Home

Реклама

Предыдущая запись | Следующая запись

bp21, Козулько, Беловежская пуща, бп

Участвуя в аудитах белорусских лесхозов по программе FSC лесной сертификации, в апреле этого года мы посещали Волковыский лесхоз Гродненской области. На второй день мы подъехали к небольшому, красивому озеру-запруде (перекрытая дамбой река). Возле берега, рядом с обустроенным местом отдыха, плавал лебедь-шипун (самец). Он был один, так как его супруга, скорее всего, уже сидела где-то на гнезде в камышах. Я решил подойти поближе, чтобы сделать красивые фотографии, тем более, что погода была что надо.

С самого начала лебедь демонстрировал признаки того, что он не очень боится людей. Совсем близко не подпускал, но и не удирал сломя голову. Отплывал на почтительное расстояние, метров 10-15, и плавал туда-сюда. Я взял хлеб и начал бросать его в воду с таким расчетом, чтобы подманить его поближе. И одновременно фотографировал. Таким образом удалось подманить его на метров 5. В итоге получились замечательные снимки гордой и красивой птицы.

 
 

А дальше произошло совсем уж неожиданное. Мы обедали, как вдруг вижу, мой новый приятель медленно … топает по тропинке от озера и направляется прямо к нам! Остановился, не доходя метров 10. Вот таким прекрасным, грациозным и величественным он выглядит на этом снимке.

 

Надо понимать, еда ему понравилась и он решил попросить еще. Я бросил ему несколько кусков хлеба так, чтобы он подошел еще ближе. Затем попробовал покормить его с руки. Однако лебедь выражал недоверие и никак не решался приблизиться.

Тогда у меня возникла идея подойти самому к нему. Я вышел из своего укрытия, бросил пару кусочков хлеба, ласково заговорил с ним, протянул руку с очередным куском и… о, чудо, лебедь сам пошел ко мне. Он сделал несколько шагов вперед, останавливался и угрожающе шипел, как бы предупреждая, не тронь меня, я умею защищаться. Я бросил еще пару кусков в 2 метрах от себя и опять протянул руку с хлебом, показывая, что больше бросать не буду. Лебедь ждал, затем сделал еще пару шагов, громко зашипел, набрался смелости и выхватил хлеб их моих рук, при этом немного ущипнув за пальцы. Затем опять… Хватал он быстро и моему другу, к сожалению, не удалось сфотографировать самый пикантный момент. Но даже того, что получилось, я думаю, достаточно, чтобы передать атмосферу нашего взаимного доверия.

 

Хотя он периодически шипел, как бы имитируя возможное нападение, никакого страха у меня не было. Лишь в один момент, когда я сделал небольшой шаг в сторону, лебедь мгновенно вытянулся во весь рост, распустил крылья, на секунду став похожим на небесного ангела, и зашипел так громко, что казалось, вот-вот броситься на меня. Я машинально сделал шаг назад, бросил ему хлеб и возможный инцидент был исчерпан.

Насытившись, лебедь некоторое время постоял, а затем медленно и грациозно вернулся в свою водную обитель. Осторожно догнав его, я сделал последний кадр со стороны и пожелал ему всего хорошего.

Очевидно, коль лебедь сам пришел и подпустил так близко, это для него уже обычная практика таким способом выпрашивать еду у отдыхающих людей. И это здорово, когда складывается вот такие отношения между человеком и дикой птицей. Но есть и опасность. Для птицы, не для человека (если быть внимательным и очень осторожным по отношению к лебедю в подобных сценах кормления с руки, то не думаю, что он может навредить, разве что за палец сильно ущипнуть, если пальчики нежные. :)) Опасность для птицы исходит от некоторых людей, которые духовно не понимают красоты и находятся в рабстве своего желудка. Такие еще имеются среди нас.

Лебеди всегда занимали особое место для людей в их жизни. Вспомним хотя бы сказки детства с гусями-лебедями. Царские и королевские особы держали лебедей как украшение своих дворцовых прудов. Однако, к концу 19-го – началу 20-го веков стараниями охотников и браконьеров лебедь был почти уничтожен, а на территории Белоруссии исчез. Пришлось срочно вводить запрет на его добычу, заносить в Красную книгу и принимать меры по его охране. Только к годам 1970-1980-м лебедь-шипун начал восстанавливать свою численность. А сегодня он опять стал обычной птицей и радует нас своей красотой, грациозностью и присутствием.

