?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

Разговаривая с людьми, часто слышу примерно такие вопросы: "Когда у нас наступят демократические перемены? Почему так долго не просто сидим в яме недемократического политического режима, но всё глубже и глубже скатываемся на её дно? Когда будет качественный прорыв?"

Люди устроены так, что им хочется иметь простой ответ, а к нему в придачу сразу же подавай виновного. Одни ругают нынешнюю власть за её недемократичность, другие – оппозицию за её неспособность, третьи – народ за его безразличие, четвертые - россиян, американцев или запад за их дружбу или враждебность… При этом, если вспомнить кое-какие биологические законы, в частности, закон борьбы за существование, получается интересная вещь. Так вот, любой живой организм, включая человека, от природы устроен так, что он конкурирует с другими организмами за пищу, воду, место под солнцем (жилище), право оставить потомство и т.п. А человек наделен еще одним видом борьбы – за удовлетворение чувства собственной значимости (Я, Эго). И как результат и совокупность этого, у любого живого организма складывается определенный стиль сознания (мышления), когда он помещает себя в центр мира и считает себя самым главным, а всех остальных менее главными или второстепенными. Именно так сознание формирует стратегию и поведение организма, при котором он борется и выживает в борьбе за существование.

Скажете, какое это имеет отношение к Беларуси и политике? Самое прямое. Белорус, неважно кто, политик или последний пьяница в колхозе, как правило, мыслит и считает себя главными в мироздании и в мире. И отсюда строит свое миропонимание и стратегию действий. Что интересно, американец или немец – тоже. Такова биология и психология большинства Гомо сапиенс. Но на деле всё не так и реальный мир зачастую не таков, каким он представляется большинству "миро-центристов". И задача (и проблема) состоит в том, чтобы построить адекватное миропонимание. В том числе и для того, чтобы правильно дать ответы на поставленные в самом начале вопросы!

Я давно ждал подобного рода публикацию, которую помещаю ниже. В ней, хотя, и не в столь простой и доступной форме, как хотелось бы (потому что автор ставит несколько иные цели), но всё-таки дается более-менее описание того, что есть сегодня Беларусь в мире и почему мы сидим и будем дальше сидеть в таком, извините, дерьме.

Если коротко, то суть вот в чем. Мир можно представить как большую шахматную доску, на которой расставлены разные по силе и важности фигуры: короли, ферзи, слоны, … пешки. На этой доске идет определенная "шахматная" игра по правилам, установленным наиболее сильными фигурами (сила стран определяется экономикой, военным комплексом, народонаселением, научным потенциалом, запасом полезных ископаемых). Понятно, что в этой игре страны-аутсайдеры (слабые и отстающие) являются пешками. Именно пешками, независимо от того, кем мыслят и мнят себя их правители и народ. И понятно, что имеется соответственное к ним отношение со стороны сильных фигур (стран), соответствующие ходы, замыслы и интересы.

К сожалению, Беларусь является одной из таких пешек. Более того, не просто пешек, а подставных, разменных пешек. И понимание этого дает ответы на поставленные в начале вопросы, почему у нас не видно серьезного политического прогресса. По мнению автора публикации Андрея Суздальцева (он – политолог, изгнанный из Беларуси, работающий сейчас в Москве и пишущий наиболее сложные, научно-обоснованные аналитические статьи) проблема Беларуси в том, что она географически находится на пограничье геополитических и экономических интересов больших игроков – России, Европы и США. Что важно и прежде всего – экономических интересов. Каждый из этих игроков преследует свои долгосрочные интересы в конкуренции с другими игроками. Так, для Европы Беларусь – это буфер, отделяющий ее от России. Плюс нефтяной оффшор (я встречал в прессе, что, например, 60% бензина в Голландии – белорусского производства). А нефть (бензин) – это стратегическое сырье в мире. Отсюда и прикрывание глаз на наши политические проблемы. Для России наличие наших полит-проблем – тоже неплохо. В этом случае на нашем фоне Россия может позиционировать себя, как страна, которая в отношении демократии, прав человека и гражданских свобод еще не "на дне" (хотя в действительности в России от демократии тоже мало что уже осталось). У Польши и Литвы свои интересы в сохранении "заповедника тоталитаризма" – можно иметь дополнительные финансы и политические дивиденды от Евросоюза на "борьбу" (помощь) за демократию у недемократического соседа. И т.д.

