?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись


(Ваши дополнения, уточнения и ссылки на литературу по теме приветствуются)


В этом тексте коротко изложу схожесть и различие в подходах и методах к изучению материального и духовного миров. Из сказанного следует, что духовный мир, как и материальный, также исследуется с целью установления его природы, структуры, законов функционирования, выработки практических навыков и приемов для взаимодействия с ним или в нем.

Здесь очень важен момент, и его нужно всегда помнить, что наука работает с познаваемым, а религии или духовные учения также и с непознаваемым. У науки для этого свои методы и приемы, а у духовно практикующих свои.

Неверно думать, что духовный мир (или, грубо говоря, мир сознания) – это нечто несуществующее, неопределенное, нечто типа фантазии, выдумки, над чем можно лишь посмеяться и от чего нужно отмахнуться, как от надоевшей шутки. Это мнение, как правило, людей самоограниченных, с недостаточной масштабностью мышления, не осознающих до конца окружающий мир, его широту и глубину, самих себя, своё Высшее Я. Такие люди находятся в состоянии "бодрствующего сна" разной степени погруженности, если можно так выразиться, в состоянии само-загипнотизированной сонамбулы. Для настоящего исследователя духовный мир также является объектом и предметом изучения. При этом есть понимание, что мы имеем дело с разными видами реальности, действительности. Поэтому в познании мира духовного (нефизического) существует своя специфика и своя методология, отличная от исследования мира материального (физического). В чем она?

Нау́ка - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Наука преимущественно изучает окружающий человека мир (внешний мир) и лишь частично касается мира внутреннего (сознания). Она работает с познанным на бытовом уровне и непознанным, находящимся за границами бытовых интересов, переводя его в разряд познанного. Для этого используется широкий арсенал приемов и методов: сбор научных фактов (через наблюдение, измерение, описание и эксперимент), их систематизация и обобщение, критический анализ собранного материала, построение причинно-следственных связей, определение закономерностей, формулирование гипотез и теорий, прогнозирование и проверка. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества. Научный метод основан на проверке, доказательстве, воспроизведении, фальсифицируемости. Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований.

У некоторых людей существует убежденность во всемогуществе науки, научного метода и уверенность в том, что со временем наука познает если не всё, то близко к этому. На мой взгляд, такая точка зрения характерна для людей, не особо представляющих себе бесконечность, многомерность мира и многообразие его проявлений. Впрочем, на сегодня ни данный тезис, ни обратный не может быть ни опровергнут, ни доказан. Что ставит его в разряд ненаучных.

Духовная или религиозная практика - сфера человеческой деятельности, направленная на познание внутреннего мира человека, его сознания и высших аспектов бытия, и на выработку знаний о взаимодействии своего Я с этими высшими аспектами. Духовное учение исследует прежде всего внутренний мир человека (сознание), его высшие аспекты (душу, Бога) и уже через это мир внешний. Духовные учения работают с непознанным, познанным и, в отличие от науки, с непознаваемым. Говоря духовное учение, я специально избегаю слова религия, так как в этом случае возникают ассоциации с организованными религиями, рассчитанными на массовое, упрощенное, нередко искаженное восприятие духовных истин. Разница между духовным учением и религией примерно такая же, как между классическими симфоническими произведениями Баха, Бетховена и других величайших композиторов и дешевой эстрадной попсой, рассчитанной на массового зрителя-обывателя.

Что интересно, духовные учения и практики используют те же самые методы познания, что и наука (наблюдение, описание, эксперимент, систематизация, обобщение, анализ, построение причинно-следственных связей, определение закономерностей, формулирование гипотез и теорий, прогнозирование и проверка), плюс специфические (например, медитация, молитва, откровения, ченнеленги и пр.). Разница также в том, что научный инструментарий работы с объектами и явлениями материального мира более разнообразный, чем духовный. Духовный инструментарий более ограниченный. Потому что мы имеем дело с сознанием, с явлениями, происходящими в нашем мозге и проявляющимися в самом сознании. Следовательно, многое можно изучить лишь с помощью самого мозга, как инструмента. К сожалению, невозможно взять фото-, кинокамеру или диктофон в путешествие вглубь сознания, чтобы убедительно и неопровержимо для стороннего зрителя показать и доказать то, что там происходило. С другой стороны, по мере сближения научного и религиозного научный инструментарий всё больше и больше используется для изучения духовных аспектов бытия.