Помню, в начале 80-х, когда я был студентом, приехав на каникулы домой, мать рассказала, что на местный пруд впервые прилетел лебедь. Это было целое событие. Два дня вся деревня ходила смотреть и кормить красивую птицу. А на третий день от лебедя остались лишь перья. Бригадир местного колхоза, для которого куры и утки приелись, решил отведать лебединого мяса. Взял ружье и застрелил птицу. Мать говорила, что некоторые люди плакали… Бездуховный бригадир, раб своего желудка, отделался небольшим штрафом по тем временам. Но жизнь птицы штрафом не вернуть…

Хочется надеяться, что наш лебедь разминется с "недочеловеком" и благополучно будет жить, радуясь жизни и радуя нас с вами. Да будет так!

(Эти фотографии, но большого размера (как для фотообоев), можно посмотреть на сайте "Беловежская пуща – 21 век", на странице галереи "Лебеди и люди")

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/68854.html)

Comments

( 74 комментария — Оставить комментарий )
[info]onshe33 wrote:
11 Май, 2009 12:52 (UTC)
Красавцы какие..
[info]nastanasta wrote:
11 Май, 2009 13:14 (UTC)
а где лебедь на суше, он больше похож на гуся.
[info]bp21 wrote:
11 Май, 2009 13:32 (UTC)
А помните детские сказки - гуси-лебеди?
Лебедь - это и есть гусь :)
В биологической систематике относится к отряду Гусеообразные
[info]belka_lilu wrote:
11 Май, 2009 13:45 (UTC)
То фото, где Вы вместе с лебедем - прям отображение такой желаемой идиллии и единства между человеком и природой :) Потрясающе просто!
[info]bp21 wrote:
11 Май, 2009 13:58 (UTC)
ТОчно!
Тем не менее этот лебедь рискует, так как на моем месте в будущем может оказаться человек-желудок :(
(без темы) - [info]belka_lilu - 11 Май, 2009 14:06 (UTC)
(без темы) - [info]bp21 - 11 Май, 2009 14:19 (UTC)
[info]ecoist wrote:
11 Май, 2009 14:05 (UTC)
прекрасный лебедь, прекрасный репортаж! спасибо!
[info]bp21 wrote:
11 Май, 2009 14:21 (UTC)
А Вам за интерес к событию :)
[info]gionet wrote:
11 Май, 2009 14:18 (UTC)
Спасибо за чудесные фотографии!
[info]bp21 wrote:
11 Май, 2009 14:21 (UTC)
Пожалуйста :)
[info]pan_szymanowski wrote:
11 Май, 2009 15:28 (UTC)
Лебеди меня вот чем удивляют. Вот бывают птицы морские, бывают пресноводные. А этим все едино. Они зимой на Черном Море зимуют. Пасутся вместе чайками.
[info]bp21 wrote:
11 Май, 2009 16:10 (UTC)
Вот, мало того, что друг другу в парах верные, так еще и "вседомные" :)
Впрочем, многие наши лебедт остаются на зимовку на наших водоемах в городах, там где зимой не замерзает полностью. такая тенденция стала наблюдаться в последние десятилетия в связи с теплыми зимами. Правда, порой, когда морозы ударят, им приходится не сладко...
[info]z_dyht wrote:
11 Май, 2009 15:37 (UTC)
отважный лебедь. думаю, что он чувствовал в вас "своего", поэтому і пошел:)
[info]bp21 wrote:
11 Май, 2009 16:11 (UTC)
прикормленный :)
Мне трудно сказать, что он чувствовал, но я ему изо всех сил показывал и внушал, что я его друг и не обижу :)
[info]sociolog_tatar wrote:
11 Май, 2009 15:39 (UTC)
Вы идете по стопам Пришвина, Георгий. Хороший материал.
Но, к сожалению, вы правы: подобная доверчивость губительна для этой царь-птицы. У нас очень многие мыслят не головой, а желудком. И любая близкая встреча с человеком таит для вашего пернатого знакомого смертельную опасность.
[info]bp21 wrote:
11 Май, 2009 16:19 (UTC)
Спасибо. Скорее по тропинке :)
И уже 2 раза планировал свернуть по другим стопам, но пока еще откладываю :)
Да, люди, конечно, стали гуманнее по отношению к птицам и животным, но в целом еще не готовы жить с ними в любви и мире.

В 2001 г. я был в Англии, в Кембридже неделю на конференции, в конце февраля. Я был поражен, что город полон уток, которые совсем не боятся людей. В парке, в самом центре города отдыха стая диких гусей. В каналах плавали огромные щуки. И никто из людей, даже бомжи, с голодными глазами не бросались на птиц. И собак воспитывают, чтобы те во время выгула не бросались на уток.

А у нас, в Беловежской пуще, как-то наблюдал сцену. Летом пришел местный парень с домашней большой собакой на речку, а невдалеке сел попить голубь. Так он тут же натравил на него своюю собаку. Благо, что голубь был далеко, заметил и сразу улетел.

