, да… Где монастыри, удивительные лица… Там стали говорить о жизни — для моей новой книги. Конечно, и о войне в Чечне. Спросила об Анне Политковской. Никто не слышал об этом имени. Дальше спросила: «Как относитесь к чеченской войне?» Ответ: отношение, мол, уважительное, надо Родину защищать.

Тоже ведь наша жизнь. Попробуй разберись. Сделай искусством…

…Вспомнилось из где-то прочитанного: «Революция. Пьяные красноармейцы на постое в храме. Всю ночь в одном углу церкви они пили самогонку, а в другом углу их кони мочились. Утром дьячок прибежал к настоятелю:

— Страшно, батюшка!

— Этих не бойся. Эти постоят и уйдут. Страшно будет, когда их внуки вырастут».

Ну вот… Вот они и выросли.

Сергей Золовкин

Источник информации "Новая газета" (http://www.novayagazeta.ru/data/2009/058/20.html)

Опубликовано на сайте "Объединенная гражданская партия" (http://www.ucpb.org/?lang=rus&open=20762)
04.06.2009 г.


Другие интервью Светланы Алексиевич:


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/70042.html)

Comments

( 243 комментария — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
bp21
15 июн, 2009 11:15 (UTC)
Думаю, Вы не поняли...
Она не спасает Чечню и не толкает версии убийств. Она в первую очередь свидетельствует, она спрашивает людей, что они думают об этом и пытается понять глубинные причины, почему люди думают так, а не иначе, и каковы их мотивы. В этом эпизоде как минимум так.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - bp21 - 15 июн, 2009 11:44 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - bp21 - 15 июн, 2009 12:55 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - bp21 - 15 июн, 2009 13:53 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - bp21 - 15 июн, 2009 14:25 (UTC) - Развернуть
Интересующийся - (Анонимно) - 1 июл, 2009 06:40 (UTC) - Развернуть
Всехний братан - (Анонимно) - 2 июл, 2009 07:34 (UTC) - Развернуть
Re: Всехний братан - (Анонимно) - 2 июл, 2009 11:31 (UTC) - Развернуть
Re: Всехний братан - (Анонимно) - 6 июл, 2009 11:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - my_silencio - 15 июн, 2009 16:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vaverite - 18 июл, 2009 00:46 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
15 июн, 2009 09:41 (UTC)
Луарвик Л. Луарвик, вероятно Яков Шпренгер
Интересно получается. Именно те самые европейцы, которые в XII веке основывали первые университеты и сейчас плачут над Мендельсоном, развязали войну, в результате которой оказались в руинах и Гродно, и Полоцк, и Минск. Они же нас и за людей не считали. И они же сейчас несут демократию на штыках.
bp21
15 июн, 2009 11:29 (UTC)
Re: Луарвик Л. Луарвик, вероятно Яков Шпренгер
те, да не те...
Мужчина возраста 8 лет (мальчик) и 18 лет (юноша) - это один и тот же человек или два разных?
Человек, совершающий преступление, и человек, вытрадавший за совершенное преступление и покаявшийся, - этот один и тот же или разный?
Нация, впашая в сумасшествие фашизма, и нация, покаявшаяся за преступления дедов-фашистов, - это одна и та же нация или разная?
Вот то-то и оно...

Как показывает история, насилие побеждается почти всегда другим насилием. Вечная диллема - из двух бед выбирают меньшую. Так что если свергается диктаторский режим и заменяется демократией (попыткой демократии), то разве исторически это плохо?
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
elenalev
15 июн, 2009 10:20 (UTC)
Омерзительно читать про сравнение погибших в войне и в репрессиях, потому что только этим сравнением утверждаются лживые цифры про количество погибших в репрессиях.
Омерзительно читать про "пьяных красноармейцев".