В общем, все внешние игроки этой партии как-то более-менее устроились и имеют свои бонусы от этой игры за "демократию" в Беларуси. Внутри страны также кое-кто извлекает выгоду от этого. Например, часть верхушки оппозиции, о чем уже говорилось даже в оппозиционной прессе не раз. И, конечно же, нынешние власти. Умело лавируя и играя на интересах других стран, власть все эти годы не только тактически сохраняет свои позиции, но даже усиливает их в условиях, когда экономические факторы на мировом рынке усложняются. Сколько раз уже приходилось слышать от политологов, что "всё, вот-вот в стране наступит экономический крах. Ан нет. Экономика живет и даже худо-бедно развивается. В итоге, в проигрыше остаются лишь настоящие патриоты Беларуси, кто пожертвовал собой ради лучшего будущего, и перспективная молодежь, покидающая страну в поисках лучшей доли на чужбине.

Конечно, общая ситуация несколько схематизирована и упрощена. И тем не менее... Что делать? Банальности говорить не хочется. Пользы от них – ноль. А предложить партию на уровне международной геополитической игры – не по моим зубам. А что скажете Вы?

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


Белпешка

Лошадью ходи, лошадью!
(К-ф "Джентельмены удачи")

В борьбе за сохранение союзных дотаций белорусское руководство всегда имеет под рукой набор, как оно считает, неопровержимых аргументов – от «братства народов» до «Беларусь – гарант территориальной целостности России». Обратимся к одному из основных доводов белорусских властей. Военно–стратегическую роль «белорусского плацдарма» официальный Минск всегда использовал, как последний аргумент после обычно слегка завуалированных угроз «перекрыть транзит газа и нефти».

Перед началом российско-белорусской встречи в Бресте (22 июня 2008 г.) в мировых СМИ активно обсуждался вопрос о размещении ракетной базы ПРО США в Литву. Как мы отмечали в статье «Интеграционный формат» от 24 июня: «Произошедший буквально за пару дней до встречи варшавский «слив» информации о переговорах (консультациях) между Вашингтоном и Вильнюсом о перспективах размещения на литовской территории десяти антиракет третьего позиционного района ПРО США/НАТО, имел, конечно, целью немного поинтриговать против американцев, неприлично жадничающих выдать 20 млрд. Долларов США на модернизацию польских вооруженных сил. Но попутно, Варшава сделала просто королевский подарок А. Лукашенко, который получил, как он считал, несокрушимый аргумент против всех попыток Москвы игнорировать стратегическую важность «белорусского плацдарма» (http://www.politoboz.com/node/377).

Буквально через двое суток после нашей оценки, 26 июня не остались в стороне и белорусские государственные СМИ, отметившие, что «В своем холодном расчете американцы допустили лишь один промах: не учли, что в Варшаве тоже умеют считать. Принимая на своей территории американские противоракеты, Польша принимает на себя и все риски. Поняв это, поляки резко взвинтили цену за свое союзничество. Тогда Штаты то ли взаправду, то ли для вида начали искать запасной аэродром и как будто обнаружили его в… Литве. Причем первой «слила» Вильнюс Варшава, затем в СМИ просочились и другие свидетельства прощупывания литовской почвы американцами …» 26.06.08 г. (http://sb.by/post/zvezdnye_voyny_novyy_vitok/).

