?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

В прошлый раз, подымая тему весенних палов сухой травы, я писал о том, что в этом году в Беларуси, в частности в районах Брестской области, произошло нечто необычное. И это меня, как эколога, очень обрадовало. Если раньше, не успеет снег растаять, народ палил почти везде и всё, то в этом году такого не наблюдается. И это несмотря на аномально сухую и жаркую погоду! Однако коллеги-экологи в рассылках сообщают, что в Беларуси палят всё.

И вот недавно у меня была возможность оценить ситуацию почти на всей территории нашей небольшой страны. 2 недели назад я ездил поездом в Припятский национальный парк (г.Туров и г. Житковичи) с лекциями на тему современной идеи дикой природы. Традиционно полоса отчуждения вдоль железной дороги является местом наиболее интенсивных палов. Народа поездами ездит много и палят, особенно дачники, всё подряд. Бывает, что причиной весеннего пожара становится выброшенная сигарета или даже лежащая стеклянная бутылка (эффект линзы). Да еще и сами железнодорожники поджигали, таким способом борясь с зарастанием кустарником (сейчас их уже обязывают тушить).

Но в этом году ситуация действительно несколько изменилась. На участке железной дороги от Бреста до Дрогичина протяженностью 70-100 км выжигания травы было очень мало. Далее, до Пинска (это еще километров 70), выжженные участки стали попадаться всё чаще. А где-то между Пинском и Лунинцем и далее на восток, вплоть до Житкович, начался настоящий кошмар – палят всё и вся. Включая участки, прилегающие к лесу, из-за чего пожар переходит в лес. Фактически, куда ни глянь, кругом черное пожарище. Наблюдал 2 сцены: хозяин коником пашет свой маленький земельный надел, за ним женщины садят картошку, а вокруг участка горит трава, которую он специально подпалил. В этом случае о тушении пожара говорить не приходится.
Обочины автомобильных дорог, пустыри вокруг городов и деревень, мелиорационные каналы, долины малых рек, заброшенные участки бывших полей и т.п. – почти всё безжалостно выжигается руками "недочеловеков" (т.е. людей, уровень сознания которых еще не соответствует человеческому в божественном, не биологическом понимании этого слова).[Об огромном вреде, который наносится весенними палами живой природе, я уже писал здесь.]
На фотографии слева показана типичная картина черной выжженной земли вдоль железной дороги за районным центром Житковичи.

В поезд в г. Лунинец зашли люди. Спрашиваю, зачем всё палят. Не моргнув глазом, отвечают, чтобы молодая трава росла лучше. Спрашиваю зачем. Говорят, чтобы красиво было, чтобы зеленое глаз радовало. Оказывается, все они "любители" красивого. Первый же мой аргумент "а что, вот эта чернота и кошмар пожарища – это красиво?" ставит их в тупик. Явно, что об этом они никогда не думали. Но тут же, как попугаи, повторяют, чтобы молодая трава росла лучше. На вопрос зачем, ведь ее почти нигде не косят, вразумительного ответа дать не могут. На последний вопрос зачем жгут, если постоянно по телевизору и радио призывают не жечь, говорят, что по традиции. Для меня лично всё это свидетельство того, что в психике у всех этих людей произошли определенные сдвиги, понятно, что не в положительную сторону. И лишь одна молодая девушка, ветеринар колхоза, соглашается, что это – огромный вред природе. Пришлось прочитать им небольшую лекцию про божьих коровок и миллионы других живых существ, которых они уничтожают огнем, про Живую планету. Может быть хоть кто-то из них откажется от традиции варварского отношения к живой природе.
На фотографии слева - выжженная долина малой реки возле деревни в Гродненской области.

Я не стал торопиться с выводами, так как, вернувшись, тут же поехал на лесную сертификацию в лесхозы Гродненской области. Приятно было глянуть – на участке от Бреста до Гродно трава, можно сказать, почти не спалена. Лишь кое-где вокруг деревень и городков, да и то видно, что пожар быстро потушили. Проехав дальше по Гродненской области, убедился, что палов в сравнении с Гомельской областью мало. Поджигателей и здесь еще хватает, но принимаются оперативные меры для быстрого тушения.