Одним словом, варварский еще у нас народ по отношению к природе.
[info]elena_borisova wrote:
11 Май, 2009 15:56 (UTC)
Какой красивый!
[info]bp21 wrote:
11 Май, 2009 16:19 (UTC)
Хотели бы жить с таким по соседству в мире и дружбе?
(без темы) - [info]elena_borisova - 11 Май, 2009 16:24 (UTC)
(без темы) - [info]bp21 - 11 Май, 2009 16:26 (UTC)
(без темы) - [info]elena_borisova - 12 Май, 2009 08:06 (UTC)
(без темы) - [info]bp21 - 13 Май, 2009 09:43 (UTC)
[info]malakbel wrote:
11 Май, 2009 16:21 (UTC)
C большим удовольствием посмотрела фото и почитала инфу, TNX.
Известно, что лебель-шипун имеет уживчивый характер и хорошо живёт даже в неволе. Потому он и подходит к человеку, да ещё такому доброму, птица это чувствует. А вот лебедь-кликун вряд ли подошёл бы. Он много осторожнее и недоверчивее шипуна. Интересно, какие водоросли они едят? Наверное их ещё мало, поэтому лучше хлебца поесть, да7 SIC!
[info]bp21 wrote:
11 Май, 2009 16:32 (UTC)
Вот только я пока не чувствую, что она при этом чувствует :)

Когда-то, лет 10 назад, в окрестностях Беловежской пущи на прудах отлавливали лебедей для переселения в Россию, в национальный парк "Орловское Полесье". Так пока отправили, несколько недель держали в сарае местного научного сотрудника, т.в. в неволе. Конечно, был сильный стресс, но пережили!

Кликуны у нас очень редкие и фиксируются единичные особи во время весенней миграции, перелета. А лебедь-шипун гнездиться повсеместно.

Питание. Питаются зелеными частями, плодами и корневищами водных растений, ряской, корневищами тростника. Кроме растительной пищи, лебеди кормятся доступными им мелкими донными животными (рачками, моллюсками, червями). Летом с озер лебеди иногда вылетают в степи кормиться на посевах зерновых. (http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/009.php)