Но на этой «высокой ноте» все и умерло. История не получила продолжения. Во всяком случае, в публичном формате. Судя по косвенным признакам, как из Варшавы, так и из Вильнюса, «тема» заблокирована. Словно действительно информационный «слив» осуществлялся из одного координационного «корыта» и что-то заставило вопрос пока прикрыть. Возможная причина – отсутствие текущей необходимости. Невольно приходится возвращаться к уже написанному и опубликованному: «Подарок» в виде перспективы размещения ПРО на территории бывшего СССР, оказался для белорусских властей столь своевременен, что в Москве даже усомнились в его чисто внутринатовском характере. Появились мнения, что НАТО поддерживает или подыгрывает А. Лукашенко, как фактору, во многом блокирующему или искривляющему вектор российского влияния и политической экспансии в Восточной и частично Центральной Европе». (http://www.politoboz.com/node/377). Факт остается фактом: когда Д. Медведев покинул Брест, никого в Варшаве и Вильнюсе уже не интересовала тема появления противоракет в Литве… Мистика.

Но мистика не бывает без причин. На прошедшей неделе проявилось то, о чем автор этих строк настойчиво писал несколько лет подряд, чем регулярно навлекал на себя критику и порицания: ближайшие соседи Беларуси, состоящие в НАТО, кровно заинтересованы в сохранении режима А. Лукашенко. В частности, имеется экономический расчет: «Используя союзнический статус и комплекс союзных отношений, а также определенный снисходительный подход российского руководства к белорусским властям, Минск сформировал на своей территории полноценный нефтяной оффшор. В отдельные периоды его бурного функционирования, белорусская сторона имела на каждой тонне российской сырой нефти почти 200 долларов США. После переработки, а зачастую и в сыром виде, нефть и нефтепродукты уходили в ЕС – Великобританию, Голландию, Германию, Польшу. В Беларусь валюта поступает только с Запада. Именно ЕС обеспечивает финансами режим А.Лукашенко… брать на свое содержание Минск Европа не стремится. Все-таки, Беларусь для Восточной Европы средняя страна и не идет ни в какое сравнение со странами Балтии вместе взятыми. Тут символическими суммами не обойдешься. Так что задача состоит в том, чтобы всеми силами сохранить белорусский нефтяной оффшор. Ради этой цели, объединяющей А.Лукашенко и ЕС вместе с США, стороны будут обмениваться колкими заявлениями, составлять некие списки невъездных, объявлять Акты защиты демократии, вводить санкции на пустые счета белорусских мелких зарубежных контор - представительств, весь персонал которых состоит из пары сотрудников с узнаваемыми в РБ фамилиями и уборщицы- афроамериканки. И постоянно оглядываться на Москву… Заметила ли? Одновременно, Минск будет «страдать» от западных «двойных стандартов» и взывать к российскому руководству, требуя защиты от «давления Запада» и побольше нефти, нефти, а также газа и т.д. Нефть в оффшор, на переработку и по выгодной цене тому же Западу. И так по кругу…» (Замкнутый круг. 25.11.07).

У Варшавы и Вильнюса имеется еще и политический расчет в сохранении в РБ политического статус кво. Пока в Минске «сидит» А. Лукашенко, Польша и Литва являются поистине «фронтовыми государствами», значимость которых в Евросоюзе не сравнится с той же Латвией и Эстонией. В этом плане А. Лукашенко исключительно выгоден политически активным молодым членам ЕС и НАТО. Дело в том, что современная Беларусь представляет собой реальный «санитарный кордон», блокирующий политическую и экономическую экспансию России в Центральную Европу и Прибалтику и, к тому же, оплачиваемый Россией. Россия элементарно завязла на почти два десятилетия в белорусском «болоте».