Это интервью - грязь. Жаль, в сети недавно прочла ее же книгу о Чернобыле, понравилась, даже ссылку в журнале давала. Теперь удалю.
bp21
15 июн, 2009 11:35 (UTC)
Извините, дорогая Елена, совсем Вас не понял. Эмоции, конечно, могут быть разные. Однако то, что Вам омерзительно читать, это исторические факты. Грязные, но исторические факты. И как же от них "спрятаться"?
Когда-то Великую Отечественную войну нам показывали только в мажорных тонах. А затем, например, великий белорусский писатель Василий Быков в своих повестях показал нам все совсем другое, нелицеприятное лицо это войны. И что делать? Ничего. так и было. Значит нужно смирить свои эмоции и принять правду, пусть и горькую. Увы, всякая медаль имеет две стороны, одну нелицеприятную...
(без темы) - elenalev - 15 июн, 2009 11:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 15 июн, 2009 11:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elenalev - 15 июн, 2009 11:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 15 июн, 2009 12:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elenalev - 15 июн, 2009 12:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 15 июн, 2009 13:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elenalev - 15 июн, 2009 14:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 15 июн, 2009 15:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elenalev - 15 июн, 2009 16:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 15 июн, 2009 17:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elenalev - 15 июн, 2009 17:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 15 июн, 2009 17:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elenalev - 15 июн, 2009 18:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 15 июн, 2009 18:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elenalev - 15 июн, 2009 18:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 15 июн, 2009 19:30 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - bp21 - 15 июн, 2009 13:46 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - bp21 - 15 июн, 2009 14:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - feduta - 15 июн, 2009 20:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elenalev - 15 июн, 2009 20:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elena_borisova - 16 июн, 2009 17:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elenalev - 16 июн, 2009 17:39 (UTC) - Развернуть
jescid
15 июн, 2009 10:30 (UTC)
> В огне войны сгорели миллионы, но и в вечной мерзлоте ГУЛАГа, и в земле наших городских парков и лесов тоже лежат миллионы. Великую Победу сразу предали. Ею заслонили от нас сталинские преступления... Время проклятий кончилось....

сука...

Т.н. сталинские преступления творили в основном вот такие же суки. Сначала стучали и приворовывали, приворовывали и стучали. А потом у них только сталинские преступления остались. Мне казалось, что её «У войны не женское лицо» написана искренне. Но теперь не верю. Теперь она просто журнашлюха.

> Проходили «Матренин двор» Солженицына — опять провал. Мол, что же эта святая, а свою жизнь не устроила?

Судьба их такая. Лживой грязи и лживой дряни никогда не верят.
bp21
15 июн, 2009 11:40 (UTC)
А может Вы просто не поняли это интервью, коль у Вас такая реакция?
Еще я допускаю такую вещь, что кой-какие ее мысли могли быть искажены и неправильно преподнесены журналистом. Такое часто бывает.


Время проклятий кончилось. Этими словами передается мысль Иисуса и главная идея христианства. А Вы проклинаете. Кого? "Зеркало"? ...
gedymin
15 июн, 2009 15:38 (UTC)
"Тут люди ходят на работу, обмениваются кулинарными рецептами, заранее планируют свой отдых" - странно, но в Беларуси точно также :)
В общем живет она в каком-то своем мире или слишком политизирована и необъективна...
bp21
15 июн, 2009 16:06 (UTC)
Возможно :)
Не очень политизирована. Она живет за границей, в Беларуси наездами. Она - неординарный человек, весьма духовный, возможно, всё это накладывает отпечаток.
С другой стороны, меня немного смущает корреспондент-посредник, который мог не точно передать мысли, идеи...
(без темы) - my_silencio - 15 июн, 2009 17:20 (UTC) - Развернуть
Re: Спасибо и давайте быть вместе! - (Анонимно) - 1 июл, 2009 06:51 (UTC) - Развернуть
Re: Спасибо и давайте быть вместе! - (Анонимно) - 6 июл, 2009 12:01 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Возмущенно и с обидой, но гордо. - (Анонимно) - 1 июл, 2009 12:01 (UTC) - Развернуть
ex_national
15 июн, 2009 17:40 (UTC)
Либералы-русофобы и коммунисты одинаковы.
В принципе одно и тоже.
Русофобы будут устраивать либеральный фашизм, а коммунисты - мультирасовый социализм. Одинаково плохо.
Когда разрушены заводы, нет сельского хозяйства, строят храмы МП...
(без темы) - ex_national - 15 июн, 2009 18:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 15 июн, 2009 18:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ex_national - 15 июн, 2009 18:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 15 июн, 2009 18:36 (UTC) - Развернуть
avamka
16 июн, 2009 08:56 (UTC)
Какая то очередная мура "Новой газеты", сооруженная с помощью Светланы Алексиевич, человека видимо искреннего, но не очень далекого, "революционера низшего разряда" ( по Нечаеву). Ленин таких людей называл "полезные идиоты".
Намеки,аллюзии,В общем рассказ о мироощущении конкретного человека. Причем тут Северная Корея, президент , патриарх, дети играющие в Абрамовича ( они должны играть "в Ходорковского" играть что ли?). Не стал бы откликаться, да больно широкая дискуссия развернулась. На ровном месте.
(Анонимно)
16 июн, 2009 10:11 (UTC)
Луарвик Л. Луарвик, вероятно швед
Не совсем на ровном. Кому, спрошу я Вас, понравится откровенное обращение как с полными дураками? Вот прямо с самого начала: опус 36 Мендельсона называется Paulus. Никакой не "Святой Павел", да и Павел всё-таки Апостол, а не Святой. Есть разница. Он не канонизирован как Святой никакой Церковью, да и с какой стати? Само название оратории отслает слушателя к ранним годам христианства, когда ещё не пользовались приставками типа sanctus или dominus. Эту же ораторию, кстати, в этом году исполняли и в Москве, это было действительно событие в мировой музыкальной жизни. Само по себе повсеместное исполнение произведение Мендельсона по всему миру объясняется достаточно просто: у него в этом году юбилей. Далее, в Третьем Рейхе была запрещена для исполнения вся музыка Мендельсона, а не одна конкретная оратория, и главным виновником этого был всё же Рихард наш Вагнер, с его подачи. Памятник (а не памятники) Мендельсону был в Германии всего один, в Ляйпциге, он и был разрушен в 1936. И так на протяжении всей статьи.
(без темы) - bp21 - 16 июн, 2009 11:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - avamka - 17 июн, 2009 03:25 (UTC) - Развернуть
avamka
16 июн, 2009 09:50 (UTC)
Григорий! Я вас видимо огорчу, но вы действительно чего то серьезно недопонимаете и сильно неправы. Вам не нравятся комменты "про либерастов", и нравятся "про недочеловеков". Какая же между ними разница?
Мне кажется, у вас нет административного опыта по руководству людьми ( или он неудачный). Но очень хочется. Отсюда - мизантропия к окружающим и убеждение "Вот было бы у нас ,как в Европе, или Америке, я бы достиг большего". Этак можно себя дотла сжечь.
Если вторгся куда не следовало - извините.
bp21
16 июн, 2009 11:50 (UTC)
Всё нормально, даже спасибо.
Вы правы, я действительно многое не знаю и многое не понимаю. И чем больше познаю и узнаю, тем всё больше кажется, что это я один такой, кто почти ничего не знает, в то время как всем вокруг меня всё понятно и ясно, но только у одного меня ум затуманен. :) (Впрочем, это не шутка)

