?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

(Окончание. Начало здесь)


В тундре живут маленькие зверьки – ЛЕММИНГИ.

Это – мышинные грызуны, живущие в тундре. Лемминги. У них есть одна популяционная особенность, о которой я когда-то читал в книге. Один раз в несколько лет, когда их численность становится высокой, они, как по команде, начинают собираться в огромное стадо. Сотни тысяч, миллионы зверьков. Затем, опять как по какой-то невидимой команде, поворачивают и начинают двигаться на север. Их миграция к Северному Ледовитому океану может продолжаться много дней, до тех пор, пока они не придут к его берегу. А далее… Попробуйте мысленно войти в сознание лемминга и представить, что он чувствует. Впереди огромный, холодный и глубокий океан. Лемминг, наверное, уже понимает, что его ждет впереди. Но уже поздно. Сзади огромное стадо, которое давит и толкает. Выхода нет, есть лишь один путь – двигаться вперед, в надежде, что удастся опередить и вырваться в сторону. Увы, океан холодный и глубокий. А сзади напирают все новые и новые полчища леммингов…

Подавляющее большинство зверьков гибнет, тонет в океанских водах. Те, кому повезло остаться в живых, в панике мечутся по берегу, не понимая, что происходит. Биологи не могут до конца объяснить это явление. Понятно, что таким образом, самоубийством, лемминги регулируют свою численность. Но почему только у них так? Почему у других видов такого нет? Например, кто и когда видел, чтобы в Беларуси мыши собирались в лесу в огромное стадо и толпой бежали в реку или озеро топиться? Или зайцы?

Я не знаю других видов животных на Земле, которые таким же образом регулировали бы свою численность. Но в последние годы все чаще и чаще закрадывается у меня мысль, что есть на Земле еще один вид, который примерно таким же образом собирается отрегулировать свою численность. Угадайте с первого раза, кто это? Верно, Homo sapiens или по-русски человек "разумный" (в кавычки беру по понятно каким причинам). И в этом случае разница между человеком и леммингом лишь в том, что лемминги за год дают несколько поколений приплода (детей), то есть размножаются и накапливают высокую численность очень быстро а человек значительно медленнее (одно поколение за 20-25 лет). В результате, лемминги достигают пика своей численности за десяток лет, а люди за сотни или тысячу.

Лемминги. Фото из сайта www.dollshouse.ru

Чтобы доказать экологическую пропасть впереди человечества, грядущую катастрофу, не нужно быть специалистом-экологом. Даже не нужно высшее образование. Просто посмотрите, как изменились за последние сто, даже за пятьдесят лет отдельные природные ресурсы или отдельные территории на планете Земля.

Мой дедушка говорил, что когда он был маленький (это было примерно сто лет назад), то на местных речках, болотцах и водоемах рыбу ловили мешками. Для этого не нужны были неводы. Рыба была везде и было ее много. Мой отец говорил, что когда он был маленький (70 лет назад), то рыбу ловили ведрами. Когда я был маленький (40 лет назад), то рыбу ловил уже детскими ведерками, и то не всегда. А сколько сегодня мой сын может поймать рыбы на естественных водоемах Беловежской пущи? Кота нечем накормить…

Сколько раньше в Беловежской пуще и окрестностях было ягод? Старики рассказывают, что море! А сколько сейчас? Иногда в засушливые годы на варенье трудно найти. Прямо на наших глазах за какие-то 10-15 лет исчезли еще недавно многочисленные грибы-лисички после того, как их стали массово заготавливать и вывозить за границу. А сколько раньше в Пуще было орехов! Старожилы говорят, собирали мешками. Но сегодня орехов просто нет. Вместе с ними (корм) пропала белка, которой раньше было множество. За белкой (корм) пропала куница. А сколько раньше было цветов и бабочек на лугах? Я хорошо помню свое детство. Это был волшебный, цветущий рай. И все это почти исчезло. Сделали мелиорацию, ушла вода, пропали болота, ручьи, малые речки. Вместе с ними исчезли водоплавающие птицы. А сколько раньше было лягушек, пение которых в период размножения было оглушительным! . Старики говорят, что раньше весной в Пуще просто уши закладывало от пения многочисленных птиц. Сегодняшние птицы и лягушки – это жалкое подобие той, былой прелести их концертов. Я помню, как много раньше было зайцев в лесах, куропаток на полях, даже воробьев и ласточек в деревнях. Все это исчезло.