Как говорится, попутно «белорусская тема» открывает полякам и литовцам любые кабинеты в Брюсселе, позволяет постоянно привлекать внимание к собственному позиционированию на границе Центральной и Восточной Европы, претендовать на особое к себе отношение, включая финансовое, выступать в роли экспертов в «борьбе с диктатурами», содержать на траншах, перечисляемых для «борьбы с последней диктатурой Европы» ряд собственных, между прочим, вполне квалифицированных фондов, институтов, движений и т.д., которые используют нищую белорусскую оппозицию в качестве бессловесных отчетных «единиц». И самое главное, оседлав проблему демократии в РБ, Варшава и Вильнюс имеют возможность решать собственные геополитические задачи на постсоветском пространстве в любом выгодном для них формате, включая недавно заявленное «Восточное партнерство». Между прочим, автор этих строк не упрекает правительства Польши и Литвы в том, что они ищут собственные выгоды от политического тупика, сложившегося в Беларуси. Было бы странно, требовать от них иного…

Естественно, конечная цель данных внешнеполитических усилий Польши и Литвы – ослабленная Россия, желательно распавшаяся на множество слабых псевдогосударственных образований, что является заветной мечтой не только политических классов стран Центральной Европы, но и белорусского истэблишмента, с 1991 года любовно развивающего две основные темы, касающихся своего партнера по интеграции: развал России в случае перекрытия российского энергетического транзита и развал России в случае падения цен на нефть.

В данном случае, необходимо определенное отвлечение от основной «шахматной игры» между Польшей и Россией. Дело в том, что транзитный фактор в начале 90-х годов активно использовался еще БНФ, сейчас его взял на вооружение А.Лукашенко, шантажируя транзитом поочередно Брюссель и Москву. При этом происходят поистине мистические вещи: уверенность в безнаказанности и, как следствие, незаменимости белорусского транзитного фактора столь поглотила белорусский политический класс, что он словно ослеп и не понимает, что блокирование в течении пару недель 20% транзита газа и 40% нефти, перекачиваемых через РБ, ничего не изменит во внутрироссийской экономической жизни, не скажется на ценах, вызвав только определенные напряженности в отношениях с партнерами в Европе и укрепив позиции трубопроводного лобби. Последние уже сейчас готовы тянуть трубы чуть ли не в Канаду через Северный Полюс.

Зато обязательное полное ответное блокирование поставок со стороны России через десять – четырнадцать дней превратят Беларусь в пустыню в стиле «Терминатора». Люди, которые в Минске открыто или намеками говорят о том, что Беларусь «контролирует» российский энергетический транзит, видимо не совсем адекватно воспринимают свое место в мире и уподобляются муравью, «поймавшему» слона за хвост.

Неустанное «прогнозирование» падения цен на нефть и, как следствие, распада России на некие «княжества» и «ханства», является любимым занятием не только белорусского политического класса, но также и польского, украинского, грузинского и пр. В данном случае мы сталкиваемся с интересным феноменом – в странах Восточной Европы внешняя политика, как правило, основывается на истории («голодомор», «советская оккупация», требования «компенсаций», территориальные претензии, основанные на исторических прецедентах и т.д.). История за последние сто – двести лет тщательно обыскивается в поисках все новых аргументов, которые можно выложить на «переговорный стол», которого нет… Однако при этом как-то быстро забывается то, что было совсем недавно…

Между тем, каких-то пятнадцать лет назад нефть стоила не больше десятка долларов за «бочку», в России гуляла инфляции и шла ожесточенная и кровопролитная война с сепаратизмом, федеральный центр практически не руководил страной, у России был огромный внешний долг и отсутствовали инвестиции, половина экономики встала – т.е. Апокалипсический сценарий был еще более страшный, чем рисуют сейчас многочисленные украинские, грузинские и белорусские аналитики, грезя о «падении цен на нефть». Но ведь тогда, пятнадцать лет назад, без золотовалютных резервов и фондов будущих поколений, Россия не развалилась и никуда не исчезла с политической карты мира. Непонятно, почему она должна исчезнуть сейчас, если вдруг цены упадут в четырнадцать раз? Во-первых, они так не упадут никогда, пока есть рост в Китае и Индии. Во-вторых, даже если бы и упали, то у России есть опыт выживания в еще более сложных экономических условиях. Тем более, что в последние годы ТЭК не доминирует в росте российского ВВП (об этом со временем, будет отдельный материал).