Выражения /слова про либерастов и недочеловеков в комментах я вообще пропустил мимо. Моя реакция была на иное.

Мои представления и мире, о мироздании, о своем месте и роли (нынешних и возможных) несколько иные и я их пока не высказывал.
Мизантропией вообще не страдаю :) Тем более самосожжением :))
Идеализирование вещей типа государств, народов, человеков и т.п. давно развеялись...
Более того, готов максимально глубоко и открыто обсуждать свою персону. Правда, не уверен, что именно в этом месте есть смысл это делать.
Так что, боюсь, у Вас сложилось по этой дискуссии несколько ложное представление.
(без темы) - elena_borisova - 16 июн, 2009 18:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 16 июн, 2009 18:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - avamka - 17 июн, 2009 03:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 17 июн, 2009 08:06 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
16 июн, 2009 12:28 (UTC)
...такого агрессивного идиотизма давно не читал.Никто не задал себе труда или не смог ,таков подбор клиентов,понять,что хотел сказать умный и честный человек.Чего после этого удивляться ,почему мы живем в дерьме...
bp21
16 июн, 2009 15:13 (UTC)
:-( Се ля ви.
Что ж. Ситуация определена, причины ясны, дело осталось за делом...
elena_borisova
16 июн, 2009 17:21 (UTC)
Вы абсолютно правы!. Я долго терпела и не высказывалась. Сталин виноват в гибели многих? Виноват. Запугал страну? Запугал. То, что сейчас происходит, ничуть не лучше. У всех стресс, ужас, непонятно, что делать и кто виноват. Извечные вопросы. Можно отсидеться и сделать вид, что нас это не касается. И вообще, каждый умирает в одиночку. А дальше все останутся при своём мнении...
bp21
16 июн, 2009 18:20 (UTC)
Спасибо, дорогая Елена!
<< У всех стресс, ужас, непонятно, что делать и кто виноват. >>
Бурная дискуссия здесь и есть лучшее свидетельство того, насколько люди запутались и зашли в тупик, что даже не осознают простых и очевидных вещей, не видят главного за частностями, целого за кусками, света за тенями и т.д.
Ообенность сегодняшнего времени в том, что власти всеми способами пытаются еще больше запутать людей, чтобы удержать их в плену тьмы, в сетях дурных привычек, эгоизма. В Беларуси на этом пути особо преуспели. Характеризуя процессы последних лет в бел. обществе я прихожу к выводу, что наступила некая другая стадия, отличная от того, что было дет 8 назад. В пору говорить о полной деморализации общества, включая интеллигенцию и оппозицию. Полный тупик :((

