?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

Отношение к осам у большинства людей либо боязливое, либо агрессивное. Но что мы обычно знаем об осах? Что они желтые, "страшно" жужжат, летят на сладости и - самая распространенная байка – только и думают, чтобы нас укусить. Кстати, насчет желания укусить, на самом деле всё не так. Осы, как общественные (высокоразвитые) насекомые, умные. Каждому существу, не только человеку, дорога его жизнь, оно стремится ее сохранить, а также выполнить своё жизненное предназначение, прежде всего – продолжить род. А сейчас представьте себе, что оса вылетела из гнезда и её задача – найти корм и принести в гнездо, чтобы выкормить личинок. Всё, задач больше нет. И с какого это "бодуна" ей вдруг бросаться на вас, кусать, чтобы с большой вероятностью быть убитой? А как же тогда основная задача? Неувязка получается, глупость. Осы, хоть и жужжат, но делают это потому, что у них природа такая. На самом деле, летая чуть ли не впритык к лицу или рукам, они просто "нюхают" запахи в надежде найти что-то сладкое и съедобное. Оса даже на мгновение может сесть на кожу, но лишь для того, чтобы окончательно убедиться, что здесь ничего вкусного нет (или, наоборот, взять то микро-количество сладости, что есть на руках или губах). Всё остальное – ваш бессознательный страх. Единственное, когда осы действительно агрессивны и опасны, это если вы находитесь возле их гнезда и в ваших действиях и движениях они распознают для себя угрозу. Вот тогда и вправду самое правильное – это быстрее бежать. У меня были случаи, когда в лесу натыкался на гнездо в земле и осы дружно бросались на защиту…

Это - что касается шершней и ос кусачих. Однако, среди ос имеется большое количество видов абсолютно безопасных, более того, очень красивых.

Здесь я хочу показать галерею фотографий небольшой осы, вид которой относится к так называемым бумажным осам (род Polistes). Своё название бумажных ос они получили из-за особенностей своего гнезда. Полисты строят гнездо в виде единственного открытого сота, численность несекомых к концу лета в таких гнёздах невелика — от 10-15 до чуть больше 100 ос. Сот строится из старой древесины и аналогичных материалов. Осы пережевывают их в клейкую волокнистую массу, которой затем придают нужную форму сотов. Высыхая, эта масса превращается в твердую серую бумагу.

Эти осы общественные - живут колониями. Гнезда строят чаще всего в густой траве. С приближением зимы самцы, рабочие и старые матки разлетаются и умирают. До весны доживают только молодые уже оплодотворенные матки (самки), которые и основывают новое гнездо. Осы Polistes питаются нектаром и пыльцой, не брезгают и соком зрелых фруктов. Своих личинок они кормят парализованными или убитыми насекомыми. Осы абсолютно не опасны, спокойны и миролюбивы.

На этих фотографиях показана колония полисен (бумажных ос) осенью (15 сентября 2008 г., к сожалению, погода была пасмурной). Белые шарики – это запечатанные ячейки с еще не вылупившимися молодыми осами. Больше фотографий (в том числе большого размера, как для фотообоев) этой колонии ос можно посмотреть здесь - http://bp21.org.by/ru/gallery/osa.html.

 

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)

Метки:

Comments

( 15 комментариев — Оставить комментарий )
elena_borisova
19 окт, 2008 10:49 (UTC)
Увы, бывали случаи, когда некоторые особи накидывались ни с того, ни с чего. Особенно осенью. Ведь недаром есть такое выражение "злой, как осенняя оса". Мы ехали как-то с сыном в троллейбусе по Москве, сын был ещё шестилетним, смотрели себе в окно, любовались солнечной осенней погодой, и вдруг в окно влетела оса и укусила (то есть ужалила) ребёнка в ухо. Он ужасно плакал; ухо раздулось; поездка была безнадёжно испорчена. С тех пор мы их всё-таки недолюбливаем и побаиваемся. Хотя красивы они, никто не спорит! :)
bp21
19 окт, 2008 14:23 (UTC)
Не сомневаюсь, что мгновением до этого данная особь побывала в каких-то "неприятностях", может кто ударил, может где зажалась до боли, может еще что. Была какая-то причина до этого. Например, оса залетела в машину, там ее стукнули, она выскочила раздраженная и тут на ее пути попался Ваш ребенок… Бывает еще, когда их гнездо разорят, тогда сони становятся злыми (понятно, почему) но кусают возле гнезда.