Особенностью духовного метода является высокая степень субъективности в описании определенных вещей и постулатов, субъективное толкование результатов. Имеется трудность изложения, передачи человеческим языком образов и явлений, невероятно сложных или не имеющих аналогий в материальном мире, что также вносит элемент субъективности и неточности в учение. Это опять же связано со спецификой объекта изучения – сознания и его проявлений. Тем не менее, в сфере духовного знания тоже есть группа экспертов (из духовных Учителей), которые практически проверяют правильность постулатов духовной науки, развивают ее и передают этот духовный опыт своим последователям.

Как исследуются непознанные явления и проявление духовного в случаях, когда они не могут быть с высокой точностью проверены на практике, а потому доказаны без сомнений? Речь идет о вещах и явлениях, далеко выходящих за пределы материального мира. В таком случае используется (назову его) метод "сложения пазлов", где целостное знание получается за счет сложения всех имеющихся фактов и доказательств в общую картину, а недостающие элементы выводятся логическим путем или доставляются с помощью интуиции. Приведу аналогию из материального мира. Например, кто-то говорит, что на каком-то острове обитает неопределенное живое существо, но никто его не видел. В таком случае изучаются факты его проявления. Например, на берегу встречены незнакомые следы с когтями. На коре дерева оставлены ранее невиданные царапины. Найдены остатки животной пищи и ранее не встречаемые экскременты. И т.д. Таким образом, по форме и характеру этих признаков с определенной долей вероятности можно установить, что на острове обитает хищник с такими-то параметрами. Впрочем, биологи и палеонтологи уже давно успешно пользуются этим методом, когда по нескольким костям воссоздается предполагаемый облик животного. И это называется наукой. В духовной сфере аналогично. Разница лишь в том, что духовные "артефакты" невозможно выставить на обозрение посетителей музея.

В прошлом тексте речь шла о научном и религиозном как двух сторонах единого целого. Это предполагает их взаимодействие. И не просто взаимодействие, а сбалансированное взаимодействие. Как должен быть организован научный процесс для достижения гармонии между научным и духовным? Отчасти об этом уже говорилось по ссылке выше, а также в других темах из серии "Наука и лженаука".

Наука сегодня ничего не знает, что такое мысль и образ. Да и изучать их она начала сравнительно недавно, каких-то лет 150-200. Соответственно, ее результаты в постижении природы этих феноменов пока еще скромны (хотя нынешние темпы открытий в этой области впечатляют). Духовные учения исследовали феномен сознания и процесс его проявления достаточно глубоко, причем сделали это тысячи лет назад. Именно тогда у людей появились такие системы как йога, а также древние оригинальные практики лечения.

Также необходимо иметь ввиду, что явления, связанные или относящиеся к сфере духовного в своем большинстве не столько сверхъестественны, сколько естественны, но пока еще научно мало изучены. Поэтому история развития науки – это на самом деле ее борьба не с религией, а борьба нового знания со старым, раскрытие, уточнение и по-иному объяснение того, о чем говорят религии и духовные учения. Благодаря этому в настоящее время наблюдается процесс сближения науки и религии, в котором они взаимопроникают, взаимодополняются и трансформируется в нечто симбиотическое. Соответственно, меняются и обогащаются знанием люди, вовлеченные в этот процесс. Примеров этого как среди отдельных ученых, так и религиозных деятелей становится всё больше (к слову, я являюсь одним из них). В итоге сейчас на первый план выходит проблема общности языка для взаимопонимания и совместной работы на благо гармоничного будущего.