<< Можно отсидеться и сделать вид, что нас это не касается. И вообще, каждый умирает в одиночку. А дальше все останутся при своём мнении... >>

Обсуждение этого поста - своего рода очередная иллюстрация всё той же проблемы, что [абсолютное] большинство культурных и хороших людей не чувствуют себя частью Целого. А потому не реагируют. Лишь при встречах или лично выражают поддержку.
Знаю, что многие разделяют глубину духовности С.Алексиевич, но предпочитают "отсиживаться", отмалчиваться. И, кстати, именно поэтому, с целью повлиять на осознанность и поведение именно этих людей, я и завел свой ЖЖ. А остальное уж в придачу :)
Почему завел? На что была надежда? Как раз на то, что всё-таки реагирующих, так как Вы, будет становиться всё больше и больше. Другого пути у нас нет...
elena_borisova
16 июн, 2009 17:36 (UTC)
Насчёт пьяных красноармейцев - И. Бабель. "Конармия". Очень рекомендую.
avamka
17 июн, 2009 04:43 (UTC)
А Бабель то там что делал? Вот ведь в чем проблема.

Как говорил профессор Преображенский доктору Броменталю глядя на Шарикова "Какой бардак мы с вами учинили". А ведь оба хорошие и интеллигентные люди и желали только добра и прогресса Человечества.
(без темы) - elena_borisova - 17 июн, 2009 16:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - avamka - 18 июн, 2009 04:14 (UTC) - Развернуть
vitum
16 июн, 2009 17:48 (UTC)
Поражаюсь Вашему терпению и попыткам что-то объяснить людям, которые ничего не хотят слушать, ни в чем не желают усомниться и сами все знают. Наверное, Вы правы, и именно так и надо: а вдруг все же задумаются? Но по приведенным здесь дискуссиям этого не видно. Увы. А времени, наверное, потрачено много.
(Анонимно)
16 июн, 2009 18:18 (UTC)
Ну так помогите. Сформулируйте идею. Идея оппонентов Георгия и Светланы предельно проста: "Не надо врать". Ваш ход.
(без темы) - vitum - 16 июн, 2009 19:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 16 июн, 2009 19:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vitum - 16 июн, 2009 20:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 16 июн, 2009 20:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vitum - 17 июн, 2009 20:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 18 июн, 2009 09:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vitum - 18 июн, 2009 19:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 19 июн, 2009 06:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vitum - 19 июн, 2009 19:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 20 июн, 2009 20:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vitum - 21 июн, 2009 08:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 21 июн, 2009 09:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - avamka - 17 июн, 2009 04:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vitum - 17 июн, 2009 20:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - avamka - 18 июн, 2009 05:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vitum - 18 июн, 2009 20:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - avamka - 19 июн, 2009 03:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vitum - 19 июн, 2009 19:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 16 июн, 2009 18:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vitum - 16 июн, 2009 20:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 16 июн, 2009 20:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vitum - 17 июн, 2009 19:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 21 июн, 2009 10:46 (UTC) - Развернуть
avamka
17 июн, 2009 04:02 (UTC)
агрессивный идиотизм
"почему мы живем в дерьме" - да что же за беда такая ! Ну почему поборники человеческой индивидуальности так часто употребляют слово "Мы". Ну живешь ты в дерьме - так и скажи "Я живу в дерьме..."Нет, обязательно нужно обобщить. Вероятно что бы не так скучно было в этом дерьме сидеть.
elena_borisova
17 июн, 2009 05:07 (UTC)
Re: агрессивный идиотизм
А ещё можно абстрагироваться. Лично Я живу в шоколаде!
my_silencio
17 июн, 2009 05:30 (UTC)
Георгий, почитал и Ваши комменты, и "недочеловеков". Комментировать каждого слишком хлопотно и много чести. В таких обсуждениях не вижу смысла, они привлекают несформировавшихся личностей либо неудачников, которые хотят почувствовать свою значимость в "споре" с более уважаемыми людьми. Иногда позволяю себе их подразнить: пусть изойдутся лаем - возможно подобреют позже. :)
А название интервью и слова Алексиевич очень подходят к данному обсуждению. Она пишет "для притихшей России" и притихшая Россия ее читает и понимает, а чекисткие внуки выросли, да.
avamka
17 июн, 2009 06:58 (UTC)
Если бы Зло , не рядилось в одежды Добра, у него бы не было ни одного шанса очаровать Человека.
(без темы) - bp21 - 17 июн, 2009 08:10 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
17 июн, 2009 06:13 (UTC)
Светлана Алексиевич - белоруска?
"Я тоже пишу для притихшей России. Притихшую я ее и люблю."