Политики и эксперты, что в восточноевропейских СМИ неустанно твердят о грядущем «провале», «развале», «катастрофе» в России, на самом деле прекрасно понимают, что «крутят абсурд», но они вынуждено это говорить и писать, так как ЕС не терпит конкурентов в Европе. Россия еще не конкурент, но уже и не бесправное «европейское приграничье». Более того, Москва не считает ЕС и США некими гегемонами в Евразии, а настойчиво ведет с Брюсселем и Вашингтоном разговор равных, как бы это кому-нибудь и не нравилось. Россия остается единственным субъектом мировой политики на постсоветском пространстве. Новых нет и пока не предвидется…

На белорусской политической «почве» данная проблема преломляется в союзном векторе – белорусским властям трудно доказывать собственное экономическое и политическое превосходство в условиях, когда 600 тыс. белорусов давно работают в России. Противникам союзных отношений, со своей стороны, не менее трудно доказывать, что у «европейцев» из Беларуси нет ничего общего с русским «азиатским» миром, когда в повестке переговоров между ЕС и РФ стоит вопрос о снятии визовых барьеров между Европой и Россией. Дальше начинается скрупулезное обследование соседских зарплат и пересказ историй о «жутком развале» то ли в Курганской области, то ли в штате Мичиган или районе Детройта (пейзаж идентичен до мелочей). Безусловно, это ничего не проходит…

Центральная Европа считает, что Россию «надо остановить». Чем и кем? Кем угодно, тем же А.Лукашенко, что и проявилось в позиции Польши на прошлой неделе.

Варшава потребовала снять антибелорусские санкции, утверждая, что санкции «загоняют Беларусь в Россию». Попутно, Польша прилагает усилия к снижению стоимости виз для белорусов, желающих посетить страны Шенгена, с 60 до 35 евро. В следующем месяце представители польского правительства намерены поднять перед Еврокомиссией вопрос о новой программе «восточного партнерства».

Варшава явно «ускоряет» свою белорусскую политику, стремясь вырваться вперед в будущем расширенном диалоге между Минском и Западом. Стоит отметить, что попутно белорусская политика Варшавы играет против Вильнюса.

Обращает на себя внимание то, что польское руководство, как и ЕС, считают, что итоги сентябрьских выборов в РБ могут явиться стартом нового белорусско-западного диалога. Нет сомнений, что Варшаву, как и Брюссель, устроят любые итоги народного волеизъявления… Между тем, вряд ли в руководстве ЕС и польского МИДа есть наивные люди, которые не понимают, что признанные парламентские выборы 2008 года являются базой для европейской легитимизации притязаний А. Лукашенко на четвертый срок. Европа обеспечит А. Лукашенко политическое прикрытие пожизненного президентства… С помощью белорусской оппозиции, уже вступившей в предвыборную борьбу.

Что делать белорусскому политическому классу, оказавшемуся лишь пешкой в этой сложной партии? Стремительно взрослеть, избавляться от иллюзий, национального чванства и зависти, самолюбования и крестьянской жуликоватости. Когда основные политические силы республики, наконец, поймут, что и Россия, и Европа, включая ближайших соседей РБ, а также США и даже Китай проводят в Беларуси собственную национальную политику, рассчитанную на достижение собственных вполне «земных» прежде всего экономических интересов, тем быстрее произойдет смена политических приоритетов от неустанного поиска «халявы» от Вашингтона и Каракаса до Москвы и Пекина до не менее неустанного труда нескольких поколений над собственной страной. Тогда не исключено, что через несколько десятков лет белорусская «пешка» на европейской шахматной доске подрастет до «коня» или даже «туры»… Если народ окончательно не разбежится…