Как в целом сегодня видится процесс взаимодействия научного и духовного? Образно говоря, материальный мир, наука, научное знание – это фундамент, туловище. Духовный мир, религия, духовное учение – это крыша, голова. Таким образом, истинно ученый должен стоять на земле, но смотреть в небо. Или по-другому, твердо опираться на уже достигнутое и смело, творчески двигаться в непознанное.

Всё духовное, религиозное, Божественное на Земле, в материальном мире проявляется через материю. Жизнь возникает и развивается в биологических телах. Сознание, чувства, мысли, образы у человека, а также, по-видимому, и у остальных живых организмов появляются и проявляются в мозгу (нервной системе). Все так называемые сверхъестественные явления происходят благодаря физическим, химическим и биологическим процессам в окружающем нас физическом мире. Поэтому и рассматривать их необходимо в целостности и единстве материального и духовного.

Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)


(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/100514.html)

Comments

( 18 комментариев — Оставить комментарий )
viplissa
24 апр, 2012 13:21 (UTC)
Вы всё правильно пишете.Мне кажется,что это должно быть уже всем понятно.Но с другой стороны,сами учёные,известные и серьёзные специалисты наблюдают поразительные результаты опытов и сетуют,что ЭТО НИКАК НЕ ИССЛЕДУЕТСЯ! ведь без финансирования в большом объёме ничего не сделаешь.
В моём посте про -Зеркала- много высказываний учёных на тему изменённого сотояния сознания.В экспериментах участвовали люди из десятков стран,процесс опытов зафиксирован приборами.Но что они могут как энтузиасты?-расследование невыгодно традиционной науке,потому что тогда посыпется вся выстроенная ею пирамида.
А пока мы с вами будем по-прежнему биться головой о стену догм.
bp21
24 апр, 2012 13:41 (UTC)
Мне тоже кажется, что "это должно быть уже всем понятно". Но жизнь показывает, что это не так. До сих пор многие, если не большинство ученых, этого не понимают. По крайней мере, в моей стране, в моем окружении. Я "варюсь", в том числе, среди них и вижу, как они далеки от этого. Даже экологисты, защитники природы далеки от этого. Так сказать, мировозрение по традиции. Так что, думаю, здесь главное не в отсутствии финансирования, а в том, кто это финансирование определяет. Финансисты также далеки от этого.

Мне приходит на ум сказать "будем по-прежнему биться головой о бетонную лестницу догм". Это означает, что, пробив одну ступеньку, опираемся в другую. И так до бесконечности...

Укажите, плиз, ссылку на свой пост. Я был в отъезде и полнедели не имел доступа к компьютеру.
viplissa
24 апр, 2012 14:30 (UTC)
http://vipbabka.livejournal.com/391175.html-
здесь интересное видео и статья.
Ну и ещё, просто для того,чтобы Вы поняли,что не одиноки)))мой последний пост-
http://vipbabka.livejournal.com/391945.html
bp21
24 апр, 2012 14:42 (UTC)
Спасибо. Про зеркала посмотрю обязательно. Это мне интересно.
Про вдохновение, коммент оставил
annettika
24 апр, 2012 15:11 (UTC)
в том то и дело, что "духовные "артефакты" невозможно выставить на обозрение посетителей музея". Предъяви - и я поверю, а так... все домыслы и неправда, да и с тобой не все в порядке, слышишь в ответ.
bp21
24 апр, 2012 15:21 (UTC)
Как раз вчера слушал "Дома с Богом. Последняя беседа с Богом" (Уолш Нил Доналд). И там смысловая мысль - Покажи и я поверю. А я говорю, поверь и тогда увидишь. На себе убедился, что многое открывается даже не тогда, когда [интеллектуально] поверишь, а когда сольешься с верой, когда вера станет частью тебя, когда сам станешь верой.
fromblueplanet
24 апр, 2012 19:10 (UTC)
А мне понравилось сравнение духовного учения и религии с музыкой разных эпох. Точно подмечено! :)
bp21
24 апр, 2012 19:47 (UTC)
Почему акцентируется на "разных эпох"?
fromblueplanet
25 апр, 2012 11:08 (UTC)
Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен - композиторы разных эпох, т.к. жили и творили в разный промежуток времени, в разный период истории. Менялись эпохи - менялось мировоззрени.