И такая картина наблюдается почти по всем группам животных, растений, природных ресурсов. Красная книга исчезающих и становящихся редкими видов постоянно пополняется новыми жертвами деятельности человека "разумного"...

И думаете, такое происходит только в Беловежской пуще? Ничего подобного. Так почти повсюду. Целые регионы, страны, уже даже континенты деградируют. Возьмите, к примеру, природные богатства Сибири и Дальнего Востока и сравните, что было раньше и что сейчас. Как говорится, комментарии излишни.

Возможно, где-то еще и есть небольшие, изолированные местности, которых не коснулась сия напасть. Но это – исключение из общего правила.

А сравните качество и чистоту воздуха, воды и почвы сто, пятьдесят лет назад и сегодня? Ведь кругом одна грязь, химия, пластик, выбросы, выхлопные газы.

И, наконец, финал всему – глобальное потепление. Его тоже уже не нужно доказывать и выкапывать из трудов ученых. Оно – у всех на виду, за нашим окном, в изменении и потеплении климата, в засухах, в ураганах (ведь повышенное испарение воды в атмосферу ведет к тому, что ее все бОльшие количества где-то должны излиться). Это ведь очевидно!

Другой вопрос, как скоро экологический кризис перейдет в экологическую катастрофу. То есть, как скоро тенденция, процесс, который еще можно повернуть вспять, перейдет в новое качество, когда возврат будет уже невозможен.

Недавно российские экологи в электронной рассылке дискутировали, перешло ли человечество так называемую экологическую точку невозврата или нет. То есть, перешли ли мы тот барьер, после которого экологическая катастрофа неизбежна и возврата назад уже не будет? Или все-таки у нас есть еще время, чтобы успеть остановиться и повернуть назад? Однозначного ответа не было.

Есть надежда, что некоторый запас времени у нас еще имеется. Однако, используем ли мы этот шанс или нет, зависит от того, кто мы есть на самом деле – люди-лемминги или люди-человеки? И если люди-лемминги, то способны ли мы измениться, поменять свое сознание в столь короткий промежуток времени, чтобы стать людьми-человеками?

Георгий Козулько
Беловежская пуща


(А что вы думаете по этому поводу? Свое мнение и идеи пишите в комментариях внизу или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)

Comments

( 19 комментариев — Оставить комментарий )
(Анонимно)
7 фев, 2008 20:34 (UTC)
Понятно. Надо что-то делать. А как это делать? Деревья пойти сажать чти ли?
♫ Наташа
(Анонимно)
12 фев, 2008 10:28 (UTC)
Катастрофа неизбежна - это факт. Каждый человек в первую очередь думает о себе, а потом уже о глобальных вещах (а кто-то о них вообще не думает - просто живет).
Вы бываете в лесу? Люди выезжают на пикник и оставляют за собой горы мусора! Так делают более 90%. Почему? Они просто не задумываются... По этим фактам можно судить о плачевном состоянии сознания людей живущих сегодня. Думаю, что такими (ленивыми, эгоистичными и пр.) их сделал современный мир, то есть мы сами, и то к чему мы стремимся. Спросите у любого: "Что для тебя важно сегодня? Он ответит: "Деньги... и жизнь в достатке".
Человек так устроен - он не может думать, а тем более решать вопросы глобального характера, если он голоден, ему негде жить, или у него болен член семьи. Время "патриотов" прошло. Никто не станет жертвовать собой ради чего-то "невообразимого" общего.
Сегодня одним из самых верных способов предотвратить катастрофу - отказаться от многих изобретений человечества. Но никто на это не согласиться. Каждый из нас хочет жить в теплом доме, ездить на автомобиле, пользоваться электричеством, бытовыми приборами и т.д. Поэтому катастрофа непредотвратима. Мы можем лишь "отложить" её на некоторое время. Либо создать искусственную среду обитания.
Михаил.
bp21
13 фев, 2008 05:22 (UTC)
Спасибо, Михаил, за Ваш анализ ситуации. Она действительно ужасна. Однако, мне кажется, что неизбежность эко-катастрофы – еще не факт. Мы еще не прошли границу пропасти. У нас еще есть небольшое время в запасе, а значит и шанс, чтобы остановиться.