Поинтересовался у лесников, как обстоят дела на востоке и севере Беларуси, в Могилевской и Витебской областях. Говорят, что там палят безжалостно и безбожно, лесники не в состоянии всё тушить, поэтому следят только за лесами. Что интересно, сами лесники главными поджигателями считают колхозников. И действительно, проезжая в Волковыском районе Гродненской области лично видели, как колхозное начальство на поле поджигало неубранную с прошлого года солому. Дым и огонь стояли столбом…! Понятно, что с поля огонь дальше перекинется на окружающие земли с сухой травой. Но это "мелочи" в сравнении с тем, что я видел три года назад в Могилевской и Витебской областях. Там еще осенью повсеместно жгли неубранную на полях солому как результат бардака в сельском хозяйстве. Причем масштабы и территории выжигания огромны!
На фотографии слева - выжженная огромная территория возле небольшого городка в Гродненской области.

На обратном пути ехал через Минск. Вокруг главной дороги Молодечно-Минск всё "спокойно", пожарищ почти нет. Говорят, что пожарные службы работают оперативно. Однако в стороне от дороги то там, то сям попадались черные пятна выжженной земли. А вот железнодорожная полоса от Минска в сторону Бреста выпалена почти вся…

На фотографиях ниже показана выжженная долина (сухой тростник) вдоль малой реки в Гродненской области. Пожар перешел на заброшенные бывшие поля, которые уже поросли молодым сосновым подростом (самосев). Будущий лес сгорел почти весь…

 

Выводы. Почему жгут? Хотя это и не понравилось в прошлый раз некоторым моим оппонентам, вынужден еще раз констатировать, что наблюдается значительная разница в площади сожженных территорий и количестве поджигателей на западе и на востоке Беларуси. В чем дело? Ведь, казалось бы, всё должно быть одинаково. Главные причины этого, на мой взгляд, следует искать в глубинной психологии так называемых белорусов-западников и белорусов-восточников. Граница варварского отношения к природе проходит примерно по границе 1918-1939 годов, когда Беларусь была разделена на 2 части: западная часть была под Польшей с ее хуторской системой земледелия и частной собственностью, восточная – под советами с ее колхозной системой, где "всё вокруг моё, всё вокруг ничьё". Соответственно, целое поколение белорусов выросло и сформировалось в разных социально-экономических условиях, что не может не отразиться на ментальности всего населения. Поколение "западников", которым сегодня 40-70 лет, воспитывалось дедушками и бабушками, жившими при частной собственности и передававшими внукам бережное отношение к земле. "Восточники" такой возможности не имели, так их дедушки и бабушки уже были колхозниками, родившимися после 1917 г. Конечно, это больше применимо к сельскому населению, чем к городскому, где сегодня всё сильно перемешалось.
Что интересно, с таким выводом согласились все старые лесники-"западники", с которыми довелось обсуждать эту проблему в Гродненской области, но не согласились или колебались лесники-"восточники". (Об этом явлении подробнее я буду писать в следующем посте.)

Как важную причину уменьшения весенних пожаров лесники назвали хорошую работу инспекторов по охране животного и растительного мира и МЧС, а также боязнь населения палить. Дело в том, что сейчас в Беларуси за поджигание травы предусмотрены большие штрафы - до 500$ и более. А у инспекторов есть годовой план сколько денег они должны "заработать" на разного рода нарушителях. Поэтому предъявляют претензии руководителям за непринятие мер по тушению, а также не дают спуску пойманным поджигателям, хотя поймать их довольно трудно. На вопрос, почему на востоке больше жгут, их версия, что там браконьеров больше, поэтому, возможно, они свои планы инспектора выполняют за счет их, не особо стараясь ловить поджигателей. Значит, там народ не особо боится.