Европа, раскручивая собственную сложную шахматную игру с Москвой, решила «прикупить» белорусскую пешку. Авось, «белпешка» и сыграет в нужную минуту… То, что при этом ее безальтернативно «срубят», как говорится, «на корню», Брюссель не очень волнует. Минск – расходный материал, когда игра идет на триллионы долларов и евро, сотни миллионов тонн и миллиарды кубометров сырья и энергоносителей, быстро растущие рынки и новую евразийскую геополитику… Кто думать будет о пешках, когда впереди уже мерцают новые узлы глобальных противоречий и кризисов, что приготовил нам XXI век.

Андрей Суздальцев,
Москва, 1 июля 2008 года, Politoboz.com

Перепечатано: "www.afn.by"

Опубликовано на сайте "Беларуская сацыял-дэмакратычная партыя (Грамада)" (http://bsdp.org/?q=be/node/5629)
03.07.2008 г.

Метки:

Comments

( 13 комментариев — Оставить комментарий )
worvik
4 июл, 2008 15:07 (UTC)
Да, уж!
Суверенитет современных государств ограничен с двух сторон.
С одной стороны, государства делегируют часть своих суверенных прав и полномочий надгосударственным институтам. По поводу определения этой части суверенных прав, которую можно отдать межгосударственным институтам, нет никакой определенности. Это предмет длительных дискуссий и временных компромиссов. Европарламент Европейского Сообщества и его исполнительные органы, а также органы СНГ – два наиболее ярких примера таких ограничителей суверенности государств. Но если Европа об этом думает, проблематизирует и рефлектирует, то про страны бывшего СССР этого сказать нельзя. А уж «вистующая» Беларусь в рамках СНГ просто всегда и во всем следует в фарватере России или молча присоединяется к большинству. Ограничение суверенитета – это всегда самоограничение. По отношению к Беларуси приходится говорить о том, что у нее ровно столько суверенитета, сколько ей позволяют иметь Россия и СНГ. Мышление в такой стране есть вызов общественному мнению и уголовно наказуемое действие. Пусть Россия думает, она большая — а «вистующая» Беларусь будет послушной, будет сбрасывать свои козыри на каждый ход игрока.
bp21
4 июл, 2008 16:05 (UTC)
Re: Да, уж!
Спасибо за подтверждение и дополнение. А что Вы, как главный полит-методолог страны, скажете? Что делать то? Может каким-то образом Беларусь, как геополитический игрок, повлиять / поменять "шахматную" игру и сделать свои сильные ходы. Или так и суждено ей остаться пешкой?
worvik
4 июл, 2008 17:18 (UTC)
Re: Да, уж!
Я процитировал 10-ю главу из этого текста: http://worvik.com/dl/belarus_vopreki.pdf , а в 9-й главе речь идет как раз о том, о чем вы говорите.
Эта проблема меня давно занимает. Я, лично, думаю, что может. Понимаю, как это трудно. Представляю себе, что и сколько для этого нужно сделать. Кон, как говориться, еще не валялся.
Но кто-то же должен начинать это делать!
жаль, что очень мало понимающих, что это нужно, и зачем.
bp21
4 июл, 2008 19:32 (UTC)
Re: Да, уж!
<< жаль, что очень мало понимающих, что это нужно, и зачем >>

Вот-вот. Всё это очень похоже и на экологию. Та же ситуация, такого же маштаба проблемы, та же игра, те же причины и…. те же непонимающие люди. Можно сказать, ситуация одно к одному (логично, так как те же самые люди, то же самое общество).