Хлебец в любом случае калорийнее, чем водоросли. Да, наверное, и вкуснее для птицы.
(без темы) - [info]malakbel - 11 Май, 2009 17:26 (UTC)
(без темы) - [info]bp21 - 11 Май, 2009 18:06 (UTC)
[info]rbizha9i wrote:
11 Май, 2009 17:33 (UTC)
а я думала, лебеди совсем не из доверчивых пернатых)
[info]bp21 wrote:
11 Май, 2009 18:09 (UTC)
Так и есть! Это отдельные особи. Я думаю, что этот лебедь остается у нас на зимовку в городах и с первого года жизни получал от людей зимой подкормку. Потому и привык относится к людям с доверием. А еще, наверняка, и на этом озерце получил неоднократное пищевое подкрепление своего условного рефлекса от отдыхающих.
[info]olga_andreeva wrote:
11 Май, 2009 18:02 (UTC)
Путь к сердцу лебедя лежит через желудок :)
[info]bp21 wrote:
11 Май, 2009 18:10 (UTC)
Да уж, он ведь самец, мужчина :)
(без темы) - [info]olga_andreeva - 11 Май, 2009 18:41 (UTC)
(без темы) - [info]bp21 - 11 Май, 2009 18:54 (UTC)
(без темы) - [info]olga_andreeva - 12 Май, 2009 06:03 (UTC)
(без темы) - [info]bp21 - 13 Май, 2009 09:44 (UTC)
[info]mudrij_phoenix wrote:
11 Май, 2009 18:21 (UTC)
Интересная история. А я читал, что лебеди довольно таки опасные птицы, могут и руку сломать, правда это вроде было во время брачного сезона.
[info]bp21 wrote:
11 Май, 2009 18:51 (UTC)
Любой крупный дикий зверь или птица потенциально опасны.
Но здесь есть два момента.
1. Верно, особенно во время брачного сезона и выведения птенцов, особенно когда человек слишком близко подходит к гнезду, когда он рассматривается как потенциальная угроза.
2. Есть достаточно сведений, которые позволяют считать, что звери и птицы гораздо лучше чувствуют сознание другого, чем человек. Я достаточно сильно "излучал" мысли добра по отношению к нему. К тому же был полностью спокоен и никакого страха.
У меня пару лет назад был опыт, когда мне нужно было пройти в чужой дом возле собаки средней степени злости. Я проделал тоже самое в течение более 5 минут и собака успокоилась, пропустила меня. Это было всего один раз, поэтому не могу сказать, что это была закономерность или случайно.
(без темы) - [info]mrs_alles - 11 Май, 2009 19:19 (UTC)
(без темы) - [info]bp21 - 11 Май, 2009 20:28 (UTC)
(без темы) - [info]olga_andreeva - 12 Май, 2009 06:08 (UTC)
(без темы) - [info]olga_andreeva - 12 Май, 2009 06:06 (UTC)
(без темы) - [info]bp21 - 13 Май, 2009 09:48 (UTC)
[info]nadya_german wrote:
11 Май, 2009 20:07 (UTC)
Удивительный репортаж! Замечательное общение с братом нашим меньшим! Взаимное доверие!!! Очень красиво!!!
[info]bp21 wrote:
11 Май, 2009 20:24 (UTC)
++!)
А у Вас подобные случаи общения с дикими птицами/животными были?
(без темы) - [info]nadya_german - 12 Май, 2009 17:23 (UTC)
(без темы) - [info]bp21 - 13 Май, 2009 09:38 (UTC)
[info]mal_yuga wrote:
11 Май, 2009 21:21 (UTC)
У нас бытует примета, кто стреляет чаек, лебедей, да и вообще, браконьерствует, плохой смертью умрёт.
[info]ivolga11 wrote:
11 Май, 2009 22:08 (UTC)
она сбывается.Из 3 деревенских браконьеров все 3 умерли очень мучительно, один повесился в сарае,но оборвалась верёвка и он упал на вилы и перевёрнутую борону и так до утра умер...
(без темы) - [info]mal_yuga - 13 Май, 2009 09:57 (UTC)
(без темы) - [info]bp21 - 14 Май, 2009 17:43 (UTC)
есть? - [info]mal_yuga - 14 Май, 2009 20:47 (UTC)
(без темы) - [info]bp21 - 13 Май, 2009 09:40 (UTC)
(без темы) - [info]mal_yuga - 13 Май, 2009 09:54 (UTC)
[info]ivolga11 wrote:
11 Май, 2009 22:06 (UTC)
Здорово:) Мне так только кликунов приходилось кормить.Жаль, что многие не видят и не понимают ничего кроме потребности своего желудка:(((
[info]bp21 wrote:
13 Май, 2009 09:50 (UTC)
У нас кликуны редкие, в основном только на пролете.
"Люди-желудки" есть прежде всего продукт нашей системы образования и воспитания. Ведь все дети рождаются с чистыми глазами и светлыми душами. Это потом жизнь = система образования / воспитания их такими делает.
(без темы) - [info]ivolga11 - 13 Май, 2009 13:40 (UTC)
(без темы) - [info]bp21 - 13 Май, 2009 14:49 (UTC)
(без темы) - [info]ivolga11 - 13 Май, 2009 15:48 (UTC)
[info]melodiyamm wrote:
12 Май, 2009 19:55 (UTC)
Да, милый контакт человека с птицей, спасибо.
Для меня лебедь-священная птица.Если увижу на реке утром, считаю, что день удастся:)
[info]bp21 wrote:
13 Май, 2009 09:51 (UTC)
И Вам спасибо!
Меня тоже с детства научили, что лебедь птица священная.
[info]muhlaev wrote:
12 Май, 2009 20:23 (UTC)
песнь о одиноком лебедином чудо.
Красивые фото, шчёлк и разбежались по своим кормушкам))) и гнёздышкам)
[info]bp21 wrote:
13 Май, 2009 09:53 (UTC)
Re: песнь о одиноком лебедином чудо.
Спасибо.
Как это разбежались? А сколько было общения. Для него это тоже был большой опыт :)))
[info]marko19511 wrote:
13 Май, 2009 16:34 (UTC)
Вот, посмотрел на замечательные снимки, и захотелось взять в руки фотоаппарат. У нас тут утки, аисты и фламинго просто по улицам гуляют. Никого не боятся.
[info]bp21 wrote:
14 Май, 2009 17:45 (UTC)
Удачного снимка!!
Это где (во Флориде?!) фламинго по улицам гуляют?
(без темы) - [info]marko19511 - 14 Май, 2009 21:02 (UTC)
[info]sakura_sanae wrote:
14 Май, 2009 21:19 (UTC)
Впервые слышу, что лебедей потребляют в пищу. Очень неприятно удивлена.
(без темы) - [info]tevidi - 29 Май, 2009 16:08 (UTC)
(без темы) - [info]minigexj - 29 Май, 2009 17:29 (UTC)
(без темы) - [info]rjsez - 30 Май, 2009 10:13 (UTC)
(без темы) - [info]niguzo - 11 Июн, 2009 11:41 (UTC)
( 74 комментария — Оставить комментарий )

Profile

bp21, Козулько, Беловежская пуща, бп
[info]bp21
bp21_Георгий Козулько
Беловежская пуща - 21 век

Latest Month

Ноябрь 2009
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Разработано LiveJournal.com