Когда-то книга "У войны не женское лицо" произвела на меня впечатление. Я считаю С.Алексиевич хорошим писателем и психологом. Но в этом интервью меня поразило, что она, оказывается, пишет для русских. Для притихшей России. А думалось, что пишет прежде всего для своих земляков-белорусов, которые читают ее книги, верят ей. Д-да, именно так. Увы, уехавши из страны, она потеряла свои корни. Она ведь из Белоруссии, а не из Беларуси. Многое из этого интервью мне импонирует, но самое главно - она нам уже чужая и мы ей тоже. Она не знает души современного белоруса. Мы тоже планируем отпуска, обмениваемся рецептами, несмотря на пургу из телевизора и официальную пропаганду. Не такие мы плохие, как ей кажется.
bp21
17 июн, 2009 08:20 (UTC)
Re: Светлана Алексиевич - белоруска?
Не забывайте и делайте поправку, что интервью дано российской газете и расчитано на российского читателя. А там, даже если она скажет Беларусь, редактор поправит на Белоруссия. Я не один раз спорил по этому поводу с россиянами, она не пробиваемы :(( Говорят, что это у них правило такое в русском языке. И называть по -другому страну, значит нарушать правила русской речи.

Согласен, что мы и она - разные. Жить за границей и общаться со всем миром, с одной стороны, и жить замкнуто в себе, с другой стороны... Разница в уровнях (образно говоря, из подвала или с крыши), с которых смотрят и оценивают события. Надеюсь, понимаете мою мысль.
(Анонимно)
17 июн, 2009 18:49 (UTC)
Я в одном интервью алексиевич читал,почему она пишет о России больше,чем о Беларуси.Ее идея-написать хронику красной цивилизации.Красный человек ее герой,а не беларус или украинец.Он-советский человек.В России есть движение,а у нас время остановилось.Я пересказываю по памяти ее мысль.По-моему она права.Какие тут могут быть национальные обиды?И то,что мы так спорим ,свидетельствует - она опять задела самое больное и волнующее нас.Я,например,очень жду ее новую книгу...
bp21
21 июн, 2009 10:07 (UTC)
Спасибо за очень точное замечание. Верно. Главное, о чем она пишет, - это психология, дух советского человека и как идет его трансформация в новых реалиях. А персонажи и примеры - это лишь иллюстрация этого советского (красного) человека.
Вы очень точно подметили "задела за самое живое и волнующее нас"...
my_silencio
19 июн, 2009 19:36 (UTC)
Ваш пост был размещен в сообществе nash_sovok. Если Вы против - оставьте сообщение здесь и Ваш пост будет удален.
(Анонимно)
23 июн, 2009 11:07 (UTC)
В армии. Прапорщик показывает на кучу кирпичей и спрашивает у солдат:
Прапор: Рядовой Иванов, о чём вы думаете, когда смотрите на эту кучу кирпичей?
Иванов: Я думаю о новых домах, которые можно построить из этих кирпичей и них будут жить много людей, пла-пла-пла...
Прапор: Молодец, Иванов! Рядовой Петров, а о чём вы думаете, когда смотрите на эту кучу кирпичей?
Петров: Я думаю о новых школах и больницах, которые можно построить из этих кирпичей и пла-пла-пла...
Прапор: Молодец, Петров! Рядовой Сидоров, а о чём вы думаете, когда смотрите на эту кучу кирпичей?
Сидоров: А я думаю о бабах!
Прапор: Почему о бабах??
Сидоров: А я всегда думаю о бабах!