Я тоже много думал об экологии (и не только) и пробовал на практике. Когда понял, что можно свернуть "гору", начал свой ЖЖ, чтобы показать и научить тому, что сам умею, а заодно и самому поучиться у других. Чем всё кончилось? Пока, по большому счету, ничем. Причина именно та - очень мало понимающих, что это нужно, и зачем. Начал ЖЖ с элементарного, сказал примерно так: "Мы много делаем, много финансов тратим на охрану природы, а результат отрицательный. Задумайтесь! Почему? Значит, что-то делаем не так" (самая первая страница - http://bp21.livejournal.com/601.html ). Ну и что? А ничего. Почти никто не услышал, не понял, не задумался и не поддержал (на деле, имеется ввиду).

Сейчас прихожу к выводу, что теоретически это возможно, но практически нет (http://bp21.livejournal.com/4985.html ; http://bp21.livejournal.com/5250.html ). Консерватизм сознания. Таковы видовые параметры Гомо сапиенс на современном этапе его эволюции. Ничего с ним быстро не сделаешь. Не слышат, не видят, не понимают.

Что делать? Изменения, конечно, есть. Даже от моего ЖЖ. Я это реально вижу. Процесс влияния медленно идет. Количество накапливается дл перехода в новое качество. Но слишком медленно идет. Как убыстрить? И здесь, мне кажется, есть одна лазейка. В такой ситуации как раз многое зависит от тех единиц, которые осознают, способны и готовы. Но они должны объединиться. Так сказать, сформировать коллективное сознание. Но могут ли они это сделать? Не знаю. Пока что ничего нет. Но, мне кажется, пока еще ничего серьезного в этом плане и не делалось.
Что скажете?
klodetta_r
5 июл, 2008 13:45 (UTC)
Здравствуйте всем,

Спасибо за статью и за ссылку на книгу. Интересно, что при всем при том, что про Беларусь говорится довольно много - и там и сям, говорится именно как-то так, там и сям, все больше какая-то алармистика-публицистика или с одной стороны забора или с другой. - Вот, русский философ-геополитик Дугин выскажется в симпатиях беларускому народу, и даже скажет что Москва должна пойти на все уступки и давать газ чуть ли не даром, а потом возьмет и обмолвится, что "потом все можно будет вернуть"... С другой - стороны - все тот же "диськурс" о кровавой диктатуре и стонущем свободном народе. А во общем да, все преследуют свои цели и никого нельзя за это винить, потому то Беларуская элита пытается тоже – на кривой козе (или трубе) – в рай. А граждане рады пожать успехи экономического чуда.

Для меня - самое ценное в статье это то: "Что делать белорусскому политическому классу, оказавшемуся лишь пешкой в этой сложной партии? Стремительно взрослеть, избавляться от иллюзий, национального чванства и зависти, самолюбования и крестьянской жуликоватости."
Ну да, не отбавить ни прибавить...

А что для этого делать, точнее почему этого не происходит? Для меня основная причина в том, что пост-советское общество изначально политически и социально безграмотно (точнее не-образованно). По другому и быть не могло - откуда бы ему взяться в эпоху марксизма-ленинизма? Создается впечатление что в России элита все-таки как-то адукавалась, у нас - иных уж нет, а те - далече...
Ну и соответственно непонимание общественных процессов, институциональных структур и их роли и т.д., единственный механизм - финансовый и командно-административный. Процессы эти никто и нигде не понимает, но как ОЧЕНЬ верно было замечено, ЕС над этим рефлексирует и тратит ОЧЕНЬ большие деньги на оплату этой рефлексии - научные исследования и т.д. То же самое в экологии (точнее даже не то же самое а одно и то же - потому что причины - одни).

В этом контексте текущее сокращение количество часов гуманитарных специальностей в школах и ВУЗах есть вредительство явное и очевидное в пользу, в полнее очевидно, существующей элиты, которая безграмотна сама и которой, соответственно, не надо шибко умных. Идея технократического развития и ненужности гуманитарных наук бодро подхватывается все тем же пост-советским обществом, которому никто никогда не объяснял зачем нежна «вся эта болтовня».