Бах жил и творил в эпоху Барокко, когда преобладала монументальность в искусстве. В своей музыке он прославлял Бога, обращался через звуки к Всевышнему.

Гайдн и Моцарт - эпоха Классицизма. В основном писали для аристократии.

Бетховен - переходный период от Классицизма к Романтизму. Некоторые музыканты относят его к Позднему Классицизму, некоторые - к Раннему Романтизму. Но и те и другие считают его революционером как по жизни, так и в музыке.

В музыкальном искусстве определенный отрезок истории обычно называют эпохой.
fromblueplanet
25 апр, 2012 15:24 (UTC)
А в религию с каждой новой эпохой приподносится что-то новое. Вспомним, как в средние века происходили "чистки" еретиков и как сейчас религия вынуждена смириться с научными доказательствами.
bp21
25 апр, 2012 15:53 (UTC)
Бывает и наоборот, когда с новой эпохой выхолащивается что-то правильное старое.
bp21
25 апр, 2012 15:52 (UTC)
Благодарю за пояснение. Я изначально подумал другое, что в те эпохи попсы не было :) Хотя, впрочем, музыка в кабаках, например, была ведь.
kv0805
27 апр, 2012 20:02 (UTC)
не знаю - в тему ли, но вспомнила следующее:
- Если есть Бог, так покажите его!
- А у Вас есть глаза, чтобы его увидеть?
takaija
28 апр, 2012 06:24 (UTC)
Правильно написано, но "сбалансированное взаимодействие" - сложная задача... Взрослые люди, бывает, меняют свои воззрения. Многие из них - с трудом, через потрясения (так или иначе). Откуда надо начинать подготовку к этой системе знаний? Лучше - "с колыбели", наверно. Когда человек лучше открыт миру и меньше связан условностями.
Но учителя в школе (чаще всего) стараются преподать минимальный набор "общепризнанных" знаний по утвержденной программе своего предмета.

Действительно, "невозможно взять фото-, кинокамеру или диктофон в путешествие вглубь сознания, чтобы убедительно и неопровержимо для стороннего зрителя показать и доказать то, что там происходило". Это делает каждый опыт уникальным, сознание - обособленным от других.
Но - чем можно передать чувства, переживания? Та же музыка - может передавать эмоции, настроения. Но все обладают разной чувствительностью к ней. И многие настроены на разные колебания, разное находят гармоничным и прекрасным...
bp21
30 апр, 2012 16:16 (UTC)
С колыбели начинать лучше всего, когда духовная память максимально настроена (на тот мир, откуда душа пришла. Да вот беда, кто будет с колыбели учить? Если родители об этом не знают и не умеют, так как их в свою очередь не научили их родители, потому что не знали, а тех не научили их родители И так цепочка вглубь веков.

Восприятие. Известен не имеющий ответа вопрос: я вижу красную розу и ты видишь красную розу, мы видим красное одинаково или нет?
tililun_a
15 май, 2012 06:28 (UTC)
"рассматривать их необходимо в целостности и единстве материального и духовного"
Оно, конечно, всё так. Только вот в нашем обществе давно уже расчленили человека на мелкие кусочки и рассматривают эти кусочки отдельно друг от друга, вне зависимости от всего остального. Да, соглашаются, что одно на другое влияет. И, даже на третье и четвёртое... Только всё равно "отрезают" по маленькому кусочку, забывая, что кусочек -- это не целое, а целое -- это не набор кусочков. Увы.
bp21
15 май, 2012 21:30 (UTC)
Вот нам и соединять отрезанное воедино ...
( 18 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

bp21, Козулько, Беловежская пуща, бп
bp21
bp21_Георгий Козулько
Беловежская пуща - 21 век

Latest Month

Февраль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
Разработано LiveJournal.com