Говоря в тексте о безопасности, я подразумевал ситуации, когда осы спокойно летают рядом в поисках чего-то, а люди из боятся.

Кстати, среди ос наиболее опасны шершни. Вот они действительно могут напасть даже в случаях, если пролетая рядом, попробовать его отогнать, например, махнуть рукой.
ellada_br
19 окт, 2008 18:38 (UTC)
Люди боятся ос на инстинктивном уровне. Как, например, неприятны пауки и тараканы. И в абсолютном большинстве случаев действительно достаточно спокойно переждать. Но знаю случай, когда на укусы штук 10 проявилась очень сильная дыхательная реакция (не знаю, действие ли самого вещества или аллергия) - еле откачали. А когда я смотрю как у нас на улицах в лотках булочки продают - да они там тучами кружат. Ужас!!! Им спецбаночку с сиропом ставят, но все-равно на булках осссседают. Такой вопрос: можно ли эти булки потом спокойно кууушать?
bp21
19 окт, 2008 20:15 (UTC)
Яд ос действует иначе, чем пчелиный. Я знаю, что сильные болезненные реакции на пчелиный укус начинаются после 50 укусов, у более стойких – после 100. Оса жалит больнее и, наверное, пару десятков укусов – это уже серьезно. Хотя точно не знаю, не выяснял этот вопрос. Есть люди (редко), для которых один пчелиный укус – уже смертельно. Я знаю одну такую семью, у них наследственно данный признак передается.

Можно ли булки кушать? В смысле? После того, как по ним осы полазили? Наверное, можно. Они ведь не мухи, выводятся в чистых гнездах, а не на помойках. Хотя, пожалуй, и с помоек что-нибудь сладкое могут таскать. Но, мне кажется, вероятность инфекции очень мала.
pan_szymanowski
20 мар, 2009 21:22 (UTC)
Скорее всего все зависит от индивидуальной переносимости. Помнится наша воспитательница из детского сада уехала на "Скорой" в больницу после укуса трех пчел.
bp21
20 мар, 2009 21:40 (UTC)
У нас в деревне есть женщина, которую в реанимацию забрали после одного укуса. И сказали, что второго случая не переживет. По наследству ее сын также получил ген непереносимости пчелинного яда.
(Анонимно)
20 окт, 2008 05:29 (UTC)
Трижды в день выезжали в этом году брестские спасатели на утилизацию гнезд шершней и ос. При этом в 600 (!!!!!)случаях эти поездки были связаны с угрозой для жизни людей. Пик выездов пришелся на летние месяцы, но рекорды побил сентябрь – свыше 200 вызовов, при этом 90 из них зафиксированы в первую неделю. За помощью в основном обращались сельчане, но более 30 вызовов пришлось на детские сады и школы, 7 – в детские загородные оздоровительные лагеря, 5 – в магазины. Не обошлось без подобных ЧП в Домах культуры, кинотеатрах, гостиницах и больницах.

Шершни и осы не занесены в Красную книгу. А когда они реально угрожают здоровью и жизни людей, их утилизация оправдана. На сей счет имеется даже постановление Совета министров от 30 января 2008 года.

А между тем в августе этого года в Пинском районе от укусов шершней погиб 45-летний сельчанин. В стране подобных трагедий было около 10. А к спасателям, по словам Сергея Машнова, стали все чаще обращаться горожане и дачники. Оказывается, есть специальный состав, которым можно пропитать дерево. В обработанных помещениях шершни и осы не селятся.