Добавлю еще 2 причины. Думаю, что экологическое образование последних лет и постоянная реклама в СМИ против весенних палов также дает свой постепенный эффект. А также немаловажно то, что в сельской местности резко уменьшилось поголовье скота в личном пользовании у населения, из-за чего нет необходимости поддерживать в надлежащем состоянии пастбища, в том числе и выжигать их.

Вот такой получился беглый обзор. Что скажете?

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/67745.html)

Comments

( 63 комментария — Оставить комментарий )
005_kefir
26 апр, 2009 07:34 (UTC)
На участке ж/д от Борисова до Орши жгли, может быть и меньше, чем раньше, но всё равно много.
bp21
26 апр, 2009 08:07 (UTC)
Если такая тенденция пошла по всей стране, то хорошо.
Спасибо за инфо, так как я могу в динамике следить за ситуацией только под Брестом. На моем участе Беловежская пуща_Каменец_Жабинка_Кобрин в этом году выжгли ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше!
(Анонимно)
26 апр, 2009 08:21 (UTC)
Судя по всему, это и есть Мудрость и Любовь, писать о своём народе "трусливый", "рабская психология", "отсталый", "деградированыый", "как попугаи". Сейчас пойдут наидежурнейшие сравнения с хирургами. Скучно. Надоело. Какая пошлятина.
bp21
26 апр, 2009 09:04 (UTC)
Бывает и такая Мудрость и Любовь. Например, мать говорит младенцу: "Какой же ты грязный, нехороший и записяный" и это есть высшее проявление ее Любви.

Позвольте Вам небольшую притчу.
Сидели в тюремной камере двое заключенных. И была у них лишь одна возможность – смотреть в маленькое зарешеченное окно. Под которым была большая лужа. Так вот, один заключенный видел в ней лишь гнилые осенние листья и прочую грязь, а второй - отражающиеся в воде звезды [небо и солнце].

Любые тексты, даже обличительные, я пишу с устремлением к звездам. А Вы в них устремляетесь только в грязь? Что ж, каждому своё…
(Анонимно)
29 апр, 2009 05:09 (UTC)
Тявкающий из подворотни. Возможно сука Тамара.
И сколько можно об одном и том же. Вы хоть примеры меняйте. А то уже об этой луже второй раз.
bp21
29 апр, 2009 08:48 (UTC)
Зачем менять хорошие примеры?
bp21
26 апр, 2009 09:10 (UTC)
И еще. Чтобы избавить народ от порочных традиций (той же рабской психологии) или бессознательности, людям об этом нужно говорить. Как врач ставит диагноз и говорит о болезни больному. А иначе как же люди избавятся от своих низменных комплексов.
(Анонимно)
26 апр, 2009 09:15 (UTC)
Под Вашими словами с удовольствием подпишется любой хам. У ненависти всегда найдётся множество доводов. Лишь добро в доводах не нуждается. А насчёт хирурга я был предсказуемо прав. Ещё скучнее.
(без темы) - bp21 - 26 апр, 2009 10:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 26 апр, 2009 18:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 29 апр, 2009 08:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 29 апр, 2009 09:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 29 апр, 2009 11:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 29 апр, 2009 12:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 29 апр, 2009 12:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 29 апр, 2009 13:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 29 апр, 2009 14:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 29 апр, 2009 18:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 29 апр, 2009 19:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 29 апр, 2009 21:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 30 апр, 2009 07:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 30 апр, 2009 19:01 (UTC) - Развернуть
Учоный-хвизег - (Анонимно) - 1 май, 2009 06:09 (UTC) - Развернуть
sotonishko
26 апр, 2009 08:21 (UTC)
в России тоже каждый год палят. Я, правда до сих пор не могу понять - почему. Причем речь идет не о случайных очагах, а о целенаправленном поджоге. С 2004 по 2006 года жила в Костромской области - так такое явление там было просто повальным. Едешь на поезде или на автобусе - вокруг целые поля выжжены. Пыталась узнать - почему? - никто вразумительного ответа не дла, носказали, так нужно каждый год делать. Я что-то с трудом в это верю.
bp21
26 апр, 2009 09:07 (UTC)
Да, у нас многие тоже внятно не могут объяснить и большинство делает это, как мне кажется, бессознательно: кто в силу традиции воспитания, кто просто так (какая-то бессознательная тяга к огню).