С человеком также согласен. Хотя есть некоторые идеи, которые вскоре попробуем реализовать…

А вот с утверждением, что "одним из самых верных способов предотвратить катастрофу - отказаться от многих изобретений человечества" я не могу согласиться. Потому что дело в не технике, а в мозгах и душах. Если удастся изменить мозги и души, тогда и техника будет использоваться по-другому, не на вред природе. К тому же, техника развивается так, что она всё меньше и меньше наносит вреда природе. Возьмите для сравнения автомобили и их экологичность 50-30 лет назад и сегодня. Разница колоссальна.
(Анонимно)
14 май, 2008 13:51 (UTC)
Уважаемый BP-21, вы мыслите теоретически. Ммотрете на всё реально! Экологичность автомобилей безусловно улучшена, но вы за быаете об их количестве в сравнении сегодня и 30 лет назад и долю в этом количестве старых авто. Никакая экологичность от такого количества старых не спасет нас от большого количества вредных выбросов.
bp21
14 май, 2008 18:25 (UTC)
Конечно, рост числа автомобилей – это факт. Но просто констатация этого факта – это не факт, а мнение. А должны быть расчеты, модели. Расчетов таких либо нет, либо они не убедительны.
И второе. В истории уже не раз такое было, что предсказывали крах, а потом Его Величество Случай (или научное открытие) давали людям совсем другой путь и выход из тупика.
Помню, когда я учился в школе, учитель физики говорил, что после 2000 г. фотография прекратит существование, так как кончатся запасы серебра (черно-белая фотопленка была на серебре). А через 10 лет неожиданно появилась цветная пленка, где был хром. А еще через 20 лет появились цифровые фотоаппараты и эра фотопленок закончилась. А фотография не только не закончилась, но, наоборот, сделал фантастический прогресс и рывок.
То же самое нужно искать в других проблемных отраслях. Согласны?
(Анонимно)
2 июл, 2008 11:22 (UTC)
Да, давайте будем надеятся на Его Величество Случай... Авось пронесет. Мое мнение про автомобили - не просто мнение, это факт признаный учеными всего мира. Если вам нужны расчеты - это не комне.
А фотография всё таки не так важна для человека, как чистый воздух и вода.
bp21
2 июл, 2008 11:48 (UTC)
Да, только не будем забывать, что многое случайное, это не понимаемое нами закономерное. Сегодня бензин, а завтра может появиться открытие, которое перевернет технологию, как с той же цифровой фотографией. Но люди не просто ждут этих открытий и надеются на них, типа, будет – не будет. Уже сейчас огромные силы направлены на экологизацию тех же автомобилей. И есть некоторый прогресс. То, что он недостаточен и никаких положительных гарантий, тут с Вами согласен. Но, опять же, нет и 100% отрицательных гарантий.

Но дело даже не в этом. Что Вы предлагаете? Пока я вижу только теорию фатализма – что бы мы не делали, а крах неизбежен. Но это противоречит закону Жизни – всё живое борется за существование и ищет пути, как сохранить жизнь. Что Вы предлагаете и делаете? Или ничего, а просто ждете конца, не веря ни во что?
(Анонимно)
3 апр, 2009 17:10 (UTC)
Кстати, все экологически грязные машины сваливают в страны третьего мира, и в том числе - в нашу СНГ-овию... И все попытки побыстрее перейти на евростандарты топлива обречены на провал - экологически чистое топливо намного дороже грязного, а кто из водителей хочет платить втридорога? Он предпочтет отравить воздух и умереть от рака легких неизвестной этиологии. Вот и получается - потерять здоровье, чтобы заработать деньги, а потом - потерять все деньги в тщетных попытках восстановить здоровье (цитирую, но не дословно, хозяина журнала)
bp21
3 апр, 2009 18:03 (UTC)
Значит, здоровье всё таки не главное. Что ж, когда совсем экология припрет, тогда и начнут менять свой отношение = решать проблему машин-топлива
pan_baklazhan
11 дек, 2008 23:40 (UTC)
Читайте "Конец техноутопии"
Точку невозврата перешли. Это факт. Касаемо "неожиданных изобретений", которые вдруг осчастливят человечество - не надейтесь.
По этому поводу на русский переведена очень убедительная книга Уильяма Каттона "Конец техноутопии" (можно легко найти яндексом)
Что делать? Готовиться к худшему, не теряя присутствия духа.
bp21
12 дек, 2008 11:35 (UTC)
Re: Читайте "Конец техноутопии"
На сегодня, пожалуй, должен согласится с Вами. Книгу не читал еще, слышал о ней, но сейчас обязательно прочитаю.