К чему бы это? Да так, навеяло...
(Анонимно)
2 июл, 2009 12:09 (UTC)
Брависсимо
Браво!
(Анонимно)
8 июл, 2009 17:06 (UTC)
Позвольте омрачить праздник
С начала века только в Афганистане погибло 33 германских военнослужащих. Источник сведений-официальный сайт Бундесвера. Бундесвер принимает участие не менее, чем в пяти операциях за пределами Германии. А был ещё конец прошлого века...
bp21
8 июл, 2009 17:44 (UTC)
Re: Позвольте омрачить праздник
Не совсем понял, что Вы хотите этим сказать.
Это мало или много (за 9 лет в горячей точке)? Или что?
Позвольте омрачить праздник - (Анонимно) - 8 июл, 2009 21:02 (UTC) - Развернуть
Re: Позвольте омрачить праздник - (Анонимно) - 9 июл, 2009 06:46 (UTC) - Развернуть
Time of total truth - (Анонимно) - 13 июл, 2009 07:02 (UTC) - Развернуть
Re: Time of total truth - bp21 - 15 июл, 2009 12:17 (UTC) - Развернуть
Time of total truth - (Анонимно) - 15 июл, 2009 16:16 (UTC) - Развернуть
Re: Time of total truth - bp21 - 15 июл, 2009 17:55 (UTC) - Развернуть
Time of total truth - (Анонимно) - 15 июл, 2009 20:03 (UTC) - Развернуть
Re: Time of total truth - bp21 - 15 июл, 2009 20:53 (UTC) - Развернуть
Time of total truth - (Анонимно) - 16 июл, 2009 11:16 (UTC) - Развернуть
Re: Time of total truth - (Анонимно) - 20 июл, 2009 08:36 (UTC) - Развернуть
Re: Time of total truth - bp21 - 20 июл, 2009 12:13 (UTC) - Развернуть
Re: Как ученый ученому. - (Анонимно) - 21 июл, 2009 05:14 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
22 июл, 2009 07:10 (UTC)
Знатный медиевист
Статья эта просто переполнена нелепицами, демагогией и банальностями. Ещё одна нелепица: автор уверенно рассуждает о средневековье в Беларуси лишь на основании одной фразы Лукашенко. При этом наследование власти (только не повторяйте благоглупостей о чисто представительской функции европейских монархов, а почитайте соответствующие законодательства) СУЩЕСТВУЕТ НА ДЕЛЕ, А НЕ НА СЛОВАХ в Великобритании, Дании, Швеции, Норвегии, Испании и т. д. Мне возразят о наследовании выборных должностей, тогда средневековье в США и Азербайджане. Не дай Бог Лукашенко прилюдно пукнет, сразу эти видящие на два метра под землёю сделают выводы о: болезни желудка-вероятнее всего это рак, вызванный разгульной жизнью-скорая смерть-верный преемник-Беларусь во тьме. Кстати, и термин кронпринц употреблён не месту. На титул кронпринца по средневековым германским законам престолонаследия мог бы претендовать Виктор, но никак не Николай.
bp21
22 июл, 2009 07:28 (UTC)
Re: Знатный медиевист
Мне кажется, Вы слишком буквально восприняли эту фразу про средневековье, с точки зрения логики и науки. :)
Ваши аргументы верны с позиций истории и науки и всё оно так. Но это - аллегория и понимать это нужно не напрямую, а в определеном контексте. Это тот случай, где, как говорят, принято "читать между строк".

Это как когда-то я читал про судебный процесс в Беларуси о защите чести и достоинства против публикации в оппозиционной прессе. Помню, в статье написано что-то типа "пол горел под ногами...". Имелось ввиду, что ситуация была настолько накаленной. В суде же была зачитана справка из пожарной службы, что такого-то числа по такому-то адресу пожара не было, а значит никакой пол не горел!
Еще было пару подобных нелепиц и автору влепили штраф за клевету и несоответствие излагаемых фактов. Цирк да и только. :) :(((
Знатный медиевист - (Анонимно) - 22 июл, 2009 08:05 (UTC) - Развернуть
Знатный медиевист - (Анонимно) - 22 июл, 2009 08:49 (UTC) - Развернуть
Знатный медиевист - (Анонимно) - 22 июл, 2009 10:17 (UTC) - Развернуть
Знатный медиевист - (Анонимно) - 22 июл, 2009 11:28 (UTC) - Развернуть
Re: Знатный медиевист - (Анонимно) - 22 июл, 2009 10:20 (UTC) - Развернуть
Знатный медиевист - (Анонимно) - 22 июл, 2009 11:34 (UTC) - Развернуть
( 243 комментария — Оставить комментарий )

Profile

bp21, Козулько, Беловежская пуща, бп
bp21
bp21_Георгий Козулько
Беловежская пуща - 21 век

Latest Month

Февраль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
Разработано LiveJournal.com