Здесь популярное обоснование вреда от палов - http://bp21.livejournal.com/8184.html
kamenets
26 апр, 2009 13:16 (UTC)
Вот пал 26.04.2009 недалеко от города Каменца, на берегу реки Лесная.



Что делать?

В райисполкомах есть целые идеологические отделы, которые страдают откровенной ерундой!

Что им мешает проводить промывку мозгов в тех населённых пунктах, вокруг которых палы достигают сумасшедших размеров.
bp21
29 апр, 2009 08:26 (UTC)
Даааа, снимок... Спасибо. Мои блекнут на фоне твоего в плане впечатления от ужаса и варварства, творимого над живой Землей. Это внешне похоже, как показывают по телевизору пожары в Калифорнии или Австралии.
По снимку видно, что умышленный поджог, сделанный "недочеловеком".

идеологические отделы... Им самим сначала нужно мозги промыть. Впрочем, задачи у этих отделов несколько другие, потому их и не волнуют подобные проблемы. Как правило, далеки работники этих отделов от настоящей жизни с ее настоящими проблемами. :(
(Удалённый комментарий)
bp21
29 апр, 2009 08:34 (UTC)
Это от бессознательности. Ведь большинство людей на Земле еще в возрасте "людей-младенцев". Вот и творят, сами не понимают что.
Такие, конечно, же в первую очередь понимают язык наказания. Это, что касается взрослых (имеетсяы ввиду возраст тела).
А для детей нужна эффективная система образования и воспитания, начиная с детсадика, которая включала бы эти вопросы. В целом такой системы у нас пока нет :(
(Анонимно)
29 апр, 2009 09:09 (UTC)
Тявкающий из подворотни, вероятно сука Тамара
Я понял, почему неприемлю ваши доводы, вроде положительного человека, в каком-то направлении интеллектуала. Вы пишете не "Я думаю..." А пишете с таким смыслом как-будто вы истина в последней инстанции. Вот это-то и раздражает.
(Анонимно)
4 май, 2009 21:12 (UTC)
"в этом году в Беларуси, в частности в районах Брестской области, произошло нечто необычное." Согласен, что менталитет западных беларусов отличается от восточных, но Вы своим постом как раз доказываете обратное. Что же до 2008 года менталитет уравнялся сначала (жгли же траву как и везде, Вы ж сами об этом феномене пишите), а в 2009 западные белорусы вдруг вспомнили про свои корни?