Знаете, тут даже, наверное, суть не в том, перешли уже черту "невозврата" или не перешли еще.
Начиная свой ЖЖ с целью внести определенный (желательно существенный) вклад в изменение сознания людей, чтобы не пасть в эко-пропасть, через год разных по форме и силе попыток я убедился, что быстро сделать это не удастся. И получается, что даже если и не перешли еще черту "невозврата", то, скорее всего, перейдем. Другим способом, кроме как природы заставит, быстро изменить сознание людей-обывателей-потребителей, которых подавляющее большинство, не удастся.
А значит, действительно, единственный разумный выход в этой ситации остается готовится к этой эко-катастрофе, как Вы правильно сказали, не теряя присутствия духа, не впадая в отчаяние или панику. Что и делаю. И предлагаю объединить наши усилия. Потому что только придя на уровень коллективного сознания, мы, люди, способны будем справиться с этой катастрофой. Либо же…
freya_victoria
13 дек, 2008 13:38 (UTC)
Мне интересно, а как Вы предлагаете готовиться? И к чему именно?
bp21
13 дек, 2008 14:22 (UTC)
Хороший вопрос! За ним такая "ловушка" просматривается :-)

Мой ответ: 1. Просто жить осознанно, понимая все стороны этой жизни, плюсы и минусы, понимая откуда мы идем и куда, будучи готовым к любым поротам судьбы. 2. Делать своё дело на своем пути максимально хорошо и ответственно.
freya_victoria
13 дек, 2008 14:26 (UTC)
Мне нет интереса Вам ловушки ставить, просто хочу понять.

А как же понять все стороны этой жизни, плюсы и минусы, откуда мы идем и куда? Над этими вопросами (и еще рядом других подобных) человечество бьётся уже тысячелетиями, ответов придумали много, слишком много, чтобы можно было поверить в какой-нибудь один.

bp21
13 дек, 2008 14:37 (UTC)
Ловушка - это тоже один из способов понять другого, насколько он понимает вопрос. И в этом не вижу ничего плохого - загнать собеседника в ловушку и показать его слабые места, либо же вообще надуманность его утверждений. Я сам нередко пользуюсь таким методом.

Мой ответ: Вы, фактически, ответили на этот вопрос. Просто жить. Стать внешним наблюдателем, не только за окружающим миром, но и за собой. Конечно, лично нельзя понять всё многообразие проявлений мира, хотя бы потому, что самому невозможно соприкоснуться с этим многообразием. Но дай бог познать то, с чем соприкасаешся.
freya_victoria
13 дек, 2008 15:01 (UTC)
Хм, подход "познать то, с чем соприкасаешься" мне напоминает притчу о трёх слепых, которые щупали слона и пытались понять, что он из себя представляет.
А познать мир во всём многообразии мы действительно не можем, поскольку он содержит намного больше информации, чем в состоянии переработать наш разум.

Так что надо признать, что наши возможности познания мира очень сильно ограничены и вряд ли мы можем рассчитывать получить ответы на самые глобальные из беспокоящих нас вопросов. Кроме того, для того чтобы получить соответствующие истине ответы, нужно для начала задать корректные вопросы. А многие вопросы, которыми любят терзать себя люди (в том числе, часть из тех, которые Вы перечислили), вообще некорректны и найти правильный ответ на них просто нельзя.
bp21
13 дек, 2008 16:31 (UTC)
Да, вопросы сложные, но...
Три слепых и слон... Во-первых, если понимаешь, что слепой, то будешь стремится потрогать все доступные части, а не одну, и не торопиться с выводами. Во-вторых, есть опыт других, тех же мудрецов или просветленных. И не стоит изобретать велосипед, а проще двигаться, учитывая их знания и опыт. В том числе у них поучиться задавать корректные вопросы и находить нужные ответы.
Материи сложные, но, насколько уже могу сейчас судить, не такие уж непреодолимые.
А ответы на вопросы, которые в принципе являются непознаваемыми... Так уже достаточно того, чтобы приблизиться к барьеру (и почувствовать его), за которым начинается непознаваемое.
Говоря всё это, я использую не столько книжные знания, сколько свой личный опыт.
freya_victoria
13 дек, 2008 16:34 (UTC)
Стремиться, конечно, стоит, если есть на то возможность.
Но главное - не слишком самонадеянным быть и не слишком обольщаться.
bp21
13 дек, 2008 19:41 (UTC)
Верно. Это и есть одно из главных правил на этом пути. Здесь Эго должно стремиться к нулю. Конечный пункт – Ничто :-)
( 19 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

bp21, Козулько, Беловежская пуща, бп
bp21
bp21_Георгий Козулько
Беловежская пуща - 21 век

Latest Month

Февраль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
Разработано LiveJournal.com