Это из заметки "Вечернего Бреста". Столько ЧП и смертей от укусов шершней как в этом году в Беларуси не было. Почему?
V.
bp21
20 окт, 2008 08:32 (UTC)
Спасибо за столь подробный материал. Да, это касается тех случаев, когда осы и шершни гнездятся рядом с жильем людей. Тогда такое соседство опасно.

Хотя со своей личной практики скажу (но не рекомендую делать тем, кто не умеет), что и тут может быть мирное сосуществование. У меня на моем приусадебном участке много было случаев, когда поселялись осы. Чаще всего устраивали гнездо в земле среди травы. Иногда на чердаке в сарае. Заметив место, я никогда вплотную к нему не подходил, а, проходя мимо, был осторожен и не делал резких движений.

А в один год поселились шершни – под крышей сарая, прямо 2 семьи, 2 огромных гнезда, с разных сторон. То же самое – разорять не стал, все лето мирно прожили друг возле друга. Но был очень осторожен. Заметил, что к осени шершни стали агрессивны. Возможно, чувство близости зимы = конца жизни, может нехватка корма. В этом году в связи с очень холодным сентябрем вполне причиной агрессивности могла стать бескормица.

Плюс, их численность по годам колеблется. Много случаев в этом году – возможно, высокая численность ос и шершней была. У меня у родителей в деревне по началу летом тоже много ос было, но потом исчезли. Еще раньше заметил, что часто их гнезда в земле собачки или еще какие зверки (?) разрывают. Наверное, так и в этот раз произошло…
bp21
20 окт, 2008 08:34 (UTC)
Кстати, описанные мною и показанные на фотографиях осы - абсолютно безопасны, небольшие по размеру и на людей не нападают!
pan_szymanowski
20 мар, 2009 23:32 (UTC)
>Осы Polistes питаются нектаром и пыльцой

В Крыму, где я прожил большую (и лучшую) часть жизни, осы ярко желтые, с тонкими черными полосками. В сущности - негативы тех, что на фотках. Хорошо помню такой эпизод. Я маленький с родителями в лесу. Разложили еду, хаваем. Внезапно прилетает оса, садится на кусок колбасы, откусывает кусок и улетает. Прямо выгрыз остался на том месте. То есть, мясом они тоже не брезгуют.
bp21
21 мар, 2009 10:26 (UTC)
Ос всяких разных видов много и они сильно отичатются друг от друга, в том числе и поведением. Например, самая крупная наша оса - шершень, преимущественно активный хищник, охотится на насекомых, хватая их либо в полете, либо сидящими. Дополнительно питается растительным соком.

Виденая Вами оса скорее всего относится к массовому виду оса обыкновенная. Они делают гнезда в земле. Эти осы всеядны и запроста могут утащить кусочек мясного. Хотя может и другой какой-нибудь вид, нужно визуально видеть.
kiploks
22 мар, 2009 00:27 (UTC)
Я тоже их фотографировал: http://pics.livejournal.com/kiploks/gallery/0002qrbx
Холмы над Березиной неподалёку от Гердутишек (в районе Олехнович)
bp21
22 мар, 2009 08:08 (UTC)
Да, это - обычный вид у нас. Когда не знаешь и встретишь, то кажется, что редкость, а так обычный.
У меня о Березине и ее фауне есть еще про пауков - http://bp21.livejournal.com/40523.html
(Анонимно)
20 окт, 2009 11:59 (UTC)
Скажите, пожалуйста, оса может жалить много раз, или только один? Заранее спасибо)))
bp21
23 окт, 2009 05:48 (UTC)
Да, может. В отличие от пчелы, у нее жало без зазубринок, поэтому не застревает в теле человека, а легко, как иголка, достается.
( 15 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

bp21, Козулько, Беловежская пуща, бп
bp21
bp21_Георгий Козулько
Беловежская пуща - 21 век

Latest Month

Февраль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
Разработано LiveJournal.com