Отвечая на Ваш вопрос Георгий - что делать, я, как раньше - прежде всего бы сказала - не злиться и не думать что вот другие - инертные. Мы все - и Вы и я - продукты этой страны где бы мы не жили и что бы мы не делали. Про критическую массу и объединяющихся индивидуумов - согласна, это вполне реальная стратегия трансформаций, не только для Беларуси - для всего. Как делать – а кто его знает, по крайней мере рефлексировать – уже полезно.

Удачи,
Маша
bp21
5 июл, 2008 14:33 (UTC)
Спасибо и Вам, Мария, за умный и толковый отзыв. О причинах, почему в обществе белорусском такая ситуация - всё именно так. Потому Беларусь и геополитическая пешка. Это от мозгов людей, от мозгов элиты, политиков, интеллигенции зависит. Именно постсоветское наследие – система образования, мировоззрения, отношений. Затряли мы, белорусы, в историческом болоте. А размеры страны здесь не причем. Есть достаточно примеров, когда страны и поменьше Беларуси, а какую важную роль играют.

Взрослеть, избавляться от иллюзий и комплексов. Это – для общества и для его элиты. Это понятно. Но такие люди уже есть, которые уже повзрослели. Их мало, но они есть. А что делать дальше? Нужно двигаться дальше, объединяться и объединять усилия.

Прошло уже полгода после моего обращения к друзьям и единомышленникам (http://bp21.livejournal.com/4985.html ). Было время, чтобы подумать и проанализировать. И спустя время я не нахожу, что я был не прав. Наоборот, всё именно так. Моя ошибка была лишь в том, что я многих переоценил, а потому поторопился. Хотя, с другой стороны, а как бы я узнал, что я переоценил, если бы не то обращение. Никакой злости или обиды нет. Есть факт и ситуация. Есть путь и нужно было время для некоторого ориентира и анализа. Я пока притормозил, до осени (тогда и причины объясню). А дальше нужно будет двигаться дальше.

<< Как делать – а кто его знает, по крайней мере рефлексировать – уже полезно. >>

Рефлектировать хорошо, но недостаточно. Что делать – искать тех, кто знает. И первое, что делать, это объединяться тем немногим, кто "повзрослел", и действовать объединено. Хорошо, что уже приходит понимание этого, но на деле этого пока нет (или почти нет). В белорусской экологии та же ситуация и те же причины, что и в геополитике. Обратите внимание, белорусские экологи почти все молчат, никто на серьезные публикации в моем ЖЖ не реагирует. Почему? Занятость "важными" делами? Нет. Еще раз и еще раз убеждаюсь (после личных разговоров) – не "въезжают" и не дотягивают. Самое трудное, что многие не понимают, что они не дотягивают. Поэтому ничего не остается, как тем единицам, кто "въезжает в тему", объединяться и своими действиями, практикой тащить остальных из их "важных деловых" нор. Лично я к этому давно готов, что впрочем и делаю на практике.
robinngud
30 июл, 2008 15:08 (UTC)
Как пройдут парламентские выборы в РБ?
Я выступаю за их бойкотировать.
http://robinngud.livejournal.com/41654.html
bp21
30 июл, 2008 17:20 (UTC)
Я тоже склоняюсь к этому.
robinngud
30 июл, 2008 17:26 (UTC)
будем склонятся в месте?
bp21
30 июл, 2008 19:08 (UTC)
Нет проблем. Правда, я - независимый наблюдатель от БХК на них. И, кажется, единственный на округ.
robinngud
30 июл, 2008 19:52 (UTC)
это Хельсинкский комитет?
bp21
30 июл, 2008 20:21 (UTC)
Да.
Но это не мешает мне занять независимую позицию от самого действия по участию в голосовании.
robinngud
30 июл, 2008 20:34 (UTC)
оно должно быть так
( 13 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

bp21, Козулько, Беловежская пуща, бп
bp21
bp21_Георгий Козулько
Беловежская пуща - 21 век

Latest Month

Февраль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
Разработано LiveJournal.com