А значит причину в данном случае надо искать в другом: штрафы, власти, местная пропаганда...
Пожарник
bp21
4 май, 2009 21:39 (UTC)
Вы верно подметили! Да, в прошлом году и ранее у нас жгли всё. НО в этом году я вижу реальный прогресс. Да, я также считаю, что прежде всего причины в штрафах, принимаемых мерах по тушению, агитации. А не в том, что "западники" умнее "восточников". Но!
Ведь штрафы, тушение и агитация в равной мере, по крайне мере на уровне законодательном, на всей территории Беларуси. Но получается, что результат в западной части быстрее и лучше. Логично заключить, что это и есть следствие иного (более прогрессивного) менталитета западных белорусов.
felix_55
9 май, 2009 09:07 (UTC)
Совсем не исключено, что в Западной Беларуси, больше времени пребывавшей в составе Европы, чем ее Восточная часть, еще сохранились понятия о том, что сухостой - нет только одна из причин возникновения лесных пожаров, но и вполне пригодный для будущего перегной - нужно только дождаться сезона дождей... Так что глубинная частнособственническая психология крестьян-западников и их потомков своё берет... А сжигание травы и листьев ничего хорошего вообще не дает - летом оно становится причиной пожаров, и вообще выделяются продукты сгорания, вредные для дыхания людей и животных... Жаль, что на Востоке республики этого пока не поняли... Ваш анализ, Георгий, интересен сам по себе, очень полезен и наглядно демонстрирует на конкретном малом примере огромный ущерб, нанесенный социалистическим мышлением обществу и природе!
bp21
10 май, 2009 07:39 (UTC)
Важен еще один момент, на котором я не заострил внимание – на востоке Беларуси огромные территории радиоактивно зараженные после Чернобыльской АЭС. И выжигая сухую траву, это влечет распространение радиации. Кажется, белорусы даже
этого не понимают. А это уже тревожный показатель отношения к собственной судьбе и будущему своих детей. Впрочем, на тему безразличного отношения большинства белорусов не только к судьбе нации, но и своей судьбе, написано уже немало…
felix_55
10 май, 2009 08:10 (UTC)
Георгий, а Вы не пытались выяснить у коллег и друзей, какое отношение к сжиганию сухой травы царит в Украине, отдельно в Восточной и Западной частях? Ведь может получиться интересная статья по социологии!
(без темы) - bp21 - 10 май, 2009 08:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - felix_55 - 10 май, 2009 08:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 10 май, 2009 08:40 (UTC) - Развернуть
felix_55
10 май, 2009 08:15 (UTC)
А у Вас, Георгий, имеются результаты радионуклидного анализа трав и почв,на которых они произрастают? Если да, то Вы просто обязаны (извините за излишнюю категоричность) его опубликовать! Хотя бы в собственном Живом Журнале! А если нет, то имеются ли возможности его провести - если не в самой Беларуси, то хотя бы в Литве, Польше или другой стране? Может, белорусов подводит недостаточная информированность? Ведь наций-самоубийц не должно быть...
(без темы) - bp21 - 10 май, 2009 08:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - felix_55 - 10 май, 2009 11:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bp21 - 10 май, 2009 12:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - felix_55 - 10 май, 2009 12:41 (UTC) - Развернуть
felix_55
10 май, 2009 08:23 (UTC)
Ответ анонимному пожарнику на пост от 4 мая. Штрафы и даже местная пропаганда - это, конечно, хорошо, но ментальность, то есть память, усвоенная с молоком матери, не следует списывать со счетов... А то, что степень хозяйственности в западных областях Украины и Беларуси, значительно дольше восточных находившихся вне большевистского социализма, чем у восточных собратьев, известна как самим жителям, так и прослеживается в художественной литературе. Проведу своеобразную аналогию: восточные немцы тоже успели испытать тлетворное влияние социализма, и выравнивание уровней между восточными и западными землями Германии не завершилось до сего дня...
cgtr
10 май, 2009 11:52 (UTC)
У меня под городом бабки каждую весну выжигают траву с таким видом будто они делают какое-то вселенское благо...
bp21
10 май, 2009 12:33 (UTC)
Да, так они воспитаны и научены :(
Меня, например, мой дед учил, что ни в коем случае нельзя жечь, потому что это природа!
(Анонимно)
12 май, 2009 08:51 (UTC)
Харитонов Ульян Йозефович
Деление народа (народов) на чистых (прогрессивных) и нечистых (отсталых) в любом случае — привет дядюшке Адольфу. Но когда сознание зашорено ИДЕЯМИ и УБЕЖДЕНИЯМИ, понять эту простую истину не дано. К сожалению. Судя по всему, всегда найдутся люди убеждённые, что национализм — это где-то там вдали от нас, мы же вполне себе человечные и продвинутые, но закрывать глаза на тупость узбеков, леность негров и отсталость восточных белорусов не станем!
( 63 комментария — Оставить комментарий )

Profile

bp21, Козулько, Беловежская пуща, бп
bp21
bp21_Георгий Козулько
Беловежская пуща - 21 век

Latest Month

Февраль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
Разработано LiveJournal.com